crimea-fun.ru

Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Роль важного компонента воспитания - эстетического в развитии и всестороннем формировании личности трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Данная тема была выбрана мною из-за ее актуальности вне времени, а так же показывает непосредственную связь архитектуры и психологии.

Главная цель работы - показать, как эстетическое воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.

Исследованием данного вопроса занимались такие известные психологи как Л.С. Выготский, Л.Г. Юлдашев, Н.Е. Румянцева, философ Л.Н. Столович и т.д.

Искусство - одна из форм общественного сознания. И вызываемые им эмоции тесно связаны с деятельностью человеческого сознания. Эта мысль четко и образно выражена в афоризме известного русского психолога Л.С. Выготского: «Эмоции искусства суть умные эмоции». Влияние произведений искусства нельзя ограничивать областью чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, причем специфика состоит именно в интегративности, неразделимости процесса одновременного воздействия на эти обе важные сферы психической жизни человека. Этим также в значительной степени определяется глубина, сила и большая стойкость эмоций, вызываемых произведениями искусства.

Эмоции, рождаемые общением с произведениями искусства, обладают большой действенной силой. Однако их действенность также специфична. Л.С. Выготский вслед за ним Л.Г. Юлдашев подчеркивают « торможение внешне - эмоционального проявления» эстетического переживания.

Воздействие искусства на личность - акт не односторонний, а двусторонний, поскольку он представляет собой активное взаимодействие художественного произведения и личности. Если характер потребностей человека не соответствует социальным функциям искусства, а восприятие не адекватно его природе, то воздействия искусства не происходит, его преобразующая роль в духовном развитии общества и личности оказывается нереализованной. По известному выражению К. Маркса, искусство при условии нехудожественного к нему отношения оказывается тем железнодорожным полотном, по которому не ходят поезда.

Л.С. Выготский, вскрывая специфическую функцию искусства, отмечает, что при воздействии на личность оно как бы просветляет чувства. Используя термин «катарсис» - как очищение, он указывает на духовность в содержании искусства.

В силу своей природы, искусство ненавязчиво, образно помогает передавать и осваивать мир по законам добра и красоты. «Искусство стремится истолковать природу и человека… Художник стремится открыть и в природе и в человеке прекрасное…» (Вахтеров В.П.). «Прекрасное - в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе…», - отмечал П.Ф. Каптерев.

Художественный образ, обладая всеми основными свойствами художественного сознания, может рассматриваться как его структурная единица. Структурно-функциональный подход к изучению художественного сознания заключается в анализе именно такой единицы, ибо она моделирует особенности, присущие художественному сознанию в целом.

В.А. Сухомлинский считал природу азбукой познания живописи: чтобы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы.

Философ Л.Н. Столович, изучая роль искусства в человеческой жизни, утверждает, что искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоции или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует саму систему человеческих установок, действие которых может проявиться зачастую непредсказуемо. Ю.Б. Бореев так уже указывает, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты -- значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исследователи искусства (Аристотель, Ч. Дарвин; Р. Мюллер-Фрейеенфельс, Э.Б. Титченер и др.) указывают, что искусство связано со смешанными чувствами, где эмоция содержит некоторый общий органический характер. Тем самым возрастает роль художественного чувства как сочетания эмоций, воли, ума. Художественное чувство приводит к действию (в отличие от чувств вообще) (Геннекен Э.,); - усиленное деятельностью фантазии (Выготский Л.С.,).

Вызвать в себе раз испытанное чувство, и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образцов… передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство - в этом состоит деятельность искусства. Этим Л.Н. Толстой подчеркивал эмоционально-оценочный характер воздействия искусства на личность, где основную роль играют чувства. Продолжая данную мысль, В.П. Вахтеров в своих педагогических сочинениях характеризует взаимодействие, сочетание чувств и воли. «Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», - указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Катарсическая (очищающая) и компенсаторная (способствующая духовной гармонии человека) функции являются важнейшими аспектами воспитательно-формирующего воздействия искусства на личность. Искусство умножает, расширяет и сокращает (по времени приобретения) человеку «опыты быстротекущей жизни», оно позволяет пережить многие чужие жизни, и обогатиться опытом других людей (Бореев Ю.Б.).

Анализируя роль эмоциональной сферы в жизни личности, выделим следующие моменты: эмоциональные процессы неотделимы от мыслительных, эмоционально окрашены все практические действия личности; эмоциональная сфера - неотъемлемая и активно влияющая на характер жизнедеятельности, составная часть личностной структуры. Одновременно, она имеет самостоятельное значение в жизни человека; эмоции, чувства, переживания - чрезвычайно важные стороны полноценного человеческого бытия. Их неразвитость, ущемленность, неудовлетворенность сказываются на развитии человека, на характере взаимоотношений с миром, обществом.

Гармония сенсорной культуры - основы устойчивого эмоционального отношения к различным явлениям жизни - формируется под воздействием системы различных видов искусства. Специфика искусства заключается в сложном взаимодействии его видов, жанров, стилей, выразительных средств - возможностей влияния на духовный мир личности.

«Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» - это природная его особенность (Ушинский К.Д.). И если в учении будут присутствовать формы, краски и звуки, то будет доступность к детской душе, а сами взрослые смогут войти в этот мир детского мышления. «Воображение создало этот мир для ребенка», - отмечал Н.И. Пирогов, - где он живет и действует по - своему». Анализируя возрастное развитие детей, С.Т. Шацкий полагал, что, чувство ритма снимает напряжение как эмоциональное, так и физическое; способом выражения внутренних переживаний является рука ребенка; развитию вкуса у детей будут способствовать посещения концертов, музеев, выставок.

Н.К. Крупская в своей статье о задачах художественного воспитания писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя, сделать средством познания других…».

Различные виды искусства обладают своими уникальными воспитательными арсеналами и в то же время тесно связаны друг с другом. В своей исследовательской работе мы используем такие виды искусства, как изобразительное (живопись, монументальное) искусство и музыка, что обуславливает необходимость подробного их рассмотрения.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэммингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

И таким образом, искусство налагает незримый отпечаток на все поведение человека в дальнейшем, реализуясь во многих поступках и действиях, порой отстоящих на значительный промежуток времени от момента непосредственного восприятия того или иного художественного произведения, влияние которого в них сказывается.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики.

Влияние искусства на духовное формирование развивающейся личности происходит в том случае, если произведение искусства воспринимается адекватно с замыслом автора-творца, если и разум, и чувства ученика участвуют в этом восприятии. Отсюда возникает педагогическая проблема - научить школьника правильно воспринимать произведения искусства.

