crimea-fun.ru

Цвет в композиции. Цвет, оттенок цвета, цветовой тон и их применение Цвета нейтральные по температуре

Ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета. В частности, индусы считали, что в каждом человеке заложена своя мелодия и цвет. Гениальный Аристотель утверждал в трактате «О душе», что соотношение цветов подобно музыкальным созвучиям.

Пифагорейцы отдавали предпочтение белому цвету, как главенствующему во Вселенной, а цвета спектра в их представлении соответствовали семи музыкальным тонам. Цвета и звуки в космогонии греков являются активными созидательными силами.

В XVIII веке монах-учёный Л. Кастель задумал сконструировать «цветовой клавесин». Нажатие на клавишу представило бы взору слушателя яркое цветовое пятно в специальном окошечке над инструментом в виде цветной движущейся ленты, флажков, сияющих различными цветами драгоценных камней, подсвечиваемых факелами или свечами для усиления эффекта.

Композиторы Рамо, Телеман и Гретри отнеслись со вниманием к идеям Кастеля. В то же время он подвергся резкой критике энциклопедистов, которые считали аналогию «семь звуков гаммы – семь цветов спектра» несостоятельной.

Феномен «цветного» слуха

Явление цветового видения музыки обнаруживали у себя некоторые выдающиеся музыкальные деятели. Гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю и др. все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета. Австрийский композитор XX в. А. Шёнберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами инструментов симфонического оркестра. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки.

  • Например, для Римского-Корсакова ре мажор имел золотистый оттенок и вызывал ощущение радости и света, для Асафьева он окрашивался в цвет изумрудной газонной зелени после весеннего дождя.
  • Ре-бемоль мажор представлялся Римскому-Корсакову темноватым и теплым, Кенелю – лимонно-жёлтым, Асафьеву – красным заревом, а у Скребкова вызывал ассоциации с зелёным цветом.

Но бывали и удивительные совпадения.

  • О тональности ми мажор высказывались, как о синей, цвета ночного неба.
  • Ре мажор вызывал ассоциации у Римского-Корсакова с желтоватым, царственным цветом, у Асафьева – это солнечные лучи, интенсивный жаркий свет, а у Скребкова и Кенеля – жёлтый.

Стоит отметить, что все названные музыканты обладали .

«Цветопись» звуками

Сочинения Н.А. Римского-Корсакова музыковеды часто именуют «звуковой живописью». Такое определение связано с дивной изобразительностью музыки композитора. Оперы и симфонические композиции Римского-Корсакова насыщены музыкальными пейзажами. Выбор тонального плана картин природы отнюдь не случайный.

Увиденные в синих тонах ми мажор и ми-бемоль мажор, в операх «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», употреблены для создания картин моря, звёздного ночного неба. Восход солнца в тех же операх написан в ля мажоре – тональности весенней, розовой.

В опере «Снегурочка» ледяная девочка впервые появляется на сцене в “синем” ми мажоре, а её мать Весна-Красна – в «весеннем, розовом» ля мажоре. Проявление лирических чувств передано композитором в «тёплом» ре-бемоль мажоре – это и сцены таяния Снегурочки, получившей великий дар любви.

Французский композитор-импрессионист К. Дебюсси не оставил точных высказываний о своём видении музыки в цвете. Но его фортепианные прелюдии – «Терраса, посещаемая лунным светом», в которой переливаются звуковые блики, «Девушка с волосами цвета льна», написанная в тонких акварельных тонах, заставляют предположить, что у композитора были явные намерения соединить звук, свет и цвет.

К. Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”

Симфоническое произведение Дебюсси «Ноктюрны» позволяет явственно ощутить этот уникальный «свето-цвето-звук». Первая часть – «Облака» рисует медленно движущиеся и гаснущие вдали серебристо-серые облака. Второй ноктюрн «Празднества» изображает световые всплески атмосферы, её фантастический танец. В третьем ноктюрне на волнах моря, искрящихся в ночном воздухе, качаются волшебные девы-сирены и поют свою завораживающую песнь.

