crimea-fun.ru

Сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Нет ничего на свете прекраснее женщины Тютчев Окольно посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Ей посвящают музыку, во имя нее Совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". И это правда. Женщина источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой". Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.

У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано "водяное общество "Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.

Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.

Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос значит раскрыть причину его горестей. Печорин неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру.

Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

Утром он вновь стал самим собой. Вера это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: "У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней". Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни М.Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова "О душах живых и мертвых", о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности, то Лермонтов автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается той глубиной психологического анализа, которая,позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Толстого. М.Ю.

Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, было использование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и четкость его восприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душу и остается там навсегда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют четыре ключевых женских персонажа. Как сказал известный критик В.Г. Белинский, женские образы в этом произведении удались на славу.

Хронологический порядок частей романа нарушен, поэтому первой в жизни Григория Александровича Печорина появляется так называемая ундина - барышня из главы «Тамань». Герой впечатлен и заинтригован, как это явствует из его описания:

«Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но… «…»… в ней было много породы… «…»… правильный нос свел меня с ума».

Печорин, видя ее впервые, пытается понять мотив ее действий, но безуспешно:

«На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса».

В сущности, девушка-русалка или, как называет ее герой, ундина - единственный женский персонаж, оказавший ему некое противостояние. И чисто физическое (пыталась утопить), и психологическое (ей он совершенно не нужен и не важен, она просто боится его, как свидетеля). И да, эта женщина вела с ним игру, руководствуясь сугубо своими соображениями. Никакой личной заинтересованности именно в нем у барышни не было, на его месте мог оказаться любой, не к месту проявивший свое любопытство. Она целует его с целью заманить в море, где рассчитывает избавиться от потерявшего голову молодого человека. Но замысел ее не удался: Печорин уже в ту пору головы своей не терял, хотя и проявил известную слабость в этом вопросе.

Далее по хронологии речь идет о событиях в Пятигорске, где появляется княжна Мери. Эта бедная девушка впервые столкнулась с мужчиной, имеющим иные взгляды на жизнь, нежели те, которые приняты в современном обществе, и оказалась к этому не готова. По всему видно, что ее судьба должна была бы сложиться по «стандартной» схеме того времени… но и тогда, и сейчас, по всей видимости, у «плохих» юношей шансы на успех были выше.

Мери - прелестная романтическая девушка, которая доверчиво попадается в ловушку более опытного и менее сентиментального человека. Подкупает ее то, что Печорин по-своему честен: он не ловелас, стремящийся обольстить юную невинную барышню. Его задел Грушницкий - просто потому что эти два типа людей редко могут мирно сосуществовать в тандеме, и несчастную княжну «зацепило» по инерции. Она не жеманная кисейная девица, которая тонко играет по общепринятым правилам светского окружения, она искренне влюбилась, доверилась… но не тому. Ее беда в том, что она, вольно или невольно, но слишком романтизировала облик Печорина.

В сущности, он не лгал княжне, не пытался ее скомпрометировать. Но их взаимоотношения он рассматривал будто бы извне - в то время, как она оказалась в самом центре событий. Героиня вызывает симпатию и искреннее сочувствие, поскольку она не глупа, добра и самоотверженна. Взять хоть пресловутый эпизод со стаканом, который она помогла Грушницкому поднять: ведь она опасливо взглянула в сторону матери, но это было уже запоздалым проявлением внимания к правилам общества. А первичным позывом души было помочь нуждающемуся.

Одновременно с княжной Мери в романе появляется еще одна женщина - Вера. Только она, в отличие от княжны, встречает Печорина не впервые. Между ними были близкие отношения в прошлом, и в Пятигорске они снова вспыхивают - во всяком случае, со стороны Веры. Печорин считает ее единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть. Определенно сказать, с чем это связано, сложно. Но, кроме всего прочего, ни об одной другой женщине в романе сердце героя не болит.

