crimea-fun.ru

Батальная живопись верещагина кратко. Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПОЛОТНА ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА


Выдающийся русский художник Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года. Его картины потрясают своим реализмом, творца называют одним из лучших в области батальных сцен. Но его личность поражает не меньше его картин. Потрясающей глубины человек умел реализовываться в разных сферах жизни, проявлять себя всегда отважным и достойным гражданином. Ему удалось сделать намного больше, чем любому другому художнику того времени. Активный общественный деятель и литератор, исследователь и историк - все это по праву является званиями Василия Васильевича.


Он родился в семье помещика и уже в 9 лет поступил в кадетский корпус, по окончании которого поступил на службу. Но совсем скоро Верещагин ушел в отставку и поступил в Академию Художеств, он обучался живописи у лучших мастеров, а затем даже уехал практиковаться в Париж, где занимался у самого Жерома. Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство. Красоты природы, невероятно фактурные лица - все это Василий Верщагин тщательно исследовал и перекладывал на холст.

Верещагин - один и немногих русских художников, которые проводили выставки в Лондоне, работали в Мюнхене и путешествовали по Индии. Пожалуй, в то время такого не мог себе позволить никто. Он вел очень насыщенную жизнь, постоянно путешествовал и во всем искал новые сюжеты. После поездки в Индию он путешествовал по Палестине и Сирии, увлекаясь библейскими сюжетами. Мы предлагаем вспомнить самые известные картины живописца.

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. - наиболее сильная картина Верещагина, которого часто называют «художником правды войны». Ничего не проходит бесследно и расплачиваются за корыстолюбие и алчность власть имущих простые солдаты. Черепа и вороны — больше ничего нет.



Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874 — картина была написана во время путешествия по Туркмении. Ее особенность — это изображение энергетически сильного места. Тадж Махал возвышается над пустынными красотами города, отражаясь в воде, его пики взывают восхищение.


Нападают врасплох — война всегда безжалостна и в ней нет победителей, а проигравшие всегда одни — простые люди. Солдаты нападают врасплох на безоружных и почти беспомощных солдат. Баталист Верещагин еще раз показал свой талант в изображении нестандартных и «некрасивых» сцен военных действий.

В покоренной Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле») — картина была написана в 1897-1898 годах. Василий Васильевич родился уже многим позже знаменитой войны 1812 года, но он изучал ее довольно тщательно. Все военные действия и победа той или иной стороны имеют причину и следствие. Верещагин, конечно же, сумел изобразить французских солдат такими, как их видели историки и современники тех событий.


Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся — в 1873 художник написал полотно, которое несколько отличается от всех предыдущих его работ. ОН умел не только изучать историю и писать пейзажи и батальные сцены. В его творчестве особое место стоит отвести и бытовой тематике. Пусть нечасто, но довольно тонко и иронично подмеченные моменты обычной жизни заставляют восхищаться талантом художника.


Японка — путешествуя по Востоку, в 1903 году Верещагин написал серию картин о Японии. Необычайные сюжеты, графика и четко очерченные силуэты восточных красавиц и архитектуры делают эти работы одними из самых ярких в его карьере.


Черное море. Мыс Фиолент вблизи Севастополя — написанный с натуры пейзаж поражает своей реалистичностью. Черное море, скалистая местность и невероятная природа. Здесь нет ничего лишнего или надуманного, только великолепный вид в его первозданной красоте.


Бурлак с шапкою в руке. 1866 — социальная тематика в творчестве живописца занимала свое место. Он часто задавался вопросами о богатстве и бедности, о неравенстве классов. И писал картины, которые заставляли задуматься о судьбе низших слоев. Бурлаки, нищие в Самарканде, продажа ребенка-невольника — ничто не избежало внимательного взгляда художника. Все в позе и одежде бурлака говорит о его нелегкой доле и о невозможности что-то поменять. Безысходность в каждом жесте.

Лора Фэйм

Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса

В 1860 году лучший выпускник Морского корпуса, которому прочили блестящую карьеру, подал прошение об отставке. Наперекор воле родителей и общественному мнению семнадцатилетний Василий Верещагин предпочел престижной морской службе тяжелый труд живописца. Но расставшись с армией, в своем творчестве он остался верен военной теме.


Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Всю жизнь посвятил Василий Васильевич Верещагин изображению войны. Он первым из художников-баталистов увидел в ней не героическое действие, не триумф полководцев, а кровь, горе и величайшую трагедию. Всем своим творчеством Верещагин убеждал, что на войне «на каждый час славы приходится тридцать, сорок и, пожалуй, гораздо больше часов страданий и мучений всякого рода».

Всадник в Джайпуре.1880

Картины мастера заставляли зрителей плакать и ужасаться, проклинать кровавые бойни и их инициаторов. Каждая его выставка была событием. В конце XIX века он стал самым известным в Европе и Америке русским живописцем.


Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870

Богатый киргизский охотник с соколом. 1871


Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870

Калмыцкая молельня.1870

Мавзолей Тадж-Махал.1870

Священник парс(огнепоклонник).Бомбей.1870

Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874

Верблюд во дворе караван-сарая.1870

Монастырь Хемис в Ладаке.1875

Три главных божества в буддийском храме.1875

Два еврея.1884

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде.1870

Святое семейство.1884

В горах Алатау.1870

Жемчужная мечеть в Агре

Бания(торговец).Бомбей.1870

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре.1874

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874

Тамерлановы ворота.1871

Калмыцкий лама.1870


Старый Дели.1875

Повозка в Дели.1875

Тронный зал Великих моголов в Дели.1875


Базар

Араб на верблюде.1870

Дервиши в праздничных одеждах.1870


Ссора по дороге на базар.1873

Успех его был не случаен. Верещагин получил хорошее художественное образование: посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников, три года проучился в Академии художеств, оттачивал мастерство в Париже в Студии изящных искусств Ж. Жерома.

В Индии. Снега Гималаев

Из Парижа художник дважды в 1863-1865 гг. ездил на Кавказ. Результатом поездок стала серия кавказских рисунков, которую в 1867 году он выставил в Академии художеств.

Бухарский солдат.1873

Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. Этюд.1875

С 1867 года художник путешествует по Средней Азии. Его привлекают памятники древней культуры, обычаи и нравы коренных народов, их своеобразный быт. С началом войны против бухарского эмира Верещагин находится при русской армии, участвуя в качестве художника в Среднеазиатском походе.

Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870

Он стремится запечатлеть на бумаге все особенности этой тяжелой и непривычной для русской армии войны. Но обстановка складывается так, что и ему приходится взять в руки оружие.

Лама так называемой «Красной секты» в полном облачении.1875

Произведенный в прапорщики Верещагин отличается во многих боях, за проявленный героизм награждается орденом святого Георгия 4 степени - самой почетной боевой наградой. Кстати, он единственный из известных русских художников награжден этим орденом.

Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд

Перекочевка киргизов.1870

Политики в опиумной лавочке.Ташкент.1870


Опиумоеды.1867

У дверей мечети.1873

Гималайский пони.1875

По окончании боевых действий переполненный впечатлениями Верещагин уезжает в Мюнхен и в течение трех лет пишет серию картин, получившую название «туркестанской». Показанные на выставке, картины потрясли зрителей и принесли художнику широкую известность. На полотнах «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Забытый солдат», «Победители» обыватели впервые увидели войну без прикрас.

Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде.1870

Двери Тимура(Тамерлана)1872

Продажа ребенка-невольника.1872

Особое, неизгладимое впечатление производила на всех картина «Апофеоз войны», завершающая серию. На переднем плане на фоне пустынного пейзажа с развалинами домов и сожженными деревьями пирамида человеческих черепов и воронья стая.

Афганец.1868

За основу сюжета художник взял исторический факт - такие страшные знаки оставлял на своем пути жестокий завоеватель Тамерлан. Туркестанская серия картин была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи, что явилось свидетельством несомненного успеха и признания художника.


Вид на Московский Кремль с Большого каменного моста

Мастерство Верещагина стали называть разящим. Для многих работы мастера были как вызов, как покушение на их право не задумываясь жертвовать чужими жизнями. Фельдмаршал Мольтке запретил немецким военнослужащим посещать его выставки, а кардинал Гангльбауэр провел в Вене крестный ход, чтобы «очистить» тех, кто видел «кощунственные» полотна.

Нижний базар в Нижнем Новгороде. Кремль. Церковь Иоанна Предтечи.

