crimea-fun.ru

Чацкий в борьбе с фамусовским обществом. Чацкий и фамусовское общество

Александр Сергеевич Грибоедов писал: «В моей комедии один умный на двадцать пять глупцов». Действительно, вряд ли кто-то может поспорить с автором, что Чацкий – единственный персонаж пьесы, который совмещает в себе богатые духовные качества и также способность к беспощадной и непримиримой борьбе с «веком минувшим», символом которого выступает в комедии «Горе от ума» фамусовское общество».

Казалось бы, у Фамусова Чацкого ожидают с особым нетерпением. Но появление героя вызывает у многих неоднозначную реакцию. Софья, ради которой Чацкий, в общем-то, и вернулся в Москву, иронично замечает, что Александр Андреевич ездил за границу «ума искать». Она с негодованием воспринимает большинство высказываний Чацкого в адрес её теперешнего жениха – Молчалина. Примеры мне не новы;

Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;

А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.

Отношения героя с хозяином дома, Павлом Афанасьевичем Фамусовым, тоже складываются неоднозначно. В самом начале пьесы помещик пытается наставить молодого человека на путь истинный:

Вам, людям молодым, другого нету дела,

Как замечать девичьи красоты:

Сказала что-то вскользь, а ты,

Я чай, надеждами занёсся, заколдован.

В дальнейшем читатель замечает, насколько разнятся взгляды Чацкого и Фамусова. На каждую реплику Павла Афанасьевича у молодого героя заготовлен ответ:

Фамусов: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-ка послужи.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Безусловно, противостояние Чацкого и Фамусова- это не только конфликт поколении, который мастерски изобразил гораздо позже И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети». Конечно, жизненные позиции Чацкого и Базарова во многом схожи, но грибоедовский герой вступает в борьбу не только с отдельной, пусть даже очень сильной, личностью, но и с обществом в целом.

Комедия построена таким образом, что большинство персонажей вводятся автором во втором и третьем действиях. Сюжет развивается по нарастающей. Грибоедов вводит в комедию новых действующих лиц, которых можно также причислить к фамусовскому кругу. Например, единомышленник Павла Афанасьевича, полковник Скалозуб, символизирует собой типичного для военных кругов чиновника. Он карьерист, что, по большому счёту, приветствуется в доме Фамусовых. Цель жизни Скалозуба – стать генералом. Ради получения этого звания он готов пойти на любые хитрости:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ №1794 г. Москвы

А.С.Грибоедов. Готовимся к ЕГЭ по литературе.

1. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный конфликт состоит в столкновении людей, надеющихся на изменение общества с закостенелыми взглядами и устоями, с теми, кто отвергает всяческие изменения и новые идеи. Противоборствуют «век нынешний» и «век минувший» в лице Чацкого и фамусовского общества. 2. Каковы особенности данного конфликта?

Конфликт – это противоречие, борьба, на которой построено развитие сюжета в художественном произведении.

2.1. Своеобразием конфликта является то, что он складывается еще за пределами действия комедии. И у Чацкого, и у фамусовского общества к моменту их столкновения уже сформированы убеждения и взгляды. В независимости от того, будет ли у них встреча, или нет – потенциальный конфликт уже существует.

Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди.

Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

2.2. Своеобразие конфликта и в том, что он развивается на почве любви Чацкого к Софье.

Вам людям молодым, другого нету дела,

Как замечать девичьи красоты:

Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал

2.3. Противоречия Чацкого и Фамусова, как ярчайших представителей своего общества, – это противостояние не только двух людей, но и двух мировоззрений, двух общественных позиций, двух социальных сторон.

А судьи кто?

