crimea-fun.ru

Балет большого театра вместо филина возглавил главный балетмейстер ла скала. Большой театр не продлит контракт с худруком балетной труппы сергеем филиным Кто руководитель балетной группы

Художественным руководителем балетной труппы Большого театра станет Махар Вазиев, с 2009 г. руководивший балетом миланского театра La Scala. Об этом сообщил директор Большого театра Владимир Урин, передает агентство "Москва" .

"Новым руководителем балетной труппы станет Махар Вазиев, который по окончании контракта Сергея Филина согласился возглавить балетную труппу театра. До этого он в течение семи лет возглавлял балетную труппу миланского театра La Scala" , - сказал Урин.

Контракт нынешнего руководителя Балетной труппы Большого театра Сергея Филина истекает 17 марта 2016 г. О том, что контракт с ним Большой театр продлевать не будет, было объявлено в конце июля.

"Хочу сказать спасибо за приглашение, которое я получил от директора. Я благодарен Мариинскому театру за тот опыт и то, чему меня научили. Если я что-то могу делать, это благодаря Мариинскому театру. Не буду скрывать, это было не первое приглашение в театр, но не приходили к общему знаменателю. В случае с Уриным мы не так долго и обсуждали. Я принимаю предложение и надеюсь, что мы сможем полезно работать и помогать театру, балету" , - заявил Вазиев.

Напомним, в январе 2013 года на Филина совершили нападение - плеснули в лицо кислотой. Балетмейстер получил ожоги лица и глаз и перенес множество операций.

/ Понедельник, 26 октября 2015 года /

темы: Культура

. . . . . ахар Вазиев, с 2009 г. руководивший балетом миланского театра La Scala, сообщил директор Большого театра Владимир Урин.

. . . . .

Контракт нынешнего руководителя Балетной труппы Большого театра С.Филина истекает 17 марта 2016 г. О том, что контракт с С.Филиным Большой театр продлевать не будет было объявлено в конце июля 2015 г.

. . . . . В случае с В. . . . . .



. . . . . , с 2009 г. руководивший балетом миланского театра La Scala, сообщил директор Большого театра Владимир Урин.

"Новым руководителем балетной труппы станет Махар . . . . . , который по окончании контракта Сергея Филина согласился возглавить балетную труппу театра. . . . . .


"Договор с ним подписан, он приступит к исполнению своих обязанностей 18 марта 2016 года" , - заявил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.

Новым руководителем балетной труппы Большого театра будет назначен главный балетмейстер Ла Скала Махар Вазиев. Об этом ТАСС сообщил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.

"Договор с ним подписан, он приступит к исполнению своих обязанностей 18 марта 2016 года, то есть по завершении контракта с Сергеем Филиным, срок которого истекает 17 марта 2016 года" , - уточнил Урин. "Думаю, что не только в балетном, но и во всем театральном мире представлять Махара Вазиева не нужно, - считает гендиректор ГАБТа. - Выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала" .

По мнению Урина, "это были замечательные годы Мариинского театра, ознаменовавшиеся появлением выдающихся исполнителей, новых хореографов" .

Гендиректор добавил, что "театр практически каждый год бывал в Москве, и любители балета имели возможность оценить качество той труппы, которой руководил Махар Вазиев" . "Да и Ла Скала приезжал на гастроли в Москву, и мы могли видеть, сколько сил надо было приложить, чтобы поднять эту труппу на соответствующий профессиональный уровень" , - отметил Урин.

"Я очень надеюсь, что нам предстоит совместная живая, интересная, творческая работа, - сказал гендиректор ГАБТа. - Вазиев будет приезжать при первой же возможности, и мы будем обсуждать с ним планы на ближайшие сезоны, решать организационные и творческие вопросы. Надеюсь, что все будет нормально. Мы согласовали все условия контакта, который уже подписан" .

Урин подтвердил, что сделал предложение Филину остаться в Большом театре. "Предложение сделали, ведем переговоры о том, что бы это могло быть, - пояснил он. - До окончания контакта мы еще раз все обсудим, если мое предложение устроит Сергея - он останется в театре" .