В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», - заявил о Верещагине Репин. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Александр II назвал его «нигилистом», и в «правой» прессе началась травля. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили - преследуют», «Забытый солдат». И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера.


Два факира.1876

Повозка богатых людей в Дели


Факиры.1876

Демонстративно отказавшись от предложенного Академией художеств звания профессора, Верещагин в 1874 году уезжает в Индию и на Тибет. Итогом этой поездки стала большая «Индийская серия картин».

Буддиский лама.1875

За свою жизнь художник создал еще несколько больших живописных серий. Но наибольший интерес представляют две - балканская и посвященная Отечественной войне 1812 года.

Проход Барскаун

В горах Алатау

Всадник-воин в Джайпуре.1881

Художник все хочет видеть своими глазами, прочувствовать - через какие нечеловеческие страдания проходят солдаты, добывая победу. В русско-турецкую войну он с войсками форсирует Дунай, с моряками выходит взрывать турецкий монитор, в отряде генерала Скобелева совершает зимний переход через Балканы, мерзнет в оледенелых траншеях на Шипке, участвует в штурме Плевны.

Мыс вблизи Севастополя.1897

Итальянская деревушка на берегу моря.

Троицын день.Село Коломенское.

Итогом пережитого и увиденного стала серия из 25 картин и 50 этюдов, в которые художник вложил частицу собственной жизни, боль души. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, - признавался он, - выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».


Церковь XVIIв. в Ярославле


Икона Николы с верховьев реки Пинеги. 1894

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского.1888

Наполеон I в России .В Успенском соборе.1890

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, - писал он, - показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм...».

После грозы

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России.

Улица в Ростове

Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

На большой дороге. Отступление, бегство.1890

Всю жизнь художник много путешествует. В 1884 году он посещает Сирию и Палестину, пишет ряд картин на сюжеты «Нового завета». В 1890 году совершает поездки по северу России, Кавказу и Крыму. Дважды посещает Америку, где с успехом проходят его выставки. В 1901-1902 гг. совершает длительное морское путешествие, посещает Филиппинские острова и Кубу, в 1903 г. - Японию.

Шинтоистский храм в Никко.1904

Японка.1903

Всю жизнь Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, холод, болезни, раны и не бояться жертвовать своей кровью».

Браминский храм в Адельнуре.1876

В горах Алатау.

И даже в смерти он разделил судьбу своих героев. Погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года у Порт-Артура при взрыве натолкнувшегося на японскую мину броненосца «Петропавловск».

Торжествуют.1872

Представляют трофей.1872

Караван яков,нагруженных солью

Туркмен.1868

Нападают врасплох.1871


У крепостной стены. Пусть войдут.1871

Парламентеры - Сдавайся! - Убирайся к черту!

После неудачи.1868


Высматривают.1873

Два ястреба. Башибузуки.1878

После удачи.1868


Дай подойти.1895

Расстрелять.1890

Высота Шипка

Дорога военнопленных.1879

Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)1881

Скобелев под Шипкой

Перед атакой. Под Плевной.1881

Смертельно раненый.1873

Наполеон на Бородинских высотах.1897

Панихида

Забытый солдат.1880

Людоед.1880


В покоренной Москве.1898

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Творчество Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), знаменовавшее торжество реализма и демократических идей в русской батальной живописи, заслужило мировую известность.

Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Художника волновали не кровавые зрелища, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.

Верещагин происходил из мелкопоместной дворянской среды. Юношей в чине гардемарина он блестяще окончил Морской корпус в Петербурге, но сменил карьеру морского офицера на профессию художника, поступив в Петербургскую Академию художеств в 1860 году. Однако, не удовлетворенный старыми методами преподавания, он в 1863 году оставляет Академию, продолжая впоследствии занятия в Париже у известного художника Жерома (1864-1867).

Кавказ

Первые самостоятельные выступления Верещагина, как художника относятся ко времени его путешествия на Кавказ (1863-1865 с перерывами). Здесь все, что открывается глазам, одинаково приковывает его внимание. Он зарисовывает характер местность, жилье, архитектурные памятники, утварь, одежду. Но особенно много и с интересом рисует местное население: калмыков, казаков, лезгин, ногайцев.

