crimea-fun.ru

Балетные пары. Мария Виноградова: "Балерины не такие неземные создания

1997 г. — I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 г. - приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 г. - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Д.Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 г. - звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 г. - звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 г. - удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Биография

Родилась в Москве. Будучи еще студенткой Московской государственной академии хореографии (класс ) приняла участие в Международном конкурсе артистов балета в Москве (1997 г.), завоевала I премию и была принята в труппу Большого театра. Сольные партии стала получать в первый сезон работы в театре, ставший для нее последним, который она провела в ранге артистки кордебалета. Педагогом-репетитором Марии Александровой была . В настоящее время репетирует под руководством . С 2017 г. работает в театре по контракту.

Репертуар

1997
Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В.А. Моцарта в постановке М. Лавровского)
первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю.Григоровича)
Мирта («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В.Васильева, а затем и в спектакле в редакции Ю. Григоровича)
фрейлины («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1998
Уличная танцовщица («Дон Кихот»)
Фея Смелости («Спящая красавица» П.Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю.Григоровича)
солистка («Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша в постановке А. Ратманского)

1999
все вариации в картине «Тени» («Баядерка» Л.Минкуса, хореография М.Петипа в редакции Ю.Григоровича)
три дриады («Дон Кихот»)
солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж.Бизе, хореография Дж.Баланчина) — первая исполнительница в Большом театре
мазурка («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
кобылицы («Конек-горбунок» Р.Щедрина в постановке Н.Андросова)

2000
Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана)
Китри («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Рамзея (первая исполнительница), Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Гамзатти («Баядерка»)

2001
Одиннадцатый вальс («Шопениана»)
сверстницы принца, Испанская невеста Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского) - была в числе первых исполнителей балета в этой редакции

2002
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Сильфида («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен)

2003
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница
Клеманс («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети)
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Аспиччия («Дочь фараона»)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первая исполнительница

2004
Фея Сирени («Спящая красавица»)
па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
Леа («Леа» на музыку Л. Бернстайна в постановке А. Ратманского, вторая редакция)
Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) - первая исполнительницав Большом театре

2005
Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи, хоерография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»)
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - участница премьеры этого балета
Раймонда («Раймонда»)

2006
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)

2007
солистка (Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона) - участница мировой премьеры этого балета
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп)
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Ученица («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

2008
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена) - первая исполнительница
вариация (участница премьеры балета в этой редакции), Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева) - первая исполнительница
Никия («Баядерка») - дебютировала на гастролях Большого балета в США
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева) - первая исполнительница

2010
Графиня Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети)
Принцесса Аврора («Спящая красавица»)

2012
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
Главная мочалка («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова) - первая исполнительница

2013
плита, вальс, пылес осы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка) - участница премьеры в Большом театре

2014
Катарина
(«Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)

2015
ведущая пара
Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
Жизель («Жизель» в редакции Ю. Григоровича )
Ундина («Г ер ой нашего времени » И. Демуцкого , часть «Тамань», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников )

2016
Ундина
(«Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова)
Cильфида («Сильфида» в редакции Й. Кобборга)

2017
Марго
(«Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников) - первая исполнительница

Участвовала в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра (1997-98 гг.), выступив в балете «Блэк аут» в постановке Стефана Фреденрайха и исполнив сольные партии в балетах Йорга Маннеса «Четыре поцелуя» на музыку И.С. Баха и «Перипетии любви» на музыку В.А. Моцарта.

В 2001 г. дважды выступила в Большом театре в балете «Дон Кихот» с премьером АБТ Хосе Мануэлем Карреньо.

В 2003 г. участвовала в гала-концерте солистов Большого театра и Королевского балета (Ковент Гарден) на сцене Большого театра. Исполнила па де де из балета «Корсар» А.Адана (хореография М. Петипа), партнер - Карлос Акоста.

Выступила в роли Рамзеи в трех представлениях «Дочери фараона», которые в 2003 г. снимала в Большом театре французская компания Bel air Media для последующего выпуска балета на DVD.