Махар Вазиев в свою очередь заявил, что надеется принести пользу Большому театру. "Хочу сказать спасибо за приглашение, на данном этапе было бы забавно, если бы я рассказывал о планах, - сказал Вазиев. - Я принял предложение Владимира Георгиевича Урина (генерального директора ГАБТа. - ТАСС), надеюсь, что мы сможем полезно вместе работать, помогать театру, балету" .

Махару Вазиеву 54 года. Он - советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, заслуженный артист России. Вазиев - выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, затем в течение тринадцати лет возглавлявший балетную труппу Мариинки и семь лет - балетную труппу Ла Скала.

"Я безумно благодарен Мариинскому театру за опыт, за то, чему они меня учили, - отметил балетмейстер. - Но я также могу сказать, что люблю и Ла Скала. Что же касаемо Большого театра, то это приглашение было не первым, каждый раз я думал, но так складывалось, что мы не приходили к общему знаменателю" .


Новый художественный руководитель балетной труппы Большого театра приступит к работе в апреле 2016 г., после того как завершит сезон в La Scala. Об этом журналистам сообщил приглашенный на эту должность Махар . . . . .

"Когда оговаривали наши планы, мы пришли к общему решению, что я должен закончить сезон в La Scala. Мы договорились, что в апреле месяце я приступлю к работе здесь" , - сказал М. . . . . .

Директор Большого театра Владимир Урин добавил, что к тому времени, как М. . . . . .

. . . . .

В.Урин также сообщил, что хотел бы, чтобы С.Филин продолжил работу в театре, и сейчас с ним ведутся переговоры о том, в каком формате это могло бы состояться. По его словам, данный вопрос планируют решить к окончанию срока текущего договора нынешнего худрука балетной труппы.


. . . . . На этой должности он сменит Сергея Филина, сообщает телеканал “Москва 24 ” .
К свои обязанностям он приступит 18 марта 2016 года - по завершении контракта с Сергеем Филиным.
Напомним, что в июле этого года генеральный директор Большого театра Владимир Урин сообщил художественному руководителю балета Сергею Филину, что его контракт по истечении срока действия (март 2016 года) продлен не будет. Однако Урин предложил Филину продолжить сотрудничество с Большим театром в другом качестве.
Сергей Филин занимает должность худрука балета Большого театра с 2011 года. . . . . . Артист был госпитализирован с ожогами лица и глаз, позже он улетел на лечение в Германию.
В организации преступления подозревался солист Большого театра Павел Дмитриченко, задержанный 5 марта 2013 года и арестованный по решению суда. Непосредственным исполнителем, по версии следствия, был ранее судимый сосед Дмитриченко по даче Юрий Заруцкий.
3 декабря 2013 года Дмитриченко признан виновным в организации покушения и приговорен к 6 годам колонии строгого режима, позднее Мосгорсуд сократил срок на полгода. В июне этого года Сергей Филин перенес 34-ю операцию по восстановлению зрения. В настоящий момент он чувствует себя хорошо и даже сам водит автомобиль.
На недавней встречи с журналистами худрук балета Большого театра заявил, что судьба его контракта - это "прерогатива гендиректора театра", и сам он желает достойно доработать на посту до 18 марта 2016 года.


. . . . .

Он также отметил, что говорить о плане работы пока преждевременно. "О планах работы пока говорить преждевременно, так как график труппы Большого театра был сформирован ранее" , - уточнил М. . . . . . возглавит балетную труппу театра, закончится контракт у нынешнего худрука Сергея Филина.

. . . . .

По данным пресс-службы Большого театра, М. . . . . . после окончания в 1979 г. Ленинградского хореографического училища был принят на работу в Мариинский театр, где в его репертуаре были такие премьерные партии, как Зигфирд в “Лебедином озере ” , Базиль в “Дон Кихоте ” , Альберт в “Жизель ” , Солор в “Баядерка ” и др. С 1995 г. по 2008 г. М. . . . . . руководил балетной труппой Мариинского театра. Позже он возглавил балетную труппу миланского театра La Scala.