Туркестан

В 1867 году Верещагин отправляется в Туркестан, где в то время шли боевые действия. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм от был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. В 1869-1870 годах Верещагин вновь путешествует по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал большую серию рисунков и живописных этюдов с натуры, которые использовал для создания Туркестанской серии картин. В окончательном виде Туркестанская серия включала тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - в таком составе она была показана на выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году.

Туркестанская серия отличается разнообразием тематики произведений и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Военные темы здесь соседствуют с бытовыми, картины среднеазиатской природы переплетаются с этнографически точным изображением народных типов, национальных костюмов и своеобразием местных нравов.

Индия

В 1874 году Верещагин совершил поездку в Индию, длившуюся до 1876 года. Здесь он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. В результате была создана новая большая серия этюдов и картин, явившаяся своеобразной художественной энциклопедией жизни и быта народов Индии. Мастерство художника в передаче величественной архитектуры, голубого южного неба, солнечного освещения, воздуха, проявившееся в Туркестанской серии, еще более окрепло в его индийских произведениях. К числу лучших произведений Индийской серии относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-75), "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Жители Западного Тибета" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал в Агре" (1874-76).

Еще в начале путешествия у Верещагина возникает замысел создать ряд картин, обобщающих его впечатление от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой страны. Замысел окончательно оформляется уже в Париже в 1876 году: художник задумывает написать две серии картин, или, как он их называет, две "поэмы": "малая" или "коротенькая" поэма должна была включать сцены современной жизни, национальные типы, пейзажи Индии. "Большая" серия или "Историческая поэма" задумана как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, где будет представлена вся история покорения Индии англичанами. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала русско-турецкая война.

Балканы

По собственной просьбе Верещагин сразу же причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию, где находится до окончания военных действий. В самом начале войны он был тяжело ранен. Не дождавшись выздоровления, направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны Верещагин представлен к награждению Золотой шпагой, однако от награды решительно отказался. Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет маленькие этюды к будущим полотнам, в которых точно и неотступно фиксирует зимние Балканы, переходы войск через горные перевалы, места сражений, военные укрепления, солдатские лагеря, братские могилы, фигуры убитых, трупы замерзших - все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и неумолимо требуют своего воплощения. "Лишь бы только не струсить в откровенности", - заклинает себя художник.

Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах. В нее входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет".

Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем, демонстрировавшаяся на протяжении 1881-1891 годов в Петербурге, Москве, во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире.

После Петербургской выставки 1883 года, в течении двух лет Верещагин не выступает перед публикой. Нервное напряжение, каким сопровождалась работа над Балканской серией и ее показ, отозвалась душевной опустошенностью. "Не думайте, чтобы все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы", - пишет он в 1882 году Стасову. - "Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась". Верещагин снова ищет творческого обновления в путешествиях: осенью 1882 года совершает второе путешествие в Индию, а в конце 1883 года едет в Сирию и Палестину.

Палестина

В Палестине метод работы Верещагина остается тот же, что в Туркестане и Индии: он всерьез погружается в изучение исторических источников, пишет этюды, собирает этнографическую утварь, задумывает серию картин. Здесь написано около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет Святую землю исключительно с реальной исторической точки зрения. В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входящих в Палестинскую серию: "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие.

Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели небывалый скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен.

Россия

С Середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию русских древностей и в течении короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественности и историческому интересу.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую. В начале 1890-х годов он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности, летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барже по Северной Двине, на Белое море, Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах: живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне. Верещагин относится к своим персонажам-простолюдинам, встреченным на дорогах России, со своей обычной сдержанностью, уважительно, но без народнического жаления. Живописные этюды - это уже не типажные изображения, но портреты, за которыми проступают индивидуальные судьбы. Среди них выделяются своей экспрессией и яркой психологической характеристикой "Отставной дворецкий" и "Старуха нищенка 96 лет".

Русская серия насчитывает около сотни этюдов, но не включает ни одной картины. Объяснение, по-видимому, в том, что Верещагин параллельно работает над большой серией полотен, посвященных войне 1812 года. Начатая еще в Париже, серия эта до конца дней остается главным делом художника. Парижское происхождение, очевидно, во многом объясняет ее первоначальный замысел: она была задумана как серия картин, посвященных Наполеону и его русскому походу. Впоследствии, в России замысел серии претерпевает существенные изменения: из наполеоновской сюиты она начинает обращаться в национальную историческую эпопею. Серия остается незавершенной. В своем нынешнем виде она включает в себя двадцать картин (не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России.

