crimea-fun.ru

Эссе по обществознанию теоретическая аргументация. Шок — контент! банк аргументов для эссе по обществу

Тема взаимосвязи человека и общности людей - одна из самых актуальных, как в классической русской литературе, так и в современном мире. Общество - часть мира, которая живёт, развивается, имеет определенные временные рамки, ценности и традиции. А единицей общества является ни кто иной, как человек. Он не может выбрать объединение людей конкретно для себя: он становится частью социума уже с рождения. Именно он впоследствии формирует личность, её интересы и образ мысли. Но способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Может ли она развиваться вне его структуры? Как отражается общественное давление на индивидуальности? В данной подборке мы собрали аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», которые могут помочь ответить на эти вопросы.

  1. В своём романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой раскрывает двойственность природы русского высшего общества начала 19 века. С одной стороны, читатель наблюдает за жизнью высшего света Петербурга и видит целый мир, со своими законами и нравственными устоями, ориентированными на Европу. Однако во всех высоких взаимоотношениях Толстой подчеркивает одну яркую деталь - неестественность. Приторные натянутые улыбки, дамы в красивейших платьях, но холодные и мертвенно-бледные, словно созданные из мрамора, а за всем этим мнимым великолепием скрыты пустота и равнодушие. Обсуждение зарубежных новостей на великосветских приемах человеку думающему быстро наскучивало, и он вскоре разочаровывался во внешнем великолепии напыщенных господ. С другой стороны Толстой рисует портреты таких благородных и чутких представителей высшего сословия, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и других. В них теплится живой ум, есть интерес к миру и людям, они противопоставлены мертвецам из петербургских салонов. Однако все они чувствовали себя чужими в высшем свете, и даже не раз были им обмануты и опозорены. Их индивидуальность, выгодно отличавшаяся от серости и лицемерия общества, смогла сформироваться лишь в отдалении от него, благодаря исключительным семьям или же воспитанию за границей.
  2. Свой романтический идеал воспел М.Горький в произведении «Старуха Изергиль». Он воплотился в прекрасном юноше Данко, которому автор противопоставил образ юноши Ларры. Ларра, сын орла и женщины, не способный к истинной любви, жалости, самопожертвованию. Жизнь, великая ценность, хранимая человеком, становится для него сущим адом. Он не способен понять её хрупкости и быстротечности. Эгоистичный Ларра может лишь получать, но не отдавать взамен. И Горький подчёркивает, что Ларра никогда не обретет свободу, так как истинная свобода должна быть разделена с другими людьми для установления гармонии. Данко же, напротив, ничего не жалеет для общества. Он открыт миру и, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради спасения родного племени. Он заведомо не ждёт благодарности, ибо всё его существование направлено на людское благо. В служении обществу Горький видел смысл жизни.
  3. М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» остро ставит вопрос взаимоотношения общества и отдельно взятого человека. Его герой - истинный гений, написавший удивительный роман. Однако после публикации Мастер не обретает всенародную любовь, а наоборот, подвергается гонениям в печати. И от кого он получает эти полные ярости рецензии и памфлеты? От общества жалких графоманов из МАССОЛИТа, псевдописателей и завистников. Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
  4. Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество - сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути. Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню. Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
  5. Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром. Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая - его воля, вторая - общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей. Он срывает с них маски, дает им внутреннюю свободу, но неизменно каждый из них терпит крушение. Именно поэтому герой каждый раз остаётся в одиночестве, погруженный в глубокий самоанализ и поиски своего собственного «я». В таком обществе он просто не может найти себя и реализовать внутренний потенциал.
  6. В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» на примере одной зажиточной семьи показана жизнь дворянского сословия. Семья Головлевых, как непосредственная ячейка высшего общества, отражает все его самые чудовищные пороки: алчность, праздность, невежество, лень, лицемерие, глупость, неспособность к труду. Арина Петровна Головлева всю жизнь управляла имением, бездумно накапливала богатство, и вместе с этим морально и нравственно разлагала своих отпрысков. Она постоянно употребляла в речи слово «семья», но увидев, как всё нажитое ею добро расхватали её коварные дети, Арина Петровна поняла, что жила ради призрака, а настоящей семьи в её жизни никогда и не было. Так и «высшее» общество, жадное, беспомощное и ленивое, непременно найдёт свою погибель в собственных грехах, как показала история.
  7. Мир повести А. И Солженицына «Один день Ивана Денисовича» безрадостен, скуп на краски, беспросветен. Здесь у людей больше нет имён, главный определитель - лагерный номер. Человеческая жизнь утратила ценность, и повадки обитателей лагеря больше походят на звериные: всё, о чём они думают - это утоление своих биологических потребностей, чтобы не умереть. Среди них Иван Денисович Шухов и сам должен был давно озвереть, утратить человеческие качества. Однако он, наперекор всем трудностям судьбы, радуется каждому прожитому на Земле дню. Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился. Он ещё способен на сочувствие и жалость к ближнему. В противовес Ивану Денисовичу поставлены лагерные надзиратели, обеспечившие себе прекрасную жизнь, превратив заключенных в рабов. Они ставят себя выше обитателей лагеря, тем самым нарушая человеческие законы, исключая себя из человеческого общества.
  8. Противопоставляет героя обществу и А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным. Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает. Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир. Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.
  9. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне. «Безумный мир» пугает героя, внутренние терзания мучают его. Вдобавок к этому появляются и любовные перипетии. Его чувства к Аксинье, запретные, но глубокие, толкают Мелехова на серьёзные поступки - он бросает семью, идёт вразрез с общепринятыми нормами, чтобы решить, наконец, все неурядицы и бури души. Ему, уставшему от постоянных раздумий и разладов, хочется покоя и умиротворения. Именно поэтому, вернувшись домой, Мелехов выбрасывает ружьё в воду. Однако недальновидное общество не принимает его поисков, наклеивает ярмо «предатель» и преследует уже безоружного и сломленного человека, не зная сострадания.
  10. Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает, на что упадок общества толкает рядовых его граждан. Тому, что Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу, есть несколько причин. Одна из них, безусловно, имеет корни в личности Родиона. Но существенную роль в решении студента сыграло и общество, погрязшее в нищете и грехах. Самого Раскольникова душила паршивая нищета, и он, восприимчивый к чужим страданиям, пошёл на страшное преступление. Больше ничего не имеет смысла в обществе, где главной ценностью стали деньги, простые бумажки, и все давно забыли про высокую мораль. Простая девушка Соня Мармеладова становится на путь проститутки, чтобы заработать денег для семьи. А её отец, не думая о родных, пропивает всё в провонявших гнилью человеческих душ кабаках, в то время как увесистые толстосумы упиваются своим богатством, заработанным на жизнях простых людей. Так автор показывает, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя: его проблемы автоматически становятся твоими.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Задание №36 в ЕГЭ по обществознанию предполагает написание эссе по выбранному высказыванию. Для получения максимального балла по этому заданию необходимо аргументировать свою позицию. Очень часто выпускники не знают, какие аргументы приводить эссе. Для облегчения этой задачи мы создали сборник аргументов к эссе по обществознанию .

