crimea-fun.ru

Развернутый урок первая мировая война. Первой мировой войны

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. Она началась 28 июля 1914 г. и завершилась 11 ноября 1918 г. В этом конфликте участвовало 38 государств. Если говорить о причинах Первой мировой войны кратко, то, с уверенностью можно утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав. Так же, стоит отметить, что, вероятно, существовала возможность мирного урегулирования этих противоречий. Однако чувствуя возросшую мощь, Германия и Австро-Венгрия перешли к более решительным действиям.

Участниками Первой мировой войны стали:

  • с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя);
  • с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны (Италия, Румыния и многие другие).

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации. Убийство, совершенное Гаврилой Принципом, спровоцировало конфликт Австрии с Сербией. Германия поддержала Австрию и вступила в войну.

Ход первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных военных кампаний.

Начало военной кампании 1914 г. датируется 28 июля. 1 августа вступившая в войну Германия объявляет войну России, а 3 августа и Франции. Немецкие войска вторгаются в Люксембург и, позже, Бельгию. В 1914 г. важнейшие события Первой мировой войны развернулись на территории Франции и сегодня известны под названием «Бег к морю». Стремясь окружить войска противника, обе армии двигались к побережью, где в итоге и замкнулась линия фронта. Франция сохранила контроль над портовыми городами. Постепенно линия фронта стабилизировалась. Расчет немецкого командования на быстрый захват Франции не оправдался. Поскольку силы обеих сторон были истощены, война приняла позиционный характер. Таковы события на Западном фронте.

Военные действия на Восточном фронте начались 17 августа. Русская армия начала наступление на восточную часть Пруссии и первоначально оно оказалось вполне успешным. Победа в Галицийской битве (18 августа) была принята большей частью общества с радостью. После этого сражения войска Австрии уже не вступали в серьезные бои с Россией в 1914 г.

Не слишком удачно развивались события и на Балканах. Захваченный ранее Австрией Белград был отбит сербами. Активных боев в Сербии в этом году не было. В том же, 1914 г. против Германии выступила и Япония, что позволило России обезопасить азиатские границы. Япония приступила к действиям по захвату островных колоний Германии. Однако, Османская империя вступила в войну на стороне Германии, открыв Кавказский фронт и лишив Россию удобного сообщения с союзными странами. По итогам на конец 1914 г. ни одна из стран участниц конфликта не смогла добиться поставленных целей.

Вторая кампания в хронологи Первой мировой войны датируется 1915 годом. На Западном фронте происходили жесточайшие боевые столкновения. И Франция и Германия предпринимали отчаянные попытки переломить ситуацию в свою пользу. Однако, огромные потери, понесенные обеими сторонами, так и не привели к серьезным результатам. Фактически линия фронта к концу 1915 г. не изменилась. Ни весеннее наступление французов в Артуа, ни операции, провозимые в Шампани и Артуа осенью, ситуации не изменили.

Ситуация на русском фронте переменилась к худшему. Зимнее наступление плохо подготовленной русской армии скоро превратилось в Августовское контрнаступление немцев. А в результате Горлицкого прорыва германских войск Россия утратила Галицию и, позже, Польшу. Историки отмечают, что во многом Великое отступление русской армии было спровоцировано кризисом снабжения. Фронт стабилизировался только к осени. Германскими войсками был занят запад Волынской губернии и частично повторял довоенные границы с Австро-Венгрией. Положение войск так же, как и во Франции, способствовало началу позиционной войны.

1915 г. ознаменовался вступлением в войну Италии (23 мая). Несмотря на то, что страна являлась участницей Четверного союза, она объявила о начале войны против Австро-Венгрии. Но 14 октября союзу Антанта объявила войну Болгария, что привело к осложнению ситуации в Сербии и скорому ее падению.

