crimea-fun.ru

Проблемы в произведении скупой рыцарь. Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство

«Скупой рыцарь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

«Скупой рыцарь » был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» - первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги - не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер - достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии - представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть - скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона - сохранить и преумножить, цель Альбера - использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена - это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой - выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Жанр

«Скупой рыцарь» - это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина - показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря - поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

Трагедия «Скупой рыцарь» Пушкина была написана в 1830 году, в, так называемую, «болдинскую осень» – наиболее продуктивный творческий период писателя. Скорее всего, замысел книги был навеян непростыми отношениями Александра Сергеевича со скаредным отцом. Одна из «маленьких трагедий» Пушкина впервые была опубликована в 1936 году в «Современнике» под названием «Сцена из Ченстоновой трагикомедии».

Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Скупой рыцарь» по главам.

Главные герои

Барон – зрелый мужчина старой закалки, в прошлом доблестный рыцарь. Смысл всей жизни видит в накоплении богатств.

Альбер – двадцатилетний юноша, рыцарь, вынужденный терпеть крайнюю нужду из-за излишней скупости своего отца барона.

Другие персонажи

Жид Соломон – ростовщик, который регулярно одалживает деньги Альберу.

Иван – молодой слуга рыцаря Альбера, который служит ему верой и правдой.

Герцог – главный представитель власти, в подчинении которого находятся не только простые жители, но и вся местная знать. Выступает в качестве судьи во время противостояния Альбера и барона.

Сцена I

Рыцарь Альбер делится проблемами со своим слугой Иваном. Несмотря на знатное происхождение и рыцарское звание, молодой человек испытывает большую нужду. На последнем турнире его шлем был пробит копьем графа Делоржа. И, хотя противник был повержен, Альбер не слишком рад своей победе, за которую пришлось заплатить слишком высокую для него цену – испорченные доспехи.

Пострадал и конь Эмир, который после жестокого сражения начал хромать. Кроме того, молодой дворянин нуждается в новом платье. Во время званого ужина он был вынужден сидеть в латах и оправдываться перед дамами тем, что « на турнир попал случайно ».

Альбер признается верному Ивану, что его блистательная победа над графом Делоржем вызвана не отвагой, а скупостью его отца. Молодой человек вынужден обходиться теми крохами, что выделяет ему отец. Ему не остается ничего другого, как тяжко вздыхать: « О бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!».

Чтобы купить нового коня, Альбер вынужден в который раз обратиться к ростовщику Соломону. Однако тот отказывается давать деньги без заклада. Соломон мягко наводит юношу на мысль о том, что « что уж барону время умереть », и предлагает услуги аптекаря, делающего эффективный и быстродействующий яд.

В ярости Альбер прогоняет жида, посмевшего предложить ему отравить собственного отца. Однако и влачить жалкое существование он уже не в силах. Молодой рыцарь решает обратиться за помощью к герцогу, чтобы он повлиял на скупого отца, и тот перестал держать собственного сына, « как мышь, рожденную в подполье ».

Сцена II

Барон спускается в подвал, чтобы в неполный еще шестой сундук « горсть золота накопленного всыпать ». Он сравнивает свои накопления с холмом, который вырос благодаря небольшим горсткам земли, принесенными воинами по приказу царя. С высоты этого холма повелитель мог любоваться своими владениями.

Так и барон, глядя на свои богатства, ощущает свое могущество и превосходство. Он понимает, что, при желании, может позволить себе все что угодно, любую радость, любую подлость. Ощущение собственной силы успокаивает мужчину, и ему вполне « довольно сего сознанья».

Деньги, что приносит барон в подвал, имеют дурную репутацию. Глядя на них, герой вспоминает, что « дублон старинный » получен им от безутешной вдовы с тремя детьми, прорыдавшей под дождем полдня. Она вынуждена была отдать последнюю монету в счет оплаты долга погибшего мужа, однако слезы бедной женщины не разжалобили бесчувственного барона.

О происхождении другой монеты скупец не сомневается – конечно же, она украдена плутом и проходимцем Тибо, однако это никоим образом не волнует барона. Главное, что шестой сундук с золотом медленно, но верно пополняется.

Каждый раз, открывая сундук, старый скряга впадает « в жар и трепет ». Однако он не боится нападения злодея, нет, его терзает странное чувство, сродни тому наслаждению, что испытывает отпетый убийца, вонзающий нож в грудь своей жертвы. Барону « приятно и страшно вместе », и в этом он ощущает истинное блаженство.

Любуясь своим богатством, старик по-настоящему счастлив, и лишь одна мысль гложет его. Барон понимает, что его последний час близок, и после кончины все эти сокровища, нажитые путем многолетних лишений, окажутся в руках сына. Золотые монеты рекой потекут в « атласные диравые карманы », и беспечный юноша вмиг пустит по свету отцовское богатство, промотает его в компании юных прелестниц и веселых приятелей.

Барон мечтает о том, чтобы и после смерти в виде духа охранять свои сундуки с золотом « сторожевою тенью ». Возможная разлука с нажитым добром мертвым грузом ложится на душу старика, для которого единственная отрада жизни заключается в приумножении своих богатств.

Сцена III

Альбер жалуется герцогу, что ему приходится испытывать « стыд горькой бедности », и просит образумить излишне жадного отца. Герцог соглашается помочь молодому рыцарю – ему памятны хорошие отношения родного деда со скрягой бароном. В те времена он еще был честным, отважным рыцарем без страха и упрека.