ФИЛОСОФИЯ

1. Добра и зла
2. Активной жизненной позиции
3. Истинных ценностей
4. Выбора, который приходится делать человеку
5. Человеческой памяти
6. Места человека в мире
7. Силы человеческого духа
8. Смысла жизни
9. Определения жизненных приоритетов
10. Взаимоотношений человека и мира
11. Манипуляции общечеловеческими ценностями
12. Памяти
13. Истины в современном мире
14. Свободы и ответственности
15. Соответствия желаний возможностям
16. Развития и регресса
17. Образования; получения знаний и роли знаний в современном мире
18. Роли образования; качества образования
Экономика
19. Контроля государства над экономической системой
20. Информации как основного фактора производства современности
21. Основных характеристик рыночной экономики
22. Недостатков и преимуществ командно-административной экономической системы
23. Правильного стимулирования труда рабочих
24. Разделения функций как фактора развития производства
25. Важности труда как фактора производства
26. Важности капитала как фактора производства
27. Социальной роли и функций предпринимателя
28. Роли и функций денег в экономике
29. Создания монополий
30. Государственных монополий и их роли
31. Роли конкуренции

СОЦИОЛОГИЯ

32. Конфликтных ситуаций внутри социальной группы
33. Конфликтных ситуаций между социальными группами
34. Внутриличностных конфликтов (взаимосвязи социальных ролей)
35. Конфликта поколений
36. Лидерства в социальной группе
37. Формирования социальных групп
38. Социализации, необходимости общественного влияния в жизни человека
39. Мотивации членов социальной группы
40. Роли агентов социализации
41. Взаимодействия науки и общества
42. Особой роли молодежи как социальной группы

ПОЛИТОЛОГИЯ

43. Роли государства в управлении обществом
44. Роли партий в политической системе
45. Недостатков и преимуществ демократического режима
46. Задач и сущности государственной независимости (суверенитета)
47. Взаимосвязи государства и политически активного населения
48. Способов влияния на принятие государственно важных решений обществом (выборы, митинги и т.д.)
49. Основных признаков государства
50. Особенностей тоталитарного политического режима
51. Особенностей авторитарного политического режима
52. Преимуществ и недостатков монархии и республики
53. Понятия политического многообразия мнений (политического плюрализма)
54. Существования обязательной идеологии как фактора развития общества
55. Народных восстаний: причин и способов их подавления
56. Поддержки демократии населением
57. Честности выборов
58. Гражданского общества и его основных признаков

ПРАВОВЕДЕНИЕ

59. Важности соблюдения правовых норм в обществе
60. Соотношения права и государства
61. Правового государства и его основных признаков
62. Прав и свобод личности
63. Справедливого правосудия
64. Важности конституционных норм в правовой системе государства
65. Борьбы с правовым нигилизмом
66. Правовой системы в условиях демократии и рыночной экономики
67. Понятия свободы личности и законных ограничений
68. Взаимосвязи понятий права и морали 69. Важности качества законов

БАНК АРГУМЕНТОВ для ЭССЕ по Обществознанию!!!
Специально, от куратора Романа!
Культура
1.1. Архитектура
Семь чудес света, среди которых сохранились только египетские пирамиды, но легенды о них переходят из поколения в поколение. Даже улицы Чебоксар воссоздают летопись истории города. Введенский собор рассказывает о XVII в., Успенская церковь - о XVIII в., особняк Ефремова о XIX в.
Цивилизация инков, возникшая в X веке до н.э. Во времена своего существования инки построили в своей стране прекрасные дороги , дворцы. У них существовало узелковое письмо, которое до сих пор не расшифровано. Об этом народе мы узнаем из записей захватчиков и архитектурных сооружений инков.
1.2. Искусство
Искусство подобно умному, понимающему человеку, с которым приятно пообщаться, потому что это несет человеку наслаждение. Ведь не просто так люди едут за границу, чтоб посетить Лувр или проходят сотни комнат Эрмитажа.
В самом широком значении культура - это все виды материальной и духовной преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Таким образом, культура - это все, что создано человечеством - от примитивного каменного топора до романов Достоевского.
По известному выражению, культура есть мера человеческого в человеке. Без культуры человек - просто животное, относящееся к роду Homo sapiens. Культура биологически не наследуется, а передается из поколения в поколение с помощью определенных знаковых систем (языка, письменности и т. д.), а также путем обучения и подражания. Об этом свидетельствуют примеры детей - «маугли», ведь культура передается в процессе воспитания и социализации.
Поэты, художники, музыканты посредством создания произведений искусства реализуют такой вид познавательной деятельности людей, как художественное познание. Но каждое из произведений передано по-своему: своим языком искусства, своим способом. Поэт передает при помощи слова те события, чувства, переживания, размышления, которые имели место в его жизни, в природе, в мире. Поэт может допустить художественный вымысел. Например, такие поэты как А.С. Пушкин, Тютчев, Бунин и другие многие свои произведения посвятили описанию природы.
Что касается художника, он действительно передает при помощи красок и цвета видимые явления, может их копировать, восстанавливать по памяти. Например, известные пейзажисты И. Левитан, В. Шишкин, И. Репин посвятили свои картины изображению действительности природы.
Музыкант при помощи звуков выражает также и видимые, и невидимые явления.
Например, услышав великолепное пение птиц, журчание воды, шелест листьев, П. И.

