crimea-fun.ru

Сказочные картины В. Васнецова

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.

Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…

Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.

Картина «Аленушка»

Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.

Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.

В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.

Это интересно:

Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:

«Аленушка, сестрица моя.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати».

А она ему отвечала:
«Ах, братец мой Иванушка.
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Люта змея сердце высосала».

Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.

Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.

«То ли ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит».

Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.

  • Почему она убежала в лес?
  • Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
  • Как относится к ней художник?
  • По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).

После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.

Картина «Три царевны подземного царства»


Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.

Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.

Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.

Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.

  • Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
  • Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
  • Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
  • Что охраняет самая младшая царевна?
  • Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
  • Как относится художник к младшей царевне?
  • Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)

Картина «Иван-Царевич и Серый волк»

В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.

Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…

  • Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
  • Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
  • Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
  • Кто сидит на Сером Волке?
  • Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
  • Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
  • Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
  • Почему распустилась яблоня?
  • Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
  • Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
  • Понравилась ли эта картина? Чему она учит?

Картина «Богатыри»

На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.

В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
  • «Илья Муромец и Калин-царь»,
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…

Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.

Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.

О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.

Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».

Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.

В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.

Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.

Объясните различия былины от сказки.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
  • Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
  • Какими были наши защитники?
  • Как звали самого старшего богатыря?
  • Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
  • Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
  • Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
  • Какой богатырь понравился больше и почему?

Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».

Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.

Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским.

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным, и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей».

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Картина «Витязь на распутье» отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших общество в 1870-1890-х. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества. Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным.

Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.


Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине «Богатыри» изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. «Матёр человек Илья Муромец» — говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. «А конь под Ильёй лютый зверь» — продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах — величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Аленушка , печальная девочка у пруда, — одна из любимых всеми картин В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.

Грусть девочки очень взрослая. Печаль в ее глазах граничит с отчаянием. Неубранные рыжие волосы, темные глаза, нежно-алые губы – формируют легко читаемый образ ребенка с трудной судьбой. В Аленушке совсем нет ничего сказочного, фантастического. Собственно, вся сказочность сюжета подчеркнута лишь одной деталью – группой ласточек, сидящих над головой героини. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини, дает надежду на счастливый финал старой русской сказки.

Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Все неподвижно, тихо, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Темные, зеленые тона пейзажа контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть — с яркими цветами на юбке Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится…


Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое… На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.


Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза — человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.


Ковер-самолет – мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полету. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.

На ковре Иван-богатырь со своей добычей – клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полет три совы – вероятно, это посланницы Бабы Яги, хозяйки ковра-самолета. Они указывают путь, а может быть приглядывают за подарком.

В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный). Ковер-самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – жар птицы, сияющей, словно само солнце.


Картина наполнена безысходностью и пессимизмом. Серая Петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника. Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, — все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенный им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге. Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, такая же обреченная, такая же покорная судьбе.

Фоном выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону.

Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.


Перед нами русский богатырь на боевом коне. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Все очень просто, ничего лишнего. Темно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому другу. И всадник и конь под стать один другому. В обоих чувствуется сила, мощь, отвага.

Пейзаж акварели играет роль цветового фона. Широкие степные просторы пусты, лишены всякой растительности. Зеленоватые облака уныло висят над степью. Тишина.

Сложив руку «трубочкой», тревожно вглядывается в эту тишину богатырь. Смирный конь тоже слушает степь.

Можно с уверенностью утверждать, что акварель «Богатырь» — это лишь набросок, эскиз, проба кисти. Черты лица богатыря лишены индивидуальности, схематичен пейзаж. Автор осторожно экспериментирует, постепенно формируя главную свою идею: создание картины о богатырях-защитниках, героях древних русских былин и сказаний. Позже, эта зарисовка ляжет в основу знаменитой картины «Богатыри».

Теплый летний день, рыночная площадь небольшого городка. У книжной лавочки собрались немногие зеваки. Лавочка рассчитана на простого покупателя, на крестьян. поэтому на прилавке: лубочные картинки, листы со сказками, бумажные иконы. Среди потенциальных покупателей представители разных сословий и возрастов.

