crimea-fun.ru

Вывод о простаковой из комедии недоросль. Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д

Простакова.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон).

Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Главное лицо комедии - помещица Простакова. - грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, например, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, - сокрушённо жалуется она брату, - что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему} Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка», - говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям - все это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну - «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.

Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт - вместо первый-то, ища - вместо ещё, деушки - вместо девушки.

Но Простакова - помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»

Заискивающе, льстиво обращается она к Стародуму: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Образ Простаковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права - её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.

Меню статьи:

Госпожа Простакова – главная героиня комедии «Недоросль» Фонвизина. Этот образ автор наделил исключительно негативными качествами. Невежество, необразованность и невоспитанность Простаковой способны сделать несчастными всех окружающих, в том числе и горячо любимого Простаковой Митрофанушку.

Характеристика личности

Госпожа Простакова походит из старинного дворянского рода. Судя по всему, ее семья не была ни достаточно богатой, ни достаточно почитаемой среди других аристократов – Простакова не была образованной женщиной, а жажда власти повлекла у нее множество комплексов. Вполне вероятно, что Простакова даже не умеет читать – она просит Софью выполнять роль ее чтеца. Факт ее необразованности также подтверждается возмущенным комментарием женщины о том, что родители ни ее, ни брата (Тараса Скотинина) ничему никогда не учили, в то время как теперь необходимо Митрофанушку учить совершенно бесполезным наукам.

В целом можно сказать, что родители госпожи Простаковой были не самыми лучшими – их невнимательность к детям и халатность стали причиной смерти некоторых из них – «Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а остальные сами не стояли».

Семья Простаковой живет фактически в коммуникативной изоляции – кроме как с дядей Скотининым не происходит общение ни с одним из дворян.

Сама же госпожа Простакова обладает сложным характером. Она очень требовательна к окружающим, но эта требовательность ее избирательна.

Она готова придираться к крестьянам из-за мелочей, но при этом не принимать во внимание даже самые существенные промахи в поведении и развитии своего сына Митрофана.
Параллельно с этим качеством проявляется еще одно – отсутствие чувства меры.

У Простаковой по сути нет ни одного положительного качества – она жестока и безжалостна. Простакова не умеет и даже не пытается смотреть на мир и окружающих позитивно. В любой ситуации Простакова старается увидеть только негатив.

Речь Простаковой обличает ее невоспитанность и необразованность. Она часто коверкает слова. В ее лексическом запасе отсутствует слово «первый», вместо него она употребляет «первоёт», «ища» - в роли ещё, деушки - вместо девушки и «еоргафия» - вместо география.


В речи Простаковой редко можно встретить книжно-литературные обороты. Впервые они появляются в обращениях к Стародубу – в такой образ помещица старается создать вид любезности: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Наряду с напористым характером Простакова наделена трусливостью. Осознавая, что Стародуб не будет молча наблюдать за ее действиями, а намерен противостоять ей, к тому же, что это противодействие не будет всего лишь видимостью, Простакова бросается Стародубу в ноги с прощениями.

Простаковой руководит чувство личной выгоды, ради которого она готова пойти на любой поступок, даже преступный. Так, например, она пытается силой видать Софью замуж за Митрофана, ради получения денег девушки.

Отношение к окружающим

Умение находить общий язык с окружающими и быть с ними в хороших отношениях – это великий талант, которым госпожа Простакова, к сожалению не обладает.
Ее негативное восприятие действительности не позволяет ей наладить коммуникативный процесс с кем-либо.


Отношение к крестьянам помещиков всегда было сложным – несмотря на отсутствие официального разделения на социальные касты, формальное распределение на сословия в России того времени было обычным явлением и, естественно, крепостные, не находились в этой системе иерархии на почетном месте.

Многие дворяне относились к своим крепостным хуже, чем к животным – госпожа Простакова была одной из таких помещиц.

Предлагаем вашему вниманию которое написал Денис Фонвизин.

Она уже давно отобрала у крестьян все, что только можно было отобрать, и постоянно держала крепостных в страхе – по словам самой Простаковой, она не привыкла потакать крестьянам, а потому жестоко наказывает их даже за самые мелкие провинности.

Особенно достается Еремеевне – няне Митрофанушки. Помещица часто обзывает ее и ругает за все подряд, в том числе за то, что она расплакалась, не выдержав упреков. Простакова в упор не замечает попытки Еремеевны угодить и щедро вознаграждает женщину за качественную работу ругательствами типа «старая ведьма» и «собачья дочка».

Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно. Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань. Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».