Чайковский сразу же воспроизвел эти явления в своем музыкальном произведении
«Времена года».
1.2.1. Искусство и вандализм
Не секрет, что многие деятели искусств умерли в нищете из-за невеж, ведь из-за них произведения часто не доходили до общества. Например, многие фильмы до
«перестройки» пролежали на полках архивов Госкино, так как были запрещены цензурой.
Или в итоге греко-римской войны из Греции были вывезены многие произведения искусств, но они ценились не по мере гениальности создания, а по мере ценности материала, из которого были сделаны. И вновь история как фарс повторяется дважды: при захвате Рима вандалы переплавляли золотые скульптуры в слитки.
Например, во время Октябрьской революции и гражданской войны уничтожалось много памятников культуры, посвященных царям, государственным деятелям, церкви.
Невежественный народ не понимал, что это произведения искусства, он думал, что избавляется от буржуазных атрибутов. А во время инквизиции в XII-XVII в.в. в Европе было сожжено огромное количество картин и научных книг (проявление невежества католической церкви). Невежество нанесло непоправимый вред, потому что взгляды невежественного человека были загнаны в религиозные, бытовые рамки.
1.3. Цивилизация
Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому, точнее сказать, когда умирает культура, умирает и цивилизация.
Когда в древнеримской цивилизации в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла.
Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную,
Советский Союз распался.
1.4. Мораль
В настоящее время во многих странах законом разрешены аборты. То есть на женщину ложится огромная моральная ответственность – сохранить ли будущего ребенка или прервать нить его жизни. С точки зрения закона эти действия не будут являться убийством. А с точки зрения морали аборт это неправильно и общественное мнение отрицательно относится к такому решению. Но если женщина не может обеспечить будущего ребенка, если она смертельно больна – как тогда оценить ее действия с точки рения морали? Больше вопросов, чем ответов.
Мораль регулируется не только за счет самоконтроля, но и с внешней стороны. То есть общество в целом следит, регулирует и дает оценку действиям конкретного индивида. В годы Великой Отечественной войны Сталин издал приказ: «Ни шагу назад!», который заведомо обрекал людей на смерть. Таким способом, он хотел спасти страну и весь мир от фашизма. Возможно, в той сложной, трагической для страны ситуации поступить по- другому было невозможно.

Философия
2.1. Деятельность
Ф. Шиллер: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества.
Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое.
В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так, моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное - в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
2.2. Наука и открытия
Очень яркими, на мой взгляд, примерами дерзости являются утверждения Дж. Бруно, Г.
Галилея, что земля круглая, и она вертится. Это действительно было дерзостью в их времена, расходилось с учением католической церкви о том, что земля плоская и вокруг нее вертится Солнце. Каждого, кто сомневался, ждал костер инквизиции. Если продолжить эту тему, то путешествия Магеллана тоже были дерзостью, желанием доказать через кругосветное путешествие, что земля круглая. И он это сделал. Очень многие открытия в географической науке были следствием великой дерзости путешественников.
Приведем такой аргумент: когда в 5-7 классах мы изучали математику, ботанику, физику, казалось, каждая наука существует сама по себе. Но в 11 классе все науки стали сливаться, знания по математике стали помогать в физике, физические знания - в химии, химические - в биологии и т. д. Каждый кирпичик стоит на свои месте, и появляется целое здание - научная картина мира.
Приводимые факты нужно обобщить, объединить в стройную систему, как и груду камней. Ученые не просто собирают факты. Они сравнивают их, выявляют общие признаки и отличия и на основании этого систематизируют полученные знания.
Подобным образом шведский натуралист Карл Линней на основе сходства по некоторым наиболее заметным признакам классифицировал организмы по видам, родам, классом.
Англичанин Томас Юнг дал объяснение явления дифракции.
В науке известны такие открытия, как паровой двигатель. Данное открытие не осталось в истории просто фактом, а получило дальнейшее развитие. Физика обобщила этот богатый опыт, и появился раздел «классическая термодинамика».
В науке выделяют два пути развития: постепенный и через научные революции.
Строительство дома схоже с первым путем развитием науки, ведь дом не может быть построен, если не будет последовательности. Так, Герц открыл электромагнитные волны,

а русский ученый Попов на их основе изобрел радио. Таким образом, как здание воздвигается, опираясь на фундамент, а далее ложится камень на камень, так и в науке - сделав научные открытия, ученые стараются доказать их научную ценность через практическую деятельность.
2.2.1. Образование
Ньютон был выдающимся физиком, механиком, астрономом и математиком. Именно знания, которыми обладал Ньютон, позволили ему видеть дальше других и открыть свои законы в физике, математике и астрономии. Он должен был усвоить знания, которые были известны до него. Эти знания послужили лестницей к плечам гигантов. Этой лестницей для Ньютона послужил Кембриджский университет, где он получил основное образование. Большую роль сыграло и самообразование. Полученные в университете знания об открытиях Коперника, Галилея, Декарта, Гюйгенса были позже уточнены и обоснованы Ньютоном. Закон о всемирном тяготении обосновал геоцентрическую систему мира Коперника, а три закона Ньютона завершили труды Галилея, Декарта,
Гюйгенса и других физиков. Вряд ли Ньютон смог открыть эти законы, будучи незнаком с учениями предшественников. Это говорит об одной из моделей развития науки: модели постепенного развития. Сущность модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
Всё больше и больше природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Однако далеко не всё, что изобрёл человек пошло ему на пользу. К примеру, открытие ядерной энергии позволило людям сберегать природные ресурсы и в то же время стало причиной массовых разрушений и смертей. В результате это, вроде бы мирное открытие породило такую глобальную проблему, как опасность мировой ракетно- ядерной войны.
2.3. Мировоззрение
В современном мире опасно доверяться людям, поэтому, как сказал автор высказывания
А. Поп, все взгляды «как наши часы, показывают разное время, но каждый верит только своим». И я считаю, что это правильно. Я сама лично не раз становилась свидетелем того, как люди по глупой доверчивости совершали большие ошибки и попадали в неприятные ситуации.
В литературе можно увидеть немало примеров, когда взгляды людей расходились довольно серьезно. К примеру, известного поэта Маяковского поначалу отрицали многие современники, на их взгляд, этот поэт писал неправильные стихи. Однако Маяковский никого не слушал и писал такие стихи, какие он хотел. Итог мы знаем – знаменитые стихи этого поэта любят тысячи людей до сих пор.
2.3.1. Влияние СМИ на мировоззрение
Вот более позитивный пример влияния СМИ на сознание общества: чтобы Александра
Исаевича Солженицына признали классиком русской литературы , ему пришлось пройти длинный путь непризнания и гонений равный почти 90 годам жизни, а о талантливом писателе Евгении Гришковце сообщили СМИ, и его имя стало широко известным в короткий строк. Через сколько лет мы бы узнали поэта и барда Владимира Высоцкого, если бы не «магнитофонная революция» в СССР 70-х годов.
С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации

ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.
Политика
На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть также международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой.
Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны.
Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ, ООН,
ОПЕК, МККК, ВТО и другие и множество международных документов, которые регламентируют жизнь людей в мире.
Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.
А.И. Герцен: "Массы хотят остановить руку, нагло вырывающую у них кусок хлеба, заработанный ими, - это их главная потребность. К личной свободе, и независимости слова они равнодушны; массы любят авторитет, их ещё ослепляет оскорбительный блеск власти, их ещё оскорбляет человек, стоящий независимо; они под равенством массы понимают лишь равномерный гнёт".
О. Бисмарк: "Революции подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы".
Ярким примером в русской истории революции, не принесшей всех ожиданий восставших и возникшей из-за утраты доверия власти в стране, является революция 1905-1907 года.
Царь Николай II не смог принять вовремя сложные решения, которые бы принесли коренные изменения не только в социальной и духовной жизни, но и в политической. Но даже первая российская революция не разрешила всех проблем, которые её породили.
Также революционные события 1905-1907 года имели отрицательные последствия для страны, а точнее, для её экономики: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство, так же были сокращены капиталовложения в экономику России.
Философ Ф. Ницше некогда воспевал идею сверхчеловека и сверхнации. Так, по Ницше, нация арийцев обладает полным набором лучших качеств и с ней не сравнится никакая другая. Идеями Ницше прониклись такие великие тираны как Муссолини и Гитлер.
Именно в Италии впервые зародился фашизм, а в Германии – национализм и появилось такое страшное понятие как шовинизм. Шовинизм – это крайняя форма национализма, приводящая даже к вооруженным столкновениям между нациями.

Английский поэт Оскар Уайльд: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа».
На мой взгляд, американцы ошиблись, выбрав президентом Джорджа Буша-младшего. Он втянул США в войну в Ираке, при нем в стране начался финансовый кризис. В ноябре
2008 года американцы выбрали молодого и амбициозного претендента от демократической партии Барака Обаму. Впервые в истории США президентом стал темнокожий гражданин. С ним американцы связывают надежды на исправление ошибок, допущенных предшественником.
Избиратели России, пользуясь правом прямого, равного, тайного голосования на демократических выборах, избрали президентом молодого, но уже опытного политика
Дмитрия Медведева. Он, как и Владимир Путин, представляют новое поколение российских политиков. Сплоченные в команду единомышленников, они намерены сделать нашу страну процветающей и комфортной для простых граждан.
Менялись времена и нравы, но предсказатели и «посвященные» были всегда и в любом обществе. Еще в древнем мире, до возникновения государства, человек пытался подмечать особенности окружающей обстановки, предшествующие тому или иному явлению. Отсюда и появились народные приметы, порой ничем не обоснованные. Затем возникло и религиозное представление о мире , когда первопричиной любого события считался Бог или боги, в зависимости от религии. «И волос с головы не упадет без воли
Господа», как говорили и говорят по сей день православные христиане.
Институт жречества, что был развит в ряде религий, состоял из людей, имеющих так называемую «прямую связь» с богом, умеющих предсказывать. В Древней Руси, еще задолго до Крещения, роль своеобразных жрецов выполняли волхвы. Астрология и оккультизм – одни из самых древних наук. Люди, владеющие отнюдь не общедоступными техниками, предсказатели, пророки и толкователи снов как были ценны при любом царском дворе, так и ведут успешную деятельность в наше время. Согласно астрологии, судьба человека определяется положением звезд, под которыми он был рожден; также, по положению звезд можно предсказать ход любого события, смерть, судьбы народов. Люди, владеющие оккультизмом, имели возможность в некоторой степени влиять на события, но, опять же, нередко платили за это жизнью, здоровьем и судьбой, так как нарушали космическое равновесие.
Если проанализировать гороскопы нескольких известных вождей, как считается, повлиявших немало на ход истории, например, Наполеона, Ганнибала, Гитлера и Сталина, мы обнаружим интереснейшую вещь: гороскопы идентичны, хотя это и очень редкое положение звезд. Выходит, судьбы этих людей и народов, которыми они правили, были заранее определены?
Существует множество фаталистических философских концепций. Например, Лев
Гумилев, известный историк и философ, считал, что те или иные исторически важные события связаны с особой активностью Солнца в определенных точках земного шара.
Довольно популярна сейчас теория о существовании на Земле зон повышенной геоактивности, то есть мест, где с высокой вероятностью и определенной частотой происходят нежелательные события.
Идея того, что человек способен своими силами формировать и менять ход истории, относительно нова. Впервые она возникла в Европе, когда церковь начала терять свои позиции, появились философы-просветители, в развитом мире заговорили о человеке- личности, возникла теория масс Х. Ортеги-и-Гассета. Многочисленные революции и

перевороты повлекли за собой возникновение новых идей и отказ от старых. Все большее развитие получал процесс интеграции между народами, происходил культурный обмен.
Так, идеи «нового человека» достигли нашего патриархального государства. Рушились устои, возникли понятия правового государства и гражданского общества.
Например, революция 1905-1907 гг. в России. Ещё в годы Русско-Японской войны идеологи различных партий формировали сознание солдат в нужном им направлении.
Они говорили им о том, что война ведётся исключительно ради интересов правителей государств, а простому народу она ничего не даст, а знание "истинных" причин войны спровоцировало революцию.
В своей предвыборной программе Шарль де Голль утверждал, что не даст Алжиру независимости (в то время Алжир был французской колонией), но, став президентом
Франции предоставил Алжиру свободу. Конечно, с одной стороны, он обманул своих граждан, это неприятно, но с другой стороны, война за Алжир могла принести немало проблем Франции. И выбор де Голля был верным.
Из истории нашего государства известно решение Кутузова оставить Москву, но сохранить армию, чтобы затем разгромить захватчиков Наполеона. И опять же это было верное решение, хотя многие были недовольны им. История это доказала.
Правоведение
Слабость государства проявляется в его неспособности настоять на соблюдении законов.
Так иногда было в годы перестройки, когда вспыхнул сепаратистский мятеж в Чеченской
Республике. Его спровоцировала либеральная политика Центра по отношению к субъектам федерации. Только государственная воля, проявленная президентом
Владимиром Путиным, позволила прекратить военные действия. Проявление силы иногда выступает необходимостью и во внешней политике. Так, благодаря силе российской армии, действовавшей в рамках норм международного права, был предотвращен геноцид южноосетинского народа, Абхазия и Южная Осетия стали субъектами международного права.
Если в отдельные кризисные периоды развития общества, как, например, в военное время или в условиях экономического кризиса , закон ущемляет чьи-то интересы, он не перестает быть обязательным для исполнения правовым документом. Демократическое государство действует в интересах всего общества, и оно должно защищать и общество и себя, как механизм управления, всеми законными средствами.
Римские юристы говорили: «Закон суров, но это закон», подчёркивая тем самым, что его следует обязательно исполнять. Однако закон сам по себе не исполняется, да и общество состоит не только из законопослушных граждан. Поэтому, если кто – то восстаёт против существующего порядка, по отношению к нему принимаются силовые меры со стороны государства. С этой же точки зрения, слабость государства заключается в его неспособности поддержать должное исполнение закона.
Необходимость проявления силы иногда выступает и во внешней политике. Так, благодаря российской армии, действующей согласно нормам международного права, в августе 2008 года, грузино-южноосетинский конфликт был завершён силовым принуждением грузинской стороны к миру.
Из источников СМИ мы знаем большое количество судебных дел и разбирательств, в