В конце 70-х годов в психолого-педагогической литературе констатируется факт недостаточного внимания к тем внутренним предпосылкам своеобразия деятельности, которое характеризуют возрастные периоды развивающей личности. До нашего времени остается актуальной задача, намеченная А.Н. Леонтьевым: изучение процесса объекта, в результате которого формируется личность. В этих поисках психологического и педагогического подходов к развитию личности, используя концепцию персонализации, группа психологов по руководством А.В. Петровского показала, что реальное, а не желаемое развитие личности обуславливается не одной ведущей деятельностью, а комплексом актуальных форм деятельности. В связи с этим становится необходимым обеспечивать не доминирование одного вида деятельности, а активное педагогическое обоснованное формирование комплекса взаимосвязанных деятельностей, каждая из которых и «может и должна стать личностно-образующей». Взаимосвязь и взаимообусловленность различных видов деятельности в педагогическом процессе является важнейшим фактором формирования активности, гармонизации личности, способной к творчеству в любой сфере деятельности.

Поведение будущего человека прямо зависит от образовательного уровня современного школьника, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятии действительности. От его морально-нравственных качеств. Поэтому перед школой сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.

Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

На эстетическое воспитание и формирование личности оказывают влияние разнообразные общественные критерии . К ним относятся социальная среда, национальные традиции, общественные отношения. Все они в совокупности формируют эмоционально-ценностное отношение личности школьника к миру вообще, воспитывают его нравственные качества.

Особая роль в этом процессе принадлежит искусству.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

Осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;

Развитие у детей чувства патриотизма;

Развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;

Формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

Формирование навыков культуры поведения и др.

Подводя итог вышеизложенному, можно заметить, что сила воздействия искусства на детей определяется, прежде всего, тем, что искусство черпает свое содержание и изобразительно - выразительные средства из действительности, отбирая все наиболее значимое для личности, и, прежде всего значимое в эстетическом плане. Искусство отражает мир через призму личностного, эмоционального и эстетического отношения человека к явлениям действительности. Таким образом, художественное произведении - это не только отражение каких-то явлений действительности, но и определенное выражение отношения человека к данным явлениям. Этим объясняется огромная выразительная сила искусства и, прежде всего его эмоционального воздействия.

Педагогическая ценность понимания народного искусства обусловлена следующими причинами: произведения позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствовать формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже понять художественно - выразительные средства других видов искусства. Вместе с тем сложившиеся народные традиции могут выступать эффективными средствами развития творческих качеств личности.

Через народное искусство передаются социально - культурные, в том числе и художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями. В этом заключается духовная сущность и ценность искусства.

Вывод

Проанализировав литературу пришла к выводу, что эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.А так же что формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

Формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

Вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

Развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

Развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого отражения носят конкретно-чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

искусство культура личность развитие

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

2. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

3. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. - М.: Школа-Вуз-Академия, 2002

4. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1992

5. Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Влияние искусства на человека. Понятие эмоций и искусства. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме влияния искусства на формирование положительных эмоций. Влияние искусства на эмоции. Устранение трудностей при работе с произведениями искусства.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2011

    Личность в политической жизни. Причины участия личности в политической жизни. Влияние образования на личность. Роль воспитания в формировании личности. Роль личности в политике, как её субъекта, огромна. Формирование демократического общества.

    реферат , добавлен 08.05.2004

    Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2002

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Спорт как один из способов развития личности ребёнка. Роль занятия боксом в развитии саморегуляции и морально-волевых качеств личности ребёнка. Апробирование программы "Саморегуляция эмоционального состояния и развитие морально-волевых качеств ребёнка".

    курсовая работа , добавлен 11.01.2013

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Рассмотрение идеи гуманизма как основы современной педагогики. Исследование роли обучения в развитии личности. Закономерности психического развития личности; гармоничность жизни человека. "Золотое сечение" и гармонические пропорции в личности и ее жизни.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Общие понятие о личности, процесс ее формирования и развития. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире. Схема детерминации развития личности.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Роль искусства в формировании духовно-нравственных ценностей (Калачев Е.Ю., Тимоненкова Е.В., Слинякова Ж.А.)

Калачев Е.Ю. учитель начальных классов,

Слинякова Ж.А., учитель музыки, Тимоненкова Е.В.,

учитель изобразительного искусства

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А. Сухомлинский

Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры.

Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

По существу целью духовно-нравственного воспитания школьников является то, что выпускник должен уходить в большую жизнь имея те нравственные и духовные приоритеты, которые будут ему помогать всю жизнь, чем бы он ни занимался, и быть глубоко порядочным человеком. Осознавая необходимость и потребность в материальных благах, полученных за счет собственных усилий, молодой человек должен знать и руководствоваться в жизни и духовно-нравственными ценностями, стремиться к самосовершенствованию во всех сферах своей жизни.

Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

Что такое духовность?

Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

В большой советской энциклопедии «духовность» – это совокупность положительных моральных качеств человека: чистота мыслей и намерений, доброта и человечность, душевность, взаимопонимание, поддержка, мир, гармония внутреннего мира и жизнь в мире с самим собой.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются содержанием, вложенного в них труда .

Но разве в жизни, возможно, отделить понятие «духовное» от понятия «нравственное»?

Чем старше мы становимся, тем больше мы ощущаем всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше возникает вопросов духовного характера, тем больше мы задумываемся над смыслом жизни.

Если судить о понятии «нравственность» по «словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Как видим, понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.

Формирование духовно-нравственных ценностей – неисчерпаемая, многогранная область: это литература, театр, естественные науки, декоративно-прикладное творчество.

Понятие «ценность» подобно «истине», «разуму», «человеку», «культуре».

В философской литературе сложились специфические подходы к определению ценности:

    ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;

    ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;

    ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами;

ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.

Что такое искусство?

Произведение искусства - представляет собой, некий предмет или объект, имеющий определенную эстетическую ценность.

Иначе говоря, произведение искусства должно рассматриваться и оцениваться в свете присущих ему особых свойств. Свойства эти действительно особые: они отличают произведение искусства от всех прочих вещей и предметов

В большой советской энциклопедии, искусство - это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества.

Искусство - это самовыражение художника и воспроизведение действительности, язык чувств и игра воображения, особого рода игра, творение рук человеческих...

Функции искусства

Познавательная. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире.

Мировоззренческая . Выражает в художественной форме определенные чувства и представления.

Воспитательная. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом.

Эстетическая. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей.

Гедонистическая. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника.

Коммуникативная. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали).

Прогностическая. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения.