. . . . . Об этом сообщил гендиректор ГАБТа Владимир Урин, отметив, что договор с Вазиевым уже подписан.

По словам Урина, Вазиев начнет работу 18 марта 2016 года, после завершения контракта с Сергеем Филиным.

Махар Вазиев - советский и российский артист балета, заслуженный артист России, выпускник Вагановского училища, солист Мариинского театра, возглавлял балетную труппу Мариинки и труппу “Ла Скала ” .

Руководство Большого театра ранее приняло решение не продлевать контракт с художественным руководителем балета Сергеем Филиным. . . . . . Он был госпитализирован с тяжелыми ожогами лица и глаз, перенес несколько операций. Обвиненный в нападении солист балета Большого театра Павел Дмитриченко был приговорен к шести годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.


Новым руководителем балета Большого театра стал Махарбек Вазиев, известный артист и хореограф, возглавлявший балет Мариинского театра и театра “Ла Скала ” .

"И в России, и в мире это имя хорошо знают, господин Вазиев в течение тринадцати лет возглавлял балет Мариинского театра, с моей точки зрения очень интересный период в жизни этого театра… Потом он поехал работать в “Ла Скала ” и в течение семи лет возглавлял балетную труппу “Ла Скала ” . После семи лет этой работы он получил предложение по окончанию контракта Филина возглавить балетную труппу (Большого театра)" , - рассказал Урин.

В конце прошлого сезона стало известно, что контракт с балетмейстером Сергеем Филиным, рассчитанный до марта 2016 года, не продлят, а должность худрука с марта следующего года упразднят: вместо этого в ГАБТ будет назначен директор балета.


ТАСС-ДОСЬЕ /Павел Дурягин/. С момента распада СССР балетную труппу Государственного академического Большого театра (ГАБТ) возглавляли девять человек. 30 июля 2015 г. генеральный директор ГАБТ Владимир Урин сообщил, что контракт с действующим руководителем труппы Сергеем Филиным, истекающий в марте 2016 г., не будет продлен. С 2016 г. должность художественного руководителя будет упразднена, вместо нее будет учрежден пост директора балетной труппы.

Юрий Николаевич Григорович (род. 1927) руководил балетной труппой Большого театра в 1964-1995 гг. (до 1988 г. должность называлась "главный балетмейстер"). Народный артист СССР (1973). Был солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, там же работал балетмейстером в 1961-1964 гг. На сцене Большого театра поставил 8 оригинальных балетов, а также 7 редакций классических. С 2008 г. - штатный хореограф балетной труппы ГАБТ.

Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 1948) занимал пост руководителя балетной труппы в 1995-1997 гг. Народный артист СССР (1984). Танцевал в составе труппы ГАБТ в 1968-1989 гг. На посту руководителя балетной труппы Большого театра, возобновил балет "Ромео и Джульетта" в постановке Леонида Лавровского; поставил одноактный балет "Последнее танго" на музыку Астора Пьяццоллы. С 2008 г. (а также в 1984-1995 и 1997-2007 гг.) - художественный руководитель Московского государственного областного театра "Русский балет".

Александр Юрьевич Богатырев (1949-1998) был исполняющим обязанности художественного руководителя Большого театра в 1997-1998 гг. Народный артист РСФСР (1981). В 1969-1989 - солист Большого театра. С 1986 г. преподавал в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС), а также за рубежом. В 1995-197 гг. был управляющим балетной труппой ГАБТ.

Алексей Николаевич Фадеечев /род. 1960/ занимал пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра в 1998-2000 гг. Осуществил в ГАБТ постановку балета "Дон Кихот" в собственной редакции. Заслуженный артист РСФСР (1987). В труппе Большого театра выступал с 1978 г. до 1990-х гг.