Гастроли

В 1997 г. выступила в Нью-Йорке на сцене Линкольн-центра в гала-концерте звезд русского балета, посвященном Сергею Дягилеву, исполнив с Николаем Цискаридзе Большое классическое па на музыку Д. Обера (хореография В. Гзовского).
В 2000 г. принимала участие в гала-концерте звезд балета в Мадриде (партнер Игорь Йебра).
В 2001 г. танцевала с солистом Большого театра Марком Перетокиным главные партии в балете «Дон Кихот» в Башкирском театре оперы и балета в рамках Международного фестиваля балета имени Р. Нуреева .
В том же году приняла участие в постановке Театра танца Алексея Фадеечева, исполнив партию Солистки I части в балете «Между небом и землей» (хореография Т. Макинтайра) и стала первой исполнительницей партии Китри в спектакле Русского камерного балета «Москва» (редакция М. Лавровского).
В 2001-02 гг. выступала в роли Мирты в серии представлений балета «Жизель» со звездными составами (Юлия Махалина, Диана Вишнева, Владимир Малахов, Игорь Зеленский) на сцене афинского концертного зала «Мегарон».
В 2002 г. приняла участие в гала-концерте, сопровождавшем церемонию открытия нового театра в городе Аполло (США). Партнер — Николай Цискаридзе.
В 2003 г. в составе антрепризы «Малахов и друзья» выступала в гала-концертах в Афинах на сцене зала Мегарон и приняла участие в Международном фестивале балета в Японии (в обоих случаях партнером был Сергей Филин). В программе «Малахов и друзья» затем принимала участие неоднократно.
В 2007 г. выступила на VII Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Гамзатти в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани; Никия - Ульяна Лопаткина, Солор - Николай Цискаридзе); в заключительном гала-концерте исполнила па де де из балета «Лебединое озеро» (партнер - солист Мариинского театра Игорь Колб); участвовала в гала-концерте в честь Майи Плисецкой на сцене Королевского театра/Teatro Real в Мадриде.
2008 г. - танцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)в рамках VIII Международного фестиваля балета «Мариинский» (партнер - солист Мариинского театра Данила Корсунцев);
дважды выступила в гала-концертах Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Казань), исполнив Классическое па де де на музыку Д.Ф.Э. Обера (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Гуданов);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектаклях Новосибирского государственного академического театра оперы и балета , исполнив партию Гамзатти («Баядерка» в редакции И. Зеленского; Солор - худрук балетной труппы НГАТОБ Игорь Зеленский, Никия - солистка НГАТОБ Анна Жарова; солистка дрезденской Земпер-оперы Елена Востротина) и дебютировав в партии Принцессы Авроры («Спящая красавица» в редакции К. Сергеева, постановка С. Вихарева; Принц Дезире - солист балета Цюрихской оперы Семен Чудин);
выступила в Париже в партии Раймонды в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева) с балетной труппой Парижской национальной оперы (Жан де Бриен - премьер Большого балета Александр Волчков).
2009 г. - в Новосибирске с труппой НГАТОБ выступила в спектаклях «Лебединое озеро» (редакция К. Сергеева, В.Бурмейстера) и «Дон Кихот» (постановка С. Вихарева), исполнив партию Одетты-Одиллии (Принц Зигфрид - солист НГАТОБ Роман Полковников) и Китри (Базиль - солист НГАТОБ Максим Гишенков).
В том же году вместе с Дмитрием Гудановым приняла участие в организации концерта балетных звезд «Гран балет гала. Шедевры» , состоявшегося на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В рамках этого концерта прошла премьера номера Les deux genres (хореография С. Землянского) в исполнении героев вечера, самой Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, выступивших в этот вечер и в нескольких других классических и современных номерах.
В 2010 г. выступила на юбилейном X Международном фестивале балета «Мариинский» - вновь в партии Гамзатти (Никия - Виктория Терешкина, Солор - Игорь Зеленский).
Стала постоянной участницей проекта «Русские сезоны XXI век» , инициированного Благотворительным фондом им. Мариса Лиепы, компанией SAV Entertainment и театром «Кремлевский балет». Новые сезоны призваны возрождать к новой жизни некогда знаменитые постановки легендарной антрепризы Сергея Дягилева - «Русских сезонов» XX века. Александрова стала первой исполнительницей партии Армиды в балете «Павильон Армиды» Н. Черепнина (режиссер-постановщик А. Лиепа, хореография Ю. Сморигинаса), премьера которого состоялась в 2009 г. на сцене Государственного Кремлевского дворца. В декабре 2010 г. на той же сцене прошел творческий вечер артистки: она выступила в трех заново воссозданных «дягилевских» балетах, исполнив заглавную партию в «Жар-птице» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой), сольную партию в «Болеро» М. Равеля (по Б. Нижинской, возобновлен при участии Х. Митчелл) и стала первой женщиной в истории балета, выступившей в заглавной партии «Петрушки» И. Стравинского (по М. Фокину, возобновлен А. Лиепой). В рамках этого проекта неоднократно принимала участие в гастролях - в 2009 г. выступала в Риге на сцене Латвийской национальной оперы и в ряде городов России (Ярославль, Рязань, Иваново, Ижевск и др.), в 2010 г. - в Париже на сцене Театра Елисейских полей и в нескольких городах России (Ярославль, Нижний Новгород, Тула).