К. Дебюсси “Ноктюрны”

Говоря о музыке и цвете невозможно не коснуться творчества гениального А.Н. Скрябина. Он, например, ясно ощущал красный густой цвет фа мажора, золотой – ре мажора, синий торжественный цвет отдавал фа-диез мажору. У Скрябина не все тональности ассоциировались с каким-либо цветом. Композитор создал искусственную звуко-цветовую систему (до мажор – красного цвета, соль мажор –в оранжевых, а ре мажор – в жёлтых тонах и далее – по квинтовому кругу и цветовому спектру). Наиболее ярко воплотились идеи композитора о соединении музыки, света и цвета в симфонической поэме «Прометей».

Учёные, музыканты и художники и сегодня спорят о возможности соединения цвета и музыки. Есть исследования о том, что периоды колебаний звуковых и световых волн не совпадают и «цветозвук» – это лишь феномен восприятия. Но бытуют ведь у музыкантов определения: «тональный колорит», «тембровые краски» . А если в творческом сознании композитора соединяются звук и цвет, то рождаются грандиозный «Прометей» А. Скрябина и величественные звучащие пейзажи И. Левитана, Н Рериха. В Поленова…

Цветовой тон

То, что в профессиональном лексиконе художников обозначается словом «цвет», в научном цветоведении определяется термином «цветовой тон».

Цветовой тон - качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, голубым, зеленым; особенность цвета отличаться от других цветов спектра. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие названия цветов произошли от объектов с характерным цветом: песочный, изумрудный, шоколадный, вишневый, что указывает на неразрывную связь цвета с предметным миром. Термины «светлота» и «цветовой тон» тесно связаны по своему содержанию с понятиями «свет» и «цвет». В натуре цветовой тон и светлота выступают неразделимо. И их разделение есть одна из условностей изобразительного искусства, зависящая от творческой установки художника, типа его видения, используемых им материала и техники. Однако между понятиями «светлота» и «цветовой тон» нельзя провести абсолютного разграничения и теоретически. Если, например, мы берем синюю краску, в различной степени разбавленную белилами, то имеем светлотные градации или изменения ее по светлоте. То же самое будет и со всякой другой краской, но если мы возьмем одну из светлотных градаций синей и одну из светлых градаций красной. То должны будем иметь розовую и голубую краски. «Живопись есть передача тоном (т.е. светосилой цвета), плюс цвет, видимого материала» -- говорил Н. П. Крымов. Это еще раз свидетельствует о том, что всякое красочное пятно заключает в себе цвет, характеризующийся тремя связанными между собой показателями - «светлота», «цветовой тон», «насыщенность». И при изменении краски по светлоте происходит у одних красок меньше, у других - больше изменение по цветовому тону.

Насыщенность

Насыщенность - сила цвета - степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета; степень приближения к чистому спектральному цвету или процентное содержание цвета в данном оттенке. Чем ближе цвет приближается к спектральному, чем сильнее его отличие от серого цвета, тем он насыщеннее. Розовый, светло-желтый, светло-голубой или темно-коричневый являются малонасыщенными цветами. В практике малонасыщенные цвета получают путем добавления к хроматическому цвету белой или черной краски. От примеси белил цвет светлеет, от черной краски - темнеет. Потемнение или посветление цвета всегда понижает его насыщенность. Насыщенность зависит и от цветового тона. Желтый цвет всегда насыщеннее красного, красный - синего.