«Вера больна, очень больна… «…»… я боюсь, чтобы не было у нее чахотки», «сердце мое болезненно сжалось…»

По всей видимости, если б Печорин мог (не боялся!) любить всей душой, как многие другие люди, он любил бы именно Веру. Но сейчас речь не о нем, а о ней: она сумела стать ему близким человеком, другом, можно сказать. Забегая вперед, могу сказать, что Бэла другом ему не являлась никаким образом, да и княжна Мери не удостоилась такого доверия. Ради Печорина Вера пожертвовала своим семейным благополучием, признавшись мужу, что любит другого, а по тем временем это не сейчас на развод подать… И нельзя сказать, чтоб все было втуне: получив ее прощальное письмо, герой опрометью мчится ее догонять, но не успевает, и мы видим непривычную картину, в которой он лежит, обессиленный, и отчаянно рыдает, лежа в мокрой траве.

И, наконец, Бэла. Самый трагический женский персонаж… Юная черкешенка, похищенная из отчего дома, вырванная из привычной жизни, окружения, традиций… Все бы ничего, если б после ее похищения можно было бы все вернуть на свои места. Ну, понял Григорий Александрович: не мое, надоело, - и ушла восвояси, откуда пришла. Порыдает, успокоится, встретит другого! Но сейчас не двадцать первый век с привычным явлением временного сожительства без обязательств: сошлись - разошлись, все свободны. Обратно в аул Бэле дороги нет, она уже «отрезанный ломоть», и ничего хорошего ее там не ждет, хоть и говорит герой: «… если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна». И в крепости она оказалась не ко двору. Бедная девочка! Вот уж точно жертва Печорина.

Все его душещипательные мысли, все рассуждения, весь романтический ореол - все уже неважно. Да, он приносит всем сплошные страдания: ундине, с которой он даже не знаком! – ломает сложившуюся жизненную колею своим внезапным вторжением, Вера уже вторично разрушает семью, Мери еще долго не оправится от болезненного разочарования… но так варварски поступает, пожалуй, он только с Бэлой.

Опять-таки, не со зла… но это я все о Печорине. Он, видите ли, поручил духанщице приучить ее к мысли, «что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…». Он приглянулся ей сразу, когда она его впервые увидела на свадьбе в ауле. Но разница между ее и его понятием о счастье и семье немыслимая. Бэла здесь - жертва, отчасти это обусловлено менталитетом, отчасти - обстоятельствами. Она могла расцвести, могла! Но для этого нужна была любовь, которая подпитывала ее изначально, с первый дней в крепости.

Бэла не просила ничего иного, кроме любви, а это оказалось для Печорина непосильной платой. Она не реагировала на подарки и красивые слова, пока он не решился на крайние меры: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? Почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей…».

Бэла не перенесла мысли о возможной гибели любимого из-за нее. За что, как станет ясно чуть далее по тексту, заплатила своей собственной жизнью.

Нельзя сказать, что героини романа похожи между собой. У них различны семейное и социальное положения, вера, род занятий. Единственное, что их объединяет - корень их несчастий на данный момент времени. Беспощадная любовь к человеку, который не смог сделать ни одну из них счастливой в силу собственной неспособности к счастью как таковому…


Женские образы в романе «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе, написанный М. Ю. Лермонтовым. Начато произведение было в 1837 году, причём его части были самостоятельными повестями, однако в 1840 году вышло издание, включающее в себя все эти повести. Роман задуман автором как психологическое исследование человеческого характера, причём по большей части это самоанализ Печорина.

Однако более точные выводы о личности героя мы можем сделать, анализируя взаимоотношения его с другими людьми. Ведь, контактируя с разными людьми, Печорин раскрывает свой характер по-разному. Рассмотрим это на примере женских образов в романе «Герой нашего времени».