В центре композиции единственный покупатель: уверенный мужик с топором за поясом. Он держит в руках большую лубочную картинку. С видом знатока, мужик рассматривает понравившуюся ему картинку. Судя по всему, совсем скоро она украсит его избу.

Следом за мужиком стоит приходской священник с сыном. Батюшка комментирует картинку, одобряя выбор покупателя. За спиной духовного наставника две любопытствующие бабы внимательно слушают комментарий.

На первом плане мальчишки читают выставленные сказки на листах. Суров хозяин лавки. Дела его идут явно не лучшим образом, поэтому все его внимание приковано к покупателю.

А вокруг солнце, голуби на крыше, ясное небо. Лето для крестьян — это совсем не сезон для чтения. Этим они займутся зимой. А пока у книжной лавочки в основном лишь зеваки, да любопытные мальчишки.


Группа горожан у новой телеграммы с обзором военных новостей. Таков сюжет картины Васнецова «Военная телеграмма». Среди горожан есть отставной полицейский, девушка «из образованных», мужики-рабочие, извозчик, пара благородных господ. Военные новости интересуют всех. Один читает вслух, другие внимательно слушают. Единственная на картине девушка стоит в центре группы. Лицо испуганное, растерянное. Возможно воюет ее жених или брат. Остальные все, независимо от положения в обществе, внимательно слушают «чтеца». Новости не радуют, а тревожат. Идет дождь, однако, зонтик лишь у одного из присутствующих. Остальные его не замечают. Мокрая мостовая нечетко отражает серую и унылую улицу. Война незримо присутствует в картине.

Художник неслучайно использует невыразительные, тусклые цвета: серый, коричневый. Они создают атмосферу напряжения и страха.


Теплый летний вечер, настежь открыты двери на балкон. Пятеро чиновников проводят свой досуг за любимой карточной игрой. На самом деле в игре только трое. Четвертый, отвернувшись ото всех, опрокидывает очередную рюмку. Пятый, самый молодой, в игре участия не принимает. Умирая от скуки, он зевает открыто, широко и искренне. Трое за столом увлечены игрой. Старичок подслеповато разглядывает свои карты. Двое других жадно заглядывают в его расклад, ничуть не стесняясь. Подлость происходящего совсем не смущает, она пробудила в героях какой-то хищный азарт.

Скука, оловянная скука — вот атмосфера, созданная Васнецовым. Вместе с тем, поражает и внутренняя пустота всех участников этого душного вечера. Они не в силах ничего другого придумать, они обречены на такие вечера: одинаковые и бессмысленные.

Свет, идущий от свечи, создает огромные тени на стенах гостиной комнаты, подчеркивая ничтожность присутствующих. Аляповатый барельеф, украшающий камин, портрет на стене — все безвкусно, пошло, глупо. Часы в углу — единственный живой организм на картине. Идет процесс «убивания» времени.

Снегурочка — любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. Васнецов создает свою картину явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.

Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…

Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.

Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.

Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.


Исход страшной битвы с половцами — сюжет картины Васнецова. Поле усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.

Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть примирила их, уравняла, успокоила, разрешила все конфликты. Окровавленное оружие валяется ненужное, отслужившее. Мертвые руки еще сжимают красные щиты, бессмысленные теперь.

Над мертвыми телами схватились в драке стервятники. Они продолжают то, что люди уже закончили. Над полем восходит розоватая луна. Она словно отражает кровавое поле битвы. Совсем скоро мертвое поле накроет ночь. Битва окончена.

Природа в картине противопоставлена сюжету. Если люди — это смерть, то природа вокруг полна жизни.

Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей. Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа. Васнецов — романтик, поэт в живописи — сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства зрителя.