В цветоведении часто измеряют не насыщенность, воспринимаемую визуально, а так называемую чистоту, или колориметрическую насыщенность цвета, которая определяется отношением яркости спектральной составляющей к общей яркости цвета. Чистота цвета - относительная величина и обычно выражается в процентах. Чистота спектральных цветов принимается за единицу, или за 100 процентов, а чистота ахроматических цветов равна нулю. Зная цветовой тон, светлоту и насыщенность цвета, можно количественно измерить любой цвет. Малейшее изменение одной из трех определяющих цвет величин влечет за собой изменение цвета. Метод определения цвета по трем перечисленным характеристикам, удобный тем, что цвет можно определить количественно, успешно применяется в различных областях науки и техники, в том числе в полиграфии, текстильном производстве, цветном телевидении и т.д., где для измерения цвета применяют специальные приборы - спектрофотометры и колориметры различных систем. Все методы определения цвета в колориметрии основаны на сравнении цветов, которые лежат в одной плоскости и находятся в одинаковых условиях освещения. В живописи при работе с натуры художник должен анализировать и сравнивать цвета, присущие сложным по форме объемным объектам или предметам, которые, как правило, находятся в окружении цветовой среды или предметов другого цвета и которые расположены на нескольких, иногда достаточно удаленных друг от друга планах и, следовательно, и различных условиях освещения.

Цветовой круг

Цвета спектра - красный, желтый, синий - называют основными цветами. Их нельзя получить смешением других цветов. Если смешать два крайних цвета спектра - красный и фиолетовый, то получится новый промежуточный цвет - пурпурный. В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важными: это желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый. Замкнув эту полоску в кольцо, можно получить цветовой круг с той же последовательностью цветов, как в спектре. Если в цветовом круге из восьми цветов смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Смешивая оранжевый с желтым, получим оранжево-желтый и желто-оранжевый и т.д. Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, но не более 150, т.к. большего количества глаз не различает.

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто- зеленые цвета, а в другую - голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Первые из них называют теплыми цветами, вторые - холодными. Отнесение цветов к теплым или холодным основано на том, что красные, оранжевые и желтые цвета напоминают цвет огня, солнечного света, раскаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета напоминают цвет воды, воздушной дали, льда. Чистый зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть теплым, если в нем будут заметны желтоватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки.

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.


Цветовой тон

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.


Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.


67. Детский праздник цвета


Насыщенность цвета

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.


68. Д. МОРАНДИ. Натюрморт. Пример приглушенной цветовой гаммы



69. Изменение насыщенности цвета



70. Изменение насыщенности теплых и холодных цветов


Светлота

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.


71. Изменение светлоты цвета с помощью белил


Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.


72. Различие цветов по светлоте


Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.


Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.


Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.


Светлотный и цветовой контрасты

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.





73. Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах


Светлотный контраст

Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.


На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте (ил. 74).


74. Пример контраста по светлоте


Цветовой контраст

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


75. Пример цветового контраста


Рассмотрите ил. 75: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – фиолетовый, на зеленом – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – светлым.


Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.


76. Пример цветового контраста


Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый*.

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.



77. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов



78. Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов


Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.


Цветовой контраст в природе и произведениях декоративного искусства:

а. М. ЗВИРБУЛЕ. Гобелен «Вместе с ветром»


б. Перо павлина. Фото


в. Осенние листья. Фото


г. Поле маков. Фото


д. АЛЬМА ТОМАС. Голубой свет младенчества


Локальный цвет

Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т. д.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.


Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.


Локальный цвет предмета может быть однотонным (ил. 80), но может состоять и из разных оттенков (ил. 81).

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.


80. Натюрморт. Фото


81. ВАН БЕЙЕРЕН. Ваза с цветами


При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.



82. Схема получения цвета тени


Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.



83. Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

Цвет играет огромное значение не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Немногие задумываются, как сильно разные сочетания оттенков влияют на человеческое восприятие, настроение и даже мышление. Это своего рода феномен, который действует по своим, казалось бы, призрачным, но четким законам. Поэтому его не так уж сложно подчинить своей воле так, чтобы он работал во благо: стоит только разобраться, как он действует.

Понятие

Цвет является субъективной характеристикой электромагнитного излучения в оптическом диапазоне, которая определяется на основе появляющегося зрительного впечатления. Последнее зависит от множества физиологических и психологических причин. На его понимание в равной мере может влиять и его спектральный состав, и личность воспринимающего человека.

Изъясняясь проще, цвет - это впечатление, которое получает человек при проникновении на сетчатку пучка световых лучей. Луч света с одинаковым спектральным составом может вызывать различные ощущения у разных людей ввиду отличительных особенностей чувствительности глаза, поэтому для каждого человека оттенок может восприниматься по-разному.