В 2014 г. в рамках VI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса (редакция В. Кокорева, Базиль - Владислав Лантратов) с балетной труппой Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки .
В 2015 г. исполнила партию Балерины в балете «Занавес» на музыку О. Респиги в постановке В. Самодурова с труппой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (мировая премьера ).
В 2017 г. исполнила заглавную партию в балете «Лауренсия» А. Крейна (хореография В. Чабукиани, редакция и постановка Н. Ананиашвили) с балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили (Фрондосо - Владислав Лантратов);
партию Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» в редакции К. Сергеева) с балетной труппой Екатеринбургского театра оперы и балета (Принц Зигфрид Илья Бородулин).
2018 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография А. Горского) с балетной труппой Мариинского театра (Базиль - Владислав Лантратов);
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (постановка О. Корзенкова. Е. Ивановой) с балетной труппой Ростовского государственного музыкального театра (Граф Альберт - Владислав Лантратов).

Мария Тальони — великая балерина XIX века, представительница знаменитой итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, является одной из центральных фигур балета эпохи романтизма.

Мария родилась 23 апреля 1804 года в семье балетмейстера и хореографа Филиппо Тальони. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни особой внешностью. Несмотря на это, её отец решил сделать из неё балерину. Мария училась в Вене, Стокгольме, а затем в Париже у Франсуа Кулона. Позже отец занимался с Марией сам, в 1822 году он поставил балет «Приём молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры», с которым Мария дебютировала в Вене. Танцовщица отказалась от присущих в то время балету тяжёлых нарядов, париков и грима, выходя на сцену только в скромном лёгком платье.

Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Гранд-Опера. Затем она танцевала в Лондоне. Там, в театре Ковент-Гарден. В марте 1832 года в парижской Гранд-Опера состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно она тогда ввела в балет пачку и тогда же она впервые продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног.

Следующие пятнадцать лет Мария Тальони гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Ее репертуар состоял, главным образом, из постановок ее отца. По свидетельству очевидцев, танцы Тальони были воплощением грации и изящества. Лучшие роли её были в балетах: «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора».


Bouvier, Jules. Marie Taglioni. In the Dance of the Mazurka in the ballet, "La Gitana".

Перед петербургскими зрителями Тальони впервые предстала в 1837 году. Это был не успех, а триумф. Имя ее приобрело такую популярность, что появилась карамель "Тальони", вальс "Возврат Марии Тальони" и даже шляпы "Тальони". Каратыгин написал водевиль "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони", в которой пользовался популярностью следующий куплет:

"Тальони прелесть, удивленье,

Так неподдельно хороша,

Что у нее в простом движенье

Заметна дивная душа...

Об ней не рассказать словами,

Не обсудить ее умом;

Что говорит она ногами,

Того не скажешь языком".

Облако из газа. Но кроме балетных пуантов Мария Тальони преподнесла искусству и зрителям еще одну новинку, также впервые представшую в балете "Сильфида", - белоснежную пачку, ставшую вскоре символом романтического балета. Это "облако из газа" придумал художник и модельер Эжен Лами. Легкая невесомая туника, формой напоминающая полураспустившийся цветок, не только помогала танцовщице выполнять невесомые, но технически сложные прыжки, но, казалось, излучала особый, неземной свет, столь необходимый для романтического балета. Правда, тот образ, который воплощала Тальони на сцене, задолго до премьеры предлагали парижанкам все модные журналы. Открытые плечи, струящиеся потоки легкой ткани, некоторая отрешенность.
Парижские модницы позаимствовали у балетной героини ее воздушную шаль: наброшенная на плечи и спадающая на руки, она придавала дамскому силуэту меланхолический облик, словно остановленной в полете Сильфиды.