Медико-оздоровительная. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние.

Компенсаторная . Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

Из системы «искусство – ценности» логически вытекает система «искусство – ценности – личность».

Таким образом, искусство и ценности глубочайшим образом взаимосвязаны.

Современный ребенок «заперт» в ограниченном пространстве с телевизором или компьютером, на него обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность . Ребенок умеет воспринимать мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют».

Чтобы пробудить восприятие, мышление, нравственные суждения и другие ощущения ребенка, необходимо ознакомить их с искусством: музыкой, литературой, живописью, театром. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности.

В «Концепции модернизации российского образования» общеобразовательная школа выступает как базовое звено, ориентированное на развитие личности, его «познавательных и созидательных способностей» и формирующие «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков».

Так же в «Концепции модернизации российского образования сказано: «необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Педагог способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте .

Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что с прошлого века ему постоянно предсказывают неминуемую гибель. Сначала казалось, что его уничтожит немое кино и эта угроза увеличилась при появлении звукового кино. Затем угроза исходила от телевидения, когда стало возможным не выходя из дома увидеть и кино, и спектакль. позже стали опасаться мощного распространения видео и Интернета. Но они не отняли у театра всех зрителей. Залы театров заполняются людьми, которые хотят приобщиться к этому виду искусства. Среди этих зрителей много молодых. Заботу о развитии интереса к искусству взяли на себя школы и учреждения дополнительного образования.

Именно в школьном театре возможно включить самые разнообразные формы учебной и внеурочной деятельности.

Поэтому у нас возникла идея создать интегрированный проект «Чудесный мир театра» на базе театрального класса «КОТ» (Класс Очарованный Театром).

На театральных занятиях дети учатся слушать друг друга, работают с голосом, речью, пластикой, движением, проводятся тренинги актерского мастерства. Юные актеры работают и над музыкальным оформление спектакля, создают в содружестве с родителями декорации и афиши.

Полученные знания и умения учащиеся на уроках изобразительного искусства и музыки можно с успехом использовать и применять широко в работе школьного театра, в различных жизненных ситуациях.

Изобразительное искусство - дисциплина, благодаря которой дети овладевают образно-логическим мышлением, она готовит творчески созидательную личность – творца, человека способного не только воспринимать искусство, но и самому быть художественно активным, уметь применять приобретенные знания в собственной практике.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер , так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. А ведь они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами, театром в том числе.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов, где необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации. Программа построена так, что школьники получают ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, что предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Очень важна работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности .

Подготовка декораций и афиш к спектаклям театральной студии - практическая художественно-творческая деятельность, где ребенок выступает в роли художника и стремится показать свое отношение к происходящему на сцене.

Наблюдение, осознание своих собственных переживаний, формирует способность самостоятельного видения мира.

Музыка в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания. Одна из важнейших задач программы по музыке - это формирование музыкально-эстетической культуры школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства .

Широкое использование классической музыки, лучших образцов современной музыки и народного творчества формирует художественно – музыкальный вкус, развивает интерес и потребность в музыке, способствует накоплению запаса музыкальных впечатлений.

В процессе освоения предмета ребенок учится находить точки соприкосновения музыки с литературой и изобразительным искусством, театром. Интерес к музыке , музыкальный вкус дает возможность детям на практике, а именно в выборе правдивого и искреннего, яркого и убедительного музыкального оформления спектакля.

Роль театрального творчества в воспитательном процессе юных поколений очевидна.

Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого. Театр позволяет создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации.

Специфика театрального искусства такова, что позволяет обращаться к нему, как к универсальной образовательной и воспитательной модели. Занятия театральным творчеством включают в работу физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты человека. Театр обращается к ребенку как к целостной личности. Выходя на сцену, воспитанник обнажает свои возможности, способности и прорехи в воспитании и развитии. Ребенок, как на ладони. Это позволяет руководителю определить зоны ближайшего развития воспитанника и выстраивать воспитательный процесс индивидуально для каждого.

Основной приметой воспитательного воздействия театрального искусства на человека является глубокая эмоциональная, чувственная основа этого процесса. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения человека, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения воспитанников в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра, преодоление вербализации воспитательного процесса. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий. Театр синтетический вид искусства, потому в помощь более глубокому эмоциональному проживанию направляется весь арсенал выразительных средств театрального искусства – пластическое и мимическое выражение, использование музыки, шумовых эффектов, декораций, костюма, грима, света.

Как известно, в младшем школьном возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира . Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Воздействуя на эмоциональный мир ребенка, театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будит сочувствие, делает сострадание деятельностным, помогает овладению навыками общения и коллективного творчества.

Благодаря занятиям в театральной студии школы воспитанники приобретают:

необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки);

недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;

арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.

В ходе занятий в театральной студии воспитанники получают понимание того, что театр это не безделица, а серьёзная деятельность, требующая к себе серьезного отношения. А потому, прогул репетиции без уважительной причины, например, недопустим.

В заключении хочется отметить: творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому воспитание средствами театра – прямая возможность формирования нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности, не покушаясь на свободу выбора ребенка, свободу воли. Т.е., процесс воспитания средствами театрального искусства можно рассматривать и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т.е. с точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и – человеку.

Считаю, что сценическое искусство в школе и классе жить должно. Любой психолог подтвердит, что театрализация и инсценирование используются в качестве арттерапевтических методик. А раз искусство полезно для развития коммуникативности, восстановления и сохранения психического здоровья детей - значит, оно должно присутствовать и развиваться в ученической среде обязательно.

Интегрированный проект «Чудесный мир театра», несомненно, поможет учащимся в духовно-нравственном становлении, как личности.

Душа ребенка – пламенный сосуд,

Прозрачны стены, совершенны формы,

Но оттого, чем мы его наполним

Зависит будущего человека суть.

Литература:

    А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009

    С.И. Ожегов «Словарь русского языка», М., 1989

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

    Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

    Семыкина, Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.

Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

Роль искусства в обществе двойственна: с одной стороны, оно, отражая и представляя действительные противоречия общественного бытия, заставляет человечество искать пути их действительного разрешения, ведущие к усовершенствованию и очеловечиванию способа жизнедеятельности общества в целом. С другой стороны, оно развивает в человеке чувство прекрасного, следовательно, играет значительную роль в процессе воспитания его нравственного облика. Ведь без развитого эстетического чувства не может быть и высокой нравственности. Во-первых, потому, что развитое эстетическое восприятие включает в себя настолько же развитое чувство меры и целесообразности. Не овладев этими качествами, человек никогда не станет высоконравственным. Потому что без них он неминуемо будет, образно говоря, палить из пушек по воробьям, раздувать из мух слонов и совершать множество подобных несуразностей, что, в конечном счете, не позволит ему быть человечным по отношению к другим, а соответственно, и к себе.