По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке. Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность. Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)

С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.

Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.

Проблема воспитания

С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.

Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.

Госпожа Простакова образ и характеристика с планом:

  • Общая характеристика
  • Характер и образ мыслей
  • Отношение к мужу и сыну
  • Отношение к Софье
  • Разоблачение и наказание
  • Значение образа


1. Общая характеристика

Госпожа Простакова - один из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль ". Это жена господина Простакова, мать Митрофанушки. Она держит безвольного мужа "под каблуком", единолично распоряжаясь всеми делами. Госпожа Простакова твердо уверена в незыблемости своих дворянских прав. Она считает, что может по своему усмотрению казнить и миловать подвластных ей людей.


2. Характер и образ мыслей

Госпожа Простакова - жестокая и деспотичная женщина, которая может ударить не только крепостного человека, но даже своего мужа. Она очень часто приходит в гнев, требуя от окружающих полного повиновения ("то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится").

Высшей ценностью для Простаковой являются деньги, к которым она относится с большой скупостью, хотя считать умеет с грехом пополам. Она совершенно безграмотна, но считает это не недостатком, а достоинством: "Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому". В начале комедии она произносит очень характерную фразу: "Так разве необходимо... быть портным, чтобы уметь сшить кафтан...".

Простакова гордится своим дворянским происхождением, дающим ей неограниченную власть. Она в любой момент готова наказать подвластных ей "скотов", даже если они ни в чем не виноваты.


3. Отношение к мужу и сыну

Простакова презирает своего мужа и нисколько не считается с его мнением. По сути, он является для нее таким же крепостным человеком
Госпожа Простакова воспитывает Митрофанушку по собственной "системе". Она действительно искренно любит безмозглого "недоросля" и позволяет ему абсолютно все. Простакова сама не понимает, что ее безграничная любовь губит мальчика, характер которого будет очень трудно изменить.
Обучение Митрофанушки напоминает фарс. Он не может освоить самых элементарных знаний. Главная причина заключается в самой госпоже Простаковой. Неграмотная женщина наняла "учителей" по необходимости. Никакой пользы в них она не видит и говорит "бедному ребенку": "Коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань".


4. Отношение к Софье

Госпожа Простакова мечтает завладеть всем и без того незначительным имуществом Софьи. С этой целью она забрала девушку в свою деревню и собирается выдать ее замуж за своего брата - Скотинина .

Известие о "воскресшем из мертвых" дядюшке и богатом наследстве Софьи приводит к новому плану. По мнению Простаковой, лучшим женихом для наследницы десяти тысяч может быть только ее любимый Митрофанушка.

Простакова готова на все, лишь бы женить своего "недоросля" на Софье. Ей наплевать на чувства и желания самой девушки. Узнав о намерениях Стародума, она собирается в тайне обвенчать Софью с Митрофанушкой. Попытка похищения, к счастью, срывается.


5. Разоблачение и наказание

Воплощением справедливости в комедии выступает Правдин, который прибывает в имение Простаковых с целью на месте ознакомиться со всеми злоупотреблениями. Он лично убеждается в "бесчеловечии злой помещицы".

Случай с Софьей становится последней каплей. Правдин решительно собирается поступить в отношении Простаковой по "всей строгости законов".
Госпожа Простакова лишается всех владений, потому что "тиранствовать никто не волен". Но более страшным для нее наказанием становится неожиданная грубость "сердечного друга Митрофанушки": "Да отвяжись, матушка, как навязалась".


6. Значение образа

Образ деспотичной помещицы не был типичным для русского общества, в котором традиционно господствовали мужчины. Возможно, тем самым Фонвизин хотел смягчить острый смысл комедии и ее антикрепостническую направленность.

Госпожа Простакова фактически заменяет своего мужа и утрачивает все (кроме материнской любви) женские черты. Действует она всегда по-мужски: решительно и жестко.

В целом образ Простаковой символизирует все невежество и "тиранство" провинциального дворянства, которое чувствовало себя настоящими царями в своих небольших имениях.

», помещица Простакова – очень своеобразный персонаж для комедии, написанной по правилам классицизма. Она выделяется и на фоне весьма «бледных» положительных персонажей, и не настолько отвратительно однозначна, как её сын Митрофан Простаков и брат Тарас Скотинин.

Безусловно, классицистическое «триединство» в комедии Фонвизина соблюдается. Но Простакова не типичный отрицательный классицистический персонаж, который согласно требованиям, должен вообще не иметь положительных черт.

Наша главная героиня – Простакова только с виду. Она Скотинина по рождению и по сути, и способна породить только нечто себе подобное.