Во время военной кампании 1916 года произошло одно из наиболее известных сражений Первой мировой войны – Верденское. Стремясь подавить сопротивление Франции, немецкое командование сосредоточило в районе Верденского выступа огромные силы, надеясь преодолеть англо-французскую оборону. В ходе этой операции, с 21 февраля по 18 декабря погибло до 750 тыс. воинов Англии и Франции и до 450 тыс. солдат Германии. Верденское сражение известно и тем, что впервые был применен новый тип оружия – огнемет. Однако, наибольший эффект этого оружия был психологическим. Для оказания помощи союзникам, на Западном русском фронте была предпринята наступательная операция, названная Брусиловским прорывом. Это вынудило Германию перебросить серьезные силы на русский фронт и несколько облегчило положение союзников.

Необходимо отметить, что военные действия развивались не только на суше. Между блоками сильнейших мировых держав шло жестокое противостояние и на воде. Именно весной 1916 г. произошло одно из основных сражений Первой мировой войны на море– Ютландское. В целом, в конце года доминирующим стал блок Антанта. Предложение Четверного союза о мире было отклонено.

В ходе военной кампании 1917 г. перевес сил в сторону Антанты еще более увеличился и к очевидным победителям присоединились США. Но ослабление экономик всех стран – участниц конфликта, а так же, рост революционной напряженности привел к уменьшению военной активности. Германское командование принимает решение о стратегической обороне на сухопутных фронтах, в то же время, сосредотачивая внимание на попытках вывести из войны Англию используя подводный флот. Зимой 1916 – 17 годов не было активных боевых действий и на Кавказе. Ситуация в России максимально обострилась. Фактически после октябрьских событий страна вышла из войны.

1918 г. принес Антанте важнейшие победы, что привело к окончанию Первой мировой войны.

После фактического выхода из войны России, Германии удалось ликвидировать восточный фронт. Ей был заключен мир с Румынией, Украиной, Россией. Условия Брестского мирного договора, заключенного между Россией и Германией в марте 1918 г. оказались для страны тяжелейшими, однако вскоре этот договор был аннулирован.

В дальнейшем Германия оккупировала Прибалтику, Польшу и частично Белоруссию, после чего все свои силы бросила на Западный фронт. Но, благодаря техническому превосходству Антанты, немецкие войска потерпели поражение. После того, как Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария заключили мир со странами Антанты, Германия оказалась на грани катастрофы. В силу революционных событий император Вильгельм покидает свою страну. 11 ноября 1918 г. Германией подписывается акт о капитуляции.

По современным данным потери в Первой мировой войне составили до 10 миллионов солдат. Точных данных о потерях среди мирного населения не существует. Предположительно, из-за тяжелых условий жизни, эпидемий и голода погибло в два раза большее количество людей.

По итогам Первой мировой войны Германия должна была выплачивать репарации союзникам в течение 30 лет. Она утратила 1/8 своей территории, а колонии отошли странам – победительницам. Берег Рейна на 15 лет оккупирован союзными войсками. Так же, Германии было запрещено иметь армию более 100 тыс. человек. На все виды вооружений были наложены жесткие ограничения.

Но, сказались Последствия Первой мировой войны и на ситуации в странах-победительницах. Их экономика, за исключением, пожалуй, США, была в сложном состоянии. Уровень жизни населения резко снизился, народное хозяйство пришло в упадок. В то же время, военные монополии обогатились. Для России Первая мировая война стала серьезным дестабилизирующим фактором, во многом повлиявшем на развитие революционной ситуации в стране и вызвавшим последующую гражданскую войну.

Начало XX в. характеризуется обострением борьбы между странами за рынки сырья и сбыта товаров, за доминирование на международной арене. В связи с расширением экспансии Германии Россия и Великобритания в 1907 г. подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за «сердечным согласием» Франции и Англии в 1904 г. русско-английское соглашение привело к формированию русско-франко-английского союза, окончательно оформившегося в 1907 г. и получившего наименование Антанта . Европа раскололась на два враждебных лагеря - Тройственный союз (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Антанта (Франция, Англия, Россия). Началась Первая мировая война.