Во-вторых, поскольку красота - это соответствие предмета с представлением человека о нем, получается, что человек с неразвитым чувством прекрасного будет всегда находить красивыми предметы и явления, строго соответствующие неразвитости его представления о них. Примеры подобного отношения разбросаны в буржуазном обществе на каждом шагу, потому что неразвитое или извращенное чувство прекрасного воспитывается в этом обществе не случайно. Именно массовая неразвитость и извращенность эстетических представлений помогает буржуазии продлевать время своего господства. Когда люди считают прекрасной кричащую роскошь, они тем самым дают согласие на существование вопиющей нищеты. Пока женщины восхищаются героями Шварценегера, а мужчины - обликом порнодив, капиталисты могут спать спокойно, потому что люди, которые считают окружающее их безобразие красивым, никогда не признают, что безобразен, породивший его способ общественного производства.

25. Мораль и религия. Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения христианской морали. Таким образом, религия неразрывно связана с моралью. Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной. Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание. Особенности религиозной морали включают ряд аспектов : 1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали. 2)Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. 3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать. 4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов. 5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. 6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.

Восприятие нравственных норм, усвоение духовных ценностей и моральных принципов может происходить стихийно и целенаправленно. Как правило, процессы нравственного формирования личности происходят на трех уровнях:

  • (1) восприятие и изучение нравственных норм и принципов;
  • (2) превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности;
  • (3) приобретение умений и навыков творчески применять эти знания и убеждения на практике, а также моральных привычек поведения.

Первый уровень формирования нравственного сознания личности - восприятие и изучение нравственных норм и принципов - обеспечивается изучением этики в образовательных учреждениях, на занятиях в системе служебной подготовки и повышения квалификации. До этого этические знания приобретаются стихийно, порой эклектично, в окружающей нас среде - в семье, школе, кругу друзей и знакомых и т.д. Однако только этих знаний оказывается далеко не достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. Ближайшая окружающая среда способна создать предпосылки для должного нравственного формирования личности, заложить ее основу в виде знаний о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Превращение нравственных норм в нравственные убеждения личности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. Именно на втором уровне нравственного формирования личности огромную роль играет искусство.

Искусство - это великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности.

Главным инструментом получения знаний о морали и нравственности, превращения их в личные убеждения, а затем и в жизненные принципы является собственный опыт человека. Однако только его оказывается недостаточно для получения комплексной картины мира и жизни. В искусстве же содержится коллективный опыт человечества, соединенный с высшими духовными идеалами. И этот опыт преподносится мастером не умозрительно, а эмоционально, затрагивая чувства и разум, пробуждая память, вторгаясь в глубину души, порождая личные переживания слушателя (читателя, зрителя) и поэтому оставляя в душе опыт как свой собственный.

При всем многообразии и многоаспектности понятия искусства в самом общем виде оно представляет собой сферу человеческой деятельности. Искусство охватывает создание эстетически значимых объектов - художественных произведений, а также доведение их до публики путем включения в процесс общественной коммуникации 1 . Художник (писатель, композитор, музыкант, режиссер и т.д.), создавая художественное произведение, отражает те или иные стороны действительности.

В. Г. Белинский.

«Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства...»

При этом он всегда изображает ее тенденциозно, с точки зрения своей нравственной позиции.

Таким образом, художник, выбирая способ освещения действительности, склоняет зрителя (читателя, слушателя) к той или иной ее нравственной оценке.

Морально совершенное выступает в искусстве как эстетически прекрасное. Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание искусства. Соотношение морали и искусства выступает в более сложной форме.

Имеющуюся связь между нравственной и эстетической культурой убедительно выразил великий русский публицист, критик

В. Г. Белинский (1811-1848):

Знание искусства, развитое эстетическое чувство есть условие человеческого достоинства: только при нем возможен ум, только с ним ученый возвышается до мировых идей... только с ним гражданин может сделать из жизни подвиг и не сгибаться под его тяжестью. Без него, без этого чувства нет гения, нет таланта, нет ума - остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности... Где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его, избегают не по ненависти ко злу, а из расчета .

Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека превосходит все остальные влияния, так как искусство сочетает в себе идеи, мораль, религию, право и политику, умноженные на огромную силу эстетического сопереживания.

Великую силу искусства ярко и образно описал великий немецкий поэт, философ-эстетик, теоретик искусства и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805), который так охарактеризовал театр (что вполне можно отнести ко всем видам искусства):

Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду. Театр карает тысячи пороков, оставшихся безнаказанными;

Тысячи добродетелей, о которых умалчи-

Ф. Шиллер вает правосудие, прославляются сценой...

Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она душу, какие божественные идеалы выставляет перед нами для подражания!

В контексте правоохранительной деятельности к этим словам можно добавить, что в силу вышеперечисленных свойств искусство - одно из наиболее эффективных средств против профессиональнонравственной деформации работников судебной системы.

Характерное явление современной российской действительности, возникающее как прямое следствие демократизации и обновления общества и государства, - постепенная замена командно-административных, авторитарных методов управления на демократичные, основанные на инициативности каждого работника, ориентированного прежде всего на интересы дела. В связи с этим резко повышается значимость такого профессионального качества, как творческое мышление, или, как принято сегодня говорить, креативность.

Способность к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной компетентности специалиста. И особенное значение это качество приобретает в тех профессиях, которые по своей сущности связаны с возникновением в процессе деятельности нестандартных, нестереотипных ситуаций. Именно такой характер носит деятельность судьи, где неповторимость профессиональной или жизненной ситуации распространяется и на нравственную составляющую.

Сложные ситуации, зачастую возникающие в правоохранительной, в том числе судебной, деятельности, требуют от должностных лиц умений и навыков справляться с нестандартными ситуациями, неуклонно следовать при этом не только правовым, но и нравственным нормам.

Умения и навыки, необходимые для того, чтобы осуществлять правильный с точки зрения общепринятой морали и профессиональной этики нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, вырабатываются на третьем, наиболее сложном уровне формирования нравственной личности. Одна из главных трудностей здесь состоит в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов» как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и интересами общества. Все это вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, делать трудный выбор, какой из нравственных норм отдать предпочтение.