Тем временем герцог замечает в окне барона, который направляется в его замок. Он приказывает Альберу спрятаться в соседней комнате, и принимает в своих покоях его отца. После обмена взаимными любезностями герцог предлагает барону прислать к нему сына – он готов предложить молодому рыцарю достойное жалованье и службу при дворе.

На что старый барон отвечает, что это невозможно, поскольку сын хотел убить его и обокрасть. Не выдержав столь наглой клеветы, Альбер выскакивает из комнаты и обвиняет отца во лжи. Отец бросает сыну перчатку, а тот поднимает ее, тем самым давая понять, что принимает вызов.

Ошеломленный увиденным, герцог разнимает отца и сына, и в гневе выгоняет их прочь из дворца. Подобная сцена становится причиной смерти старого барона, который в последние мгновения жизни думает лишь о своем богатстве. Герцог в смятении: « Ужасный век, ужасные сердца!».

Заключение

В произведении «Скупой рыцарь» под пристальным вниманием Александра Сергеевича оказывается такой порок как жадность. Под ее влиянием происходят необратимые изменения личности: некогда бесстрашный и благородный рыцарь становится рабом золотых монет, он полностью утрачивает свое достоинство, и даже готов навредить единственному сыну, лишь бы тот не завладел его богатством.

После прочтения пересказа «Скупой рыцарь» рекомендуем ознакомиться с полной версией пьесы Пушкина.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 172.

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)

Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодом жизни А.С. Пушкина;

с целью анализа трагедий и выяснения тематики и идейного звучания, определения художественного совершенства трагедий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс.

Литература

Тема: Болдинская осень.1830г. Цикл «Маленькие трагедии»

Идейное звучание, тематика и художественное совершенство трагедий «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». (2 часа)

Цели и задачи:

1. Образовательный аспект:

а) ознакомление обучающихся с Болдинским периодом жизни А.С. Пушкина;

б) закрепление знаний о драме как роде литературы;

вспомнить понятие жанра трагедии;

дать понятие о реализме как литературном направлении.

в) анализ трагедий «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери» с целью выяснения тематики и идейного звучания; определение художественного совершенства трагедий.

2. Развивающий аспект:

а) развитие основных надпредметных умений: анализа, обобщения;

б) развитие умения проводить композиционно-идейный анализ произведений;

в) развитие умений с опорой на текст доказывать свои предположения.

3.Воспитательный аспект:

а) вызвать у учеников эмоциональный отклик на проблемы, затронутые в трагедиях А.С. Пушкина;

б) пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина и к анализу литературного произведения.

Опорные слова: жанр композиция, конфликт; объективный смысл миропорядок, субъективный смысл, самосознание, реквием.

Методические приёмы : сообщения учащихся, слово учителя, беседа, комментированное чтение, анализ эпизода.

Словарная работа:

Реквием – музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Реализм – изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряжённый, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматургического действия и основным средством раскрытия характеров.

Драма – один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Изобразительный род литературы, Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене.

Оксюморон стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий с целью создания определённого художественного эффекта, например: «Живой труп»

Ход урока.

Сегодня нам предстоит погрузиться в интереснейший мир героев «Маленьких трагедий», написанных А.С. Пушкиным в 1830 году в Болдине.

Сообщение ученика «1830г. Болдинская осень» (инд. задание)-учебник Лебедева 10 кл. стр.152

Замечание учителя: Но важно не количество созданных в болдинскую осень произведений, а самый характер их: в них углубляется пушкинский реализм . Особенно показательны в этом отношении «Маленькие трагедии » - завершающий аккорд этой осени. (словарная работа)

Сообщение ученика : «Краткая характеристика маленьких трагедий». (инд. задание).

Ассистент учителя: И вот, рисуя чужие национальные особенности и жизнь прошлых веков, Пушкин, гениально уловив их характерные особенности, проявил замечательное умение уложить большое содержание в очень сжатую форму. По своей форме, по глубине изображения душевной жизни героев и мастерству стиха «Маленькие трагедии» принадлежат к величайшим произведениям мировой литературы.

Произведения Болдинской осени созданы кистью гениального художника, но одновременно и пером беспощадного аналитика. Стремление понять смысл жизни, найти и объяснить её закономерности так характерно для всей общественной жизни последекабристской эпохи. И не случайно маленькие трагедии, казалось бесконечно далёкие от русской действительности уже по самому материалу, положенному в их основу, воспринимались многими чуткими читателями как прямые раздумья поэта о современности.

Не легли ли в основу создания трагедий личные, интимные переживания Александра Сергеевича?

Сообщение ученика о наиболее распространённой точке зрения о главном мотиве создания маленьких трагедий (инд. задание).

Учитель: В Болдине Пушкин написал ещё один цикл: «Повести Белкина».

Существуют ли какие-нибудь связи между этими циклами?

Ответ ученика (инд.задание)

Учитель: Ещё раз перечислим трагедии, вошедшие в сборник:

«Скупой рыцарь»

«Моцарт и Сальери»

«Каменный гость»

«Пир во время чумы» и обратимся к эпиграфу:

Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя. (А.С. Пушкин)

К какому литературному направлению относятся эти произведения?

(Обсуждая эпиграф, определяем, что трагедии относятся к реализму (словарная работа)

Что же составляет существо маленьких трагедий?

(Точный, беспощадный анализ мотивов поведения героев, причём в первую очередь поведения общественного (ибо для Пушкина «предполагаемые обстоятельства» диктовались прежде всего обществом и временем, в котором живёт герой) – вот что составляет существо его маленьких трагедий.