которых высокопоставленные чиновники или врачи с большим стажем, являясь виновниками преступления, не несли наказание в полном объеме. В делах, в которых вся вина перекладывалась на пострадавших, доказывалось то, что сами пострадавшие виноваты, а не тот или иной чиновник.
В газете «Комсомольская правда» я прочитал статью, в которой рассказывалось о том, как депутат Кемеровской области ехал по шоссе с большой скоростью и, не заметив переходящего дорогу ребёнка, сбил его. Депутату удалось скрыться с места преступления, но проезжавшие мимо водители смогли запомнить номер его машины. По номеру машины установили водителя. Узнав, что это местный депутат, все обвинения по делу сняли, сославшись на то, что ребенок переходил дорогу в неположенном месте. На этом примере мы можем убедиться в том, что закон не для всех имеет одинаковый смысл.
Можно привести и антипример, доказывающий, что не всем чиновникам удается избегать наказания и нарушать право, то есть совокупность юридических норм, воплощенных в виде законов и других нормативных актов, подлежащих обязательному соблюдению.
Михаил Ходорковский, человек, который сидит в тюрьме за то, что украл в 1998-2004 годах нефти почти на 900 миллиардов рублей и легализировал вырученные от ее продажи средства. Он осужден по закону и несет полную ответственность за содеянное, несмотря на свой статус.
Толпа - это огромная опасность для других людей. Таким примером может быть историческое событие, которое происходило в Варфоломеевскую ночь, где толпа религиозных фанатиков убивала всех, не разбирая, кто перед ней – католик или гугенот.
Современным примером являются футбольные фанаты, которые после поражения своей любимой команды готовы «разорвать» все на своем пути.
В толпе людей без определенной цели селиться паника, которая приводит к массовой истерии или сумасшествию. Люди действуют как во сне, когда все дозволено - кричать во весь голос, разбивать витрины, переворачивать и жечь автомобили, драться и убивать, наконец. В толпе человеку кажется, что он непобедим и неуязвим. Подобная экзальтация
- вовсе не достояние далекого прошлого. Так вела себя толпа, например, в Париже в мае
1968 года или в Москве в октябре 1993-го.
Самым ярким примером, показывающим значение свободы для человека, является рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства труда являлся собственностью своего хозяина - рабовладельца. В истории России таким примером является крепостное право. Но каждая новая ступень общественного развития добавляет новые качества свободе и равенству людей, распространяя их на все более широкий круг субъектов.
Допустим, человек хочет украсть что-либо или совершить убийство. Однако каким бы сильным не было его стремление к делинквентному поведению, общество запрещает ему это сделать: во-первых, законом предусмотрено наказание за совершение противоправного деяния, во-вторых, общественная мораль его, скорее всего, осудит. Или человеку хочется сломать посаженные в парке деревья, сорвать цветы, но он, зная о том, что общество применит к нему за это формальные (привлекут к административной ответственности) и неформальные (друзья перестанут с ним общаться, коллеги перестанут с ним здороваться и т. п.) негативные соц. санкции, не совершит такого поступка.
Я считаю, что в мире существуют «статусные» государства, т.е. государства, которые могут нарушить закон и при этом не понести никакого наказания. Так, например, Гаагская Конвенция 1954 года запрещает уничтожение культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Но США,

еще один из способов усыпить бдительность клиента. Сначала цены искусственно завышаются в 3 раза. Товар не пользуется спросом. Потом объявляется льготная распродажа со скидкой в 30 %. В результате – спрос превышает предложение. В итоге люди покупают товар с накруткой в 200 %. При этом многие довольны, что им удалось купить что-либо так дешево.
5.3. Капитал
Форд начал свою карьеру с первого автомобиля. Если бы деньги, полученные за него, он потратил только на текущие нужды, он никогда бы не смог основать компанию по выпуску автомобилей. Вложение первоначального капитала в дело стало основой его богатства.
5.4. Торговля
Возьмем, к примеру, Древнюю Русь. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из
Приднепровья; из Волыни во все земли везли соль; с севера на юг - меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали зарубежные товары: ткани, оружия, драгоценные камни, украшения, церковная утварь, вино. Таким образом, благодаря торговле происходило процветание и развитие государств.
Я считаю, что хорошо развитые отношения в стране - знак развитой экономической жизни страны. Поэтому президент Чувашии Н.В. Федоров часто говорит: Чтобы хорошо зарекомендовать себя, нужно выйти на европейский рынок. Понятие «рынок» подразумевает сферу обмена товара на деньги и денег на товары, взаимодействия производителей и потребителей в масштабе региона, страны и всего мира. Чувашия уже пытается выйти на европейский рынок. Организовывая различные выставки, мы привлекаем различных инвесторов, которые заключают договоры на покупку нашей национальной продукции. Тем самым мы получаем деньги, а они товар. Их деньги идут на производство нового товара, а наш товар идет для развития их экономики.
5.5. Цена
Высокодоходной является нефтедобывающая промышленность. Однако не все могут заниматься добычей нефти, т. к. для этой деятельности требуется дорогостоящее оборудование, которое не могут себе позволить не только мелкие предприниматели, но и даже некоторые страны. Еще не забыт тот факт, что в середине 90-х годов XX века в
Янтиковском районе Чувашской Республики проводили поиски нефти. Это происходило не за деньги республики, а обеспечивалось одной из крупных компаний, занимающейся разведкой и добычей нефти в стране.
Черная и красная икра являются деликатесом , каждый хотел бы иметь их у себя на столе, но из-за дороговизны не каждая семья может себе позволить ее. Добыча икры ограничивается, иначе цена на икру будет падать, и прибыль будет оставаться неизменной как при увеличенном объеме, но низкой цене, так и при низком объёме, но высокой цене продажи.
С другой стороны, это способствует сохранению ограниченных природных ресурсов.
Цена и другие инструменты рынка действуют как невидимая рука рынка, которая регулирует ограниченные ресурсы в экономике.