Царь, для убежденного монархиста Васнецова, фигура священная, помазанник Божий, Государь-благодетель. Поэтому, судить о соответствии портрета историческим реалиям нет смысла. Но какова фантазия!

Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие, близость к миру горнему.

Крепко государь сжимает в руках свой жезл. Это не посох, не опора. В руках Ивана Грозного — это оружие. Этот жезл прервал жизнь наследника престола, проткнул ногу слуги князя Курбского, заклятого царева врага. Гулял этот жезл и по спинам боярским. В лучшем случае — только жезл… В другой руке Ивана Васильевича — четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.

Притихла зимняя Москва за окном дворца — испуганная, присмиревшая.

Красная ковровая дорожка под ногами самодержца, кровав путь властителей на Руси. Еще секунда и нога грозного царя наступит на изображение герба державы — византийского двуглавого орла. Символично. Ивану Васильевичу и вправду удалось подмять под себя страну, перекроить ее устройство, систему управления. Сделать ее современной, управляемой. Страшной ценой…


Основой картины стала народная сказка о подземных царевнах. Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги, художник смело меняет сюжет сказки, вводит новый персонаж — Черную царевну (уголь). Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. Разнится отношение царевен к своей судьбе. «Золотая» царевна холодна и горда. Ее эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у «Медной» царевны. Она с любопытством изучает все, что вокруг. Словно давно знакомая с людьми, она выглядит уверенней других и гораздо живее своей «золотой» сестры. Видно, что, зная себе цену, она открыта для общения, любознательна, проста. «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У нее единственной взгляд обращен в сторону своего потерянного навсегда подземного царства. По возрасту царевны тоже разные: самая старшая — «Медная», средняя — «Золотая», младшая — «Угольная». В таком порядке люди осваивали земные богатства. Работа наполнена символами и знаками. Сказка в трактовке Васнецова приобретает совсем иной смысл.

Сказочный персонаж – Гамаюн, птица вещая – пришел в творчество Васнецова из древних славянских легенд. Она считалась птицей Велеса, одного из богов пантеона славянских народов. Гамаюн все знает и может предсказывать будущее, но эта тайна откроется только посвященным.

Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. На нем печать тоски – всезнание отнимает все душевные силы Гамаюна. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение.

Цветовая гамма картины проста и богата одновременно. Фоном изображению волшебной птицы служит бесконечное пространство золотисто-охристого оттенка, которое заставляет представить себе закат над бескрайними просторами. В оперении Гамаюна сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь.

Утонченно прорисованный силуэт птицы перекликается с причудливыми извивами ветвей дерева. Все вместе это придает динамичности статичному изображению – зрителю кажется, что с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев легендарного существа.


Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии.

Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл божьего имени, так как центральная фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу. Размещенная в центре фигура бога поддерживается престолами с крыльями охристого цвета. Их крылья направлены вверх по диагонали, создавая непрерывную линию с фигурами херувимов, расположенных в верхних углах полотна. Такое размещение сопутствующих фигур формирует обрамление главной фигуры, а за счет размещения по восходящим линиям и появляется эффект движения.

Пространственную глубину полотну придает фон – это изображение неба в его космической интерпретации. На нем размещены звезды и светила, в том числе и узнаваемые сразу планеты – Юпитер и Сатурн. Все космические тела также расположены особым способом – по овальной линии с восходящими к верхним углам картины концами. Это также помогает созданию глубины изображения и движения.

Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки.

Нимб за головой Саваофа украшен шестиконечной звездой Давида – символом мудрости. Это также можно считать отсылкой к Ветхому завету. Хоть картина на первый взгляд кажется простой и понятной, при внимательном рассмотрении можно обнаружить многослойный подтекст, который очень увлекательно расшифровывать.


В картине используется сюжет из русских сказок о прекрасной царевне, которая внушала своим родителям страх за свое здоровье, так как никогда не смеялась, ее ничто не радовало. Чтобы не делал царь-отец, девушка никак не реагировала ни на веселье, ни на лекарства, ни на колдовские снадобья.