Она – центральное лицо конфликта, который сформировался в комедии. Все проблемы были изначально завязаны на ней, и ею же созданы. Это женщина, которая была воспитана властным самодуром-отцом, принимавшим посетителей, «сидя на сундуке». Она выросла в богатстве и вседозволенности. Была выдана замуж, но сумела легко подавить волю мужа, поскольку, как видимо, была физически сильнее.

Все спорные вопросы она решает с помощью кулаков, и никогда не отказывает себе в возможности унизить, оскорбить и накричать на кого-то, а уж на крепостных – тем более. Все должно быть подчинено Простаковой и должно её радовать. Даже разбогатевший Стародуб – «благодетель», который обязан её облагодетельствовать. Кого же, как не её!

Землями и имуществом сироты Софьи она уже заблаговременно распорядилась – не пропадать же добру, тем более, что оно само идёт к ней в руки. Если не брату – то сыну, тем более что Софья – богатая наследница. Сама Софья никому не интересна, свиньи – только они по-настоящему занимают жениха Скотинина.

А жениху-недорослю Митрофану безразлично, на ком его женят – самые сильные эмоции он тоже испытывал при виде «свинок» - «как был ещё трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости»! Но то, что её, Простакова никогда не отпускала из рук. Помещица даже готова на откровенную низость, когда все получается не так, как она распланировала.

Но, как ни странно, это существо способно любить – беззаветно, не видя ничего отрицательного. Она обожает своего единственного сына какой-то животной любовью, готова порвать в клочья за обиду, нанесённую отпрыску: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» Все, что ни скажет и не сделает её чадушко, она готова оправдать, защитить, броситься на обидчика. Это слепой материнский инстинкт животного, ни одно живое существо более его недостойно, только достойный наследник рода Скотининых, её малыш, её гордость и отрада.

В конце комедии Простакова полностью выбита из колеи и деморализована: у нее отнята власть над имением, Софья выходит замуж за другого и богатство потеряно – и даже обожаемый Митрофан без сожалений оставляет её, как только видит её провал. Но более всего помещицу убивает мысль, что власть, которая у нее была, потеряна безвозвратно.

Персонаж этот, безусловно, вызвать симпатию не может, уж больно непривлекательными чертами он наделен. Однако Простакова – это не одиночный персонаж, показавший нам в комедии «самодура русской жизни». Это типичный представитель «барства дикого», и, поскольку проблема эта была наболевшая, Фонвизин решает её кардинально – он показывает, как именно нужно поступать с такими, как она. И хотя крепостное право было отменено только лишь спустя шестьдесят лет после выхода «Недоросля», начало осмеяния «самодуров русской жизни» в литературе положил именно Фонвизин.

>Характеристики героев Недоросль

Характеристика героя Простакова

Простакова – одна из главных персонажей и движущее лицо в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина . Простакова участвует практически во всех событиях пьесы, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и представляет собой типичный образец русской помещицы середины XVIII века. Её отличают беспринципность, невежество, безграмотность и желание все контролировать. Муж героини не осмеливается перечить ей. Такие понятия, как совесть и честь ей чужды. Для достижения своих целей она готова пойти любые уловки, включая подлость и обман. Всё что её интересует это её личное благосостояние и благополучие сына. Ради Митрофанушки она готова пойти на всё. Так, например, узнав о богатом приданном воспитанницы Софьи , она сразу же решает женить своего сына на ней, несмотря на то, что первоначально было решено выдать её за брата помещицы Тараса Скотинина и, несмотря на протесты самой Софьи. Даже когда её планы рушатся, она все равно пытается тайно обвенчать молодых.

В пьесе показана безграничная и тупая любовь Простаковой к сыну, который является её единственной отрадой. Будучи сама безграмотной, она пытается дать ему достойное образование, чтобы не выглядеть хуже других помещиц. Для этого она нанимает учителя-немца. Однако это делается не ради того, чтобы сын был научен, а ради столичной моды. Также, в попытках устранить своего брата с пути Митрофанушки, она просто вцепляется ему в горло. Автор отчетливо показывает причины такого поведения Простаковой. В первую очередь, это связано с её внутренним невежеством и отсутствием воспитания. Вторая причина имеет социальный подтекст и кроется в указе Екатерины II «О вольности дворян». Благодаря этому указу, дворяне того времени получили полную власть над крепостными и были вольны делать все, что им пожелается. Показав крах Простаковой и её планов в конце пьесы, автор подчеркивает и крах всей системы.

Загрузка...