Борис Борисович Акимов /род. 1946/ был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2000-2003 гг. Народный артист СССР (1989). Выступал в Большом театре в 1965-1989 гг. С 1989 г. - педагог-балетмейстер. В 2013 г. стал председателем художественного совета балетной труппы ГАБТ, ныне - заместитель председателя худсовета.

Алексей Осипович Ратманский /род. 1968/ занимал пост художественного руководителя балета Большого театра в 2004-2009 гг. Заслуженный артист Украины (1993). Поставил в ГАБТ балеты "Светлый ручей" и "Болт" Дмитрия Шостаковича, "Игра в карты" Игоря Стравинского и др. В разное время был солистом Национального академического театра оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко, Королевского Виннипегского балета (Канада) и Королевского датского балета. С 2009 г. - хореограф Американского театра балета.

Юрий Петрович Бурлака (род. 1968) был художественным руководителем балетной труппы Большого театра в 2009-2011 гг. Заслуженный артист России. С 1986 г. был ведущим солистом Московского государственного областного театра "Русский балет". В Большом театре осуществил постановки балетов в хореографии Мариуса Петипа: "Корсар" Адольфа Адана (совместно с Алексеем Ратманским; 2007), "Эсмеральда" Цезаря Пуни (совместно с Василием Медведевым; 2009) и др. С 2003 г. преподает в Московской государственной академии хореографии.

Сергей Юрьевич Филин (род. 1970) занимает пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра с 2011 г. Народный артист России (2001). Солист ГАБТ в 1988-2008 гг. В 2008-2011 гг. был художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича- Данченко.

Галина Олеговна Степаненко (род. 1966) исполняла обязанности художественного руководителя балетной труппы в 2013 г., пока Сергей Филин находился на лечении после совершенного на него 17 января 2013 г. нападения. Народная артистка России (1996). Выступала в ансамбле "Московский классический балет", труппах театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра. С 2013 г. - заведующая балетной труппой ГАБТ.

Сергей Юрьевич Филин – знаменитый российский артист балета, солист и художественный руководитель Большого театра. Помимо многочисленных выступлений на престижных сценах мира, Филин печально известен, как жертва страшного покушения в 2013 году.

Сергей родился и вырос в Москве, в семье, которая не имела никакого отношения ни к искусству в целом, ни к балету в частности. Зато и Сергей, и младшая сестра Елена Филина, пройдя сложный творческий путь, стали популярными фигурами в российской классической хореографии.

Заниматься танцами Сережа начал в 7 лет в Ансамбле песни и пляски имени Владимира Локтева, причем это вышло несколько случайно. Дело в том, что в детстве мальчик имел страсть к подвижным играм, а также несколько опасное хобби – разводить костры во дворе дома. Устав от постоянных жалоб соседей, мама решила направить энергию сына в полезное русло и повела мальчика в секцию плавания. Но как раз в тот день бассейн оказался закрыт, поэтому записала Сережу в танцевальный кружок.

Через 2 года у Филина был шанс изменить направление деятельности – мальчика пригласили на съемки детского кинофильма «Солнце в авоське», где Сергей сотрудничал со звездами советской эстрады – клоуном , фокусником , актрисами и . Но юный танцовщик не поддался искушению и продолжил основательные занятия балетом.


После школы Сергей Филин поступил в Московское хореографическое училище, по окончании которого в 1988 году моментально был принят в балетную труппу Большого театра. Уже тогда в молодом танцоре руководители увидели перспективы мировой звезды. По собственному выражению Сергея, музыка входит в душу, а выходит через ноги.

Балет

Профессиональную карьеру Сергей Филин начал в составе кордебалета, а первые сольные партии в больших спектаклях «Жизель», «Баядерка» и «Лебединое озеро» исполнил только через 5 лет. Большим прорывом стал для Сергея творческий союз с прима-балериной Галиной Степаненко. Совместная партия танцовщиков в балете «Сильфида» и дуэт в «Спящей красавице» произвели фурор далеко за пределами Москвы.