На полотне как раз изображен такой момент – тоскующую царевну пытается всячески развлечь толпа разных людей. Композиционный центр картины – фигура царевны в белоснежном платье с вышивкой золотой нитью по подолу – специально смещен вверх и вправо, чтобы разместить как можно больше фигур.

Особенностью полотна является многофигурность и многоплановость композиции. Расположение персонажей таково, что взгляд рассматривающего картину постепенно скользит от фигур лихо отплясывающих скоморохов на переднем плане к изображению полнотелой бабки-ведуньи и старого лекаря с прописями в правом нижнем углу. Центральная часть левой половины картины занята изображениями бояр в горлатных шапках и расшаркивающихся в версальском поклоне западных послов. Но и это еще не все персонажи этой объемной картины. Если присмотреться, справа за окнами видны толпы любопытных, заглядывающих в царские палаты и от души хохочущих над шутками шутов и скоморохов.

Центральный персонаж картины – сама царевна Несмеяна. Он сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.

Это богатое по цвету полотно объединяют в единое целое два крупных тональных акцента – белое платье царевны и алая рубаха скомороха.


В этом полотне нашло отражение глубокое знание Васнецовым Библии, ведь художник учился в духовной семинарии. На эскизе изображен Иисус Христос в облике юноши, окруженный Тетраморфом. Это существо с четырьмя обликами и крыльями, которое упоминается в видениях пророка Иезекииля. Тетраморф возникает и в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где он имеет облик четырех существ – человека, быка, орла и льва. Они призваны на защиту четырех краев божьего трона и райских пределов.

В более поздние времена Тетраморфа стали ассоциировать с евангелистами (Лука – бык, Марк – лев, Матфей – ангел и Иоанн – орел). На полотне Васнецова юного Христа, несущего людям слово божие, поддерживают четыре символических изображения евангелистов на фоне легких облачков и далекого сияния светила.

Цветовая гамма эскиза очень нежная и воздушная, отражающая небесную голубизну. Белые одеяния Христа делают его фигуру буквально светящейся, а почти симметричная композиция фиксирует внимание смотрящего на его лице. Удивляет отклонение от канонического образа Иисуса – он не глядит перед собой, как на иконах, проникая взором в душу стоящего перед изображением. Его взгляд отведен в сторону. Священные животные Тетраморфа выполнены в мягких, жемчужных цветах.

Что интересно, символические изображения евангелистов в виде животных было разрешено только в старообрядчестве.


Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.

Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом – девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.

Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором – низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. В руках у царевны воздушный и легкий белый платок.

События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу. Зрителям виден только угол накрытого стола, но можно предположить, что пир был великолепным. На заднем плане видна далекая русская деревенька, стоящая на берегу озера, с кружащимися в хороводе фигурками девушек в народных нарядах. По озеру плывут лебеди, еще несколько птиц устремились к воде с неба.

От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.

Сюжет картины – изображение былинного русского богатыря в полном боевом облачении, верхом на мощном боевом коне. На полотне запечатлен момент прыжка коня с всадником. Для передачи активного движения использована диагональная композиция с подачей снизу – кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх. Это создает дополнительное ощущение мощи и большой физической силы.

Диагональное расположение фигуры крупного вороного коня в прыжке подчеркиваются линиями копья и направлением движения облаков. Такой художественный прием добавляет изображению динамики. Крутая шея лошади, ее упрямо наклоненная голова, крепкая посадка богатыря – все это призвано продемонстрировать силу и волю к победе.

Чтобы фигура выглядела еще более внушительно, она изображена практически в контражуре, на фоне очень светлого неба. Вороной конь и всадник в богатых доспехах четко вырисовываются на светлом воздушном фоне. Их величину и силу подчеркивает низко расположенный горизонт и миниатюрные деревья вдали.

Эта картина – яркое символическое изображение силы и непобедимости русского народа, которое было призвано поднять боевой дух в военное время.