Физика

Цветовое видение, появляющееся в сознании человека, включает в себя смысловое содержание. Тон появляется в ходе поглощения световых волн: к примеру, синий мяч выглядит таким лишь потому, что материал, из которого он создан, поглощает все оттенки светового луча, за исключением синего, который он отражает. Поэтому, когда мы говорим о синем мяче, мы лишь имеем ввиду, что молекулярный состав его поверхности способен поглотить все цвета спектра, кроме синего. Сам мяч не имеет тона, как и любой предмет на планете. Цвет рождается только в процессе освещения, в процессе восприятия волн глазом и обработки этой информации мозгом.

Четкого отличия оттенка и его основных характеристик глаз и мозг могут достигнуть посредством сравнения. Поэтому значения могут быть определены только посредством сравнения цвета с другим ахроматическим оттенком, среди которых черный, белый и серый. Мозг также способен сравнивать оттенок с прочими хроматическими тонами спектра, анализируя тон. Восприятие относится к психофизиологическому фактору.

Психофизиологическая реальность является, по сути, цветовым воздействием. Оттенок и его действие могут совпасть при применении гармонических полутонов - в остальных ситуациях цвет может видоизменяться.

Важно знать основные характеристики цветов. Это понятие включает в себя не только его фактическое восприятие, но и влияние на него разнообразных факторов.

Основные и дополнительные

Смешение определенных пар цветов способно создавать впечатление белого. Взаимодополняемыми называются противоположные тона, которые при смешении дают серый. Триада RGB названа по главным цветам спектра - красный, зеленый и синий. Дополнительными в таком случае будут циан, пурпурный и желтый. На цветовом круге эти оттенки расположены оппозиционно, друг напротив друга так, что значения двух троек цветов чередуются.

Поговорим подробнее

Основные физические характеристики цвета включают в себя следующие пункты:

  • яркость;
  • контраст (насыщенность).

Каждая характеристика может быть измерена количественно. Принципиальные отличия основных характеристик цвета состоят в том, что яркость подразумевает под собой светлоту или темноту. Это содержание в нем светлой или темной составляющей, черного или белого, в то время как контраст сообщает информацию о содержание серого тона: чем его меньше, тем выше контрастность.

Также всякий оттенок может быть задан тремя своебразными координатами, представляющими основные характеристики цвета:

  • светлота;
  • насыщенность.

Эти три показателя способны определить конкретный оттенок, отталкиваясь от главного тона. Основные характеристики цвета и их принципиальные отличия описаны наукой колористикой, которая занимается глубоким изучением свойств этого явления и его влиянием на искусство и жизнь.

Тон

Цветовая характеристика отвечает за расположение оттенка в спектре. Хроматический тон так или иначе причисляют к тому или иному участку спектра. Таким образом, оттенки, находящиеся на одном и том же участке спектра (но отличающиеся, к примеру, яркостью) будут принадлежать к одному и тому же тону. При смене положения оттенка по спектру меняется его цветовая характеристика. Например, при смещении синего в направлении зеленого тон изменяется на голубой. Двигаясь в обратную сторону, синий будет стремиться к красному, принимая фиолетовый оттенок.

Теплохолодность

Зачастую изменение тона связывают с теплохолодностью цвета. Красные, рыжие и желтые оттенки относят к теплым, ассоциируя их с огненными, «греющими» цветами. Они ассоциируются с соответствующими психофизическими реакциями в человеческом восприятии. Синий, фиолетовый, голубой символизируют воду и лед, относясь к холодным оттенкам. Восприятие «теплоты» связано как с физическими, так и с психологическими факторами индивидуальной личности: предпочтения, настроение наблюдателя, его психоэмоциональное состояние, адаптация к окружающим условиям и многое другое. Наиболее теплым считается красный, наиболее холодным - синий.