Причины первой мировой войны

  • Обострение противоречий между индустриальными державами из-за рынков сбыта источников сырья, сфер влияния.
  • Борьба за передел мира между Тройственным союзом и Антантой.
  • Стремление развитых стран к экспансии - территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению.

Цели России в войне

  • Укрепление позиций России на Балканам в ходе оказания помощи славянским народам.
  • Борьба за контроль над черноморским! проливами.
  • Противодействие агрессии Австро-Венгрии, в отношении Сербии.

Повод к войне

28 июня 1914 г . совершено убийство наследника австро-венгерского престола эре-герцога Франца Фердинанда в Сараево боснийским гимназистом Гаврилой Принципом сербом по национальности.

Первая мировая война.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

1914 год

23 июля Австро-Венгрия при поддержке Германии обвинила Сербию в произошедшем убийстве и выдвинула ей ультиматум.
28 июля Австро-Венгрия заявила о невыполнении ультиматума и объявила Сербии войну.
30-31 июля В России началась мобилизация.
1 августа Германия в ответ на начавшуюся мобилизацию объявила войну России.
3 августа Германия объявила войну Франции.
4 августа В войну вступила Англия.
6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.
Осень Проведён ряд боевых операций, захват Львова русскими войсками, разгром 2-й русской армии.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — молниеносный и поочередный разгром Франции и России, 2) ни одна из сторон не добилась решающих успехов.

1915 год

В течение года Основные боевые действия перенесены на Восточный фронт, цель - разгром русских войск.
Весна - лето Осуществлён прорыв германских войск: русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, части Прибалтики, Украины и Белоруссии.
8 сентября Николай II принял на себя роль главнокомандующего.
К концу года Война на всех фронтах приняла позиционный характер, что было крайне невыгодно Германии. Немецкое командование решило вновь перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — вывести Россию из войны, 2) борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах.

1916 год

13-16 февраля Русские войска заняли Эрзурум.
18-30 марта Проведена Нарочанская операция - наступление российских войск, не имевшее боевого успеха, но облегчившее положение союзников под Верденом.
22 мая - 7 сентября В ходе Брусиловского прорыва русских войск на Юго-Западном фронте армии Австро-Венгрии и Германии потерпели поражение.
В течение года Германия потеряла стратегическую инициативу.
Итоги: 1) наступление русских войск спасло французскую крепость Верден, 2) Германия утратила стратегическую инициативу, 3) Румыния выступила на стороне Антанты.

1917-1918 гг.

Зима 1917 г. Проведены Митавская и Трапезундская операции.
18 апреля 1917 г. Опубликована нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова о верности России союзным обязательствам. Документ адресован правительствам стран Антанты.
7 ноября 1917 г. Октябрьская революция в России. Пришедшие к власти большевики немедленно приняли Декрет о мире.
15 декабря 1917 г. Советская Россия подписала сепаратное перемирие с Германией и Турцией.
18 февраля 1918 г. Наступление австро-германских войск по всему Восточному фронту после отказа наркома иностранных дел советского правительства Л. Д. Троцкого согласиться на ультиматум немцев.
3 марта 1918 г. Заключён Брестский мир между Советской Россией и центрально-европейскими державами (Германией, Австро-Венгрией), Турцией.
Итоги: 1) русская армия полностью деморализована, народ требует мира, 2) 20 ноября (3 декабря) 1917 г. взявшие власть большевики начали переговоры о мире, а 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир.

Итоги войны для России

  • Российская империя потеряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии (территории отходили Германии, некоторые из них были формально провозглашены независимыми).
  • Россия уступала Турции Карс, Ардаган, Батум.
  • Германии выплачивалось 6 млрд марок контрибуции.

Влияние войны на российское общество

В начале военных действий страну захватила волна патриотизма. Но после первых поражений русской армии значительная часть общества осознала бесперспективность войны для России.