Каков план маленьких трагедий?

(Герой каждой из них идеализирует свой мир и себя, он проникнут веройв своё героическое предназначение. И эта вера вступает с реальным миром с реальными отношениями в нём в великий конфликт (словарная работа). Она оказывается тем «трагическим заблуждением», которое ведёт героя к неизбежной гибели.)

В чем же заключается объективный и субъективный смысл трагедий?

(Объективный смысл трагедий заключён в миропорядке, враждебном герою, субъективный – в характере и самосознании героя.

Т.О. в маленьких трагедиях, по сути дела, ставится одна великая проблема: в конечном итоге речь идёт предельных возможностях личности, о цене человека в человеческом обществе.

Какие же проблемы ставятся в маленьких трагедиях?

(скупость и рыцарство, прямодушие и коварство, неподвижность, «каменность» и лёгкость, беззаботность, пиршество и смерть. Внутренний драматизм пронизывает всю атмосферу маленьких трагедий: отец бросает вызов сыну и тот его принимает, друг убивает друга, страшная внутренняя борьба раздирает души героев).

Анализ трагедий.

- На уроке мы проанализируем две трагедии: «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».

Итак, «Скупой рыцарь».

Какой смысл мы вкладываем в слово «рыцарь»?

(благородный, честный, совершающий подвиги ради дам, уважающий родителей, любящий отечество)

Сопоставимо ли со словом «рыцарь» слово «скупой»?

Какое языковое выразительное средство использовал автор ? (оксюморон)

Мы уже говорили об умении Пушкина уложить большое содержание в очень сжатую форму.

Сколько стихов содержит трагедия «Скупой рыцарь»? ( 380)

Сколько действующих лиц? (5: Альбер, Иван, жид, барон, герцог)

Только 5 героев, но перед нами встаёт точная и выразительная картина Франции времён позднего средневековья.

Подтвердите это художественными деталями из текста (мечи, шлемы, латы, замок барона с башнями и мрачными подземельями, блестящий двор герцога с пирующими дамами и кавалерами, шумный турнир, где герольды славят мастерские удары храбрецов)

Что помогает лучше представить место действия? (ремарки автора: «Башня», «Подвал», «Дворец» - эти ремарки дают богатую пищу воображению)

Сцена 1.

- Мы в башне средневекового замка. Что здесь происходит? (разговор рыцаря и оруженосца. Речь идёт о турнире, о шлеме и латах, о победе в схватке и захромавшем коне.)

Первые слова Альберта точно, скупо и вместе с тем как-то стремительно вводят нас в обстановку действия. Как называется этот элемент композиции?

(Приблизительно треть первой сцены до прихода ростовщика – экспозиция, рисующая картину унизительной бедности, в которой живёт молодой рыцарь (о богатом отце ещё не сказано ни слова).

Альбер победил в рыцарском турнире. Этот турнир испытание перед трудным походом, выявление сильнейшего или увеселение, развлечение, пусть и опасное?

Вслушаемся в рассказ Альбера о турнире. (чтение монолога Альбера)

Как беспощадно срывается в этом рассказе романтический флёр со всех рыцарских аксессуаров?

Почему побелил Альбер?

Почему пробитый шлем невозможно надеть на турнир?

Почему Альбер не снял с поверженного врага его шлем? (Шлем и латы перестают играть основную защитную роль и становятся украшением прежде всего. Пробитый шлем невозможно надеть не потому, что он не защитит в бою, а потому, что стыдно перед другими рыцарями и дамами. И точно так же стыдно снять с поверженного врага его шлем, ибо это будет воспринято не как знак победы, а как грабёж по праву сильного.

Мы говорим о ёмкости маленьких драм Пушкина. На первых же репликах можно проследить как эта ёмкость достигается.

Только ли о турнире идёт разговор? Какая ещё тема возникает? (тема денег)

(Разговор идёт о турнире – празднике, но это и разговор о деньгах – суровой прозе, а в разговоре о деньгах и хлопотах, с ними связанных, неизбежно всплывают и ростовщик, и несметные отцовские сокровища. В репликах, связанных по конкретному поводу, всё время как бы приоткрывается всё пространство пьесы. За мелочными, сиюминутными заботами Альбера встаёт вся жизнь молодого рыцаря, а не только его сегодняшнее положение.

Какова реакция Альбера на предложение Соломона отравить отца? (зачитать текст)

Почему он отказывается брать червонцы жида? (зачитать текст)

Почему он отправляется к герцогу решать свои проблемы?

(Как предложил Соломон пустить в дело яд, в Альбере просыпается рыцарь, да, он ждёт смерти отца, но отравить? Нет, для этого он рыцарь, его потрясло, что ему, рыцарю, посмели предложить бесчестье, и кто посмел!

Решение идти к герцогу глубоко традиционно. Ведь принцип личности являлся в средние века привилегией. На охране личного достоинства в рыцарском обществе стояла рыцарская честь. Однако эта честь могла получить реальную силу, опираясь на материальное владение.

Итак, две темы определяют драматический узел первой сцены трагедии – тема рыцарской чести и тема золота, толкающего человека на самые низменные поступки, на преступления.

И вот на пересечении этих двух тем впервые возникает зловещая фигура Скупого рыцаря, который служит золоту.

Как служит?

Какую характеристику даёт отцу Альбер? (зачитать текст)

Кроме этой характеристики мы что-нибудь знаем о Бароне: о прошлом, о причинах, которые привели к господству золота над человеком?

