crimea-fun.ru

Создание сюиты. Старинная сюита

Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие - не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига (о них вы можете прочесть в рассказе, который называется «Танец »). Танцы эти соединялись по принципу контраста между медленными, плавными и живыми-прыжковыми. Со временем они стали дополняться другими - изящным церемонным менуэтом, жеманным небыстрым гавотом, шутливым бурре или живым, веселым провансальским ригодоном. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части - прелюдия, ария, каприччио, рондо.

Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Их создавали многие композиторы XVIII века. Наиболее известны сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою - и для оркестра.

В более позднее время, начиная с первой половины XIX века, большое распространение получили сюиты другого типа - такие, как, например, «Карнавал» Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского - собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые сюиты П. И. Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не танцевальны. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации.

Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д. Д. Шостаковича, «Золушка» С. С. Прокофьева. Наверное, вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.

Л. В. Михеева

Замените одну букву и получится "свита".

Ну и что ж? Близко по написанию, но далеко по смыслу.

Ах, "следует"... А не так ли это будет по-французски: suite?

Да, но не просто "следует", а еще "подходит", "соответствует". Когда это французское слово попало в английский язык, то им стали называть, например, анфиладу комнат, гарнитур, набор близких по значению предметов и т. д.

Но при чем же тут музыкальная сюита?

При том, что и в музыке это означает объединение нескольких пьес в одно целое, в одну "семью".

А отдельно их можно исполнять?

Пьесы разные?

Конечно, как правило, контрастные, иначе будет скучно и однообразно.

Но ведь должно же быть у них и что-то общее, иначе какой смысл в их объединении?

Обязательно. В королевской свите все люди разные, но все они - придворные, подчиняются одному королю; в анфиладе комнат каждая своеобразна, но все они принадлежат одному дому, вкусу своего хозяина.

А что может объедините музыкальные пьесы контрастного содержания?

Раньше они объединялись прежде всего назначением. Это были танцы, все в одной тональности, примерно одной протяженности.

Когда и где появились сюиты?

Сама идея объединения танцев, например медленного и быстрого, - настолько общечеловеческая, что до ее первого автора вряд ли докопаешься. Вообще, когда люди собираются потанцевать, танцы следуют один за другим, и сюиты образуются стихийно. Пластинка с танцевальной музыкой - это не что иное, как сюита, хотя, конечно, свободная.

В профессиональной музыке первые "комплекты" танцев были известны в Италии уже в XVI веке. Объединялись два танца: медленный - хороводная павана и быстрый - гальярда . Очень скоро это распространилось по всей Европе. Большой известностью пользовались французские сюиты, интернационально сочетавшие танцы разных стран: немецкую аллеманду , итальянскую куранту , испанскую сарабанду и английскую жигу . Постепенно в нее попали и собственно французские танцы: бурре , гавот и менуэт . Затем в сюиту стал входить польский танец полонез , который потому так и называется, что полонез по-французски значит "польский".

Когда в первой половине XVIII века достигло расцвета клавирное искусство и появились всевозможные программные пьесы, стали другими и сюиты. Из чисто танцевального, прикладного жанра они превратились в музыку для слушания. Сюиты стали предваряться прелюдиями, включать в себя арии (инструментальные), возникли сюиты, состоящие из одних только программных пьес-картинок.

Что-то не припомню сюит у Гайдна, Моцарта, Бетховена...

В их время сюита уже воспринималась как нечто невероятно старомодное, как анахронизм. Хотя всякие легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, кассации, серенады) написаны в форме сюит. Сюитный тип мышления сохранялся в музыке очень долго.

Когда же возродилась мода?

Как всегда, через эпоху. Романтики использовали эту форму для нового содержания. Очень любил сюиты Роберт Шуман. Его "Карнавал" - это вереница изумительных, одухотвореннейших пьес.

А "Картинки с выставки" М. П. Мусоргского, "Карнавал животных" К. Сен-Санса - тоже сюиты?

Значит, в XIX веке появились программные сюиты?

