crimea-fun.ru

Почему доктор старцев назван ионычем. «почему доктор старцев стал ионычем? Возможно это вас заинтересует

Забирайте же с собою в путь, выходяиз мягких юношеских лет в суровоеожесточающее мужество, забирайте с собоювсе человеческие движения, не оставляйтеих на дороге, не подымете потом!Н. В. Гоголь.Небольшие, но очень емкие рассказы А. П.Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, ко-торый был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, иодежда, и душа, и мысли". Менее известно другое: "Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее "желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными" и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе?

Но, читая рассказ "Ионыч", мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделать его физически и морально неполноценным. Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой в городе". Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывая фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, он был очарован.

Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: "Все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо". Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, "пройдя девять верст... не чувствовал ни малейшей усталости". Он влюбился в Екатерину.

Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорит: "Сколько хлопот, однако!" Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить.

Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке",то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого".

В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого? Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной...

  2. Загрузка... В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и...

  3. Загрузка... В рассказе "Ионыч" А. П.Чехов показывает постепенную деградацию человека, превращающегося под влиянием среды из молодого энергичного врача в жирного, апатичного обывателя. В город С....

  4. Загрузка... Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование...

  5. Загрузка... ИОНЫЧ - герой рассказа А. П.Чехова «Ионыч» (1898), Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история - постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра...

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
Н.В. Гоголь
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он крупнее, тем яснее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого.
Чехов не был баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие подтекста, «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти и зависти, он хотел видеть их добрыми, отзывчивыми, честными людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного: почти все человечество зависимо от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.
Хотя что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать больше денег, как доктор Старцев, который проделал путь, приведший его к нравственной смерти. Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость? Наверное, это пора открытий нравственных и душевных; пора приобретения любви, дружбы, знаний... В пору молодости человек остро задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев?
Какими путями идет? К чему приходит? В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, устраивал приемы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован.
Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце повествования мы видим любимые занятия Старцева: «...в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».
«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят...» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происшедших в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Невосприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемонии через все комнаты, «не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом...». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтаниями о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь да и жизнь доктора Старцева сложилась бы совсем иначе.
Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.
Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.
В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена...
М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.

Сочинение

(по рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)

“Когда в губернском городе С приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С очень хорошо...”

С этой фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”. Главный герой рассказа - доктор Старцев, бедный земский врач, который только начинает свою карьеру. Это очень интересный, общительный, мечтательный, добрый человек,
который знакомится с семьей Туркиных, слывущей самой “талантливой семьей” в городе С.

Но постепенно, узнавая членов семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны.

Талант Ивана Петровича, отца семейства, заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: “недурственно”, “покорно вас благодарю”.

Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности.

Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (родители зовут ее Котик), собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру: “ударила изо всей силы”, “упрямо ударяла все по одному месту”. Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой работе, цель которой - “вбить клавиши внутрь рояля”.

Старцев влюбляется в Екатерину, у которой только одна цель в жизни - закончить консерваторию. Она молодая, красивая, но ветреная девушка, которая не задумывается о своем будущем и поэтому легко переступает через чувства Старцева. Это и положило начало деградации личности Старцева.

Котик уезжает. Проходит четыре года. За это время Старцев сильно меняется. Из бедного доктора он превратился в богатого человека, владеющего недвижимостью, имеющего деньги и положение в обществе.

Он ожирел, страдает одышкой. Теперь это не тот Старцев, которого мы видим в первых главах рассказа. Он редко бывает в обществе, стал замкнутым, недоброжелательным, грубым. В городе С он уже слывет Ионычем.

“У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.

“Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным”.

И вот Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Старцев опустился окончательно, духовно почти умер, она стала более смелой, серьезной, поняла главное: “Я такая же пианистка, как мама писательница...” У Екатерины Ивановны осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, - это любовь Старцева.