За партию принца Дезире в последнем балете Сергей Филин был удостоен приза «Бенуа де ля данс», который стал первой, но далеко не последней наградой. За творческой биографией молодого танцовщика стали пристально следить поклонники балета. Позднее Филина награждали «Золотой маской», а итальянский журнал «La Danza» признавал Сергея лучшим танцовщиком года.

За танцевальную карьеру Филин исполнил ведущие партии в знаменитых спектаклях, включая «Ромео и Джульетту», «Щелкунчика», «Сны о Японии», «Светлый ручей», «Раймонду» и гротескную «Моцартиану». Помимо балерины Галины Степаненко, партнершами Филина были прославленные звезды балета – прима-балерина Мариинского театра , ведущая балерина Большого театра Нина Ананиашвили, танцовщицы Нина Капцова и , артистка театра им. и В. И. Немировича-Данченко Наталья Ледовская.


В 2001 году, в юбилейный для Большого театра год, Сергею Филину было присвоено звание «Народный артист Российской Федерации», что стало для танцовщика заслуженной наградой за вклад в российское и мировое искусство.

За время балетной карьеры знаменитый артист балета выходил на сцены не только российских театров, но и самые известные мировые подмостки. С гастролями в составе группы артистов Большого театра Сергей Филин объездил большинство стран мира – от Англии до США, от Бразилии до Японии и даже выступал в театрах таких экзотических мест, как Бермудские острова.

В 2002 году талант артиста был отмечен театральными критиками журнала «Балет», которые присудили танцовщику приз «Душа танца» в номинации «Звезда танца». Неоднократно спектакли с участием Сергея Филина транслировались по телеканалу «Культура».


В 2008 году Филин закончил карьеру танцовщика и принял приглашение Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко занять пост художественного руководителя. На этой должности Сергей Юрьевич трудился 3 года, после чего в марте 2011 года вернулся в родной Большой театр и стал художественным руководителем балетной труппы театрального коллектива.

Покушение

17 января 2013 года на Сергея Филина во дворе дома было совершено нападение. Преступник облил балетмейстера кислотой, которая нанесла непоправимый ущерб тканям лица и глазам. В ходе лечения в Германии Сергей перенес свыше 20-ти операций. Правый глаз ослеп совсем, а левый видит на 10 процентов, что видно на многочисленных фото того периода.

По факту нападения на худрука балетной труппы Большого театра было возбуждено уголовное дело, по которому проходило немалое количество сотрудников театрального коллектива, так как с самого начала следствие установило, что мотивом преступления было желание сместить Филина с должности руководителя балета.


Выяснилось, что заказчиком покушения был солист Большого театра Павел Дмитриченко, который нанял соседа по даче. Ранее уже судимый Юрий Заруцкий и стал вершителем страшной кары. Оба виновных понесли заслуженную уголовную ответственность и приговорены к лишению свободы в колонии строгого режима.

Сам же Сергей Филин после многократных операций и продолжительного лечения вернулся к исполнению собственных обязанностей в Большом театре.

Личная жизнь

Первой супругой Сергея Филина стала коллега по балету Большого театра Инна Петрова, с которой танцовщик многократно выходил на одну сцену в спектаклях «Сны о Японии», «Ромео и Джульетта», «Урок». В этом браке в 1995 году у Сергея родился сын Даниил.

Вторая жена Филина Мария Прорвич также балерина. У супругов есть двое сыновей, Александр и Сергей. Старший из них в 2016 году стал участником детского вокального шоу «Голос. Дети», где попал в команду и дошел до финала.


Вопреки творческой профессии, Сергей Филин самостоятельно следит за состоянием квартиры, где живет, способен собственными руками починить сломанную технику и даже сделать ремонт.

В 2015-м году о балетмейстере был снят фильм «Большой Вавилон». Центральной темой картины Марка Франкетти стала попытка объективно рассказать об инциденте, связанном с покушением на Сергея Филина.

Сергей Филин сейчас

В 2016 году генеральный директор ГАБТа Владимир Урин отказал Сергею Филину в продлении контракта художественного руководителя балетной труппы. Сергей Филин воспринял новость спокойно, по словам артиста, он не держит обиды на нынешнее руководство театра.

