crimea-fun.ru

История возникновения балалайки. Балалайка — музыкальный инструмент — история, фото, видео История происхождения балалайки

С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Андреев создаёт «Кружок любителей игры на балалайке». После удачного выступления, с 1888 года начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» После одного из концертов А. Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева, тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу. Неутомимый пропагандист замечательного русского народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении многих лет они работают вместе. В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906-1907 гг., инструменты, сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали. С образованием Великорусского оркестра, воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892 года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей». В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...». Балалайка проникла в самую толщу народных масс. Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке, создавались оркестры народных инструментов. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера - умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры...

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Георгий Нефёдов

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.

Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел С песнею летучей, И сказать вам пришел Я на всякий случай: По душе, может, вам Роль моей хозяйки? Я всю жизнь вам отдам, Кроме балалайки. У подружки моей В струнах есть мечтания. Я хожу вместе с ней К милой на свидание. Играй, играй, балалаечка, Звезда висит над лесочком. Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка - России удивительная дочка! Юрий Визбор. Балалайка. 24-26 ноября 1975 г.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Хотя впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо – инструменте они играют.

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


Но некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.
Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого в 1880-х годах он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (например, Трояновский). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

Загрузка...