Несмотря на то что и в наши дни десять заповедей, содержащихся в Библии, сохраняют свой первозданный смысл («не убий», «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй», «не завидуй» и т.д.), вместе с тем в конкретных ситуациях профессиональной деятельности следование этим, казалось бы, прописным истинам не всегда оказывается оправданным. Является ли аморальным убийство на войне врага, стремящегося захватить и поработить Родину? Можно ли считать нравственно оправданным насилие сотрудников полиции в отношении агрессивно настроенных лиц, угрожающих безопасности мирных граждан? Допустимо ли врачу солгать пациенту, чтобы сохранить ему жизнь? Какое решение вынесет судья в отношении неплатежеспособного должника, потратившего целевой кредит на лечение жены или матери? Такие и многие другие тупиковые вопросы требуют от людей, выполняющих свой служебный долг, предельно грамотного решения.

В подобных ситуациях нравственные убеждения и морально- этические знания оказываются недостаточными. В случаях нестандартных ситуаций человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятельному, творческому разрешению возникшей нравственной коллизии.

Исключительную роль в развитии способности творческого мышления играет искусство, которое учит не только творчески мыслить, но и вносить в любую человеческую деятельность элемент собственного творчества. Благодаря способности художественного осмысления действительности, содержащейся в художественном произведении, человек получает возможность эмоционально переживать и принимать чужой опыт, приобретает умение интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения и даже, возможно, не познаны наукой. И в этом смысле каждое взаимодействие с художественным произведением можно рассматривать как практические нравственные уроки, которые преподносит нам реальная жизнь.

Искусство - самый интересный учебник подлинно нравственного применения норм морали в практической деятельности людей, особенно когда речь идет о нестереотипных или сложных ситуациях. Искусство учит соотносить действия и поступки не с формальными правилами, а с нравственными идеалами общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и дает их решение с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует примерами, когда нравственные поступки героев художественных произведений становились общепризнанными нравственными нормами.

Кроме развития творческого мышления и умения на его основе вырабатывать подлинно нравственные решения, искусство развивает у человека и такое важное качество, как эстетический вкус, т.е. способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного как в произведениях искусства, так и в явлениях действительности.

Эстетическая оценка наиболее общеупотребительная, ибо любой человек в каждом своем поступке, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно поэтому эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным регулятором в выборе соответствующих форм поведения и самовыражения. Кроме того, развитый эстетический вкус проявляется в способности человека интуитивно постигать определенные закономерности эстетики, гармонии, «правильности» или же позволяет распознавать «некрасивость», дисгармонию, «неправильность», незаконосообразность любого явления. И чем более развит у человека эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.

Таким образом, искусство развивает творческое мышление, эстетический вкус, культуру воображения, интуицию в постижении сущности явлений, - словом, все то, что способствует нравственному формированию личности, имеющей собственную систему ценностей и нравственных принципов.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы работников правоохранительной системы, на развитие у них способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию 1 . И хотя литературно-художественный анализ позволяет скорее лишь сердцем понять причины, препятствующие восстановлению нарушенных или охраняемых законом прав и интересов, подобная «трактовка» во многом оказывается созвучной социологическим исследованиям, использующим точные методы научного обобщения . При этом становится понятнее, почему доверие к суду неуклонно снижается. По данным российской негосударственной исследовательской организации, в 2010 г. для решения проблем в суд предпочло бы обратиться 41% россиян, а в 2013 г. - только 33%. Тем не менее суду по-прежнему доверяет большинство опрошенных .

Руководствуясь ролью искусства в нравственном формировании работников органов правосудия, приведем несколько примеров из произведений отечественных авторов, известных своим беззаветным служением Музе.

Для нашего времени актуальны многие проблемы, затронутые

А.Н. Радищевым в книге «Путешествие из Петербурга в Москву », - свобода и права личности, происхождение и предназначение государственной власти, право и справедливость, право и гуманизм, правосудие и наказание и пр. Но, пожалуй, особый интерес для современных российских судей может представлять глава «Зайцово». Эта глава повествует о том, как на почтовом дворе деревни Зайцово путешественник встретил одного из немногих положительных героев книги - давнишнего приятеля Крестьянкина, человека честного, бескорыстного, живущего в ладу со своей совестью. «Душу он имел чувствительную и сердце человеческое». Вот что вспоминает бывший судья Крестьянкин о несбывшихся надеждах на исполнение своих «правых решений»:

Видел я решения мои осмеянными в том самом, что их изящными делало; видел их оставляемыми без действия... и нередко я видел благие мои расположения исчезавшими, яко дым в пространстве воздуха.

Не найдя в суде торжества справедливости и законности, Крестьянкин терпит профессиональный крах. Из-за последнего дела Крестьянкину как честному человеку пришлось уйти со службы (он оправдал крестьян, которые убили господ, надругавшихся над крестьянской невестой). Он ушел в отставку, чтобы не участвовать в беззаконии 1 .

Особое место в нашем анализе принадлежит повести «Дубровский». Тяжба Дубровского и Троекурова изображена А.С. Пушкиным настолько юридически точно, профессионально, что по роману можно изучать особенности русского судопроизводства начала XIX в. С большой художественной силой вскрыты в нем не только предвзятость, необъективность царского правосудия, но и та непреодолимая циничность, с которой исполнялись «судебные веления». Приведенный Пушкиным полный текст определения уездного суда по делу «о неправильном владении гвардии поручиком Андреем Гавриловым, сыном Дубровским, имением, принадлежащим генерал-аншефу Кириллу Петровичу, сыну Троекурову», представляет собой впечатляющий образец судебного крючкотворства и казуистики того времени.

Грозным оружием - смехом обличал общественные пороки Н.В. Гоголь. Для нравственного самовоспитания современных судей бесценны те страницы его произведений, где он бичевал царское правосудие и весь чиновничий мир с его казенным бездушием, взяточничеством, вопиющей профессиональной неграмотностью и волокитством.

Такими пороками насквозь пропитан миргородский суд в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Тяжба бывших закадычных друзей затянулась на долгие годы, так и не найдя решения из-за волокиты - естественного состояние миргородской Фемиды. Волокита, услаждающая дремучую леность ума провинциальных судейских чинов, позволяющая им сколь угодно пребывать в бездействии, а самое главное, дающая им возможность постоянно кормиться за счет тех, кто обращается к ним в поисках правды и справедливости.

Взятка - второй порок царского правосудия - в сущности, узаконена в Миргородском поветовом суде, поборы здесь привычны. И то и другое неподвластны даже ходу времени - «так было, так есть, так будет!» .