Да. Но у П. И. Чайковского есть три непрограммные симфонические сюиты.

Чем же тогда сюита отличается от симфонии?

Симфония более динамичная и цельная, она подобна роману. Сюита же скорее напоминает сборник рассказов.

Чайковский первым стал делать сюиты из музыки балетов, чтобы музыка могла звучать независимо от театра, как самостоятельное симфоническое произведение. Впрочем, этому предшествовала находка Жоржа Бизе, который сделал сюиту из своей музыки к драматическому спектаклю "Арлезианка" (по пьесе Альфонса Доде).

Стало быть, таким же образом уже в XX веке возникли и сюиты из кинофильмов! Какой-то будет следующая сюита...

М. Г. Рыцарева

Сюита – музыкальная композиция, которая относится к жанру инструментальной музыки. Если слово «сюита» перевести с французского дословно, то звучать оно будет не иначе как ряд, последовательность или чередование. Что такое сюита? Это не что иное, как многочастный цикл, состоящий из нескольких пьес, различных между собой по характеру, но связанных общей художественной мыслью.

Обычно части «сюиты» сильно отличаются по отношению друг к другу. К примеру, если одна исполнена в танцевальном жанре, то другая может быть в песенном. Или одна звучит в миноре, (угрюмая, тоскливая, грустная), а другая, соответственно, в мажоре (веселая, задорная, радостная). Именно этим сюита и отличается от таких жанров инструментальной музыки как симфонии и сонаты, в которых каждая последующая часть является дополнением и продолжением предыдущей и имеет плавные, едва заметные переходы.

Что такое сюита в музыке

Сюита как жанр родилась в 16 веке. В те времена состояла она из четырех частей, написанных в стиле четырех различных танцев. И. Я. Фробергер был первым композитором, который объединил все четыре танца в одно произведение. Начиналась сюита неторопливым танцем, который сменялся быстрым, а затем очень медленным танцем «Сарабандой». А завершалась быстрым и стремительным танцем под названием «Жига». Объединяло эти разные по характеру и темпу произведения лишь то, что написаны они были в одной тональности. Поначалу сюиты исполняли только на одном инструменте (таком как лютня или клавесин). А позднее были написаны и сюиты для оркестра.

Интерес к этому жанру возрос во второй половине 18 века. Этому поспособствовали такие великие композиторы как Г. Гендель и И. Бах. Ими было написано великое множество сюит. В процессе работы музыкальные произведения претерпели некоторые изменения о и стали более строгими и слаженными. Песенные мелодии и интонации стали использовать в написании сюит немного позднее, примерно в 19 веке. Большое количество сюит возникли на основе балетов и опер. И до сих пор жанр «сюита» остается очень популярным.

СЮИТА, ы, ж. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с. | прил. сюитный, ая, ое. С. цикл. Толковый словарь Ожегова

  • сюита - СЮ’ИТА, сюиты, ·жен. (·франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; ·первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита Баха. Сюита из оперы "Снегурочка". Толковый словарь Ушакова
  • СЮИТА - СЮИТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) - инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. Большой энциклопедический словарь
  • сюита - Сюита, сюиты, сюиты, сюит, сюите, сюитам, сюиту, сюиты, сюитой, сюитою, сюитами, сюите, сюитах Грамматический словарь Зализняка
  • сюита - сюита ж. 1. Музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой. || Музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  • сюита - орф. сюита, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • сюита - -ы, ж. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой. Сюита Грига «Пер Гюнт». Сюита Римского-Корсакова «Шехеразада». || Балетный цикл из ряда танцевальных номеров. Балетная сюита. [франц. suite] Малый академический словарь
  • сюита - СЮИТА ы, ж. suite f. 1. муз. Произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом, напр., сюита из музыки к кинофильмам. СИС 1985. В 22 линии, в Горном училище, продается.. Словарь галлицизмов русского языка
  • Сюита - (франц. suite, буквально - ряд, последовательность) одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от сонаты (См. Большая советская энциклопедия
  • сюита - СЮИТА -ы; ж. [франц. suite] Музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. С. Грига. // Балетный цикл из ряда танцевальных номеров, объединённых одной темой. Балетная с. ◁ Сюитный, -ая, -ое. С-ая программа. Толковый словарь Кузнецова
  • сюита - Сюиты, ж. [фр. suite] (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита Баха. Большой словарь иностранных слов
  • И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира

    Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха . Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску.