Темно и вдуше Ионыча. Лишь на миг “затеплился огонек”, стало жаль любви, утраченного счастья, и, при свете этого огонька, вдруг раскрылась вся пошлость его жизни. Но ему не жаль этой жизни, молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он.

В рассказе Чехова изображено превращение человека с хорошими задатками в человека-эгоиста. Показана гибель души человека, ее творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча - человека “без впечатлений, без мыслей”, без мечты.

Произведения Антона Павловича Чехова многому учат, обличая пошлость, лицемерие, ложь, подлость. Они воспитывают умение видеть красоту жизни, чувствовать ее. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», который соединяет все части произведения. Не зря в качестве названия выбрано отчество Старцева. Оно указывает не только на главного героя, но и на изменения его души, внутренней сущности. Антон Павлович Чехов считал простоту, душевную и внешнюю красоту лучшими качествами человека. Он осуждал тех, кто нарушал эту гармонию, позволяя себе превращаться в душевно, умственно и физически убогого человека. Эта позиция нашла отголосок в творчестве писателя, в том числе и в рассказе «Ионыч».

В начале произведения молодого земского врача автор с уважением называет Дмитрием Ионычем Старцевым. Его недавно прислали в Дялиж, расположенный неподалеку от города С. А. П. Чехов обращает внимание на любовь мужчины к своему делу, желание помогать другим. Перед читателем предстает добрый молодой человек, склонный к философским размышлениям. Живет Старцев скромно, не имеет даже лошадей, но знает, что это все наживается со временем. Сердце Дмитрия Ионыча открыто для любви, и он встречает ее в гостях у Туркиных.

Старцев знакомится с дочерью известного на весь город барина Туркина Ивана Петровича. Сначала девушка вызывает лишь легкую симпатию доктора. Он умиляется ее фигурой, наивным детским выражением лица и манерами. Симпатия достаточно быстро превращается в любовь. Два раза Дмитрий Ионыч пытается признаться девушке в своих чувствах. Первый раз Екатерина издевается, смеется над ним, а во второй – окончательно отказывает.

Тем не менее, Старцев уже запутался в новом обществе и его ценностях. Он понимает, что может прилично зарабатывать. Доктор полностью погружается в работу, но теперь его главная цель – не помощь людям, как это предполагает клятва Гиппократа, а обогащение. Днем он полностью отдается заработку денег, а ночью – примитивным развлечения: картам, клубам, алкоголю. Он замечал глупость обывателей, с которыми играл в карты, но не пытался ее развенчать, так как знал, что от «высших кругов зависит его карьера». Большинство заработанных денег Доктор пытался выгодно вложить, например, на текущий счет «Общества взаимного кредита».

Такой образ жизни сказывается, как на характере, так и на внешности героя. Спустя четыре года после отказа Екатерины Ивановны мы снова встречаем Дмитрия Старцева. Теперь он не только земский, но и городской врач. Мужчина успевает с утра принять больных, в Диляже, а потом едет в свой кабинет в городе. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком,так как страдал одышкой». Это первые шаги на пути от Дмитрия Старцева к Ионычу. Понемногу он начинал напоминать обывателей, но отличался от них убеждениями в важности труда.

В это время Старцев получает письмо от Екатерины, но видеть девушку он не хочет. Через несколько лет видим окончательное превращение Дмитрия Старцева в Ионыча: «…он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…». Он теряет всякое уважение к людям, считая себя выше них. Ионыч теперь «тяжелый и раздражительный», с «тонким и резким голосом». Герой насколько меняется, что мы понимаем: мосты к прежнему молодому доктору окончательно сожжены.

Кто виноват в превращении? , окружение или сам Старцев? Вероятно, влияние имели все обстоятельства, но главную роль в духовной деградации сыграла все-таки внутренняя слабость героя.

Почему доктор Старцев стал "Ионычем"

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта - стать владельцем имения и есть собственный крыжовник. В третьем помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!"

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого" В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?" Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

Загрузка...