А фамилия судьи из «Ревизора» - Ляпкин-Тяпкин - говорит о многом... Служба в Коммерческом суде, несомненно, сыграла заметную роль в становлении А.И. Островского как литератора, как драматурга. Здесь наблюдал он типичные характеры в типичных ситуациях и запечатлевал их в памяти. Так, сюжет комедии «Свои люди - сочтемся !» был взят из «самой гущи жизни», хорошо знакомой драматургу по юридической практике. Купец Самсон Силыч Большов объявляет о своем банкротстве. Но это один из плутовских ходов в его коммерческой «игре», с помощью которого он намеревался закрыть расчеты с кредиторами и уклониться от уплаты долгов. Однако он сам стал жертвой придуманной им уловки...

Есть среди персонажей пьесы и представители чиновного мира, которые «вершат правосудие» по делам жуликов-купцов и плутов- приказчиков. Эти «служители Фемиды» в нравственном отношении недалеко ушли от своих клиентов и просителей...

Не меньшее влияние на читателя (зрителя) оказывает масштабность самой творческой личности, неповторимость ее гениального жизненного пути. Тот, кто искренне, не жалея себя, творил искусство и передавал современникам эстафету вечного бытия, всегда становился соавтором главного Па У стовский

создателя - Бога.

Писатель К.Г. Паустовский говорил:

Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами. Она выражается не только в непосредственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего им созданного, но и во всем, что так или иначе связано с ним самим, с его жизнью. Мы хотим знать о нем все. Мы хотим видеть все, что он видел, все, на чем останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения 1 .

Тому пример - жизненный путь А.Н. Радищева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького, Н.К. Рериха, А.Р. Беляева и многих других. Они воспитали многие поколения и воспитают новые.

Многие видные юристы внесли весомый вклад в искусство и литературу. Например, широко известны заслуги выдающегося русского юриста, основателя судебной этики Л.Ф. Кони (1844-

1927) на литературном поприще, в области культуры. В число многих званий, которых он был удостоен, входило и звание почетного академика изящной словесности.

Русский судебный деятель XIX в. Д.А. Ровинский (1824-1895) вошел в историю и как выдающийся искусствовед, составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIII-XIX вв.; был удостоен званий почетного члена Академии наук и Академии художеств.

К. К. Арсеньев, В.Д. Спасович, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, Н.П. Карабчевский были не только видными судебными деятелями, но и известными для своего времени литераторами.

Небезынтересен и тот факт, что многие видные, яркие представители национальной культуры, прежде чем прийти в искусство, изучали юриспруденцию, получили юридическое образование, некоторые из них занимались юридической практикой, другие совмещали ее с художественным творчеством.

Дипломированными юристами были: А.Н. Радищев, А. С. Грибоедов , поэты А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.Н. Апухтин , писатель Л.Н. Андреев , художники В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин,

В.В. Кандинский, композиторы П.И. Чайковский, А.Н. Серов, И.Ф. Стравинский, певец Л.В. Собинов, художественный и музыкальный критик В. В. Стасов.

Учились на юридических факультетах, но по разным причинам не завершили своего юридического образования Л.Н. Толстой, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А.А. Ахматова, М.А. Волошин..}

Таким образом, можно утверждать, что взаимосвязь искусства и нравственности - одна из бесспорных закономерностей развития духовной культуры общества. Искусство способствует нравственному формированию личности и оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека. И в каждой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных профессиональных и служебных задач. Вот почему работникам судебной системы важно выработать в себе четкую установку

1

Анализируя роль искусства в формировании личности, авторы статьи рассматривают его как одну из важнейших форм общественного сознания, тесно связанную с жизненно-практическими интересами людей и общества в целом. В статье отмечается весьма широкий диапазон воспитательных потенций искусства, способного выступать и как способ познания окружающей действительности, и как способ заполнения культурно-досугового пространства личности, и как мощное средство формирования массового сознания и общественных нравов, и как средство социальной коммуникации. В результате анализа современной социальной ситуации авторы статьи проводят мысль о необходимости выведения искусства из сферы развлекательно-гедонистической в духовно-ориентирующую, что позволит не только сформировать нравственно-устойчивую личность, но и значительно укрепит духовные основания общества.

духовная культура.

массовое искусство

общественное сознание

искусство

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Запесоцкий А.П. Философия образования и проблемы современных реформ // Вестник Российского философского общества. – 2012. – 3 (63). – С. 30-34.

3. Коссара Т. Сквозь тернии Игры – по дороге к Храму… Пути, задачи, методы, средства – в противостоянии соблазнам мира сего в детско-подростковый период. Воспитание театральной игрой (опыт православного педагога). – СПб.: Лион, 2007. – 102 с.

4. Лукманова Р.Х, Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. – № 2. – С. 1038-1041.

5. Мочалова Н.Ю. Новые формы коммуникативных практик в современном искусстве // Проблемы человека в контексте современной культуры. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил. НТГСПА. 12 ноября 2010 г. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – С. 37-42.

6. Сабекия Р.Б. Философия любви: основания самореализации человека: автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Уфа, 2007. – 44 с.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.

Современное общество актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, постулируя ее в качестве важнейшей стратегической задачи и гаранта планетарной безопасности. Это связано, прежде всего, с ухудшением нравственной культуры общества, ростом его криминогенности, алкоголизацией и наркотизацией населения, половой распущенностью и прочими отклонениями от норм общечеловеческой морали. Ситуацию усугубляет излишняя прагматическая направленность граждан, ориентирующихся в основном на ценности материального характера и свойства. При этом весьма опасной тенденцией является их неоправданно толерантное отношение к всевозможным моральным и социальным патологиям (как то гомосексуализм, проституция, стяжательство и т.п.), что является свидетельством несомненной духовной деградации общества. Здесь стоит задуматься о судьбе многих цивилизаций, гибель которых была в решающей степени обусловлена именно демонстративной терпимостью к моральным и социальным аномалиям.

Современное искусство и средства массовой информации в свою очередь также содействуют ухудшению моральной обстановки, делая чрезмерный акцент на гедонизме, активизируя исключительно потребительские инстинкты человека в угоду экономическим интересам шоу-бизнеса. В свое время Л.С. Выготский абсолютно верно указал на закономерные последствия подобной политики: «Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-либо негативный поступок, нежели подробно описать последний» . Ежедневно только с экрана телевизора молодежь наблюдает различные образцы табуированных действий: потребление спиртных напитков, табакокурение, агрессивное поведение, сексуальная неразборчивость, употребление ненормативной лексики и мн. др. Естественно, что в такой атмосфере довольно трудно пропагандировать общечеловеческие ценности, когда современные реалии диктуют молодым людям совершенно иную модель поведения, целенаправленно и последовательно оказывая негативное влияние на сознание формирующейся личности. Бесспорно, сложно внушить, к примеру, девочкам неприятие алкоголя и сигарет, когда чуть ли не в каждом кинофильме они видят огромное количество курящих и пьющих женщин, но при этом красивых, умных, успешных, достойных любви и уважения.