Первая мировая война сильно осложнила жизнь людей. Ориентация промышленности на военные заказы привела к нехватке товаров потребления, что вызвало значительный рост цен на них. Кроме того, загруженность железных дорог военными перевозками вела к перебоям в поставках продуктов в крупные города.

К 1916 г. вновь набрало силу забастовочное движение, причём наряду с экономическими требованиями звучат и политические. Из-за тяжёлого экономического положения крестьяне не хотели продавать продукцию сельского хозяйства, предпочитая дождаться лучших времён. К концу 1916 г. в 31 губернии правительство было вынуждено ввести продразвёрстку - принудительную сдачу хлеба по твёрдым ценам.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Эта война - самоубийство Европы

М. Горький

Тема предложена обучающимся 11-го класса в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано: «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».

Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.

В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы - пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

В разделе V Историко-культурного стандарта (Россия в годы «Великих потрясений». 1914–1921 гг.) предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т. ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.

При постановке целей урока нужно учитывать:

  • необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
  • сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
  • умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
  • необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
  • умение старшеклассников участвовать в дискуссии.

План урока:

  1. Война и общество. На пути к Мировой войне
  2. Человек и война

Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:

  • учебную карту (возможно на слайде),
  • выставку литературы по теме,
  • по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т. ч. заключительный фильм «Письма прапорщика Герасимова» из документального сериала «На разломе эпох»).

В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:

1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:

  • Николай II
  • Отто фон Бисмарк
  • Вильгельм II Гогенцолерн
  • Брусилов А.А.

2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:

  • Барбюс А. Огонь
  • Горький М. Несвоевременные мысли
  • Пикуль В. Честь имею
  • Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
  • Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
  • Толстой А. Хождение по мукам
  • Федин К. Города и годы
  • Шолохов М. Тихий Дон

3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны»)

Вступление учителя. «Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».

Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?

Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?

Перед учащимися ставится задача:

  • через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.

1. Война и общество. На пути к Мировой войне

Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…

«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.

Предлагается задание в группах:

1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:

  • Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
  • Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
  • Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.

2) Можно ли было избежать войны?

  • Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
  • Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.

Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?

3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?

  • Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).

Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II , Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусило в выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»

Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)

2. Человек и война

Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.

Как изменился человек, его душа к концу войны?

«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)

Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:

1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?

3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?

Информация для учителя.

«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»

В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!

4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?

5) В чем проявился трагизм войны?

Подведение итогов

Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…

«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».

Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Тип урока: усвоение новых знаний (с использованием ИКТ) в 9 классе

Цели урока:

Развивающая: научиться делать вывод по теме, вырабатывать собственную позицию по проблеме; уметь анализировать данные карт, просмотренных кинороликов и документов.

Образовательная: способствовать усвоению знаний по проблемам, причинам и последствиям войны.

Воспитательная: выработать негативное отношение к войне, как способу решений межгосударственных проблем.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала .

1. Вводное слово учителя: Русский поэт Николай Гумилев:

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки

Война М. М. Чичагову

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали - как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это - мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»

2. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

«Хотя войны всегда сопутствовали истории, человек выносил из них различные уроки. До 1914 года еще сохранялось древнее представление о войне, как о достойном мужчины занятии. Опыт Первой мировой войны создал на Западе совершенно иную концепцию: война навсегда потеряла обаяние. Танки, пулеметы, аэропланы, ядовитые газы куда более разрушительны, чем шпага и штык. Оружие массового уничтожения лишено избирательности. Оно превращает солдата в жертву обстоятельства».

Александр Генис (русский, американский писатель)

Более 100 лет, отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать:

Что явилось поводом к началу первой мировой войны;

Причины первой мировой войны;

Каковы были цели и планы участников войны.

Ход военных действий

Итоги войны (План урока на доске)

3.Постановка проблемного задания.

4. Причины, повод, цели и планы сторон.


Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников - участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное - люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.
И все же в нашем музее сохранилось письмо солдата с фронта Первой мировой .