Социология
6.1. Алкоголизм
При отсутствии продуктов питания умирают бедные люди, в отдельно взятых странах.
Например, в некоторых странах Африки самые бедные, неимущие умирают от голода, а богатые, сытые здравствуют. Алкоголизм убивает и бедных, и богатых, и голодных, и сытых, умных делает безумными. Имеют место примеры, когда у людей образованных было все: и хорошая работа, и достойная зарплата, и благополучная семья. Но постоянное употребление алкоголя лишает их всего. Человек, деградируя, умирает. Война также уносит здоровых и крепких людей: и стариков, и взрослых, и детей. Но война не может охватить всю планету разом. Она начинается в одной стране, затем продолжается в другой. Например, Вторая мировая война унесла много жизней, но, тем не менее остались здоровые люди, благодаря которым появилось новое поколение. Алкоголизм я хочу сравнить с чумой, ведь не зря говорят, что «алкоголизм - чума XX века». Чума - это черная смерть, унесшая много жизней. Но, тем не менее, она была остановлена.
Например, в Лондоне в 1664 году разразилась чума, а потом в 1665 году Лондон сгорел, уничтожив всех больных и грязь.
Если открыть газету «Жизнь» и почитать рубрику «Сводка МВД», то обязательно встретим заметку о том, что нигде неработающий алкоголик гражданин X. в пьяной драке убил своего собутыльника. Так он стал преступником. А сколько примеров, когда ради денег на выпивку человек идет на кражу и разбой. В подтверждении этому имеется и официальная статистика: одна треть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Все это рушит жизнь других ни в чем неповинных людей.
6.2. Человек и социум
Ярким примером являются так называемые «дети-маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-
6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим не менее показательным примером являются дети, выросшие в асоциальных условиях - дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу; замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей; у них низкая самооценка; они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит, и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни

больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.
На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство.
Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример иллюстрирует связь правовых норм и социальных отношений. Общественная жизнь находится в постоянном изменении и развитии, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным.
В архитектуре есть понятие краеугольного камня – камня, держащего все здание. Вынь его – здание обрушится. А в обществе все камни – краеугольные. Без какой-либо части все рухнет.
«Человек стоит в центре мира»,- вот девиз гуманистов Средневековья.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество социализировало его, позволило ему раскрыть свой духовный и нравственный потенциал. Оно предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные» дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил блестящее образование (МГИМО), стал принимать участие в политической жизни России. Я считаю, что именно такие люди должны стоять на столь высших государственных постах.
В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их».
Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» - помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность.
В Ростове-на-Дону в конце 1990-х годов обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье , где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе.
В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.
6.3. Конфликты

События 9 января 1905 года -«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь
Николай II не воспринял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстрелял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию привой русской революции 1905-1907 годов.
Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела история Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Чеченской
Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам.
6.4. Нация
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации.
Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.
Я согласна с высказыванием автора и хотела бы привести в пример базовые ценности российской культуры. В России, в отличие от Запада, природа не давала человеку надежды на то, что ее когда-то удастся «приручить» и «одомашнить». Природа приучила человека к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил. Ни один народ в
Европе не способен был к такому напряжению труда на короткое время как русские.
Кажется, не найти было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду, как в России. До сих пор русские люди надеяться на «авось», откладывают на завтра.
Или взять другой народ - японцев. Положение после Второй мировой войны заставило их отказаться от выходных дней, чтобы поднять «на ноги» свою экономику. Сегодня у них в этом нет необходимости, но трудолюбие у них в крови. Интересно проследить, как историческая судьба может разделить единый народ. Южные славяне в средние века оказались в разных исторических условиях. Хорватия, вошедшая в Германскую империю, испытала влияние западной цивилизации, боснийцы приняли мусульманскую веру, войдя в состав Турецкой империи. Теперь это разные народы, хотя они имеют общее происхождение и язык. Так и различия между Западной и Восточной Украиной объясняются различием их исторических судеб.

1
Сборник аргументов к ЕГЭ по обществознанию!
Вступай в группу
vk.com/repetitor_naumov
и получай сюрпризы и подарки!
Бесплатно и на 100 баллов!;)
Ребята, спасибо за то, что пользуетесь моими наработками! Все пожелания, замечания и
исправления направляйте по адресу
vk.com/victor_naumov
ПРОБЛЕМА
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Возможные аргументы
Проблема добра и зла
Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни. (Альберт Швейцер)
Добро по указу - не добро. (И.С. Тургенев)
1) Философия Огюста Конта «Альтруизм» – жизнь во благо других.
2) Антисоциальные поступки диктаторов (А.
Гитлера) приводили к ухудшению уровня жизни населения групп стран, выливались во всеобщий хаос и страдания миллионов людей.
Просоциальные
(на пользу обществу) реформы, наоборот, устраняли противоречия между социальными группами, повышали нацеленность на сотрудничество и мотивировали государства на поиск компромисса как пути решения значимых проблем. Примером

2 таких реформ может послужить отмена кастовой структуры в Индии (1950), создание международных организаций
(ООН).
Проблема активной жизненной позиции
« Назначение человека в разумной деятельности». Аристотель.
1) Удовлетворение всего спектра потребностей человека (от биологических до духовных) невозможно без активной деятельности индивида. Например, для написания повести человек должен продумать сюжет произведения, написать основную часть и кропотливо ее довести до совершенства.
Например,
Некрасов работал над некоторыми стихотворениями несколько лет.
2) Отсутствие трудовой активности может стать причиной «болезни цивилизации» - гиподинамии. Данный диагноз опасен для сердца и сосудов индивида, так как без физической и умственной активности у человека меняется состав крови и сердце работает намного хуже Исследованием гиподинамии занимался российский ученый Ужегов.