Следует также признать, что переориентация искусства с воспитательно-формирующей функции на развлекательно-гедонистическую и материально-прагматическую приводит к нивелированию творчества как такового и оттеснению «настоящего» искусства на задворки культуры. Ведь значительное количество писателей, режиссеров, художников, композиторов «врастают» сегодня в шоу-индустрию, создавая свои произведения, прежде всего, как товар, предназначенный для массового потребления.

Внушает опасение тот факт, что подобное «псевдоискусство» находит своих активных почитателей именно среди молодежи, которая, как известно, в России составляет 23 % от общего населения страны, то есть 33 миллиона человек. Это дает нам представление о масштабах возможной антропологической катастрофы, спровоцированной негативным воздействием искусства и средств массовой информации на подрастающее поколение.

Не меньшую тревогу вызывает и то, что трансляция искусства сегодня осуществляется через телевидение. Во все времена молодежь была активна и созидательна: посещала театры, музеи, выставки, художественные галереи, библиотеки, с энтузиазмом участвовала в просоциальной деятельности. В настоящее время всеобщая субпассионарность привела к тому, что подавляющее большинство людей утратило былую активность и все свое свободное время предпочитает проводить в пассивном созерцании телевизора. Как верно заметил А.П. Запесоцкий: «Телевидение абсолютно доминирует в структуре досуга жителей страны, как по затрачиваемому на просмотр телепередач времени, так и по числу людей, занимающих ежевечерне места перед экранами телевизоров... величина среднесуточной аудитории телевидения (выраженная в показателях охвата - количество человек, включивших телевизор) колеблется в интервале 75-80 % населения» .

В связи с этим отечественные ученые сходятся во мнении, что в России формируется особый тип культуры, в основных своих чертах схожий с Древним Римом, потворствующим низменным инстинктам римского плебса, чья жизнь подчинялась лозунгу: «Хлеба и зрелищ!». Приходится признать, что данный тезис не утратил своей актуальности и для наших современников. Стремясь удовлетворить гедонистические инстинкты и потребности человека, искусство трансформируется в индустрию развлечений, забыв о своем социальном назначении - духовно возвышать и социально совершенствовать человеческую натуру, формируя верную систему ценностных координат и направляя энергию масс в русло созидательно-творческой и социально-одобряемой деятельности. Ведь воспитательный потенциал искусства весьма велик. Оно являет собой и важнейший способ познания окружающего мира, и инструмент исправления общественных нравов, и механизм нравственного становления и развития человека, и средство успешной социальной коммуникации. Функциональный диапазон искусства довольно широк, и в числе особо значимых функций можно выделить воспитательно-социализирующую, культурно-образовательную, ценностно-ориентирующую, мировоззренческую, нормативно-регламентирующую, деятельностно-практическую, эмоционально-психологическую, информационно-коммуникативную, развлекательно-гедонистическую, гуманистическую, катарсическую и др. Именно высокое социальное назначение и определило полифункциональность искусства как формы общественного сознания и способа духовно-практического познания и освоения мира человеком. Историческая миссия искусства детерминирует его моральную устойчивость, прогрессивность и гуманизм, невзирая на любые эпохальные изменения и неблагоприятные общественные условия.

К сожалению, современное искусство не в полной мере реализует свою социальную роль, активно стимулируя развитие грубых, низменных инстинктов людей, насаждая модель праздно-развлекательного образа жизни, пропагандируя и культивируя пуерилистический стиль поведения. Отсюда проистекает «легко удовлетворяемая, но никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам» . Однако исключительный акцент на гедонизме, выражающийся в устремленности к наслаждениям, удовольствиям и праздности, весьма опасен, ибо в лучшем случае приведет к дегенерации эстетических вкусов, а в худшем - вызовет нравственное оскудение и духовное вырождение не только отдельно взятой личности, но и социума в целом.

Справедливости ради необходимо признать и тот факт, что высокое искусство сегодня тоже остается востребованным (правда, в большей мере, лишь интеллектуальной элитой общества). Отрадно, что несмотря ни на что, массовая культура и шоу-индустрия не способны нивелировать истинное искусство. Более того, их параллельное сосуществование как раз и позволяет посредством сравнения отличить настоящее искусство от его суррогатного образчика. Недаром классические произведения мировой художественной культуры по-прежнему не утрачивают своей актуальности для многих наших современников.

В то же время нельзя быть скептиками и подвергать сомнению абсолютно все тенденции общественного развития, среди которых мы наблюдаем и очевидно позитивные моменты. К числу таковых можно отнести и явное одухотворение массовой культуры, что диктуется социальной необходимостью. Ведь лозунг «Возлюби, иначе погибнешь!» восприняли многие духовно чуткие творческие люди. В частности, только кинематограф откликнулся на этот призыв довольно большим количеством социально-ценных произведений, пользующихся особой популярностью у мировой зрительской аудитории. Внушает оптимизм и тот факт, что современные дети отзываются на высокохудожественные произведения и с неподдельным увлечением наблюдают не только за сюжетом детских «мыльных опер», но и с не меньшей активностью сопереживают героям знаменитого «Властелина колец», который вполне можно обозначить как интересный образец одухотворенного «детища» массового искусства. Создатели фильма талантливо и последовательно пропагандируют гуманистическую идею высокой гражданственности и социальной солидарности. Те же самые философы-космисты с их «принципом магнита», предполагающим единение прогрессивной общественности в отстаивании идеалов добра и справедливости, могли бы поставить «знак качества» этому фильму. Он очень доходчиво, наглядно и высокохудожественно доносит до молодежи общечеловеческую идею всеобщего социального единения: люди, хоббиты, гномы, эльфы, деревья, птицы и даже мертвые объединяются в борьбе со злом и одерживают победу. Причем, победу очевидную и безусловную - и это особо радует, ведь нередко режиссеры любят завершать свои фильмы в духе «Зло непобедимо», когда, вроде, победа над злом и достигнута, но в последнем кадре, как правило, мелькает тень возродившегося злодея. Либо оставляют открытый финал - мол, додумывайте сами, чем закончилось противоборство героев.