Вот то-то, все вы гордецы, спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя…

2.4. Как своеобразие можно отметить и то, что в пьесе отношения этих героев выяснены до конца, но с общечеловеческой точки зрения мирного разрешения этого конфликта нет. 3. Вывод. А.С. Грибоедов сумел гениально показать жизненные и социальные противоречия в русском обществе 20-х годов XIX века. Рассмотренный Грибоедовым конфликт двух мировоззрений остается актуальным по сегодняшний день, и в этом тоже его своеобразие. Список используемых источников

  • http://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html
  • http://litena.ru/literaturovedenie/
  • http://www.literaturus.ru/2015/08/illjustracii-gore-ot-uma-griboedov.html
  • http://malena33.livejournal.com/15916.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4168247/post211096218/
  • http://literatura5.narod.ru/kardovsky.html
  • http://hallenna.narod.ru/griboedov_portrety.html
  • https://yandex.ru/images/search?text=вид%20москвы%20времён%20грибоедова&stype
  • https://yandex.ru/images/search?text=памятники%20%20грибоедову

Две самые яркие личности в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" - совершенно противоположные Герои - Чацкий и Фамусов. Столкновение Чацкого, борца за справедливость, с Фамусовым, защитником старых порядков, было неизбежно.

Александр Андреевич Чацкий- сторонник свободы и справедливости. Фамусов, в отличие от него, рьяный защитник старых укладов жизни.

Он рассматривает службу как источник личной выгоды и доходов. Чацкий же желает служить делу, а не лицам. Поэтому он разрывает все связи и уходит со службы. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить науке, просвещению и Не лакействовать перед начальством. Главная цель службы - это защита Родины, а сторонники фамусовского общества главной целью ставят получение высокого звания, причём любым путём. Для Фамусова просвещение - это опасность, угрожающая распадом привычных устоев жизни. Он с ненавистью восклицает:

Ученье - вот чума, ученость -вот причина,

Кто нынче пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Для сторонников взглядов Фамусова важны связи, мнение света: "Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!" В человеке он прежде рассматривает его чин, статус и положение в обществе, а не внутреннее достоинство. А Чацкий ценит в человеке ум, образованность, его моральные и духовные качества. Идеал Чацкого - независимая, свободная личность, отчуждающая раболепие. Идеалом человека для Фамусова можно назвать дядю Максима Петровича: тот, не обладая умом и проницательностью, смог добиться расположения Императрицы Екатерины II. Фамусов советует брать с него пример. Получается, не прилагая особых усилий, просто развеселив императрицу, Максим Петрович получает почет и высокое звание. Главная цель достигнута, при этом пути ее достижения не волнуют сторонников Фамусова. Для него важен результат, он стремится добиться его как можно быстрее. К тому же чинопочитание Фамусов считает мудростью, ведь так жили все в его времена. А тех, кто отказывался прислуживаться, считали потенциально опасным человеком. Таким он называет и Чацкого.

Но даже получив высокое звание, Фамусов будет относиться к службе безответственно. Можно привести пример расписания Фамусова:

На листе черкни на записанном,

Противу будущей недели...

Казалось бы, Фамусов - важный и занятой человек, но, с другой стороны, у него нет ни одного серьезного дела. Целыми днями он тратит время на пустые разговоры, приемы, встречи и хвастается этим. Скорее всего, он будет так же несерьезно относиться к службе и государственным делам.

Разногласия Чацкого и Фамусова проявляются в отношении укладу жизни и передовым людям. Если Фамусов - защитник старого века, времён крепостничества, то Чацкий - это либерально настроенный человек. Он считает, что нужно искоренять все пережитки прошлого. В своем монологе "А судьи кто?" он дает критику передовым людям, находившимся на вершине дворянского общества:

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

А. С. Грибоедов образом Александра Чацкого обличает чиновников в нечестности, взяточничестве и чванливости. Взгляды Фамусова на этот счёт довольно консервативны. Он не хочет никаких перемен, а Чацкого считает бунтовщиком. Идеальным женихом для Фамусова является полковник Сергей Сергеевич Скалозуб. Он воплощение всех надежд и желаний Павла Афанасьевича; многообещающая личность, добился уважительного положения в обществе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Однако Софья не желает выходить за Скалозуба. Он кажется ей глупым, косноязычным. Не нужен ей и Чацкий, выпытывающий тайну ее любви. Наверно, любой девушке не понравилось бы это, и она старалась бы избавиться от любопытного. Это произошло с Чацким. В итоге София выставила его сумасшедшим и вынудила уехать из города.