Фигура легендарного создателя «Повести временных лет» — первой русской летописи – окутана тайной и дымкой времени. Художник изобразил его мудрым старцем в темном монашеском облачении, занятом написанием своей знаменитой летописи. Он на секунду оторвался от работы, задумавшись над текстом. Седобородый старик с глубоким орлиным взглядом изображен как святой, с нимбом над головой, на фоне своей кельи.

Он опирается на массивный деревянный пюпитр, украшенный резными деталями в русском стиле. На нем расположились атрибуты его вида деятельности – большая пузатая чернильница, перья, перочинный ножик, свитки пергамента. Художник изображает стилизованный интерьер в древнерусском стиле так, как это представлялось большинству интеллигенции в это время – фигурные арочные окна, голые оштукатуренные стены, плиточный пол, массивная, довольно грубая резная мебель.

February 7, 2013

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) вошел в историю русского искусства как создатель многих превосходных произведений на темы, почерпнутые из былин и сказок. Он стремился к тому, чтобы образы народной поэтической фантазии сделать достоянием профессионального искусства, чтобы рассказать о народе его собственным голосом, его собственным языком. Этим определяется своеобразие содержания и формы искусства Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопиял, бывшей Вятской губернии. Родина Васнецова славилась своими сказочниками и мастерами народного изобразительного творчества. С 1863 по 1875 год Васнецов учился в Академии художеств под руководством П. П. Чистякова. Первые произведения Васнецова были на бытовые темы. Лучшие из них – «С квартиры на квартиру» (1876), «Книжная лавочка» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879). Эти произведения органической частью входят в жанровую живопись передвижников.

Однако создание такого рода картин не было истинным призванием Васнецова. В конце 70-х годов он знакомится с С.И. Мамонтовым – крупным русским промышленником и художественным меценатом. Мамонтов поручил Васнецову выполнение живописных панно для зала заседаний Донецкой железной дороги. Выполнение этого заказа помогло Васнецову понять свое настоящее призвание. Оно состояло в обращении к темам русской истории, к миру народных сказок и былин. Так возникли первые картины Васнецова на сказочные и исторические темы: «Три царевны подземного царства» (1879), «Скифы» (1879), «Ковер-самолет» (1880). Народное творчество привлекало Васнецова своей красотой и одухотворенностью. Связанное с реальной жизнью, оно умело воссоздавать ее в поэтически преображенном виде. Возродить искусство праздничное, торжественное, возвышенное над будничной прозой – вот что было мечтой Васнецова, вот почему он учился у народного творчества.

Первым большим успехом художника на этом пути были его декорации и костюмы к опере «Снегурочка» в постановке Мамонтовской частной оперы в Москве (1881–1885). В декорациях к прологу, в изображении слободы берендеев или палат их царя, в образе самой Снегурочки и других персонажей мы ясно ощущаем реальную действительность, которую художник как бы расшивает узорами своей фантазии. В декорации «Слобода берендеев» передана северорусская природа со светлыми красками ее земли и неба, а в арочные пролеты «Палат царя Берендея» мы видим кровли и колокольни, совершенно такие, какие они есть на самом деле. Снегурочка, старики берендеи, бирючи и, наконец, сам царь Берендей – все это живые народные образы, переданные с тем мастерством типических характеристик, в котором Крамской еще в начале творческого пути Васнецова видел самую сильную сторону дарования этого художника. В Третьяковской галерее можно увидеть эскизы Васнецова к этой постановке.

Колористическое решение декораций к «Снегурочке» было также осуществлено Васнецовым на основе наблюдений над реальной действительностью. Охристые оттенки красок северной русской природы, цвет льняного холста крестьянских одежд и на этом фоне разноцветные детали архитектуры и костюмов – вот что определяет зрительное впечатление от декораций Васнецова. Таким образом, в них утверждается красота не вымышленного, но реального мира, живущая в русской природе и в народном быту.

