crimea-fun.ru

Эссе на тему имеет ли толерантность границы. Сочинение на морально-этическую тему

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Эссе

на тему: т олерантность за или против

Лосевой В.А.

Свое эссе я хотела бы начать с определения понятия толерантность. Если разбираться, то данное слово, происходит от глагола «терпеть», а это не самое приятное чувство. Когда мы терпим кого-то, мы испытываем неловкость, раздражение, иногда даже ненависть. Поэтому я предпочитаю понимать это слово, как умение быть понимающим, снисходительным к поступкам других людей, готовность к примирению.

Долго рассуждая, на заданную тему я пришла к выводу, что в современном обществе данное качество, необходимо.

Во-первых, в условиях появления свободы выбора у каждого человека - как одеваться, как вести себя, во что верить - общество превратилось в массу совершенно не похожих друг на друга людей. Таким образом все люди по-разному относятся к тем, кто на них не похож, кто выглядит или мыслит иначе, верит в других богов, принадлежат к другой национальности, или же носит одежду, которая как им кажется не в моде. Мы все имеем право думать и считать, как нам угодно, но не нужно забывать, что все мы люди и это наше главное сходство -- это то, за что мы должны уважать друг друга, и навязывать то, что, как нам кажется, правильно, мы не имеем право. Здесь нет своих или чужих, просто нужно относится к человеку, как к человеку, а не загонять людей под собственные идеалы.

Во-вторых, нужно оглянуться вокруг, и тогда мы увидим, сколько проблем, горестей и неудач, приносит нам неумение быть толерантными. Это приводит к войнам, гибнут сотни тысяч людей, а виной то, что люди не хотят слышать, понимать и принимать друг друга. Каждый уверен в своей правоте, но никто не задумывается, что такая позиция, в настоящее время недопустима. примирение толерантность терпимость выдержка

Проанализировав себя, я не могу сказать, что я абсолютно толерантный человек. Я далеко не всегда прислушиваюсь к чужим мнениям, я не терпима по отношению к другим и легко раздражаюсь. Но я всеми силами, стараюсь развить это качество в себе, ведь я понимаю, что трудно жить в обществе, не считаясь с ним. Этим я хочу сказать, что если человек сам не поймет, что терпимость и выдержка по отношению к другим людям бесспорно очень важны, то никто не сможет воспитать в нем эти чувства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Понятие толерантности в психологии: способности переносить неблагоприятное влияние среды; снижения иммунитета к чему-либо чужеродному; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Особенности толерантности специалистов из разных сфер деятельности.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Декларация основных принципов толерантности ЮНЕСКО. Ее понимание в разных культурах. Толерантность как обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка. Ее основные критерии. Толерантность как гармония в многообразии.

    презентация , добавлен 25.03.2014

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Толерантность как форма активного взаимодействия с миром, выражающаяся в терпимом отношении к чужим мнениям. Влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя. Методические рекомендации.

    Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

    В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

    Толерантность - это…

    Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин - синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

    В философии слово "толерантность" обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

    Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

    Проблема определения

    В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

    Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

    Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность - это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

    Толерантность в современном мире

    Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

    Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

    • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
    • Рост религиозного экстремизма.
    • обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
    • Проблемы с беженцами.

    Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

    • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
    • Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
    • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
    • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
    • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

    Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации - уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

    Толерантность и литература

    Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

    Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

    Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

    Со слов классиков

    Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

    В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

    Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

    Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

    Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

    Литературные аргументы

    Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

    В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

    Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

    Свой и чужой

    Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

    Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

    Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

    Любовная линия

    Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, - это любовь.

    Герои романа - Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой - любили Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

    От слов к делу

    О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

    Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

    В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

    И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

    Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

    Пример сочинения

    «Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются - низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

    Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже - сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

    «Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» - это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

    Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

    И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он - инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

    Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

    Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность - это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.

    Борискина Г. Г.,

    учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории

    ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края

    г. Чита, Забайкальский край

    Сочинение ученицы 11 класса

    «Что такое толерантность?»

    Толерантность. Что это такое?
    Если
    спросит кто-нибудь меня,
    Я
    отвечу: "Это все земное.
    То,
    на чем стоит Планета вся".

    Что же такое толерантность? Над ответом на этот вопрос я сама задумалась не так давно... И теперь понимаю, что слово «толерантность» созвучно по значению со словами человечность, искренность, понимание, внимательность, дружелюбие, терпимость, принятие. Что для меня значат эти слова....
    Человечность-это для меня понятие, исключающее эгоизм. Если в человеке есть эти качества, то он всегда придет на помощь

    Искренность близка человечности. Например, если человек просит прощение у другого, то стоит делать это искренне, от сердца.

    Таким образом, искренность-это те поступки и слова, которые человек говорит и делает от сердца и от души, не ради собственной выгоды, а для того чтобы наладить отношения с другим человеком.