Для начала стоит понять, для чего в романе нужны женские образы. У Лермонтова случайных персонажей и событий нет. Всё закономерно, связано между собой и имеет свои причинно-следственные связи. Что же особенного в женских образах? Какую роль они играют в жизни главного героя? Мы часто слышим фразу: «Cherchez la femme», - что значит: «Ищите женщину», когда говорится о том, что мужчина вдруг начал совершать поступки, ему обычно не свойственные, когда начал совершать подвиги, на которые ранее не был способен. Потому что, как бы ни не хотел мужчина, женщина имеет сильное на него влияние. Влияние на характер, поступки, поведение, да даже на мысли. То есть женщины в романе служат показателями различных черт характера Печорина. Итак, когда мы разобрались, зачем женские образы в романе, приступим к анализу.

Полноценных женских образов в романе четыре. Рассмотрим их в порядке повествования, предложенном Лермонтовым.

Первый образ – это образ «дитя гор», образ Бэлы. Ей всего 16 лет, она дочь Черкесского князя. Девушка определённо красива, она грациозна, легка, но в то же время на «дика», даже пуглива. Её глаза заглядывают в душу, однако вскоре они могут либо тускнеть от горя, либо сверкать, будто два угля. Бэла необразованна, с трудом говорит по-русски. Воспитанная в мусульманской вере, она умерла мусульманкой, хотя ей и предлагали принять христианство. История этой девушки трагична, и судьба Бэлы, то, что случилось с ней, показывает нам некий цинизм и эгоизм Печорина. Он поклялся Азамату, брату Бэлы, в обмен на девушку отдать ему лошадь Казбича, воспользовавшись страстью заполучить коня, которая обуяла Азамата. В итоге отца Бэлы убивает Казбич, а Печорин, которого она успела полюбить, охладевает к ней. Поэтому жизнь девушки обрывает удар кинжала.

Второй образ – образ Ундины из главы «Тамань». Печорину в тот момент были свойственны романтичность натуры, любопытство, желание добраться до истины, свойственные всем молодым людям. Ундина. Григорий считал, что в ней есть порода, он считал саму её обворожительной. Но в косвенных взглядах ундины Печорин читал что-то дикое и подозрительное, в её улыбке видел что-то неопределённое… В общении с ней молодой офицер допустил огромную ошибку, которая едва не стоила ему жизни, он рассказал ей, что видел её с контрабандистом и слепым ночью на берегу. Тогда девушка отчаянно постаралась утопить ненужного свидетеля, чего Печорин не ожидал. Борясь за свою жизнь, он с трудом сбросил её за борт и испытал чувство облегчения, узнав, что она всё-таки жива. Однако вся эта история с контрабандистами оставила у него в душе лишь грусть и сожаление о глупом, необдуманном поступке.

Третий образ – образ Княжны Мэри из одноимённой главы. Мэри – юная, хорошо воспитанная, образованная девушка, принадлежащая к тому же сословию, что и Печорин. Она одета по всем правилам хорошего вкуса, её походка легка и благородна. Сама девушка очень красива, что привлекает поклонников, на которых она смотрит с презрением. Мэри чувствительна и непосредственна, с лёгкостью может помочь другому, к примеру, когда подняла стакан Грушницкому. Однако несмотря на все свои достоинства, для Печорина она была лишь средством, которое потешит его самолюбие. У него не было какой-либо влюблённости, только азарт и холодный расчёт. Реакцию Мэри он предугадывал, свои шаги по её завоеванию просчитывал наперёд. Результат был ожидаем – княжна в него влюбилась, начала тосковать по нему, стала слабеть здоровьем. Как Печорин ни старался, даже искры любви к Мэри не нашёл, поэтому решил вызвать у бедной девушки ненависть, чтобы «вернуть её к жизни». То есть Мери раскрывает ещё и неоднозначность характера Григория.