В комедии "Горе от ума" фамусовское общество резко противопоставляется представителям "века нынешнего". Сущность этих конфликтов заключается в разном отношении к укладу жизни, службе и передовым людям своего времени.

    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...

    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак,...

    Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения,...

    В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и...

    В те годы, когда А.С.Грибоедов создает свою комедию, в русском обществе уже четко наметился разрыв между образованной частью общества, думающей и ищущей, стремя щейся к коренным изменениям в русской жизни, и властью. Война 1812 года, вызвавшая общий...

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего» в лице Александра Андреевича Чацкого с «веком минувшим», представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве «век минувший» – это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о «наступившем» и «прошедшем» временах, считая, что «нынче свет уж не таков», как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы «прошедшего житья». Герою кажется, что мир изменился, но на самом деле все осталось по-прежнему. Слова «век минувший» обозначают в комедии определенный жизненный уклад, мировоззрение, в рамках которого главными ценностями являются чины и богатство.
Уже с первых страниц пьесы для нас становится очевиден тот факт, что в доме Фамусова все лгут друг другу. И лишь ложь Лизы и Софьи носит благородный характер. Лиза лжет барину, помогая тем самым Софье и Молчалину. Софья обманывает отца для того, чтобы тот не узнал о любви дочери к секретарю, ведь Фамусов не сможет принять в семью бедного человека («Кто беден – тот тебе не пара!»). Ложь Софьи можно оправдать, она вызвана глубоким чувством к возлюбленному, а вот ложь Молчалина – это предательство. Он обманывает и своего благодетеля, и «возлюбленную» исключительно ради собственной выгоды.
Забыв о том, что он только что заигрывал с Лизой, Фамусов с важностью говорит о себе: «Монашеским известен поведеньем!» Грибоедов намеренно столь подробно показывает читателю обстановку в доме Фамусова: она отражает нравственную атмосферу целого общества.
Фамусова, в доме которого происходит действие пьесы, можно назвать самым серьезным оппонентом Чацкого. Конфликт между этими героями носит социально-политический характер. В параллели Чацкий – Фамусов практически невозможно найти точек соприкосновения. Фамусов – типичный московский барин, лишенный нравственных целей. Чины и богатство – главная жизненная цель его, оправдывающая любые средства: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович, приверженец семейственности, человек «с ключом» (золотой ключ был показателем статуса камергера), который «и сыну ключ умел доставить», и Максим Петрович, дядя Фамусова, известный своим угодничеством и низкопоклонством. Фамусов живет по составленному на неделю распорядку, который носит бытовой, житейский характер: крестины, «форели», погребенье…Отношение к делам у этого барина поверхностное, он не вникает в суть службы: «Подписано, так с плеч долой». А в книгах Павел Афанасьевич не видит пользы: «И в чтеньи прок-от не велик…» – что характеризует его как невежу, непросвещенного человека. И такое отношение к книгам присуще всему московскому дворянскому обществу с консервативными взглядами на мир.
Чацкий же – пылкий молодой человек декабристского мироощущения – не приемлет такого образа жизни, таких идеалов: «И точно, начал свет глупеть…» Фамусовское общество чуждо ему, поэтому Чацкий обличает его «подлейшие черты».
Итак, кто же в комедии представляет общество? Это московский «туз» – полковник Скалозуб, самодовольный карьерист, «известный человек, солидный». Его мечта – «только бы досталось в генералы». Скалозуб продвигается по службе за счет уволенных и умерших товарищей: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». В разговоре со Скалозубом Фамусов заискивает перед ним, ведь именно такой зять для Фамусова приемлем, так как Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы».