    В слове «понимание» лежит способность человека понимать причины чужих и своих поступков. Понять человека, поддержать его в трудную минуту.
    Внимательность подразумевает умение заметить то, что человеку нужна твоя помощь. Если человек внимателен, то он может заметить свой какой-то проступок и извиниться.
    Дружелюбие-это слово с корнем Дружба ... В сердце у дружелюбного человека нет места злу, для такого человека дружба стоит выше собственных интересов. Человек, ценящий дружбу и друга, всегда готов прийти ему на помощь в трудную минуту.
    Слово «толерантность», на мой взгляд, заставит многих из нас задуматься, а правильно ли живем мы? Правильно ли живет современное общество? Как сейчас относятся к людям другой расы или национальности? На мой взгляд, некоторые люди нашего общества не имеют представления о понятии слова «принятие». Люди не умеют принимать обычаи и привычки других. Некоторые люди в нашем обществе к человеку другой расы, вероисповеданием и другими обычаями относятся холодно, порой даже в открытую показывают своё негативное отношение. А это неправильно! В начале моего сочинения-рассуждения я написала эпиграф-строчки из замечательного стихотворения:
    Толерантность. Что это такое? –


    Если спросит кто меня,

    Я скажу, что это всё земное.

    То, на чём стоит планета вся.

    Толерантность – это люди мира

    Разных наций, веры и судьбы.

    Открывают где-то, что-то

    Радуются вместе. Нет нужды

    Опасаться, что тебя обидят

    Люди, цвета кожи, крови не твоей.

    Опасаться, что тебя унизят

    Люди на родной Земле твоей.

    Ведь Планета наша дорогая

    Любит всех нас: белых и цветных!

    Будем жить мы, друга уважая!

    Толерантность – слово для живых.

    Чтобы окончательно донести понятие толерантности, я хочу проанализировать несколько строк из этого стихотворения...

    «Толерантность это люди мира

    Разных наций, веры и судьбы.»

    Этими строками автор хотел сказать, что неважно, какая вера у человека и нация, какие обычаи и привычки, главное - другое: все мы люди! Наше существование дано свыше. Каждый человек на земле выполняет свою функцию, то, для чего он нужен.
    «Толерантность слово для живых.»

    Фраза говорит сама за себя. Пока мы, люди всей планеты, будем проявлять друг к другу уважение, понимание и терпение, мы будем жить в мире и согласии без войн, террактов, убийств. Не будет человеческих страданий и слёз! Когда же мы научимся принимать людей другой нации? ! Приведу пример из своей жизни. В начальной школе со мной в классе учился мальчик армянин, хороший, солнечный мальчишка, всегда улыбчивый, он тянулся к знаниям, хотел наладить контакт с другими ребятами. Но я поняла, что человечность и дружелюбие многим ребятам из моего класса чуждо, с Федей они не разговаривали, не понимали его, высмеивали, а мне было очень обидно за него. Так нельзя поступать с людьми другой национальности.

    Не так давно мной было прочитано стихотворение К. Бальмонта «Аромат солнца»:

    Запах солнца? Что за вздор!

    Нет, не вздор.

    В солнце звуки и мечты,

    Ароматы и цветы

    Все слились в согласный хор,

    Все сплелись в один узор.

    Солнце пахнет травами,

    Свежими купавами,

    Пробужденною весной,

    И смолистою сосной.

    Нежно-светлоткаными,

    Ландышами пьяными,

    Что победно расцвели

    В остром запахе земли.

    Солнце светит звонами,

    Листьями зелеными,

    Дышит вешним пеньем птиц,

    Дышит смехом юных лиц.

    Так и молви всем слепцам:

    Будет вам!

    Не узреть вам райских врат,

    Есть у солнца аромат,

    Сладко внятный только нам,

    Зримый птицам и цветам!

    И тут вдруг меня осенило... Ведь это стихотворение подходит как нельзя лучше для завершения моего сочинения.
    Автор в этом стихотворении делает акцент на Мечты, Цветы и Весну. На всё Прекрасное, что только может быть на свете. Этим стихотворением автор заставляет нас задуматься, а не слишком ли много вокруг нас мрачных мыслей и зла, не пора ли нам переключиться на что-то более позитивное? Как научиться замечать вокруг себя прекрасную природу и не только весной?! Ведь Прекрасное в этом стихотворении связано с природой и человеком.
    А я хочу сказать, что нет ничего прекрасней на свете, чем Человек и абсолютно неважно, какой он расы, какие у него привычки и какой жизнью он живет. Жизнь - вот что самое важное и прекрасное в этом мире. И пока мы толерантны к другим, мы Живем и будем Жить! Толерантность-это слово для Живых. Помните!


    Что такое толерантность?

    Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся в этом понятии. Толерантность-это терпимость и уважение к культуре, поведению и этнической принадлежности, принятие чужих ценностей и идеалов. Казалось бы, это очень важное и нужное явление, но в современном обществе понятие толерантности "перевернули с ног на голову". Сейчас толерантностью прикрывают многие аморальные аспекты жизни. Хотя ее первоначальными признаками были отказ от насилия и уважение к чужой культуре, этносу.