Также необходимо выделить физическую характеристику источников. Цветовая температура во многом связывается с субъективным ощущением теплохлодности того или иного оттенка. К примеру, тон теплового изучения при возрастании температуры проходит по «теплым» тонам спектра от алого к желтому и, наконец, белому. Однако самой высокой цветовой температурой обладает циан, считающийся тем не менее холодным оттенком.

Среди основных характеристик в рамках фактора цветового тона также находится активность. Самым активным назван красный, в то время как зеленый является самым пассивным. Данная характеристика также может несколько видоизменяться под воздействием субъективного взгляда разных людей.

Светлота

Оттенки одинакового тона и насыщенности могут относиться к разным степеням светлоты. Рассмотрим эту характеристику на примете синего. С максимальным значением этой характеристики он будет приближен к белому, имея нежно-синеватый оттенок, а с падением значения синий будет становиться все более похожим на черный.

Любой тон при понижении светлоты будет превращаться в черный, а при абсолютном увеличении - белым.

Необходимо заметить, что данный показатель, как и все остальные основные физические характеристики цвета, может в значительной степени зависеть от субъективных условий, связанных с психологией человеческого восприятия.

К слову, оттенки различных тонов даже при аналогичной фактической светлоте и насыщенности воспринимаются человеком по-разному. Желтый является по факту самым светлым, в то время как синий - наиболее темный оттенок хроматического спектра.

При высокой характеристике желтый отличен от белого даже менее, нежели синий отличим от черного. Выходит, желтый тон имеет даже большую собственную светлоту, нежели синему свойственна «темнота».

Насыщенность

Насыщенность является уровнем отличия хроматического оттенка от равному ему по светлоте ахроматического. По сути, насыщенность является характеристикой глубины, чистоты цвета. Два оттенка того же тона могут быть разного уровня блеклости. При понижении насыщенности всякий цвет будет становиться ближе к серому.

Гармония

Еще одна из общих характеристик цвета, которая описывает впечатления человека от сочетания нескольких оттенков. Каждый человек наделен собственными предпочтениями и вкусами. Поэтому люди имеют различные представления о гармонии и дисгармонии разных видов цветов (с характеристиками цвета, им свойственными). Гармоничными сочетаниями называют близкие по тону или же оттенки из разных промежутков спектра, но с аналогичной светлотой. Как правило, гармоничные сочетания не обладают высокой контрастностью.

Что касается обоснования этого явления, данное понятие следует рассматривать в отрыве от субъективных мнений и личных вкусов. Впечатление гармонии возникает в условиях исполнения закона о дополнительных цветах: равновесному состоянию соответствует серый тон средней светлоты. Он получается не только путем смешения черного и белого, но и пары дополнительных оттенков, если в их составе находятся главные цвета спектра в определенной пропорции. Все сочетания, при смешении не дающие серого, считаются дисгармоничными.

Контрасты

Контраст - это различие двух оттенков, выясненное при их сравнении. Изучая основные характеристики цвета и их принципиальные отличия, можно обозначить семь типов проявлений контраста:

  1. Контраст сопоставлений. Самыми выраженными обладают пестрые синий, желтый и красный. По мере удаления от этих трех тонов, интенсивность оттенка ослабевает.
  2. Контраст темного и светлого. Существует максимально светлый и максимально темный оттенки одного и того же цвета, а между ними - бессчетное число проявлений.
  3. Контраст холодного и теплого. Полюсами контраста признаны красный и синий, а прочие цвета могут быть более теплыми или холодными в соответствии с тем, как они относятся к другим холодными или теплыми тонами. Этот контраст познается исключительно в сравнении.
  4. Контраст дополнительных цветов - тех оттенков, которые при смешении дают нейтральный серый. Противоположные тона нуждаются друг в друге для уравновешивания. Пары имеют собственные виды контрастов: желтый и фиолетовый являют собой контраст светлого и темного, а красно-оранжевый и сине-зеленый - теплохолодности.
  5. Симультанный контраст - одновременный. Это такое явление, при котором глаза при восприятии того или иного цвета нуждаются в дополнительном оттенке, а при его отсутствии порождает его самостоятельно. Симультанно порожденные оттенки - это иллюзия, не существующая в реальности, но она создает особые впечатления от восприятия цветовых сочетаний.
  6. Контраст насыщенности характеризует противоположность насыщенных цветов с блеклыми. Явление относительное: тон, даже не будучи чистым, может показаться ярче рядом с блеклым оттенком.
  7. Контраст цветового распространения описывает соотношения между цветовыми плоскостями. Он обладает способностью усиливать проявления всех прочих контрастов.

