crimea-fun.ru

Сочинение «Основной конфликт в пьесе «Гроза. Основной конфликт в пьесе «Гроза

это столкновениедвух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского Гроза несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпохусоциологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важныйв пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протестанародных масс против сковывающих условий темного царства и восприниматьгибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следуетопределить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.В пьесе также присутствуетконфликт поколений между Катериной и Кабанихой новое всегда наступает на пяткистарому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем этоможет показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама ссобой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой.Поэтому пьесу Гроза можно определить как трагедию.

Трагедия - произведение, вкотором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя исверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя.Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию хор заменяют некоторыевнесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и вантичной трагедии кроме бессмертного Прометея.Гибель Катерины - эторезультат столкновения двух исторических эпох.

Некоторые герои пьесы как быразличаются временем, в которое они живут. Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще вантичности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертойсредневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - этотоже черта человека

13.Изображение «тёмного царства» в пьесе а.Н. Островского «Гроза».

Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое “темное царство”, и люди нового веяния, более прогрессивные, не желающие жить по старым законам и обычаям.

Дикой и Кабанова - типичные представители “темного царства”. Именно в этих образах Островский хотел показать господствующий класс в России того времени.

Дикой и Кабанова - это и есть то самое “темное царство”, пережитки, сторонники устоев этого “темного царства”. Вот кто они, эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок проповедуют они. Это мир денег, злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.

Замысел А. Н. Островского состоял в разоблачении “темного царства”, используя образы Дикого и Кабановой. Он обличал всех богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светском обществе России XIX века были такие Дикие и Кабановы, что и показал нам автор в своей драме “Гроза”.

Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского <Гроза> несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий <темно-го царства> и воспринимать гибель Катерины как результат столк-новения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зави-сящих от них внешних сил.В пьесе также присутствует конфликт поколений между Кате-риной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, ста-рое не хочет сдаваться copyright 2005 ALLSoch.ru новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу <Гроза> можно опреде-лить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутст-вует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчива-ется гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бес-смертного Прометея).Гибель Катерины - это результат столкновения двух истори-ческих эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются време-нем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличитель-ной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он ци-тирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный чело-век. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных до-мостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникаю-щая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Кате-рина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по свое-му мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положе-но: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внут-ри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к мо-лодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе пат-риархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот мо-мент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катери-ны - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы за-была о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы <Домостроя>. То чувство, которое зародилось в Ка-терине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство.Пьеса <Гроза> - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Особенности конфликта в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова — последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «...никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни — деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин — человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками, на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого механика-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт — духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы — Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья — образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа.
Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара — представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж — это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины — грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта — социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Социальный конфликт в драме Гроза

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества. Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть. Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.


Пьеса А.Н.Островского "Гроза" была написана по материалам поездки в 1856 году по Волге. Встретив в одном из городов семью, в которой жила девушка, судьба которой взята для Катерины, Островский вдохновился и написал пьесу. И по воле случая, Островский выступил в роли пророка, написав трагичный конец пьесы, ведь после оказалось, что та же самая участь ждала девушка, которую драматург встретил в реальной жизни.

В пьесе задействовано много героев, но главным является Катерина, имеющая отличающийся характер от всех других персонажей.

На протяжении всей пьесы конфликт развивался именно вокруг нее и имел две стороны - внешнюю и внутреннюю.

В "Грозе" автор показал прежде всего жизнь купеческой семьи и на примере Катерины рассказал, как живется женщине в семье своего мужа. Вспоминая свое детство и юность, Катерина рассказывала: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". И после Островский показывает, как свободная птичка попадает в железную клетку, в дом Кабановой, где ей подрубили крылья несчастьем жены недотепы мужа. Из ее жизни исчезло все, что доставляло радость, и пришли бесконечные упреки и наставления, безвольный и боявшийся матери муж, и сплошные придирки свекрови.

С мужем Катерине не повезло. Он был легкомысленным и незаурядным, и должного уважения жене не проявлял и никак не старался ей помочь. Возможно, он и любил ее, но не той верной любовью, которой не могло быть в его душе из-за желания свободы от пут семьи.

Отношения со свекровью у нее весьма напряженные. У них постоянно разгораются конфликты, они не находят общий язык. Кабаниха вечно в чем-то упрекает и позорит свою невестку. Даже когда Марфа Игнатьевна заставляет Катерину выть и падать в ноги при проводах мужа, можно почувствовать, как страдает Катерина.

И Катерина не хочет мириться с такой жизнью. Здесь и разгорается внутренний конфликт девушки. Терзания Катерины особенно велики оттого, что у нее нет свободы, которую она так ценит, и нет любви, по которой она воздыхала. И когда она встречает Бориса, она отдается любви, хоть тот и не стоил ее души и духовности. И на время отсутствия мужа она вся отдается этому чувству. Но есть нечто, препятствующее ее выражению чувств и поступкам - религия, вера в Божье наказание. Она часто упоминает про грехи, она боится их. Религия выступает для нее как долг и закон. Идя навстречу любви и одновременно считая ее запретной, Катерина сталкивается с внутренним противостоянием, которое никак не может прийти к балансу.

Но Катерине приходится сражаться не только с этим дисбалансом, ей также предстоит борьба с роком, который Островский представил в пьесе в виде грозы. Впервые гроза над городом разразилась в первом акте, как предвестие трагедии и выражение смятенной души героини. Катерина рассказала Варваре о том, что творится у нее на сердце и сказала заветные слова: "Я скоро умру". Далее четвертый акт начинается со словами: "Дождь накапывает, как бы гроза не собралась". Мотив грозы обретает значение встречи разума с "темным царством". Терзается Катерина, но раздаются удары грома, связанные с душевным состоянием Катерина в момент, когда она снимет с себя тяжкий груз. Гроза, пророчество барыни, картина Страшного суда в галерее - все доводит ее до исступления, и Катерина признается мужу в грехе.

Она совершает честное и искреннее покаяние, но и тут она сохраняет верность свободе. Никакого примирения с окружающим и внутренним миром быть не могло, что и привело к трагической гибели. И тема ее неизбежности прошла через всю пьесу. Слова о том, что она умрет, песня Кудряша о погибели жены, сумасшедшая барыня, пророчащая ей смерть. И даже встретившись с Борисом, она назвала его погубителем и молила, чтобы "загубил он ее совсем". И последний акт приводит нас к берегу Волги, замыкая круг этих происшествий. Так и раскрывается трагический конфликт пьесы, и он заключается не только в столкновении Катерины со свекровью и мужем, но и с самой собой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Загрузка...