    Чтобы доказать это, вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени". Штабс-капитан Максим Максимыч, который долгое время служит на Кавказе, хорошо знает язык горцев, уважает их обычаи и нравы.

    Он очень добр, отзывчив и честен. Штабс-капитан верит в дружбу народов, которая складывается из уважения к чужой культуре, и, естественно, дружественный народ отвечает ему взаимностью. Таким образом, мы видим, что толерантность Максима Максимыча помогает ему мирно сосуществовать с другим народом.

    Но не всегда толерантность помогает наладить отношения с окружающими. В рассказе Андрея Платонова "Юшка" главный герой Ефим по прозвищу "Юшка" терпит постоянные издевательства со стороны окружающих. Дети и взрослые обижают его, бьют, кидают в него камни. Но герой не обижается на них, веря, что так окружающие проявляют к нему "слепую любовь". Таким образом, мы видим, что толерантность Юшки граничит с нездоровым альтруизмом и скорее мешает, чем помогает ему.

    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: толерантность-это очень важное явление, проявляющееся в уважении и терпимости к чужой культуре и этносу. Но ее основой должна быть взаимность, иначе толерантность превратится в нездоровый альтруизм.

    Обновлено: 2018-04-17

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме

    Что такое толерантность? Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему. презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош


    Цели урока

    • Цели:
    • Образовательные:
    • 1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
    • 2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
    • 3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.
    • Развивающие:
    • 1. Сформировать умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
    • 2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
    • 3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
    • Воспитательные:
    • 1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
    • Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, магнитофон, компьютер.

    Начнем со сказки…

    Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было

    жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому,

    седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка,

    выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную

    мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

    место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

    Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

    Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.



    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

    В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

    Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы готовимся к сочинению.


    Какие пословицы, стихотворения о доброте знаете вы?

    • Доброта без разума пуста.
    • Доброе дело питает и душу, и тело.
    • Добрый человек в добре живёт век.
    • Доброта нигде не теряет своего достоинства.

    Почитаем стихи о доброте.

    Когда по склонам вечной суеты

    Бежать от неудач устанешь люто,

    Направь шаги

    И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

    Как бы жизнь не летела -

    Дней своих не жалей,

    Делай доброе дело

    Ради счастья людей.

    Чтобы сердце горело,

    А не тлело во мгле,

    Делай доброе дело -

    Тем живём на земле. (А. Лесных)


    Каким делает человека доброта? Какой человек может быть добрым?( запишите)

    Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах…

    Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других…


    Толерантность?

    • Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

    Как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

    В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

    В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

    В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

    Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

    В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение

    В русском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо

    Работа с текстом.

    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

    Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

    Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    А нам-то что? Он сам виноват.

    Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.

    Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

    Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

    Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

    Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

    Спасибо, леди, спасибо. . .


    Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

    Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

    У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

    Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.


    • Почему молодой человек отказался помочь?
    • - Как бы вы поступили в этом случае?
    • -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.


    Разделите слова на «толерантность» и «интолерантность»

    • Уважение мнения других,
    • Непонимание
    • Игнорирование
    • Доброжелательность
    • Желание что-либо делать вместе,
    • Эгоизм
    • Раздражительность
    • Равнодушие
    • Цинизм
    • Чуткость, любознательность
    • Снисходительность
    • Доверие
    • Гуманизм
    • Нетерпимость
    • Пренебрежение
    • Понимание и принятие


    Создайте синквейн

    толерантность

    доброта

    Толерантность

    Терпимый снисходительный

    Принимает располагает прощает

    Толерантность способствует уважению личности

    Терпение

    Отзывчивый душевный

    Поддерживает помогает облагораживает

    Доброта спасёт наш мир

    Душевность


    Схема сочинения-рассуждения

    I. Основная мысль (тезис).

    II. Доказательства:

    III. Вывод.


    Вспомогательные клише в определении темы

    • 1. …- вот тема, к которой обращается автор текста.
    • 2. Эта статья о …
    • 3. Автор обращается к актуальной теме – теме…
    • 4. Этот текст о…

    Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор).

    • 1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
    • 2. Автора интересует вопрос: …
    • 3. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

    • 1. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
    • 2. Идея текста такова:
    • 3. …- вот главная мысль текста.
    • 4. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
    • 5. Цель автора текста - убедить читателя в том…

    Клише, которые помогут начать сочинен ие

    • 1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
    • 2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

    Клише, которые помогут сформулировать собственную позицию

    • 1. Нельзя не согласиться с автором в том, что…
    • 2. С автором можно поспорить:
    • 3. Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

    Как заканчивать сочинение ?

    • Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться ”.

    • Домашнее задание:
    • - Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” или
    • сочинение «О милосердии ».

    Эпилог урока… Китайска я притча..

    Ладная семья”:

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

    Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:- И всё?

    Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.


    Ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

    Всем спасибо за урок.


    презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош

    В подготовке урока использовала материал

    Водопьяновой А.Б.

    МОУ «СОШ № 2» г.Ясного

    Оренбургской области.

Загрузка...