Пространственное воздействие

Цвет обладает свойствами, которые могут влиять на восприятие глубины за счет контрастов темного и светлого, а также при смене насыщенности. К примеру, все светлые тона на фоне темных будут визуально выступать вперед.

Что касается теплых и холодных оттенков, то теплые тона будут выходить на передний план, а холодные - уходить вглубь.

При контрасте насыщения яркие цвета выдаются на фоне приглушенных оттенков.

Контраст распространения, который также называют контрастом величин цветовых плоскостей, играет огромную значение в появлении иллюзии глубины.

Цвет - удивительное явление этого мира. Он способен влиять на восприятие, обманывать глаз и мозг. Но если разобраться, как работает этот феномен, можно не только сохранить ясность восприятия, но и сделать так, чтобы цвет стал верным помощником в жизни и искусстве.

Свет, преломленный и трансформированный осознанием (эмоциями, чувствами и сознанием) в цвет, является нам в виде нашего внутреннего наполнения, интравертной составляющей. Во внешней среде он обозначен другим понятием - ТОН (цветовой тон, ибо других, по сути, нет). Во внешней среде свет взаимодействует с объектами среды по определенным законам, обозначает среду и являет ее для нашего визуального восприятия. Это взаимодействие определяется такими принципами, как отражение, поглощение, содействие и влияние. В качестве законов к этим принципам мы можем вспомнить дифракцию, интерференцию и другие, но в данный момент нам важно несколько иное качество нашего восприятия тона - ИЛЛЮЗИЯ. Ибо именно иллюзия являет нам внешний мир в виде визуальных образов при нашем восприятии любой среды.

Все, что мы наблюдаем визуально - есть иллюзия. Мы видим не сам предмет, а свет, им отраженный и преломленный. Если предмет не освещен - он не существует для субъективного восприятия, хотя другими органами чувств мы можем определить его наличие и некоторые его свойства. Более того, даже если мы визуально наблюдаем объект - это вовсе не означает, что мы его "видим". Как часто вам приходится искать заварник, хотя он обычно всегда стоит под самым вашим носом?

Часто даже сама среда дает нам дополнительные искажения восприятия в виде тумана, дымки или подсветки объектов дополнительными источниками света. В основном это рефлексы, освещение объекта отраженным от других объектов светом.

В отношении свет-тьма мы можем сразу определить важные для понимания принципов и законов света и тона позиции. Свет - это поток, воздействие, тьма - это среда, на которую воздействует свет.

Понятие "тон" тесно связано с понятием "форма", ибо свет, будучи отраженным от разных поверхностей объекта по разному, образует тональные соотношения, воспринимаемые нами в виде визуальной иллюзии с названием "Форма объекта". Почему иллюзии, а не факта? Какова степень достоверности иллюзии? И почему мы не говорили об "иллюзиях" в цвете?

В том и вся разница между понятиями тона и цвета, что цвет воздействует на наши чувства и эмоции, а тон - на ментальную часть нашего сознания, на разум. О неточностях в восприятии цвета мы можем использовать термины "растворение", "неопределенность", а вот при восприятии тона наши термины более точны - "иллюзия", "визуальный обман - степень достоверности". Чувственная часть на любые такие замеры среагирует только количеством "ох" и "ах", практически не подлежащих измерениям. Разум же в своих понятиях может построить относительно точные для данной среды матрицы и шкалы, а следовательно, постоянно будет сталкиваться с разницей между ожидаемым и наблюдаемым.

Творчество подчиняется тем же законам. И цветовой составляющей нашей картинки мы воздействуем на эмоции и чувства зрителя, а тоновой частью - на разум и сознание.