3 3) Важна не только физическая, но и умственная активность. Учеными доказан тот факт, что при интенсивной мозговой активности организм теряет количество калорий, сопоставимое с физической тренировкой.
Следует добавить, что человеку как биосоциальному существу не достаточно удовлетворять только физиологические потребности. А для потребностей, занявших место на вершине пирамиды А. Маслоу, нужна также и работа высших центров головного мозга.
Проблема истинных ценностей
Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодарялюбви и преданности людям и объективным реалиям этого мира. А Энштейн.
1) Ценности неразрывно связаны с тем, как их оценивает индивид.
К примеру, представители аскетизма
(например, старец
Капитон) не признают вещественные ценности в качестве главных. Сторонники утилитаризма (И.
Бентам) , и стремятся извлекать пользу из всех предметов внешнего мира. Это дополнительный аргумент, подчеркивающий истинность ценностей

5 вариантов событий, выбирая самый выгодный. Данную теорию разрабатывал Д. Цебелис.
2) В то же время личность при избрании того или иного варианта поведения не всегда руководствуется понятием выгодности. К примеру, ваш друг может не совершать выгодную сделку, если она может навредить вам. Еще одним примером могут послужить солдаты, продолжающие безнадежный бой при полученном предложении сдаться в плен. Данные ситуации заставляют нас задуматься о важности выбора человека, о важнейшем критерии выбора – нравственности.
Лишь чувствуя ответственность за свое поведение, индивид способен предпочесть просоциальный (полезный обществу) вариант поведения. О нравственном выборе писал Лоуренс Колберг.

Проблема человеческ ой памяти

«Всемирная история есть сумма всего того , чего можно было бы избежать» (Б. Рассел)
1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе-завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.
2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных

6 государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.

Проблема места человека в мире
«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В.
Жемчужников)
1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению.
Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия
(ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности.
Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис.
2) Место человека в мире должно осознаваться индивидом самостоятельно при помощи системы общественных ценностей, усвоенной в результате социализации.
Система ценностей сформировалась постепенно, с ходом истории, и видоизменяется по сей день. Девиантное поведение личности нередко приводит к существенным проблемам для всего общества. Герой романа
«Преступление и наказание» Родион Раскольников не смог соблюсти систему социальных норм и совершил преступление – убил человека.
Если бы Раскольниковпонимал свое место в мире и сохранил бы крепкую связь с его системой норм , то никогда бы не совершил данного преступления.
Проблема силы человеческого
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого
1) Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских

7 духа доходит человек» И.В. Бердяев танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.
2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам.
Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной
России золотую медаль на чемпионате мира.
Проблема смысла жизни
Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить
И.
Бергман
1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни.
Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты
(исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.
2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии
(пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов

8 сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.
Проблема роли искусства
(формирования гармонического мировосприятия)
«Искусство должно учить добродете ли и ненавидеть порок» (Д. Дидро)
1) Воспитательная функция искусства играет важную роль в процессе социализации. Кинематографическое искусство играло важную роль в воспитании молодежи в советские времена. СССР (посредством
Министерства просвещения) тратил значительные ресурсы на поддержание системы пропаганды, воспитывающей сплоченное общество патриотов
2) Недаром ученые выделяют мировоззренческую функцию искусства
(например, Л. Выготский). Оно формирует мировосприятие посредством художественных образов. Искусство фотографии позволило взглянуть на всю биосферу по-другому. Любой индивид, имеющий доступ в
Интернет, может познакомиться с практически всеми уголками планеты
Земля. Образное восприятие всего мира позволяет человеку построить прочную систему взглядов на свое место в мире.

9
Проблема определения жизненных приоритетов

Познание и жизнь неотделимы»
(Л.Фейхтвангер).
1) По словам французского писателя Д.Дидро, лучше «изнашиваться, чем ржаветь». Это высказывание прекрасно дополняет мысль Фейхтвангера.
Раскрывая задатки, совершенствуя себя, человек становится личностью
2) Пирамида А. Маслоу в качестве самых сложных потребностей признает потребность в самореализации и саморазвитии. Без крепких жизненных приоритетов индивид не сможет удовлетворить данные потребности, и вся его деятельность будет направлена на удовлетворение физиологических и,отчасти, социальных потребностей.
Проблема взаимоотношений человека и мира
«Мир ‐ это зеркало, и оно возвращае т каждому его собственное изображ ение» У. Теккерей
1) Большинство поступков личности имеют непосредственное воздействие на общество. Если данный поступок направлен на улучшение уровня жизни общества (помощь нуждающимся, озеленение района), то социум поощрит поведение данной личности с помощью позитивных санкций. В то же время антисоциальные поступки (убийство, грабеж) вызовут негодование в обществе, и индивид будет наказан на основании санкций, указанных в
Уголовном кодексе России.
2) Деятельность индивида находится в постоянной кооперации с природой.

10
Неразумное, разрушительное воздействие (интенсивная вырубка лесов в долине Амазонки была признана ООН экологической катастрофой) приведет к глобальным экологическим проблемам , а созидательные действия будут способствовать «диалогу» между обществом и природой и повысят качество жизни человечества.
Проблема манипуляции общечеловечески ми ценностями
Умеющие
манипулировать
общественным мнением знают , как ловить рыбу в мутной воде.
©Вильгельм Швебель.
1) Манипуляция общественными ценностями производится социальными группами – лидерами общественного мнения. С помощью различных механизмов (СМИ, проведении социальных опросов) данные лидеры изменяют социальное сознание в выгодную для себя сторону. Зачастую задача манипуляторов – «подготовить» социум к грядущим реформам, чтобы избежать негативной реакции общества. Задачи, поставленные перед лидерами мнений, чрезвычайно сложны, поэтому умение манипулировать сознанием социальных групп высоко ценится в наше время. Например, перед повышением штрафов за нарушение правил дорожного движения, государственные СМИ включают в сетку вещания больше программ, показывающих общественный вред от слишком быстрой езды.
2) Манипулирование ценностями часто связано с политическим курсом государства. Например, перед введением «сухого закона» в СССР (1985) значительно выросла антиалкогольная пропаганда, чтобы данное ограничение не воспринималось обществом болезненно.
Проблема памяти
«Мы не должны дозволить никому п еределывать историческую истину» (
1) Исторические ценности нередко оказываются средством достижения геополитических целей. Подменяя объективные факты выгодными