Спустимся в подвал, там барон произносит свой монолог (зачитать)

Какая тема начинает звучать в полную силу? (тема золота).

(Перед нами – поэт золота, поэт могущества, которое даёт человеку богатство.

Что значит золото для барона? (власть, могущество, наслаждение жизнью)

Докажите, что золото руководит поступками людей, принесших долг барону.

И вновь в сцене «пира» перед нами грозный феодал:

Но упоение властью завершается ужасом перед грядущим. (зачитать текст, подтверждающий это)

Барон

ЗОЛОТО

Ростовщик Вдова с тремя детьми

Альбер

Тибо

От золота тянутся нити ко всем действующим лицам пьесы. Оно определяет все их помыслы и действия.

Пушкин показывает здесь не просто роль и значение золота, но и с огромной силой раскрывает влияние золота на духовный мир и психику людей.

Докажите это текстом.

(Оно заставляет сына желать смерти отца, оно позволяет ростовщику предложить Альберу яд для отравления Барона. Оно приводит к тому, что сын бросает перчатку отцу, а тот принимает вызов сына. Оно убивает Барона.

Героично ли поведение Альбера в сцене вызова на дуэль? (мечтает попасть на турнир, а кончает тем, что идёт на поединок со стариком отцом)

Кто противостоял Альберу? Всесильный слуга и повелитель золота или дряхлый старик? (автор отказывает Барону в праве называться человеком) – Почему?

Золото разъело душу Скупого рыцаря. Потрясение, им испытанное, нравственное и только нравственное.

Какова последняя реплика Барона? (-Ключи, ключи мои…)

Так завершается трагедия о всевластье Золота, ничего не принесшего человеку, возомнившему себя его хозяином.

Гибель Скупого рыцаря разрешает основной конфликт трагедии? (Нет. За концом Барона легко угадывается и конец Альбера, и конец Герцога, бессильного своей феодальной властью что-либо изменить в мире наживы.

Ужасный век, ужасные сердца!

Пушкин чутко уловил, какое нравственное содержание несёт человечеству переходная эпоха средневековья: смена феодальной формации буржуазной. Ужасные сердца – порождение ужасного века.

«Моцарт и Сальери» - так озаглавил Пушкин вторую из маленьких трагедий.

Расскажите об истории названия (инд. задание).

Какой приём использовал Пушкин в названии? (антитеза)

Слово учителя: Восклицание Герцога об ужасном веке, в котором оказывается нарушенным весь установившийся правопорядок, немедленно подхватывается вступительной фразой следующей маленькой трагедии:

Все говорят: нет правды на земле.

Чтение монолога учителем.

- Никого не напоминает вам Сальери?

(Да, он ближайший потомок Скупого рыцаря. Характер этого героя, как и характер Барона, раскрывается прежде всего через монолог. Правда монолог Барона – это лирическое излияние без какого бы то ни было внешнего адреса. Мы как бы подслушиваем его самые тайные мысли и откровения.

А мысли Сальери тоже тайные. Но он музыкант, жрец искусства, т. е. человек, который не может обходиться без слушателей. Монологи Сальери – мысли, обращённые к самому себе, но адресованные всему миру!)

Какие чувства владеют Сальери?

Как он шёл к славе? (из монолога) (Поначалу кажется, что путь воистину героичен)

В монолог врывается первая дисгармоничная нота. Какая? Произнесите её. («Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп»)

Какая вторая нота вносит дисгармонию? (добивается власти над гармонией, которую непрерывно поверяет алгеброй)

Обрёл он власть над музыкой, как Скупой рыцарь над золотом? (Нет. Власть иллюзорна, он, как и Скупой рыцарь, не властелин, а слуга музыки, послушный исполнитель чужой воли в искусстве).

Докажите это текстом. (Когда великий Глюк…)

Да, он оказался лишь первым учеником, отличником, и в этом нашел своё счастье.

А с чем он сравнивает себя теперь?

С чем связаны мучения Сальери?

(Внутренняя сила Сальери (как и Барона) – в фанатической вере в незыблемость устоев своего мира, своей системы. Искусство, по мнению верного жреца его, должно быть подвластно лишь тому, кто овладел им ценой самоотвержения, ценой лишений, вплоть до отказа от своего «я». Искусство не возвеличило, а обезличило Сальери, оно превратило его в раба системы.

И вдруг эта система начинает рушиться прямо на глазах! Законы гармонии вдруг несообразно ни с чем подчиняются «гуляке праздному».

Почему он завидует Моцарту?

Какое решение принял Сальери, почему ему важно доказать самому себе: «Я избран, чтоб его остановить»?

Какая тема здесь звучит? (тема сверхчеловечества )

Что движет Сальери? Обычная низкая зависть?

Проследите его отношение к Моцарту – слова изумления и восторга… и вдруг – страшная развязка!

Каким изображён в трагедии Моцарт? (жена, сын, обед, красотка, слепой скрипач)

Докажите, что он «гуляка праздный».

В этом эпизоде происходит столкновение, причём столкновение, несмотря на внешнюю легкость, очень серьезное.

О чем здесь идет речь? (о главном в музыке – её конечном назначении)

В чём видел Сальери свое счастье? (см. первый монолог: «в сердцах людей нашел созвучия своим созданьям»)

Почему он отказывается понять радость Моцарта, услышавшего созвучие своим созданьям в сердце уличного музыканта?