Последний образ, но самый значимый – образ Веры, описывающийся в главе «Княжна Мэри». Это единственная женщина, к которой Печорин питает глубокие чувства, проверенные временем, для него она – идеал женщины. Вера красива, умна, образована. Однако больше всего Григорий ценит её за то, что она, зная его недостатки, понимая его, всё-таки любит. Вере Печорин всегда говорит правду, никогда не нарушает данные ей обещания. Эта женщина раскрывает его лучшие стороны, единственная из всех, с кем встречался Григорий. Но Вера замужем, и счастью их многое мешает, в том числе и сам муж женщины, который, узнав, что она любит Печорина, увёз её. Печорин не успел даже попрощаться. В пути, когда он до смерти загнал лошадь, его твёрдость и хладнокровие исчезли, он плакал…

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Творчество великого русского писателя и поэта М. Ю. Лермонтова оставило ощутимый след в истории мировой литературы. Изучение созданных им в поэмах и романах образов входит в систему планового ознакомления не только для школьников, но и для студентов многих высших учебных заведений. «Женский образ в романе "Герой нашего времени"» - такова тема одного из сочинений для старшеклассников.

Лермонтов - поэт или прозаик

Внутренний творческий мир писателя настолько многогранен, что нельзя точно утверждать, какой жанр был для него типичнее. Есть откровенно лирические произведения, есть романтические, есть тяжелые драматические опусы, связанные с его участием в боевых действиях на Кавказе.

Здесь стоит отметить, что Лермонтов был все же больше поэт, чем прозаик. Ведь за свою хоть и короткую, но довольно продуктивную творческую жизнь он написал сотни стихотворений и поэм. А вот прозы - довольно мало, что, несомненно, делает ее еще более привлекательной для читателей.

Женщины и честь

Интересен тот факт, что Лермонтов, несмотря на некую драматичность своих произведений, умел удивительно тонко выписывать в них нежных и робких, а иногда - смелых и решительных барышень. Женский образ в романе «Герой нашего времени», например, - это характер не одной, а нескольких девушек, и все они очень разные.

По очеркам и воспоминаниям современников, поэт любил женщин, более того, вдохновлялся ими для создания своих произведений. Трепетное отношение к женщинам подчёркивалось прежде всего в вопросах чести. Одно неправильно произнесённое слово в адрес даже незнакомой дамы могло стать причиной дуэли. Лермонтов был очень вспыльчив, но между тем отходчив, чем нередко пользовались его приятели, чтобы как-то урезонить поэта во время очередного конфликта. Однако дуэли все равно случались. Одна из них закончилась смертью поэта.

Женщина - муза

Но женщины были не только причиной для ссор поэта с окружающим миром. Они наделяли его творческими силами для создания новых произведений. Поэтому все женские образы, описанные Лермонтовым, очень гармоничны по своей природе. Женский образ в романе «Герой нашего времени» - не случайность, и не прихоть М. Ю. Лермонтова. Ведь по праву можно сказать, что ни одна из проблем того (да и нынешнего времени) не обходится без участия представительниц прекрасного пола.

Дикарка Бэла

Если говорить о том, что такое женский образ в романе «Герой нашего времени», то в первую очередь следует понимать, что это сборное определение. Героинями романа стали три девушки - Бэла, княжна Мэри и Вера. Самое любопытное то, что образы выписаны очень тщательно и самобытно, с учетом происхождения девушек, воспитания и даже национальности.

Бэла - юная уроженка Кавказа. Она поразила главного героя Печорина своей непосредственностью и невинностью. Некоторая дикость характера девушки вполне соответствует обычаям ее родины. Да и дикостью это кажется только просвещённым петербуржским жителям. Бэла честна и прямолинейна.

Печорину доставляет истинное удовольствие борьба за нее. По его мнению, в Бэле есть все, чего так не хватает опытным светским львицам. Однако, как только Печорин добивается любви, он понимает, что несколько обманут в своих чаяниях. Оказывается, непосредственность и необычность тоже надоедают. Получив желаемое, главный герой делает вывод, что любовь дикарки в принципе ничем не отличается от любви знакомых ему женщин. Впрочем, данный подход характерен для личности Печорина. Ему свойственно очень быстро разочаровываться во всем и искать новые ощущения. Итак, первый женский образ в романе «Герой нашего времени» - Бэла - это твердость, честность, непорочность девичьей души.