В 2017 году танцовщик вывел в свет собственную племянницу Наталью Филину, которая в 2015 году стала артисткой балетной труппы Большого театра после окончания Московской государственной академии хореографии. Несмотря на то, что Сергей с детства помогал Наталье на творческом пути, девушка самостоятельно прошла кастинг в Большой. По словам Филина, о зарождении балетной династии говорить еще рано, но танцовщик надеется, что племянница и сыновья с достоинством продолжат дело, начатое им.


В середине лета Сергей побывал на ежегодной выставке цветов в ГУМе. Оказалось, что танцовщик занимается разведением элитных сортов роз. В нынешнем году Сергей задался целью приобрести и привить на собственном участке новый сорт роз, который называется «Большой». На цветочном фестивале компанию Филину составили , .

Также Сергей Юрьевич посетил торжественное мероприятие в честь открытия в Москве итальянского бутика Il Gufo, где присутствовали также и . Сейчас Сергей Филин побывал на московской премьере кинофильма «Матильда», который состоялся в кинотеатре «Каро» 11 октября.

Награды

  • 1994 – премия «Бенуа танца»
  • 2001 – народный артист России
  • 2002 – приз «Душа танца» в номинации «Звезда танца»

Махар Вазиев возглавит балет главного театра страны

В фойе Большого театра состоялся короткий брифинг на котором и наконец-то представили преемника Сергея Филина на посту руководителя балета Большого театра. Им стал Махар Вазиев — сроком на пять лет. Он возглавит труппу в марте-апреле 2016 года, закончив свои дела в качестве руководителя балета Ла Скала.

Эта эпопея с назначением длится уже примерно год с того самого момента, как гендиректор Вдадимир Урин пообещал, что все сделает цивилизованно, как это принято во всех мировых театрах. Но получилось не совсем так, как хотели. Сначала балетную общественность мурыжили вопросом — продлят ли вообще контракт с Филиным? Однако в конце июля объявили, что все-таки не продлят и более того упразднили пост худрука.

Балетная общественность стала ломать голову, кого назначат взамен Филина, но уже на новую должностьбалетного директора: а этот пост не во всем аналогичен прежнему с существенно урезанными полномочиями. Но Урин хранил молчание, даже после того как прошли все сроки (первоначально планировалось объявить о приемнике еще в конце сентября), Но ажиотаж вокруг назначения нарастал, слухи множились — один невероятней другого… Видимо, что-то не срасталось. Был, например, такой: будто Вазиев еще 30 сентября приезжал в Москву на переговоры, но тогда окончательно договориться не удалось. И вот сегодня, наконец, свершилось…

Из досье «МК» : Махар Вазиев окончил Ленинградское хореографическое училище у педагога Ю.И.Умрихина и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в 1979-м году. Через некоторое время, благодаря своей фактурности и сценичности, стал исполнителем первых партий, премьером театра, а затем партнёром примы-балерины Ольги Ченчиковой, своей жены. Махар Вазиев заступил на должность заведующего балетной труппой Мариинского (бывшего Кировского) театра, 13 лет им руководил, (с января 1995-го) и в марте 2008 года, оставив свой пост, переехал в Италию и стал с января 2009 года главным балетмейстером Театра Ла Скала (Милан).

— Люди, знакомые с театром и знающие, что такое балет, это имя хорошо знают – сказал гендиректор Владимир Урин. – Он руководил балетом Мариинского театра, и, с моей точки зрения, это был один из лучших периодов этого театра с появлением замечательных танцовщиков, с интересным репертуаром театра. Официально должность будет называться директор балета. Вы понимаете, что в театре ничего отделить нельзя. Нельзя сказать, что это ваш круг обязанностей, а это — нет. Для меня принципиально важно, чтобы он сосредоточился на организационных вопросах состояния балетной труппы, пополнение молодыми солистами, умение организовать работу таким образом, чтобы и выпуск спектаклей и текущий репертуар, все имело четкую спланированную работу. И человек с опытом господина Вазиева мне представляется очень важным. Но представить себе, что директор балета не будет тем человеком, который вместе с руководством театра не будет определять в том числе и репертуарную политику, невозможно. Это было предметом дискуссии в СМИ, поэтому я это объясняю.