(Письмо нашего земляка с фронта Первой мировой войны)

Как и почему оказались наш Василий Лукич и сотни тысяч других невинных жертв той войны в этой «бойне номер один» расскажет ролик:

Видеоролик

Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола. (Слайд 3)

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии (слайд 4)

рассказ учителя с элементами компьютерного урока (проецирование основных дат, схем на экран).

Начало первой мировой войны

38 государств и 1500 000 000 человек

Слайд 5 – Характеристика противоречий между противоборствующими блоками, схема блоков.

Слайд 6 – схема развязывания войны (последовательность).

Беседа-

Прокомментируйте высказывание: «Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки».

Элемент компьютерной лекции-

Слайд 6- начало войны

Слайд 7 – Манифестация в день объявления войны. Москва. 1914г

Слайд 8 – Николай II благословляет русских воинов

Слайд 9 – Карта Первой мировой войны

Слайды 10,11 – боевые действия

Слайд 12 – Война глазами художника

Фрагмент №1.

«В нашем движении на запад будет уже та хорошая сторона, что наши солдатики, собранные со всего лица необъятной страны, люди что называется «от сохи», на время если даже и не покроют себя победной славой, то хоть понемножку приобщатся к западной культуре, увидев своими глазами, как живут на Западе, какие там нивы, поля, селения, дороги, леса и города. Глядишь, чему-нибудь и научатся, а семя этого случайного познания со временем разрастется на их родине в пышный цвет. Ведь говорит же нам история, что нашествие на Россию монгольского ига и пленение им нашего народа в течение 300 лет переродило его в худшую сторону, не только остановив его естественное развитие, но как бы осадив его назад. Значит, теперь наш воин, идя вперед, то есть в немецкие страны, поистине идет «вперед». Счастливого пути!

(Из дневника Н. Окунева).

Фрагмент №2 .

Войну ждали, к ней готовились, но как и всякая война, эта была неожиданностью для большинства.

Бились в плаче русские бабы, провожая своих мужиков. И везли, везли эшелоны на фронт солдатушек-бравых ребятушек: людей рабочих и мелкую чиновничью братию, земских врачей и учителей, недоучившихся студентов и крестьян, крестьян, крестьян. А навстречу им, с той стороны границы, ползли немецкие и австрийские эшелоны. Везли пушечное мясо.

Бодро отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия:

«Знамо дело – опять германец да австрияк напали на нашего царя.

Опять же – подмагнуть надо славянам, турка-нехристя проучить».

И не билось под бритыми лбами мысль – а нет ли тут подвоха, и чего ради – за царя? Одно слово – надо.

Решение проблемного задания.

« Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Ответы детей-

А какой выход в создавшейся обстановке могли бы предложить вы?

Закрепление:

1.Итоговый контроль (слайд 17)

2.Используя задание слайдов 13, заполните название стран и «соберите» их в блоки

3.Домашнее задание на выбор (один из вариантов) Написать в газету того времени заметку от имени участника событий. (слайд 15)

3.Рефлексия (18 слайд)

“Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош. Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы. Я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один:

“А стоило ли вообще наказывать агрессора?”

Я хотела бы процитировать слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).

На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет?

(Звучит ответ – начнется. Вторая мировая война.)

Если остается время предлагаются задания:

Задание на поиск ошибок в тексте:

Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.

Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация, из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”

Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ДОКУМЕНТЫ)

Статья 42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 километрах восточнее этой реки.

Статья 43. Равным образом запрещается в зоне, определенной в статье 42, содержание или сосредоточение вооруженных сил как постоянное, так и временное, так же как и всякие военные маневры, какого бы рода они ни были, и сохранение всяких материальных средств для мобилизации.

Статья 44. В случае, если бы Германия каким бы то ни было образом нарушила постановления статей 42 и 43, она стала бы рассматриваться, как совершившая враждебный акт по отношению к державам, подписавшим настоящий Договор, и как стремящаяся поколебать всеобщий мир.