Здесь не идет речь об идеализации действительности посредством искусства, ведь назначение последнего состоит в максимально объективном отображении реального мира, который насквозь противоречив, соединяет в себе как возвышенное и прекрасное, так и низменное и безобразное. Стремясь к адекватному отражению окружающей действительности, художник не должен фокусировать свое внимание только на естественно-натуралистических и шокирующих составляющих повседневности, потворствуя грубым инстинктам людей и ориентируясь на мгновенную популярность в массовой зрительской аудитории. В условиях глобальной коммерциализации искусства, несомненно, трудно подняться над смакованием сиюминутной обыденности и высветить ее глубинный сакрально-гуманистический потенциал, возвышая нравственно-эстетические потребности людей и выводя их за пределы узко эмпирического существования. «Творчество с его эстетическим характером, - пишут Р.Х. Лукманова и А.И. Столетов, - есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» .

Даже если художник и будет удовлетворять прозаичные эстетические вкусы и чувства простого обывателя, он все-таки должен стремиться к исполнению своей гражданской миссии: воспроизводя мир во всем многообразии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, ему необходимо последовательно и целенаправленно утверждать идеалы Добра, Справедливости, Истины и Красоты, гармонизируя и упорядочивая окружающий мир. Каждый художник должен помнить о том, что Зло, воплощенное им в художественном образе, начинает жить независимой жизнью и внедряться в массовое сознание, вызывая мощные деструктивные процессы в жизни человека и общества. Особенно это опасно для подрастающего поколения, в силу малого жизненного опыта не обладающего стойким нравственным иммунитетом. И потому можем не согласиться с Татианой Коссарой, утверждающей о непреложном тяготении детей к Добру и Свету, в качество аргумента приводящей воспоминания из своего детства: «...взяла в библиотеке «Сказки Пушкина» - истрепанную, с разбухшими страницами, зачитанную до дыр и снабженную прекраснейшими иллюстрациями к сказкам. И вот почти от каждой такой иллюстрации корявым фиолетовым росчерком шло тире и далее красовалась корявая и уверенная подпись - «Я!». Этим «Я!» была исчеркана вся книжка - но характерно то, что своеобразный этот «автограф» сиял исключительно у изображений прекрасных, благородных и положительных персонажей: Золотой Рыбки, Царевны Лебеди и подобных; детское сердце отказывалось отождествлять себя с изображением Злого Коршуна, Мачехи или сватьи бабы Бабарихи... В этой бесхитростной книжке я прочла для себя непреложное подтверждение классической тертуллиановой формуле: «Душа - по природе христианка». Ну, не подпишется Детство ни под какой дрянью! Ну, не обманешь его, по большому счету!» .

Хотелось бы поддержать позицию Т. Коссары, однако знание современных воспитательных реалий заставляет нас усомниться в ее педагогическом оптимизме. Автор несколько упустил факт, что персонаж из ее детства - представитель совершенно иного поколения, воспитанный семьей, общественностью, пионерской организацией школы на светлых коммунистических идеях, общечеловеческих ценностях, счастливо избежавший тотального разлагающего влияния телевидения и прочих средств массовой информации на формирующееся сознание. Если принять во внимание весь арсенал современных воспитательных средств (игровые компьютерные технологии, доступность любых интернет-ресурсов, фильмы-боевики, детские «мыльные оперы»), то с полным на то основанием можем заявить, что в подавляющем своем большинстве они направлены на стимулирование психологических механизмов агрессивности, индивидуализма, праздности и гедонизма. Интересно, какой выбор сделал бы современный ребенок, во всех компьютерных играх отождествляющий себя с тем, кто сильнее, агрессивнее, безжалостнее?

Хотя, возможно, Тертуллиан прав, и душа, действительно, христианка, вне зависимости от всех временных перипетий неизменно тяготеет к Добру и Справедливости. В подтверждение еще одна зарисовка из жизни уже современных детей - диалог двух младших подростков после просмотра заключительной серии многосерийной криминальной драмы режиссера Константина Статского «Мажор». Главный герой фильма - сын преуспевающего бизнесмена, прожигатель жизни, определяется вконец отчаявшимся отцом на перевоспитание в полицию в качестве оперативного работника. Надо заметить, что результат даже превзошел отцовские ожидания: Игорь переосмыслил свою жизнь, обрел любовь и новых друзей, стал хорошим следователем и даже смог распутать давнее преступление - убийство своей матери. Но режиссер решил завершить фильм в пессимистическом камертоне: «Зло непобедимо». В итоге убийца матери - бывший бизнес-компаньон отца, а ныне олигарх и депутат Госдумы - убивает и его отца, завладевает уликами и сажает героя в тюрьму за попытку покушения на свою жизнь.

Но вернемся к детям, которые под впечатлением от фильма и неожиданного для них конца некоторое время пребывали в состоянии эмоционального ступора, осмысливая увиденное, наконец-то обретших дар речи:

И что?! Разве так можно!!! Разве так бывает?!!

Да-а-а, в самом деле, жесть какая-то!..

Нет! Но он же сильный! Смелый! Умный! Ну почему так вышло?!!

Да не трави ты! И так плохо! Хотя, что тут говорить, ведь, в принципе, все как в жизни...

И тут следует весьма знаменательная фраза: «Причем тут «как в жизни»!!! Если даже в жизни так бывает, то в фильме ТАК НЕ ДОЛЖНО заканчиваться, понимаешь?!!» На что второй примирительно заявил: «Ну да, согласен. Не переживай, скорее всего второй сезон доснимут - ведь и правда - не должно так заканчиваться!»

По сути, ребенок самостоятельно дошел до понимания высокого социального назначения искусства, призванного удовлетворять (по В.Г. Белинскому) человеческую «тоску по идеалу». Искусство, как выражение любви к истине, добру и красоте, «... есть не только созерцание, любование прекрасным, но также его творение и утверждение в мире под действием творческих сил художественного вымысла, фантазии, мечты» . В этом идеальном конструировании мира таится великая сила превращения потенциальной возможности в действительность. И здесь мы можем полностью согласиться с Н.Ю. Мочаловой, утверждающей: «Искусство по-прежнему будет сохранять устойчивую монументальность и классичность, если сумеет преодолеть соблазн прагматизма и ограниченной функциональности, сосредоточившись на адекватном образно-символическом отражении ценностей и смыслов человеческого существования. До тех пор пока художник будет видеть дальше, слышать нюансы и всполохи будущего, тоньше и глубже чувствовать, чем простые смертные, тем оправданнее его демиургическое предназначение, позволяющее быть уникальным и суверенным творцом в границах тотальной социальности» .

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Карамышева Н.М., д.с.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16968 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Загрузка...