Поблагодарив за приглашение, Вазиев не стал распространяться о своих планах в Большом театре.

— Было бы забавно, если б я стал что-то рассказывать сейчас о каких то перспективах, — сказал новый балетный руководитель.

Поблагодарив Мариинский театр и Ла Скала («если я что-то могу делать, то это благодаря Мариинскому театру и Ла Скала»), Вазиев отметил, что это уже не первое приглашение в театр. Если быть точным, оно второе, а первым его приглашал предыдущий гендиректор (Анатолий Иксанов — «МК») и выразил надежду, что сможет с пользой поработать.

Особо Махар Вазиев остановился и на своих полномочиях, которые по слухам должны быть ограничены.

— На самом деле это общемировая практика, директор включает в себя практически все. Говорить, что это я не решаю, это я не решаю. И сегодня я все обсуждаю с генеральным директором Ла Скала, поскольку в конце концов он подписывает. Это нормальная процедура.

Помнится, тогда в 2008-ом когда Вазиев уходил из Мариинки («МК» сообщила о его намерениях первым) в труппе говорили, что он жесткий руководитель, зажимает, не дает работать… Но вот он ушел, и через очень небольшое время эти же люди стали поминать его добрым словом: ведь балет Мариинки начал потихоньку хиреть, а Ла Скала — набирать очки. В этом месяце там состоялась премьера балета «Спящая Красавица», реконструированного Алексеем Ратманским, Одни критики опять захлебываются в восторге, другие негодуют. Но так было всегда — это и есть живая жизнь театра.

Павел Ященков

Что же, новость не застигла врасплох. То, что контракт не будет продлен именно с Сергеем Филиным, в данном случае не столь принципиально. В конце концов, у руля балета он остается фактически на весь следующий сезон, а после ему, насколько можно понять распространяемые агентствами слова Урина, подыщут другую подходящую должность. Во всяком случае, театр расставаться с ним не собирается, и останется Филин в театре или нет, уже в другом качестве, теперь будет зависеть от него самого. В театре он последнее время появлялся реже и реже, поправляя свое здоровье после «кислотной атаки» в январе 2013 года. Недавно перенес новую, уже 34-ю по счету операцию. Принципиально здесь как раз другое. Нам прямо сообщается, что такой должности, как худрук балета, теперь не будет.

Слухи о том, что такое решение готовится, начали циркулировать ровно в тот момент, когда Филин, сказавшись больным, не появился на итоговой пресс-конференции 239-го сезона и балетные планы на следующий 240-й сезон за него оглашал сам Урин. А о возможности такого исхода стало ясно в начале сезона, когда было объявлено о создании ранее расформированного отдела перспективного планирования с новыми полномочиями.

Если раньше при господине Фихтенгольце этот отдел занимался только оперой, через год после расформирования отдел воссоздается, но в новом формате, и занимается теперь не только оперой, но балетом и другими специальными проектами. Так что де-факто функции худрука, ранее занимавшегося планированием репертуара, теперь стали решаться коллегиально, и необходимость в таком посте, как худрук, отпала. Теперь это оформлено де-юре.

«Директор призван заниматься формированием труппы, следить за своевременным и качественным выпуском спектаклей, выполнением гастрольного графика», - перечислил будущие директорские функции Владимир Урин. При этом он особо подчеркнул, что в обязанности директора балета будет входить и выработка репертуарной стратегии совместно с руководством театра.

Однако что бы ни говорил в этой ситуации гендиректор, утратив часть властных полномочий, пост руководителя Большого балета девальвировался и свелся до уровня заурядного управляющего балетной труппой. Аналогичную ситуацию мы уже много лет наблюдаем в Мариинском театре, и не сказать, чтобы это обстоятельство сказалось на уровне легендарной балетной труппы в лучшую сторону.