Статья 45. В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции и в счет суммы репараций за военные убытки, причитающейся с Германии, последняя уступает Франции в полную и неограниченную собственность, свободными и чистыми от всяких долгов или повинностей и с исключительным правом эксплуатации, угольные копи, расположенные в Саарском бассейне... (...)

Статья 49. Германия отказывается в пользу Лиги наций... от управления определенной выше территорией.

По истечении пятнадцатилетнего срока со дня вступления в силу настоящего Договора, население названной территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным. (...)

Статья 51. Территории, уступленные Германии в силу Прелиминарного мира, подписанного в Версале 26 февраля 1871 года, и Франкфуртского договора от 10 мая 1871 года, возвращаются под французский суверенитет со дня перемирия 11 ноября 1918 года.

Постановления Договоров, устанавливающих начертание границы до 1871 года, снова войдут в силу. (...)

Статья 80. Германия признает и будет строго уважать независимость Австрии в границах, которые будут установлены Договором, заключенным между этим государством и Главными Союзными и Объединившимися державами; она признает, что эта независимость не может быть отчуждена без согласия Совета Лиги наций.

Статья 81. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Чехословацкого государства, которое включит в себя автономную территорию Русин к югу от Карпат. Она заявляет о согласии на границы этого государства, как они будут определены Главными Союзными и Объединившимися державами и другими заинтересованными государствами.

Статья 82. Граница между Германией и Чехословацким государством будет определяться бывшей границей между Австро-Венгрией и Германской империей, как она существовала к 3 августа 1914 года. (...)

Статья 87. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии... (...)

Статья 102. Главные Союзные и Объединившиеся державы обязуются образовать из города Данцига, с указанной в статье 100 территорией, Вольный город. Он будет поставлен под защиту Лиги наций. (...)

Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и право-оснований на свои заморские владения. (...)

Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии.

С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырех тысяч...

Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме. (...)

Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии.

Германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма. (...)

Статья 175. ...Вновь назначенные офицеры должны принять обязательство состоять на действительной службе, по меньшей мере, в течение двадцати пяти лет без перерыва. (...)

Статья 180. Все сухопутные укрепления, крепости и укрепленные места, расположенные на германской территории к западу от линии, начертанной в пятидесяти километрах к востоку от Рейна, будут разоружены и срыты...

Система укреплений южной и восточной границ Германии будет сохранена в ее современном состоянии. (...)

Статья 231. Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников. (...)

Статья 233. Размер названных убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен Междусоюзной комиссией, которая примет наименование Репарационной комиссии...

Заключения этой Комиссии, поскольку то касается размера определенных выше убытков, будут составлены и сообщены германскому правительству самое позднее 1 мая 1921 года, как представляющие совокупность его обязательств.

Комиссия установит одновременно схему уплат, предусматривая сроки и формы выплаты Германией всего ее долга в течение тридцати лет, начиная с 1 мая 1921 года. (...)

Статья 235. ...Германия произведет в течение 1919 и 1920 годов и первых четырех месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причем эквивалент, этих выплат будет 20000000000 (двадцать миллиардов) золотых марок... (...)

Статья 249. Общая стоимость содержания всех Союзных и Объединившихся армий в оккупированных германских территориях будет лежать с момента подписания перемирия от 11 ноября 1918 года на Германии. (...)

Статья 428. В качестве гарантии исполнения Германией настоящего Договора германские территории, расположенные на запад от Рейна, вместе с предмостными укреплениями будут оккупированы войсками Союзных и Объединившихся держав в течение пятнадцатилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящего Договора. (...)

Статья 430. В том случае, когда либо во время оккупации, либо по истечении предусмотренных выше пятнадцати лет Репарационная комиссия признала бы, что Германия отказывается соблюдать целиком или в части обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора в отношении репараций, то зоны, определенные в статье 429, будут немедленно целиком или в части вновь оккупированы Союзными и Объединившимися силами.