Знаменитые балерины Королевской оперы: Карлoттa Гризи, Мария Тальони, Люсиль Гран, Фанни Черрито в "Па-де-катр"

" Сильфида" -- абсолютный символ романтического балета. Именно в "Сильфиде" балерина Мария Тальони впервые поднялась на пуанты ("не для эффекта, но ради образных задач"). Героиня Тальони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица "скользила" по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы. Именно эту "Сильфиду", поставленную для Марии ее отцом Филиппо Тальони, через полторы сотни лет бережно возродил другой французский хореограф -- Пьер Лакотт.



Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье "Трильби" (1822). Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера состоялась в 1832 в Гранд-Опера в Париже.



В 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не бросила сцены. Оставив театр в 1847, жила преимущественно в Италии, в собственных виллах. Давала уроки балета. Один раз ещё она появилась в Париже, но только для поощрения своей ученицы Эммы Леви, восходящей звезды, воскресившей на некоторое время позабытые с уходом Тальони классические балетные традиции. Для этой же дебютантки она написала либретто балета «Бабочка» (совместно с А.де Сен-Жоржем).

Хореография Марии Тальони



Жак Оффенбах "Бабочка". Поставлен в 1833 году

Ирина Колпакова и Сергей Бережной


Старинное па де де поставленное Марией Тальони

Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе, похоронена на кладбище Пер-Лашез. На надгробии следующая эпитафия: «Ô terre ne pèse pas trop sur elle, elle a si peu pesé sur toi» (Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе).

В первые моменты не опознал Джейсона Стэтхема - он даже избавившись от длинных волос, продолжает играть в жангабена, а до этого, в образе пьяного лондонского бомжа, совсем далек от обычного своего имиджа. Агату Бузек (по-русски озвученную Уршулой Малкой) я тем более не угадал в монашеском одеянии. Сестра Кристина из братства Ангела Господня подкармливает бродяг, когда к ней приходит ранений Джои, солдат-дезертир, скрывающийся от военной полиции за убийство афганцев. Кристина помогает и по ее совету переименовав себя из Смита в Джонса, Джои начинает новую жизнь, что означает - идет работать к китайской мафии. Ему нужны деньги - поддержать бывшую жену и 9-летнюю дочь, а еще он хочет найти садиста, который убил и сбросил в реку его бывшую соседку по картонной коробке, проститутку.

Разговоры о Боге, даже с польским акцентом, мне все-таки показались в данном случае не вполне уместными, тем более мизансценирование прощальной сцены с оглядкой на пьету, но все-таки, по-моему, кино не на сто процентов фальшивое. Джои особо подчеркивает, что он католик, хотя драматургически интереснее было бы сделать героя атеистом, православным, мусульманином - но сценаристам почему-то важно показать обоих христианами. То, что солдатом он убивал, а в отместку за пятерых сослуживцев прикончил пять первых попавшихся с афганцев, за что и оказался в розыске - конечно, не особенно его украшает, но среди общей несправедливости он ищет свою частную справедливость: полиция отказывается искать садиста-убийцу по описанию, а китайская мафия (сами китайцы проституток на убой не продают, этим занимаются только русские) находит его очень быстро - правда, взамен от Джои требуется перевезти контейнер с живым товаром, в том числе детским, и бывалый перевозчик выполняет задание, потом посещает коктейль в ресторане на крыше и сбрасывает оттуда убийцу своей приятельницы, прямо с крыши и на асфальт. Прежде, чем его найдут, он успевает отдать деньги жене, фотографии дочери и информацию о работорговцах полицейским, перечислить деньги немолодому фотографу-гею, в чье отсутствие он все это время занимал его квартиру, увешанную черно-белыми изображениями голых мужских туловищ, а также попрощаться с сестрой Кристиной, отбывающей в Сьерра-Леоне.