Следующий персонаж, жизненное кредо которого – «и награжденья брать, и весело пожить», а средство для достижения этого – «угождать всем людям без изъятья», – Молчалин, мелкий дворянин, являющийся секретарем в доме Фамусова. У Молчалина хорошая репутация в обществе, он умеет казаться тем, кого в нем хотят видеть. Зависеть от других – основной принцип Молчалина. Этот персонаж пользуется возможностями, связями «сильных мира сего», их положением в обществе. Своей угодливостью Молчалин располагает к себе. Его идеалы – Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, которых он считает цельными личностями и ставит в пример Чацкому. Чацкий же так высказывается о Фоме Фомиче: «пустейший человек, из самых бестолковых!»
Софья любит Молчалина за то, что для спокойного семейного счастья тот подходит гораздо больше, чем заносчивый, смелый в своих суждениях Чацкий. А Чацкий не может понять чувства к тому, «кто на всех глупцов похож!». Молчалин же считает Чацкого глупеньким, нелепым мальчишкой, жалеет его.
Думается, что главный критерий оценки Чацким окружающих людей – ум. Это определяет как положительные, так и отрицательные стороны героя. А. С. Пушкин отказывал Чацкому в уме, имея в виду ум житейский, светский. Чацкий предстает в комедии как носитель подлинного, высокого ума.
Огромное значение в комедии имеет сцена бала: именно в ней перед читателем возникает целая галерея разнообразных «портретов», именно на балу конфликт между обществом и Чацким оказывается доведен до предельной остроты. Первыми в доме Фамусова появляются Горичи. Платон Михайлович – яркий образ мужа-мальчика, мужа-слуги, семейная жизнь которого однообразна и скучна.
Следующие гости – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Главная забота родителей – выдать замуж дочерей. Для княгини не важны душевные качества возможного зятя, важен его имущественный статус. Узнав о том, что Чацкий небогат, княгиня, пославшая Тугоуховского знакомиться с Чацким, кричит мужу что есть мочи: «Князь, князь, назад!» – совершенно не стесняясь при этом присутствия Чацкого.
Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины проявляют сословную спесь по отношению к другим людям, присутствующим на балу («Мы первые!»), в то же время радуясь встрече с Загорецким, «отъявленным мошенником», полезным каждому.
Важную роль в пьесе играет Репетилов – своеобразный «двойник» Чацкого, искаженная его тень. Читателю кажется странным то, что Репетилов одинаково любезен и с Чацким, и со Скалозубом. Репетилов так же много говорит, как и Чацкий, но у них разные на то мотивы. Репетилов в некотором роде пародирует Чацкого. Этот герой комедии – неудавшийся карьерист, прожигатель жизни, член «тайного общества». Монолог Репетилова содержит характеристику якобы прогрессивной части московского дворянства, но этот «сок умной молодежи» не что иное, как дань моде на людей с передовыми взглядами.
Именно на балу распускают слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не читателю. Неудачи Чацкого – признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. Герой нетерпим к глупости, пошлости и угодничеству, распространенным в обществе, с которым его сталкивает судьба. Но Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам. «Союзники», единомышленники главного героя в комедии – двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и «в деревне книги стал читать», профессора Педагогического института, а также племянник княгини Тугоуховской Федор – химик и ботаник, не желающий «знать чинов». Передовые люди того времени видели, что общество нуждается в переменах, у них появились новые жизненные ценности – образование, которого так боялись представители консервативного фамусовского общества, и свобода личности.
Оскорбленный клеветой, Чацкий покидает Москву, на которую он возлагал большие надежды. Герою хотелось обновления русской жизни. Но этого не произошло. В городе – и во всей стране – сохранилась верность идеалам «века минувшего». Благородному Чацкому не место в фамусовском обществе, но он не остается побежденным в комедии, так же как и не является в ней победителем. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы новой», – писал И. А. Гончаров через несколько десятилетий в статье «Мильон терзаний», посвященной пьесе «Горе от ума».
В противопоставлении Чацкого фамусовскому обществу выразилась глубокая уверенность Грибоедова в том, что «век нынешний» одержит в России победу над «веком минувшим». Трагичность судьбы Чацкого указывает на то, что противостояние двух мировоззрений будет долгим и болезненным.

Загрузка...