(Игра уличного скрипача возводится Сальери в принцип, в потрясение основ искусства!)

Что пробудила музыка Моцарта в нищем скрипаче? (чувства добрые) –вспомним «Памятник» Пушкина)

Сальери же (музыкант) прогоняет слепца (музыканта) грубым окриком: «Пошел, старик!»

Да, Моцарту интересен скрипач слепой, которого он подберёт у трактира (в самой гуще жизни!), он и сам может провести время в трактире, но ему открыто главное для художника, для творца – «и творческая ночьи вдохновенье» и в голову ему приходят не просто звуки, а мысли.

- Что нам дает понять этот эпизод? Противопоставление. А в чём?

Между Сальери и Моцартом разверзается пропасть! Сальери достаточно своего суда, достаточно анализа, он творил для себя, для музыки, но какая же музыка без слушателей? Моцарт несёт созданное им людям. Ему так важно услышать их мнение.

Для Моцарта равно интересны и пародия «фигляра презренного», и его гениальная «безделица». Моцарт играет Сальери произведение, сочинённое ночью.

С кем сравнивает Сальери Моцарта после прослушивания? (с богом) – тема гения

- Что говорит о себе Моцарт? (…но божество мое проголодалось)

С каким настроением он уходит от Сальери? (счастлив, что нашел понимание своим созвучиям)

А с каким настроением остаётся Сальери?

Что породила музыка Моцарта у Сальери? (мысль о яде)

Какие доказательства кладёт Сальери в основание своего решения? (см. 1-ый монолог, конец, диалог… Всё сводится к одному. – К чему? Какая тема здесь звучит? (тема избранности)

Учитель: Сальери претендует на избранность, но какая это странная избранность: музыкант уничтожает музыканта во имя музыки!

В сцене первой он прогнал прочь слепого скрипача, бесхитростно исполняющего мелодию Моцарта, в сцене второй – уничтожает творца мелодии.

Его позиция никого вам не напоминает из предыдущей рассмотренной нами трагедии?

(Альбера из «Скупого рыцаря)

Да, его позиция удивительным образом смыкается с позицией Альбера по отношению к Скупому рыцарю.

Альбер унижен бедностью и видит злейшего врага в отце, обладателе несметных богатств.

А Сальери? (Он унижен искусством, его враг – обладатель несметных душевных богатств.

Но можно ли писать о поэте, художнике, композиторе, минуя его произведения?

Что мы упустили, говоря о Моцарте и Сальери? (Единственное творение гениального Моцарта – «Реквием».

Какой образ в монологе Моцарта неотделим от «Реквиема»?

Моцарт гениально предчувствует свой конец, не может, не в силах понять, откуда ждёт его удар.

Гениальность и злодеяние! Нарушение этических норм, простой человеческой морали пусть во имя возвышенной идеи, самой великой цели – оправдано это или нет?

А Моцарт? (Высокая мысль, сказанная мимоходом, тут же примиряет его с миром. Он выпивает «чашу дружбы».

Звучит «Реквием»

Почему плачет Сальери? Раскаивается он? (Нет, его потрясают, прежде всего, свои страдания)

Какие слова в пушкинской трагедии становятся словно эпиграфом к ней?

Почему слова эти «гений и злодейство» звучат дважды: в устах Моцарта и в финальном монологе Сальери?

Каковы будут последствия ужасного поступка Сальери: освободиться ли он от мук или более страшные мучения будут преследовать его всю жизнь?

Прав ли Моцарт, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

Учитель: Подведём итог, сделаем вывод:

Что объединяет две проанализированные трагедии?

Серхчеловеческое, а, следовательно, и глубоко аморальное начало ломать рыцарство, разрубало семейные узы. Теперь его ударов не выдерживает творческий союз (самый святой для Пушкина вид дружбы), и в жертву ему приносится гений. Но Сальери, этот новый демон «ужасного века», оказался на поверку мельче Скупого рыцаря.

Барон в минуту отчаяния схватился за «честной булат», он в ужасе от того, что перестал быть рыцарем, а,следовательно, и человеком. Сальери же, словно следуя советам «презренного ростовщика» расчётливо пустил в дело яд и не ужаснулся, а лишь задумался: ужель и в самом деле он не гений?

Какой художественный приём лежит в основе сюжета трагедии «Моцарт и Сальери»? (АНТИТЕЗА двух типов художников)

Что является движущей пружиной трагического конфликта? (зависть)

Заключительное слово: В этой трагедии в предельно обобщённой форме отразились характерные особенности личной судьбы Пушкина и его взаимоотношения с обществом на рубеже 30-х годов.

И в «Скупом рыцаре», и в «Моцарте и Сальери» трагедийный финал не снимает основной трагической коллизии, ввергая читателей и зрителей в раздумья о смысле жизни, о подлинной и мнимой гармонии, о подлости и благородстве, о дружбе, о зависти, о творчестве.

Д/З. Письменное задание. Развернуто ответить на вопросы (по выбору):

1. Кто «центральное лицо» трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»?

2. Чья судьба трагичней: Моцарта или Сальери?

3. Почему реквием, заказанный композитору, не востребован?

Устное задание.

Подготовить сообщение – презентацию «Последние годы жизни А.С. Пушкина».

Стихотворения «Послание цензору», «Пророк», «Арион», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг..». Подумать, какая тема объединяет эти стихотворения.