Насколько такое решение оправданно, «МК» и попытался выяснить.

Действительно, в западных компаниях это называется «артистический директор», - говорит мне главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. - Но фактически это художественный руководитель и есть.

Видимо, раз создан такой отдел перспективного планирования, часть функций, которые традиционно выполнялись худруком, теперь будут решаться коллегиально…

В принципе, я не могу прокомментировать, потому что я не понимаю, какая разница между художественным руководителем и артистическим директором, и что тут входит в чьи функции, не могу предполагать, я не знаю, что они в себя включают. Дело в том, что каждая должность имеет служебную характеристику. Нужно знать более детально, что входит в служебную характеристику той или иной должности. Если б руководство Большого театра детально объявило, что туда входит и какая разница между двумя этими функциями, тогда можно комментировать целесообразность такого решения.

Борис Яковлевич, как вы, как балетный специалист, относитесь к такой передислокации в главном театре страны? Теперь не будет поста худрука, а, как во всех западных компаниях, будет артистический директор. Такое решение целесообразно?

Я думаю, что дирекции Большого театра всегда необходим творческий лидер, творческая личность, которая создает репертуар, создает имидж театра. Но это необходимо в принципе для авторского театра. Государственные мощные структуры, как Большой, Мариинский, Гранд-опера, Ковент-Гарден, в последние годы действительно выработали структуру, при которой во главе балетной компании становится администратор. Конечно, он профессионал, но у него функции административные, не творческие, не креативные. И он уже во взаимоотношениях с дирекцией, с гендиректором театра выстраивает модель, приглашения и репертуар. Я думаю, что сегодня театры приспосабливаются к тем условиям, в которых мы живем в реальности. Потому что сегодня творческих лидеров практически нет, поэтому театры и выстраивают другую модель существования, при которой административная роль становится важнее, чем творческая. Да, в Большом театре был Горский. Был Мариинский театр Мариуса Петипа, был и во многом есть сегодня Большой театр Юрия Григоровича - это был Большой театр со своим репертуаром, со своим лицом, со своим творческим «я».

- Так что же сегодня происходит с Большим?

Сегодня Большой театр ищет немного другую модель, потому что сегодня хореографов такого масштаба, как Горский и Григорович, практически нет. А театру нужно существовать. Речь идет не только о . Действительно это общемировая проблема.

А как отнеслись к произошедшему сами артисты балета большого?

Отрадно, что на фоне множества скандалов в различных театрах у нас происходит все очень цивилизованно. Нам заранее объявляют о своем решении, - сказал мне артист балета Большого Иван Семиреченский , - мы остаемся передовыми не только в художественном выражении, но и по части трудовых отношений.

- А целесообразность такого решения? Как это видится внутри коллектива?

В данном случае я хочу напомнить историю. Балетом Большого театра всегда управлял один человек. До Григоровича это был Леонид Лавровский. Так одно время работал и Григорович, но затем он попросил себе помощника, человека, который взял на себя все административные вопросы. С бумагами и прочими вещами. А Григорович сконцентрировался на творческой деятельности. И с этого момента в Большом театре существует два поста: главный балетмейстер и художественный руководитель и заведующий балетной труппой. В данном случае такая необходимость, как я понимаю, излишня. Насколько я понял, судя по сообщениям, теперь эти роли исполняет один человек. Весьма оптимально.

- И этим человеком будет уже не Сергей Филин? С чем связано такое решение?

Вполне возможно, с состоянием здоровья. Надо сказать Сергею огромное спасибо - ему многое удалось.

В заключение остается отметить, что вопросы о том, какие конкретно функции будет в себя включать пост директора балетной труппы ГАБТа и чем новый пост будет отличаться от поста балетного худрука, окончательно прояснится только в следующем сезоне. И самое главное, кто будет назначен на этот пост. Сейчас ясно одно, что это будет уже не Сергей Филин.

Загрузка...