crimea-fun.ru

Поведение катерины после приезда мужа. Записи с меткой покаяние катерина пьеса "гроза"

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Не претендуя на оригинальность, хочу высказать свое мнение по поводу трагедии главной героини драмы А. Н. Островского "Гроза". Меня всегда мучила мысль: как женщина, свято верившая в христианскую мораль, могла покончить жизнь самоубийством. Сбитая статьей Н. А. Добролюбова "Луч света в "темном царстве" , я, хотя и не принимала Катерину в качестве того самого пресловутого "луча", но тем не менее со многими постулатами статьи была согласна.И вот однажды в дороге меня пробила мысль: нет, никогда Катерина на самоубийство не пойдет и пойти не могла. Добролюбова во внимание с высоты своих лет я уже не брала: что мог жизненно мудрого сказать юноша (Добролюбов), умерший в 25 лет? Откуда ему было взять жизненный опыт, опыт семейных отношений, если ничего этого он не имел и до этого просто не дожил?Поэтому доверять его мнению я в какой-то момент перестала и решила еще раз внимательно перечитать драму.
Итак, Катерина Кабанова- купеческая дочь и купеческая жена. В самом начале пьесы она вспоминает свое детство, когда она жила в родительском доме, "точно птичка на воле". Что под этим подразумевалось? Утром вставала и поливала цветы, ходила в церковь, слушала богомолок и странниц, вышивала по бархату золотом, гуляла по саду и к вечерне ходила в церковь.Вот так проходили дни и годы. Матушка Катерины даже "работать не принуждала", к семейной жизни не приучала, только обращала внимание на то, что, бывало, с дочерью что-то необычное творилось. Катерина сама об этом рассказала:"...не слышу, когда служба кончится", видела во время службы, как "в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет (...) будто ангелы в этом столбе летают и поют". Говоря современным языком, Катерина могла впадать в транс, отрешалась от всего земного, следуя только за полетом своей души. Отсюда и горячие молитвы и днем и ночью, отсюда и видения храмов золотых и садов необыкновенных, отсюда и полеты во сне.
Став женой тихого, безобидного Тихона, Катерина должна была продолжать уже в собственной семье жизнь, намеченную в детстве.Однако оказывается, что к семейной жизни она не готова: глухое недовольство свекровью, осуждение ее религиозности, неприятие законов, царящих в доме свекрови, нежелание их понять и собственное своеволие. "Такая уж я зародилась горячая! (...)... не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"- говорит она Варваре.
Вдруг оказалось, что в новой семье не спасают и молитвы. А уж если это не спасает, ночами приходит "враг" и начинает смущать ее: "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что". Ее дальнейшая жизнь - это испытание на прочность ее христианской морали.. Провожая мужа по делам в Москву, она просит взять с нее страшную клятву, чтоб "умереть мне без покаяния, если я..." Гордыня берет верх, и Катерина, нарушая клятву, изменяет мужу. И не просто изменяет, а целенаправленно, изо дня в день, пока мужа нет, встречается с Борисом. Тут уже нарушаются все нормы христианской морали, но радости эта любовь Катерине не приносит. Боясь умереть во время грозы, боясь пророчеств старой барыни ("За все тебе отвечать придется"), Катерина кается перед мужем, признаваясь ему и свекрови, что изменила с Борисом. Говорит она слова признания в состоянии аффекта, ей хочется снять с себя страшный грех прелюбодеяния. После своего страшного признания она "падает без чувств на руки мужа".
Покаявшись в своем грехе, Катерина готова умереть.Последняя встреча с Борисом как подтверждение этому. "Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу"- говорит она ему. Оставшись одна, она "задумывается". Эта авторская ремарка дорогого стоит."Задумывается "- проще говоря, сознание у нее отключается и все последующие фразы она произносит в бессознательном состоянии. Множество восклицательных и вопросительных предложений говорят о ее состоянии аффекта. Она, очищенная покаянием, простившаяся с Борисом и своей жизнью, не накладывает на себя руки. Доказательством этому служат авторские ремарки: "Ах скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит)". Именно "уходит", а не бросается в Волгу. Что же произошло? Кто-то увидел, что "женщина в воду бросилась" - и все! Кто увидел, рядом, естественно, не стоял. Дело было ночью (люди с фонарями Катерину искали), рассмотреть, что произошло на самом деле,никто не мог. На виске у Катерины была маленькая ранка. Предположение одного из героев, что "... должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!", остается только предположением.Якорь в омуте? Всю пьесу ни о каком судне речь не шла.
Готовая к смерти, Катерина никогда бы не совершила греховного поступка, который отмолить нельзя, за который покаяться нельзя. Покаявшись в прелюбодеянии, она никогда не совершит еще более тяжкий грех - самоубийство. Видимо, находясь в полусознательном состоянии она просто оступилась в темноте. Потому и нашли ее "близехонько, в омуточке у берега". Катерина была чистой всю жизнь.Оступившись, она осознала свой грех, покаялась и умерла с чистым сердцем истинной христианкой. Закономерны слова Кулибина: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

«Островский Гроза урок» - Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Конфликт пьесы = основы сюжета. Тема произведения. Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы. Микротемы. Кудряш против Дикого. Варвара против Кабанихи. Жанровое своеобразие.

«Анализ «Грозы»» - Основное в характере князя Бориса. Проблема власти. Любовь. Следовать всем христианским законам. Кабанова. Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу. Мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась. Характер Кабановой. Любовь Катерины. Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой.

«Герои «Снегурочки»» - Музыкальные инструменты. Результаты теста. Тесты на закрепление по теме. Музыка. А.Н. Островский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Сцена. Композитор. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Персонажи. Леший. Образ Леля. Мощь и красота природы. Характер музыки. Снегурочка. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьеса Гроза» - А.Н.Островский. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. С.Шевырев. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Гроза. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза».

«Островский Гроза» - Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Страницы учебника. Кабаниха. А.Н.Островский. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов. Решительность, мужество. Постоянный духовный бунт.

«Герои «Грозы»» - Замоскворечье. Московский Государственный Университет. Словарь. Памятник А.Н.Островскому. Общественная деятельность А.Н.Островского. Речевая характеристика. Занятия Катерины. Драма «Гроза». Результаты действий героев. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Урок литературы В 10 КЛАССЕ

Тема: «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"».

Цель:

    Проанализировать образ главной героини.

    Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

    Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

Оборудование: компьютерная поддержка.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

2. Тест.

1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

Формальное соблюдение религиозных заповедей;

Стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

Моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

Осознанная борьба с “темным царством”.

2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

Раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

Страх перед мужем и свекровью;

Невозможность вернуться в родительский дом;

Несчастный случай.

3. Беседа.

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

4. Творческое задание.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

6. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.

Загрузка...