Действие трагедии «Скупой рыцарь» происходит в эпоху позднего феодализма. Средневековье в литературе изображалось по-разному. Писатели часто придавали этой эпохе суровый колорит строгого аскетизма в мрачной религиозности. Такова средневековая Испания в «Каменном госте» Пушкина. Согласно другим условно-литературным представлениям, средневековье - мир рыцарских турниров, трогательной патриархальности, поклонения даме сердца.

Рыцари наделялись чувствами чести, благородства, независимости, они вступались за слабых и обиженных. Такое представление о рыцарском кодексе чести - необходимое условие правильного понимания трагедии «Скупой рыцарь».

В «Скупом рыцаре» изображен тот исторический момент, когда феодальный порядок уже дал трещину и жизнь вступила в новые берега. В первой же сцене, в монологе Альбера, нарисована выразительная картина. Дворец Герцога полон придворными - нежными дамами и кавалерами в роскошных одеждах; герольды славят мастерские удары рыцарей на турнирных поединках; вассалы собираются за столом сюзерена. В третьей сцене Герцог предстает покровителем своих верных дворян и выступает их судьей. Барон, как и велит ему рыцарский долг перед государем, по первому требованию является во дворец. Он готов защищать интересы Герцога и, несмотря на преклонный возраст, «кряхтя, взлезть снова на коня». Однако, предлагая свои услуги на случай войны, Барон уклоняется от участия в придворных увеселениях и живет затворником в своем замке. Он с презрением отзывается о «толпе ласкателей, придворных жадных».

Сын Барона, Альбер, напротив, всеми помыслами, всей душой рвется во дворец («Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я»).

И Барон и Альбер крайне честолюбивы, оба стремятся к независимости и превыше всего ее ценят.

Право на свободу обеспечивали рыцарям их дворянское происхождение, феодальные привилегии, власть над землями, замками, крестьянами. Свободен был тот, кто обладал полнотой власти. Поэтому предел рыцарских упований - абсолютная, безграничная власть, благодаря которой завоевывалось и защищалось богатство. Но в мире уже многое изменилось. Чтобы сохранить свою свободу, рыцари вынуждены продавать владения и с помощью денег поддерживать достоинство. Погоня за золотом стала сущностью времени. Это перестроило весь мир рыцарских отношений, психологию рыцарей, неумолимо вторглось в их интимную жизнь.

Уже в первой сцене блеск и пышность герцогского двора - всего лишь внешняя романтика рыцарства. Раньше турнир был испытанием силы, ловкости, мужества, воли перед трудным походом, а теперь он тешит взоры сиятельных дворян. Альбер не очень-то радуется своей победе. Конечно, ему приятно одолеть графа, но мысль о пробитом шлеме тяготит юношу, которому не на что купить новые доспехи.

О бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она! -

горько сетует он. И признается:

Геройству что виною было? - скупость.

Альбер покорно подчиняется потоку жизни, который несет его, подобно другим дворянам, во дворец Герцога. Жаждущий увеселений юноша хочет занять достойное место в окружении сюзерена и встать вровень с придворными. Независимость для него - сохранение достоинства среди равных. Он нисколько не надеется на те права и привилегии, которые дает ему дворянство, и с иронией отзывается о «свиной коже» - пергаменте, удостоверяющем принадлежность к рыцарству.

Деньги преследуют воображение Альбера всюду, где бы он ни находился, - в замке, на турнирном поединке, на пиру у Герцога.

Лихорадочные поиски денег и легли в основу драматического действия «Скупого рыцаря». Обращение Альбера к ростовщику, а затем к Герцогу - два поступка, определяющих ход трагедии. И не случайно, конечно, что именно Альбер, для которого деньги стали идеей-страстью, ведет действие трагедии.

Перед Альбером открываются три возможности: либо получить деньги у ростовщика под заклад, либо дождаться смерти отца (или ускорить ее насильственным путем) и наследовать богатство, либо «заставить» отца достойно содержать сына. Альбер пробует все пути, ведущие к деньгам, но даже при его чрезвычайной активности они кончаются полным провалом.

Это происходит потому, что Альбер не просто вступает в конфликт с отдельными лицами, - он вступает в конфликт с веком. В нем еще живы рыцарские представления о чести и благородстве, но он уже понимает относительную ценность дворянских прав и привилегий. Наивность сочетается в Альбере с прозорливостью, рыцарские добродетели - с трезвой расчетливостью, и этот клубок противоречивых страстей обрекает Альбера на поражение. Все попытки Альбера достать деньги, не поступившись рыцарской честью, все его расчеты на независимость - фикция и мираж.

Пушкин, однако, дает нам понять, что мечты Альбера о независимости остались бы иллюзорными и в том случае, если бы Альбер наследовал отцу. Он предлагает нам заглянуть в будущее. Устами Барона открывается суровая правда об Альбере. Если «свиная кожа» не спасает от унижений (в этом Альбер прав), то и наследство не убережет от них, потому что за роскошь и увеселения надо платить не только богатством, но и дворянскими правами и честью. Альбер занял бы место среди льстецов, «придворных-жадных». А разве есть независимость в «дворцовых передних»? Еще не получив наследства, он уже соглашается идти в кабалу к ростовщику. Барон ни секунды не сомневается (и он прав!) в том, что его богатство вскоре перекочует в карман ростовщика. И в самом деле - ростовщик уже даже не на пороге, а в замке.