Америка и Куба

В последние годы жизни Верещагин не прекращает путешествий. В конце 80-х - начале 90-х годов он дважды был в Америке: в 1901 году художник совершает далекую поездку на Филиппины, в 1902 году - на Кубу. Естественно, его влекут события испано-американской войны, он не мог и в этом случае уклониться от темы, так сильно владевшей им всю жизнь. Он пишет много этюдов, задумывает новые серии картин, из которых создана "Госпитальная серия" (1901), в которую входят картины: "В госпитале", "Письмо к матери", "Письмо прервано", "Письмо осталось неоконченным" (3 картины из серии хранятся в Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина), в которых вновь с присущей ему страстностью осуждает войну.

Япония

Путешествие в Японию в 1903 году оказалось предпоследним в его жизни. Художника влекут в эту страну памятники классической японской культуры, национальные типы, ошеломляет своеобразие костюмов и обычаев. В этюдах "Синтоистский храм в Никко", "Вход в храм Никко" - выражены удивление и восторг необычайным обликом японской архитектуры.

Сообщение о начале русско-японской войны потрясло художника. И вновь, будучи уже немолодым, устремляется он на фронт, в самую гущу боевых действий. 31 марта (13 апреля) 1904 года Верещагин погиб вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура.

Вся жизнь, все искусство В.В. Верещагина являют собой ярчайший пример гражданственности, во имя прогресса, самоотверженной борьбы во имя светлых демократических идеалов. Всю жизнь Верещагин чувствовал себя "мобилизованным и призванным" говорить своим искусством правду, и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. С актуальностью звучит голос Верещагина и в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Биография Василия Верещагина

Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Творчество Верещагина

В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.


Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Работы художника

  • Туркестанская серия
  • Наполеон в России (Верещагин)
  • серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили - преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).
  • «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)
  • «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)
  • «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)
  • «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)
  • «Въезд в город Катта-Курган» (1868)
  • «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ
  • «Развалины театра в Чугучаке» (1869)
  • «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)
  • «Нищие в Самарканде» (1870)
  • «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)
  • «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)
  • «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)
  • «Апофеоз войны» (1871), ГТГ

  • «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871-1872), ГТГ
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876), ГТГ
  • «Жемчужная мечеть в Агре» (1874-1876), ГТГ
  • «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879) ГТГ
  • «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ
  • «В турецкой покойницкой» (1881)
  • «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)
  • Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горького (Нижний Новгород)

26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.

Русский живописец баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октябр я (14 октября по ст.ст.) 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье помещика.

Обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 году.

В 1858 году начал заниматься в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863 году оставил Академию (числился там до 1865 года) и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. В марте 1865 года молодой художник вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни.

Рисунки, написанные Верещагиным на Кавказе, были впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском "Всемирном путешественнике".

В 1865-1867 годах возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже. В 1866 году картины Верещагина были выставлены в Парижском Салоне.

В 1867 году Верещагин был определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене , где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.

Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название "Варвары". В нее входят картины "Апофеоз войны" (1871), "Нападают врасплох" (1871), "Окружили - преследуют..." (1872), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872). "Высматривают" (1873) и "У гробницы святого благодарят всевышнего" (1873).

Туркестанская серия была приобретена Павлом Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.

В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж Махал" (1874-1876).

Во время русско турецкой войны (1877-1878) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.

В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет". Два полотна - "Победители" и "Побежденные. Панихида" - навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются "Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой" и триптих "На Шипке все спокойно".

Впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает "Трилогия казней" - цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: "Распятие на кресте у римлян", "Подавление индийского восстания англичанами" и "Казнь заговорщиков в России".

В 1884 году Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории. Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.

В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900 году). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).

В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Последняя серия картин художника была посвящена испано американской войне 1898-1899 годов на Филиппинских островах и на Кубе. Как литератор, Верещагин известен своими воспоминаниями "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступал жарким защитником реализма в искусстве.

Верещагин погиб во время русско японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай).

Василий Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности "всех чинов и отличий в искусстве".

Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.

В родном городе художника, Череповце, существует дом музей Верещагина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Загрузка...