У Кристины своя предыстория, на родине ее 10-летнюю изнасиловал тренер по гимнастике, после очередного инцидента она перерезала ему горло ножиком, но вместо колонии попала в монастырь, и так оказалась в лондонской миссии Ангела Господня. Когда встретила Джои первый раз и получила от него пьяного 500 фунтов, купила на них билет в ложу на прощальный концерт польской балерины Марии Жилинской, которой поклонялась с детства и на которую мечтала стать похожей, но отец заставил заниматься гимнастикой, с чего и пошли все беды. Балет и коктейль с убийством приходится, понятно заранее, на один вечер - 1 октября. Джои может пойти смотреть любимую балерину Кристину, но для него важнее сбросить с крыши маньяка и хотя бы на узком участке восстановить справедливость. А ведь между солдатом-гангстером и монашкой-фотографом (Кристина увлекается любительской съемкой, но совсем не того же рода, что хозяин квартиры, где живет Джои) успевает возникнуть взаимное влечение, и последнюю ночь накануне описанных выше событий и окончательного расставания они проводят вместе - ну прямо "Чистый понедельник" Бунина! Ничего, однако, не поделаешь, весь мир - большой гадюшник, и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет, но есть билет на балет. Остается вопрос, при чем тут колибри - а это, как выясняется под конец, такие летающие беспилотники, которые были "свидетелями" того, что натворил Джои в Афганистане.

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»




Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в городе Москва. Свой творческий путь девочка начала в ансамбле «Калинка», однако через некоторое время начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Людмила Коленченко. Впоследствии ее наставниками выступали Лариса Добржан и Софья Головкина.

В период обучения приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана». Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе. Диплом об окончании академии хореографии получила в 1996 году. В этот же период начала появляться на различных международных фестивалях.

Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997 году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки». Яркое выступление танцовщицы принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне. Весьма примечательным представляется тот факт, что в это время девушка еще числилась танцовщицей кордебалета. Далее балерина участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором являлась Марина Семенова.

Талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию: роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы» 19 октября 1997 года. Выступление оказалось удачным и всего месяц спустя отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

В начале сезона 1998 года Александрова переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане. После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999 году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям.

В 1999 году Мария исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. Начиная с 2000 года, Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой объездила много стран. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии.

Вскоре, в 2004 году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Позднее удостоена также звания Народной артистки России. За всю свою карьеру Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считаются образцом высокого балетного искусства.

В августе 2013 года артистку балета постигло несчастье: на гастролях в Великобритании Мария повредила ногу. Травма оказалась серьезной, разорвалось ахиллово сухожилие. Артистка к тому моменту успела выступить только на первом запланированном спектакле Большого театра «Баядерка». Во время танца Александрова столкнулась с партнером Владиславом Лантратовым, что и привело к травме. Первую помощь артистке оказали на месте, в Ковент-Гардене, после чего балерина в экстренном порядке улетела в Россию. Прима восстанавливалась год, после чего с триумфом продолжила танцевальную карьеру.

Далее, в середине января 2017 года в творческой биографии Александровой произошли изменения. Без объяснения причин прима Большого театра написала заявление об увольнении по собственному желанию. Администрация театра, а также поклонники балерины, которые узнали об увольнении оказались шокированы решением Марии.

Однако Мария успокоила фанатов тем, что вовсе не собирается бросать балет, а хочет начать сотрудничество с другими танцевальными коллективами, выйти на международную сцену. Отчасти девушка чуть ранее воплотила эту мечту в жизнь: Мария Александрова в годом ранее уже участвовала в пластической постановке Губернского театра под названием «Калигула», где исполнила роль Цезонии. Спектакль поставлен на границе драматического и хореографического искусства режиссером Сергеем Землянским.

После ухода из Большого артистка подписала контракт с американскими коллегами, и уже в конце марта 2017 года Мария выступала в Нью-Йорке в постановках, которые носили название «Deesses & Demones». Партнершей россиянки выступала Бланка Ли, художниками по костюмам: Жан-Поль Готье, Аззедин Алайя и Стелла МакКартни. Выступление танцовщиц призвано раскрыть разные грани женской личности: от ангельских воплощений до демонической сущности.

В ноябре того же года Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены: танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.

В конце декабря 2017 года артистка участвовала в мировой премьере «Нуреев». Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и Натальи Макаровой воплотила Светлана Захарова. Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил Кирилл Серебренников. Хореографию поставил Юрий Посохов.

Награды и Признание Марии Александровой

1997 - I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 - Приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 - Звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 - Звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 - Удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Загрузка...