На этом примере разделение весьма условное, но достаточно наглядное. Какая из половинок вам больше нравится? Думаю, что вы сразу определите "неполноценность" и той, и другой. И те же цветовые схемы из прошлой статьи настолько же неполноценны без тональной составляющей, без опосредования. И даже в отвлеченной схеме им можно придать некий опосредованный вид, изменяя тональную составляющую.

Естественно, при изменении цветового тона изменяется и восприятие цветовой составляющей. При этом его изменение в среде будет иметь один вид, а в нашем сознании - другой. Ибо любую, даже очень плоскостную среду мы склонны представлять прежде всего в виде пространственной иллюзии, и только потом свести до состояния плоскости. Даже на приведенных выше примерах с плоскостной расстановкой объектов можно попытаться увидеть пространственное движение объектов на зрителя и вглубь. Разумеется, это зависит не только от тона, но и от цвета... И в каких-то моментах вдруг сможете обнаружить, как ваш объект вдруг умудряется образовать "дыру" в пространстве, визуально размещаясь "позади" его же фона.

Два примера простейшей тонально-пространственной иллюзии. Хотя, думаю, в дальнейшем термин "иллюзия" нам следует заменить на "впечатление", или даже "восприятие". Во-первых, потому что такие илюзии для нас считаются нормой, а во-вторых, под термином "иллюзия" психологи, да и художники понимают немножко другой тип восприятия реальности.


Насыщенность цветового тона.

Под насыщенностью цвета следует понимать его максимальную цветовую составляющую, неопосредованное значение того или иного цвета. Понятно, что среда и другие источники света (и отражатели цвета) будут менять это значение в ту или иную сторону (темнее, светлее или получение дополнительных оттенков).

В привычной нам фотошоповской палитре мы сразу видим шкалу цвета, спектр. Это линейка справа. Она сохраняет правила присказки о цвете КОЖЗГСФ. И любая точка на этой шкале определяет нам наш выбор цвета как факт, в левой части таблицы определяемый правым верхним углом. Это точка максимально насыщенности цвета, где его цветовая (эмоционально-чувственная) составляющая полна по максимуму, а влияние тона (среды) практически отсутствует. Разумеется, и эта точка имеет также свой цветовой тон, который визуально светлее у желтого и голубого, и темнее у синего и красного. Разумеется, это все условно, иллюзорно, как и дальнейшие понятия насыщенности и яркости.

Количество цвета в определенном участке среды определяет насыщенность цвета, яркость цвета определяет дополнительный фактор в виде взаимодействия конкретного цвета с белым или другим, дающим в сумме белое свечение. Как наглядный пример - ваш экран монитора. Зеленые, синие и красные точки дают нам достаточный для наших рамок восприятия комплект свето-цветовой шкалы. И мало кто спрашивает, откуда на мониторе белый цвет, если нет такой экранной точки. И это тоже опосредованная иллюзия. Цветные точки всего четырех красок при визуально-оптическом смешении дают нам красивую журнальную картинку. В теории мы можем рассуждать понятиями цвета и тона достаточно точно, выстраивая мерительные линейки с математической точностью... Но как только дойдет до практики - тут же вмешается среда, а следовательно, и наша иллюзорность восприятия.

Как художнику или дизайнеру справиться с этой иллюзорностью? Как сделать свое восприятие сюжета "аналогичным" хоть чуть с восприятием зрителя? В этом художнику помогает прием использования СО-отношений.

Соотношения.

Любое измерение всегда требует свой эталон, относительно которого и будут производиться работы и замеры. Один метр (100см = 1000мм), дюжина (12 чего-то), попугаи (38 попугаев = 1 удав). Это примеры внешних эталонов. Любое искусство имеет свои внутренние, "встроенные в результат", эталоны. В живописи, например, в каждой картине есть своя шкала тональных и цветовых тонов, называемая гаммой, общим тоном (для цвета в живописи применяются такие термины как "колорит" и "валер").

Загрузка...