Таким образом, все пути к золоту, а посредством его к личной свободе, ведут Альбера в тупик. Увлекаемый потоком жизни, он, однако, не может отринуть рыцарские традиции и тем самым противостоит новому времени. Но эта борьба оказывается бессильной и напрасной: страсть к деньгам несовместима с честью, благородством. Перед этим фактом Альбер уязвим и слаб. Отсюда рождается ненависть к отцу, который мог бы добровольно, по родственной обязанности и рыцарскому долгу, избавить сына и от бедности, и от унижений. Она перерастает в то исступленное отчаяние, в то звериное бешенство («тигренок» - называет Альбера Герцог), которое превращает тайную мысль о смерти отца в открытое желание его гибели.

Если Альбер, как помним, предпочел деньги феодальным привилегиям, то Барон одержим идеей власти.

Золото нужно Барону не для удовлетворения порочной страсти к стяжательству и не для наслаждения его химерическим блеском. Любуясь своим золотым «холмом», Барон чувствует себя властелином:

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Барон хорошо знает, что деньги без власти не приносят независимости. Острым штрихом Пушкин обнажает эту мысль. Альбер восхищен нарядами рыцарей, их «атласом да бархатом». Барон в своем монологе тоже вспомнит об атласе и скажет, что его сокровища «потекут» в «атласные диравые карманы». С его точки зрения, богатство, не опирающееся на меч, «расточается» с катастрофической быстротой.

Альбер и выступает для Барона таким «расточителем», перед которым не устоит веками воздвигавшееся здание рыцарства, а в него вложил лепту и Барон своим умом, волей, силой. Оно, как говорит Барон, было «выстрадано» им и воплотилось в его сокровищах. Поэтому сын, способный лишь расточать богатства, - живой укор Барону и прямая угроза защищаемой Бароном идеи. Отсюда понятно, сколь велика ненависть Барона к наследнику-расточителю, сколь велико его страдание при одной мысли о том, что Альбер «приимет власть» над его «державой».

Однако Барон понимает и другое: власть без денег также ничтожна. Меч положил к ногам Барона владения, но не удовлетворил его мечтаний об абсолютной свободе, которая, по рыцарским представлениям, достигается безграничной властью. То, что не довершил меч, должно сделать золото. Деньги, таким образом, становятся и средством защиты независимости, и путем к неограниченной власти.

Идея беспредельной власти превратилась в фанатическую страсть и придала фигуре Барона мощь и величие. Затворничество Барона, удалившегося от двора и сознательно заперевшегося в замке, с этой точки зрения может быть осмыслено в качестве своеобразной защиты своего достоинства, дворянских привилегий, вековых жизненных принципов. Но, цепляясь за старые устои и пытаясь отстоять их, Барон идет наперекор времени. Распря с веком не может не закончиться сокрушительным поражением Барона.

Однако причины трагедии Барона заключены также в противоречии его страстей. Пушкин всюду напоминает, что Барон - рыцарь. Он остается рыцарем и тогда, когда беседует с Герцогом, когда готов обнажить за него меч, когда вызывает сына на поединок и когда он одинок. Ему дороги рыцарские доблести, у него не исчезает чувство чести. Однако свобода Барона предполагает безраздельное господство, и другой свободы Барон не знает. Властолюбие Барона выступает и как благородное свойство натуры (жажда независимости), и как сокрушительная страсть для приносимых ей в жертву людей. С одной стороны, властолюбие - источник воли Барона, который обуздал «желания» и теперь наслаждается «счастием», «честью» и «славой». Но, с другой стороны, он мечтает о том, чтобы ему все повиновалось:

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Мне всё послушно, я же - ничему...

Одержимый этими мечтами, Барон не может обрести свободы. В этом причина его трагедии - добиваясь свободы, он ее растаптывает. Более того: властолюбие перерождается в иную, не менее могущественную, но гораздо более низменную страсть к деньгам. И это уже не столько трагическое, сколько комическое преображение.

Барон думает, что он царь, которому все «послушно», но безграничная власть принадлежит не ему, старому человеку, а той груде золота, которая лежит перед ним. Его одиночество оказывается не только защитой независимости, но и следствием бесплодной и сокрушительной скаредности.

Однако перед кончиной рыцарские чувства, увядшие, но не исчезнувшие вовсе, всколыхнулись в Бароне. И это проливает свет на всю трагедию. Барон давно уверил себя, что золото олицетворяет и честь его и славу. Однако в действительности честь Барона - его личное достояние. Эта истина пронзила Барона в тот момент, когда Альбер его оскорбил. В сознании Барона разом все рухнуло. Бессмысленными вдруг предстали все жертвы, все накопленные драгоценности. Зачем он подавлял желания, зачем лишал себя радостей жизни, зачем предавался «горьким воэдержаньям», «тяжелым думам», «дневным заботам» и «бессонным ночам», если перед короткой фразой - «Барон, вы лжете» - он беззащитен, несмотря на огромное богатство? Наступил час бессилия золота, и в Бароне проснулся рыцарь:

В «маленьких трагедиях» Пушкин сталкивает взаимоисключающие и вместе с тем неразрывно связанные точки зрения и правды своих героев в своеобразном полифоническом контрапункте. Это сопряжение противоположных жизненных начал проявляется не только в образно-смысловой структуре трагедий, но и в их поэтике. Это наглядно проявляется уже в названии первой трагедии - «Скупой рыцарь».