Народное творчество привлекало к себе Васнецова и другой своей стороной: отражением в нем патриотических чувств народа. Впервые патриотическая тема получила раскрытие в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880). Для воплощения своего замысла Васнецов остановился на сюжете, почерпнутом из русского эпоса «Слово о полку Игореве». Этот сюжет заключен в следующих словах: «Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут братья разлучились на берегу быстрой Каялы, тут кровавого вина не хватило; тут пир докончили храбрые русские: сватов напоили и сами полегли на землю русскую». Картина Васнецова изображает степь с полегшими на ней русскими витязями и половцами. На первом плане изображена фигура могучего витязя, лежащего на спине с широко раскинутыми руками. Благодаря тому, что голова его приподнята, создается впечатление, что он пытается подняться. Очень верно говорил об этом витязе П.П. Чистяков: «Он и умирая-то встать хотел».

Васнецов не только заимствовал у «Слова о полку Игореве» сюжет своей картины, но почерпнул из древнего эпоса краски и образы для создания ее поэтической атмосферы.
«Никнет трава от жалости и дерево с печалью к земле преклонилось»: полевые цветы в картине Васнецова склоняются над телами убитых воинов. Колористическое решение картины также было подсказано художнику цветовыми определениями, данными в поэтическом памятнике. Так, несомненно, Васнецов использовал образ «червленых щитов», которыми, согласно «Слову», русские преграждали путь кочевникам. Красные пятна щитов, там и сям виднеющихся в степной траве, помогли Васнецову преобразить пейзаж среднерусской равнины в легендарную степь поэтического предания. Образ этой степи, с восходящей над ней луной, является главным источником той торжественной поэзии, которой проникнута картина Васнецова.

В 1881 году Васнецовым была закончена одна из лучших его картин – «Аленушка». Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись, на белом камне, над темным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее сумраком, тишиной, темной гладью омута, усыпанного осенними листьями. Под воздействием этого очарования и сама Аленушка как бы преображается, превращаясь из простой деревенской сироты в поэтическое существо. Цель художника заключалась здесь не в том, чтобы создать иллюстрацию к известной сказке. По своему сюжету произведение Васнецова не совпадает точно ни с одним моментом сказки. Художник хотел в простой крестьянской девочке, в поэтичности ее внутреннего мира показать черты маленькой героини народной фантазии. Иными словами, реальный образ, реальную действительность Васнецов утверждал как основу сказочного народного творчества.

Слева: "Аленушка", справа: "Иван-царевич на сером волке"

В период с 1883 по 1896 год Васнецов работал над росписями Владимирского собора в Киеве. Но и в эти годы он не оставлял работы над самостоятельными произведениями. Среди них следует отметить картину «Иван-царевич на сером волке» (1889) и иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Работа над этими иллюстрациями побудила Васнецова к созданию картины «Иван Грозный» (1897). Грозный изображен художником во весь рост, облаченным в парадную шубу из золотой парчи, затканной крупными цветами. Он стоит на лестнице, и его фигура воспринимается несколько снизу. В пролет окна, находящегося у ног царя, глубоко внизу видны городские кровли, покрытые снегом. Это создает ощущение вознесенности Грозного на большую высоту, с которой он медленно спускается, опираясь одной рукой на посох, а другой – перебирая бугорки лестовки. Царь Иван выступает в картине Васнецова как образ мрачный, но полный силы и величия, чуждый того внутреннего раздвоения, которое являлось главным содержанием этого образа в творчестве Шварца, Антокольского, Репина. Грозный каратель, вершитель суда над изменой – вот каким мы видим здесь Ивана IV. Не случайно художник в самой форме своего произведения пытался следовать канонам византийского искусства. Это должно было придать изображению торжественный характер.

В произведениях на сказочные и былинные темы в особой полноте и силе проявилась оригинальность Васнецова, его своеобразие по отношению к другим художникам. Работал он также и в жанре пейзажа и в жанре портрета, создав и в этих областях немало интересных произведений.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Загрузка...