Княжна Мэри

Совсем по-другому выглядит образ княжны Мэри Лиговской. Еще до знакомства с девушкой Печорин услышал о ней довольно ироничные высказывания другого персонажа романа - Грушницкого. В основном они сводились к некоторому пренебрежению провинциального общества Пятигорска. Маленький мир уездного городка смешит Печорина. Но он принимает правила игры местного высшего света для того, чтобы развлечься очередной интригой, на этот раз с княжной.

Собственно, следующий женский образ в романе «Герой нашего времени» - Мэри - это молодая, хорошо воспитанная, кокетливая и слегка легкомысленная барышня. Помимо всего прочего княжна уверена, что общество, в котором она находится, самое что ни на есть высшее и знатное. А посему стоит придерживаться законов, принятых в нем.

Это не может не вызвать иронии Грушницкого и Печорина. Они оба втягиваются в интригу по завоеванию сердца Мэри. Однако для Печорина это очередное развлечение, чего не скажешь о Грушницком. Кроме того, для главного героя посещение Лиговских - это повод увидеть еще одну героиню романа - Веру.

Вера

Это, пожалуй, главный женский образ в романе «Герой нашего времени». Вера - молодая дама, родственница княгини по мужу, которая тоже бывает у Лиговских. Ранее Печорина с ней связывали близкие отношения.

Именно Вера сумела понять Печорина, принять его без оговорок таким, каков он есть. Печорин не может забыть девушку. Случайно встречая ее, он понимает, что чувства еще остались. Но, описывая женский образ в романе "Герой нашего времени" (сочинение не может обойтись без некоторого изложения содержания), не нужно забывать и об эгоизме главного героя, который проявляется по отношению к Вере, успешно вышедшей замуж за богатого человека. Если в случае с Бэлой и Мэри Печорин просто развлекается, то в интриге с Верой задето его самолюбие. Он не может смириться с тем, что его, как ему кажется, женщина принадлежит другому.

Мужской эгоизм Печорина

Каков же он - главный женский образ в романе «Герой нашего времени»? Краткое содержание отношений Веры с Печориным можно передать несколькими фразами. Дама не сразу понимает истинные устремления Печорина и спокойно объясняет ему как близкому человеку, что ее брак - это коммерческая сделка, необходимая для обеспечения будущего ее сына.

Печорин же пользуется откровенностью Веры и нагнетает обстановку. Он специально оказывает знаки внимания Мэри в надежде вызвать ревность у дамы сердца. Ему это удается. Вера в отчаянии. Она понимает, что старые чувства вновь захлестывают ее. Но у нее которому она по-своему предана. Печорин понимает ситуацию и искренне наслаждается своей властью над девушкой.

Нравственная чистота Веры

В конце концов Вера принимает решение во всем признаться мужу. Она рассказывает ему о своих былых отношениях с Печориным и о вновь разгорающихся чувствах. Недолго думая, муж принимает решение об отъезде. Печорин бросается в погоню, но его попытка напрасна. Он плачет от чувства потери и злого эгоизма.

«Женский образ в романе "Герой нашего времени"» - сочинение сложное. Ведь необходимо сравнить всех трех героинь, дать им оценку. Образ Веры выписан Лермонтовым наиболее тщательно. Тут есть и порок, и ревность, и нравственная чистота одновременно. Для Печорина - это, по его собственному определению, Но для Веры отношения с Печориным - нравственный и душевный тупик. Однако у нее хватает мужества честно рассказать обо всем мужу и уехать, оставив главного героя самостоятельно разбираться с плодами своих интриг и эгоизма.

Загрузка...