Действие происходит во Франции, в позднее средневековье. В лице барона Филиппа Пушкин запечатлел своеобразный тип рыцаря-ростовщика, порожденный эпохой перехода от феодальных отношений к буржуазно-денежным. Это особый социальный «вид», своего рода социальный кентавр, причудливо сочетающий в себе черты противоположных эпох и укладов. В нем живы еще представления о рыцарской чести, о своей социальной привилегированности. В то же время он носитель уже других устремлений и идеалов, порождаемых возрастающей силой денег, от которых уже в большей мере, чем от происхождения и титулов, зависит положение человека в обществе. Деньги расшатывают, размывают границы сословно-кастовых групп, рушат перегородки между ними. В связи с этим увеличивается значение личностного начала в человеке, его свободы, но вместе с тем и ответственности - за себя и других.

Барон Филипп - крупный, сложный характер, человек огромной воли. Главной его целью становится накопление золота как главной ценности в формирующемся новом укладе жизни. Поначалу это накопительство для него не самоцель, а лишь средство обретения полной независимости и свободы. И Барон как будто достигает своей цели, о чем говорит его монолог в «подвалах верных»: «Что не подвластно мне? Как некий демон Отселе миром править я могу...» и т. д. (V, 342-343). Однако эта независимость, власть и сила покупаются слишком дорогой ценой - слезами, потом и кровью жертв бароновой страсти. Но превращением других людей в средство осуществления его цели дело не ограничивается. Барон и себя в конце концов превращает лишь в средство осуществления этой цели, за что расплачивается утратой своих человеческих чувств и качеств, даже и таких естественных, как отцовские, воспринимая родного сына как своего смертельного врага. Так деньги из средства обретения независимости и свободы незаметно для героя превращаются в самоцель, придатком которой становится Барон. Недаром его сын Альбер говорит о деньгах: «О, мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ, и сам им служит... как алжирский раб, -Как пес цепной» (V, 338). Пушкин как бы заново, но уже реалистически переосмысливает проблему, поставленную в «Кавказском пленнике»: неизбежность обретения на путях индивидуалистического бегства от общества вместо чаемой свободы - рабства. Эгоистическая монострасть приводит Барона не только к его отчуждению, но и к самоотчуждению, т. е. к отчуждению от своей человеческой сущности, от человечности как ее основы.

Однако у барона Филиппа есть своя правда, которая объясняет и в какой-то мере оправдывает его жизненную позицию. Думая о своем сыне - наследнике всех его богатств, которые ему достанутся без всяких усилий и забот, он видит в этом попрание справедливости, разрушение основ утверждаемого им миропорядка, в котором все должно быть достигнуто и выстрадано самим человеком, а не передаваться как незаслуженный дар божий (в том числе и царский престол - тут возникает интересная перекличка с проблематикой «Бориса Годунова», но на иной жизненной основе). Наслаждаясь созерцанием своих сокровищ, Барон восклицает: «Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастье, в ней честь моя и слава!» Но вслед за этим его обуревают вдруг смятение и ужас: «Я царствую... но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой. Развратников разгульных собеседник!» Барона ужасает не неизбежность смерти, расставания с жизнью и с сокровищами, а нарушение высшей справедливости, которая придавала его жизни смысл: «Он расточит... А по какому праву? Мне разве даром это все досталось... Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило?.. Нет, выстрадай сперва себе богатство, А там посмотрим, станет ли несчастный То расточать, что кровью приобрел» (V, 345-346).

Здесь есть своя логика, стройная философия сильной и трагической личности, со своей последовательной, хотя и не выдержавшей испытания на человечность правдой. Кто виноват в этом? С одной стороны, исторические обстоятельства, эпоха наступающей меркантильности, при которой ничем не сдерживаемый рост материального богатства ведет к духовному обнищанию и превращает человека из самоцели всего лишь в средство достижения других целей. Но Пушкин не снимает ответственности и с самого героя, выбравшего путь достижения свободы и независимости в индивидуалистическом отъединении от людей.

С проблемой выбора жизненной позиции связан и образ Альбера. Упрощенным представляется его распространенное истолкование как измельченного варианта личности его отца, в котором со временем будут утрачены черты рыцарства и восторжествуют качества ростовщика-накопителя. В принципе такая метаморфоза возможна. Но она не фатально неизбежна, ибо и от самого Альбера зависит, сохранит ли он присущие ему открытость людям, общительность, доброту, умение думать не только о себе, но и о других (здесь показателен эпизод с больным кузнецом), или растеряет эти качества, как его отец. В этом плане знаменательна финальная реплика Герцога: «Ужасный век, ужасные сердца». В ней вина и ответственность как бы равномерно распределяются - между веком и «сердцем» человека, его чувством, разумом и волей. В момент развития действия барон Филипп и Альбер выступают, несмотря на кровное родство, как носители двух противостоящих, но в чем-то и взаимокорректирующих правд. И в той и в другой есть элементы и абсолютности, и относительности, проверяемые и развиваемые в каждую эпоху каждым человеком по-своему.

В «Скупом рыцаре», как и во всех других «маленьких трагедиях», реалистическое мастерство Пушкина достигает своего расцвета - по глубине проникновения в социально-историческую и нравственно-психологическую сущность изображаемых характеров, по умению рассмотреть во временном и частном - непреходящее и общечеловеческое. В них достигает своего полного развития и такая особенность поэтики пушкинских произведений, как их «головокружительная краткость» (А. Ахматова), заключающая в себе «бездну пространства» (Н. Гоголь). От трагедии к трагедии возрастает масштабность и содержательная емкость изображаемых образов-характеров, глубина, в том числе и нравственно-философская, отображаемых конфликтов и проблем человеческого бытия - в его особых национальных модификациях и глубинных общечеловеческих «инвариантах».

Загрузка...