Статья 431. Если до истечения пятнадцатилетнего периода Германия удовлетворит все обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора, то оккупационные войска будут немедленно выведены

ПИСЬМО 1915 года июля 1 дня.

(выдержки)

От супруга вашего Василия Лукича.

Здравствуйте и прощайте Вы все дорогие мои сроднички.

Посылаю свое любящее сердечное почтение и с любовью и от души низкий поклон и желаю вам всем от Бога доброго здравия и всякого благополучия.

После всех обязательных для писем того времени поклонов и приветов всей родне, соседям и знакомым пишет:

Когда я получу Ваше письмо, то несколько раз его прочитаю, как все равно дома побываю и веду я с вами совсем тихую семейную жизнь. Прошу вас, Дуня и невестка, об нас вы не беспокойтесь, не сокрушайтесь, а молитесь Богу и просите, чтоб он милосердный послав вам и нашим деткам доброго здоровья. А нам покорить врага германца и вернуться обратно на свою родимую сторонушку в ваши объятия и прижать к нашему горящему любящему сердцу и расцеловать вас всех от души и вновь и вновь воссияет солнце и настанет счастливое свидание и счастливый день и опять мы будем жить в добром здравии и благополучии без всяких распрей.


Тема урока: «Первая мировая война».

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

    Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.

    Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.

    Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.

    Совершенствовать навыки работы с исторической картой.

    На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.

    Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока : усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, (презентация к уроку ) , иллюстративный материал.

План урока :

    Организационный момент.

    Геополитическая ситуация накануне войны.

    Цели воюющих сторон.

    Основные военные события.

    Итоги войны.

    Домашнее задание.

    Рефлексия.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

(Слайд.1)

«Величайшие преступления империализма против человечества»

Убитых 10 000 000 млн. человек

Раненых 20 000 000 млн. человек

Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.

Ради чего были принесены эти жертвы?

Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?

Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.

(Слайд 2). Противоборствующие силы.

Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд 3 .)- повод.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины (слайд 4 ) и запись в тетрадь:

    Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)

    Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.

    Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

    Повсеместное усиление националистических настроений.

Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

    Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

    Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

    Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

    Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.

    Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.

    Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.

    Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII .

    Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме.Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.

    В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне определите характер войны?

Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайд 5-7) . Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.

30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

Подвиг войны.

С. Городецкий.

Не первый вечер пели волны

В народном море, и стонал

Стихийный ветер, мощи полный,

И к небу гимн летел, как вал;

Опять на небе пламенела

Заря, невиданно ясна,

Когда из вражьего предела

Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие

Отверзлись двери пред тобой,

Любвеобильная Россия,

Страна с Христовою судьбой!

Так приими ж венец терновый

И в ад убийственный сойди

В руке с мечом своим суровым,

С крестом, сияющим в груди!

Прости, несжатый, мирный колос!

Земля родимая, прости!

Зовет Россию в бой идти.

Не празден будет подвиг бранный,

В крови родится новый век,

И к пашне, славой осиянный,

Вернется русский человек…

Ход военных действий (по этапам)

А) планы сторон в начале каждого этапа

Б) основные сражения и события

В) военные и политические итоги этапа.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:

1)кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)

2)кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)

3)кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)

4)кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)

5)кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

(Слайд 8-16 ). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России,Англии,Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена. Заслушивается сообщение о плане Шлиффена. Далее рассматриваются основные этапы войны.

1914 г на карте показывают основные направления военных действий. 1915 г по карте следим за ходом военных действий. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.

1916 г события 1916 г показываются на карте, показ сопровождается слайдами «Наступление немцев на Верден»

1917-18 гг.события показываются на карте

(Слайд 17-21 ). Герои и полководцы . Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны

(Слайд 22-24 )Итоги войны . Учащиеся делают выводы об итогах войны.

По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны: использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых; храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной; пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Закрепление.

Домашнее задание : параграф 1, творческое задание по выбору.

Загрузка...