    Историю создания «Сюит и партит для клавира» Баха, содержание произведений и интересные факты читайте на нашей странице.

    История создания

    Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.

    Кроме «Английских» и «Французских» сюит, в данный период были написаны и другие произведения для клавира, в том числе первый том «ХТК », большое количество двухголосных и трехголосных инвенций, а также «Хроматическая фантазия и фуга». Точная дата создания большинства произведений для клавира неизвестна, так как они не были опубликованы при жизни композитора. Считается, что музыкант отправлял на публикацию только те сочинения, которые могли быть практическим руководством для исполнителя и имели сравнительно небольшой объем.

    В 1731 году увидела свет первая часть «Clavier-Ubung». В этот сборник вошли шесть знаменитых партит. В 1735 году вышла вторая часть данного собрания сочинений, которая содержала «Итальянский концерт» и одну партиту.

    На сегодняшний день, «Английские» и «Французские» сюиты, а также 7 партит входят в репертуар известнейших пианистов мира.



    Интересные факты

    • Некоторые сочинения из сборника «Французские сюиты» первоначально входили в «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
    • Название музыкальной старо-концертной формы «партита» буквально переводится с итальянского языка как деленная на части.
    • В 1731 году был опубликован первый сборник партит Clavier-Ubung I. В собрание сочинений входят 6 партит (BWV 825-830). Вторая часть была опубликована спустя 4 года, в нее вошел один Итальянский концерт и партита.
    • Считается, что сюиты и партиты были созданы композитором в качестве инструктивных упражнений не только для развития техники, но и для совершенствования исполнительских приёмов и правильного понимания жанров и стилей, характерных для времени.
    • В творчестве композитора представлены партиты не только для клавира, но и для оркестра, а также для сольных инструментов, таких как флейта , скрипка .
    • Композитор написал 23 сюиты для клавира, 19 из которых были объединены в три сборника. На данный момент времени собрания сочинений по праву считаются шедеврами мировой классической музыки.

    Что такое сюита

    Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывался на контрасте частей. Сюита прошла многовековой путь, прежде чем, окончательно сформировалась по структуре. Так к 17 веку была ясно представлена идеальная формула камерной сюиты:

    • Аллеманда – преимущественно двудольный танец, характерной особенностью которого является отсутствие острого ритма и резкой контрастности как в тональности, так и в тематизме. Принято писать аллеманду в спокойном темпе. Приветствуется использование большого количества украшений.
    • Куранта – величественный, придворный танец. Трехдольность является характерным признаком, обязательно начинается с затакта. Существуют специальные ритмические формулы, являющиеся отличительными для данного танца.
    • Сарабанда – старинный танец-шествие. Для танца характерна трехдольность, с акцентом на слабые вторую или третью доли такта. Характер носит трагическую окраску, нередко сочинение связано с ритуалом погребения. По смысловому наполнению относится к чаконе или пассакалье. Темп медленный, лад минорный.
    • Жига – подвижный танец, происхождение которого связано с Англией и Ирландией. Считается, что это народный танец пиратов и матросов. Размер трехдольный, хотя можно встретить варианты с двухдольным метром.


    В композиторской практике до все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу, то есть имели мелодию и аккомпанемент. Новаторство Иоганна Себастьяна Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру. По значительности содержания, сюиты не уступают место другим барочным жанрам, таким как концерты или мессы. Бытовой интонационный строй заменяется возвышенными мелодическими фигурами, что говорит о новой интерпретации.

    Английские сюиты

    В «Английских» сюитах Баха преобладают черты концертного стиля композитора:

    • укрупнение цикла;
    • единство тематизма;
    • полифоническое развитие голосов;
    • тональное объединение;
    • контрастное сопоставление частей;
    • увеличение роли средних голосов.

    Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.


    Сюита объединяется одной тональностью. Можно разделить циклы на мажорные и минорные. К мажорным относят:

    • №1, BWV 806 – Ля мажор;
    • №4, BWV 809 – Фа мажор.

    К минорным сюитам можно отнести:

    • №2, BWV 807 – ля минор;
    • №3, BWV 808 – соль минор;
    • №5, BWV 810 – ми минор;
    • №6, BWV 811 – ре минор.

    Французские сюиты

    По мнению многих музыковедов, «Французские» сюиты создавались композитором, прежде всего, в педагогических целях. При этом цикл сочинений потрясает образным многообразием, что свидетельствует о мастерстве композитора в полифонической технике письма.


    Бах отлично знал творчество французских клавесинистов, но оно не являлось основополагающим для создания цикла. Это объясняется тем, что во Франции в те времена существовала мода на программность музыки. Так, музыканты создавали программные миниатюры для клавира, где название уже настраивало слушателя на определенный сюжет. Название «Французские» отсылает слушателя к стране, в которой была зарождена традиция объединять танцы в сюиты.

    Партиты

    Одной из разновидностей концертной сюиты можно считать партиту. Отличительной чертой от сюиты можно назвать увеличение, разрастание конструкции. К четырем основным произведениям, входящим в состав классической сюиты, в партитах также добавлялась прелюдия или вступление, а также вставные контрастные части:

    • Прелюдия – вступительная инструментальная пьеса, написанная в свободной композиционной форме. Нередко основана на тематизме следующих музыкальных композиций в цикле. Требует единства фактуры.
    • Симфония (синфония) – полифоническая пьеса вступительного характера, обычно в партите заменяет прелюдию. Не требует фактурного единства, возможна смена темпа внутри сочинения. Форма свободная.
    • Бурре – это двудольный или трехдольный танец, который основан на прыжкообразном движении. Характеризуется острым ритмом. Возник во Франции. Темп быстрый, стремительный. В партите использовался перед завершающей жиги, а также после сарабанды.
    • Гавот – двухдольный танец, распространенный во Франции с 17 века. В качестве составной части используется чаще всего после сарабанды.
    • Полонез – трехдольный польский танец, напоминающий шествие. Носит торжественный характер.
    • Бурлеска – разновидность скерцо, с французского переводится как шутка. Произведение носит юмористический характер. Обычно написано в быстром темпе.
    • Менуэт – старинный трехдольный танец, зародившийся во Франции. Форма обычно трехчастная повторного строения.
    • Скерцо – инструментальная пьеса, написанная в трехдольном размере. Темп стремительный живой, характерно применение специальных ритмических и гармонических оборотов.
    • Ария – в партите представляет собой инструментальное сочинение, с солирующим голосом и аккомпанементом. Темп может быть умеренным или медленным. Имеет ярко выраженную мелодию певучего характера. Характерна трехчастная форма.

    Дополнительный музыкальный материал необходим для расширения музыкального пространства.


    Незыблемым каркасом служат четыре произведения – это аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Для партиты характерна свободная последовательность номеров, их количество также определяется автором. Так, первая партита из шести, предъявленных в сборнике Clavier-Ubung I, состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. Объединяет композиции тональность Си-бемоль мажор.

    Партиты создавались еще до Баха, но композитор эпохи барокко стал настоящим новатором в этом жанре. Изначально данная форма музыкальных сочинений была отдельным видом вариаций хоральной мелодии для органа. Использование было возможно только для духовной музыки в 17-18 веках. В творчестве немецкого композитора термин стал использоваться для светской музыки.

    Сюиты и партиты сочетают в себе как традиционные, так и новаторские черты. Многие музыкальные исследовали сходятся во мнении, что именно в творчестве И.С. Баха были смоделированы композиторские принципы сюиты и партиты. Музыка – это вечный источник гармонии разума и души человека.

    Видео: слушать Партиту И.С. Баха

    Загрузка...