11
Н. Пирогов). суждениями, политики могут добиться изменения общественного сознания (например, в период Осетинского конфликта 2008 года некоторые СМИ намеренно искажали действия российской армии, стремясь показать Россию в качестве агрессора)
2) Государству следует также следить за отношением своего населения к истории страны. Известное высказывание советского писателя В.
Пикуля «будущее имеют страны, у которых есть прошлое» доказывает, что подмена истории государства грозит разрушением патриотической мысли и приводит к его гибели.
Проблема истины в современном мире
Река истины протекает через каналы заблуждений. Тагор Р.
1) Обществоведы выделяют несколько разновидности истин. Среди них
– абсолютная и относительная истина. Первый вид – это идеальная
(утопичная) категория, информация, которая никогда не может быть опровергнута. Относительная же истина зависит от внешних факторов (например, высказывание «карамель сладкая» будет зависеть от предпочтений человека, который ее попробует).
Высказывание Белинского В. Г. «Истина выше людей и не должна бояться их» подтверждает, что наука должна стремиться к абсолютной истине. Именно это стремление является причиной прогресса общества.
2) Абсолютная истина зачастую недостижимая категория. Например, казалось бы, бесспорное высказывание «вода закипает при 100 градусах по Цельсию» оказывается ложным, если проводить эксперимент на высоте 5 километров от уровня моря (вода закипит

12 при 85 градусах). Данное утверждение доказывает, насколько высока ценность абсолютно истинного суждения.
Проблема свободы и ответственности
Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.Камю А.
1) Изречение Б. Спинозы «Свобода – есть познанная необходимость» подчеркивает осознанный характер данного понятия. Философы разграничивают понятие свободы (способности делать выбор) и анархии
(хаоса и отсутствия социальных регуляторов). Можно утверждать , что обществоведы проводят крепкую связь между такими понятиями, как
«свобода», «ответственность» и «выбор»
2) Индивиды не всегда испытывали на себе тяжесть социальных норм.
Догосударственное состояние общества, названное Т. Гоббсом «война всех против всех» означало отсутствие каких-либо правил. При данной ситуации слабые от рождения индивиды не имели возможности выжить, что в нашем обществе неприемлемо. Таким образом, для поддержания целостного и прогрессивного общества мы должны выставить адекватные ограничения для индивидов.
Проблема соответствия желаний возможностям
Наши желания всегда ограничены чьими-то возможностями.
И.Климович
1) Потребности индивида и социальной группы могут быть удовлетворены должным образом, если они соответствуют возможностям. Например, масштабные пятилетки Советского Союза были бы не осуществимы, если бы не сильный командно-административный элемент экономики и широкий потенциал рабочей силы.
2) Порой проблема соответствия желаний возможностям возникает не только у отдельной личности, но и у политических структур.
Правительство Украины нередко задерживало оплату за поставки газа,

13 подвергая население угрозе топливного кризиса. На уровне управления страной данная проблема становится более важной.
Проблема развития и регресса
«Без борьбы нет прогресса»
Ф.Дуглас
«Регресс имел место так же часто, ка к и прогресс» (Г. Спенсер).
1) Понятие прогресса в одной сфере нередко оборачивается регрессом в другой. Например, успешное испытание американской атомной бомбы в
1945 году в штате Нью-Мексико – это прогресс в использовании атомной энергии и регресс в области международной безопасности, так как безопасность планеты может оказаться под угрозой в случае, если террористы завладеют ядерным оружием.
2) Следует помнить, что к некоторым областям деятельности понятие прогресса практически неприменимо. Например, дружественные отношения не претерпели существенных изменений за последнее время. Данное понятие носит название «относительность прогресса, оно было исследовано российским философом Г. Киселевым.
Проблема получения знаний и роли знаний в современном мире;
Проблема образования;
«Природа не терпит пустоты: там, гд е люди не знают правды , они заполн яют пробелы домыслом» (Б.Шоу)
«Познание и жизнь неотделимы» (Л.
Фейхтвангер).
1) Знания являются основой для выполнения той или иной экономической деятельности. Без необходимой информации общество не смогло бы наладить сложное производство и не получило бы современных экономических благ. Примером необходимости массивного количества научной информации для производства благ может служить открытие первой в мире АЭС в 1954 году в Обнинске.
2) Выражение Квинта Флакка гласит «Никто не знает всего». Таким образом, невозможно сконцентрировать все знания у одной личности.
Для этого существует система образования, являющаяся одним из

14 главных агентов социализации.
Проблема роли образования проблема качества образования
«Всякое настоящее образование доб ывается только путем самообразова ния» (Н.Рубакин)
«Знание‐
орудие, а не цель» (Л.Толстой).
1) В пьесе Д.И. Фонфизина «Недоросль» Митрофанушка не обладает тягой к знаниям и в связи с этим не заслуживает уважения среди окружающих, становится объектом для насмешек.
2) Законы Российской Федерации требуют наличия высшего юридического образования для будущих судей. Государство закрепляет данное требование как обязательное. Получается, что в данном случае образование – это не вспомогательный институт для обучения профессии, а обязанность.

📋 Аргументы для ЭССЕ по обществознанию

☑ Подборка аргументов по блоку "ПОЛИТИКА"! ☑

ℹ «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)
💡Аргумент 1:
Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.
💡Аргумент 2:
С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

ℹ «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать» (Маркиза де Помпадур)
💡Аргумент 1:
Наглядным примером может служить ситуация на Украине, ставшая камнем преткновения между Россией и Западом. Запад информацию об этой ситуации преподносит в таком свете, где главным врагом является Россия, а в России – наоборот. Определённо, политика какой-то страны внедряет в сознание людей дезинформацию, но обе делают это, чтобы повлиять на политическую психологию (эмоции, чувства) и поведение людей.

ℹ «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и на всегда данных правил…». (Г.В.Плеханов)
💡Аргумент 1:
Показательным примером может служить система республиканской формы правления в Древней Греции и Рима, когда в условиях войн и тяжёлых катаклизмов в стране назначалась диктатура, а со снижением угроз страна «возвращалась» в русло демократии. ("Гибкая" политика)
💡Аргумент 2:
В 14-м веке московский князь Юрий Данилович также продемонстрировал умение политически "маневрировать", тем самым улучшив полит. положение Москвы в то время и закрепив свой статус главы. Юрий длительное время вел борьбу с тверским князем Михаилом Ярославичем, которая в конечном итоге закончилась в пользу Москвы.
Князь, благодаря своей гибкой политике в отношениях с Золотой Ордой, добился значительных политических успехов: заручился поддержкой хана Узбека, женившись на его сестре, получил ярлык на великое княжение. В итоге, его главный соперник -Тверской князь Дмитрий Михайлович- признал своё поражение и помирился с Московским князем

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Загрузка...