crimea-fun.ru

План выборы в политическом процессе. Роль выборов в политическом процессе

Практика выборности должностных лиц существовала еще в древности. В Древней Греции и Риме участие свободных людей в голосовании было обязательным и за это даже платили. В период средневековья и абсолютизма этот институт исчезает на сотни лет. Возродились выборы и избирательное право только в эпоху буржуазных революций в ХУШ в.

В общественно-политической жизни общества выборы имеют большое значение. Это один из главных институтов политической системы.

Выборы – это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти; это способ формирования органов государственной власти; это способ смены правящих элит и передача власти мирным путем.

Именно путем выборов граждане реализуют свои права на управление страной через своих представителей. Избрание депутатов порождает ответственность органов власти перед населением. Через выборы формируются парламенты, органы местного управления, выбираются главы государств. Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы народа, то он имеет право через выборы ее сменить. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важнейший признак легитимности власти и наличия демократического общества.

В демократических государствах организация и проведение выборов подчинены определенным принципам: обязательность, открытость, периодичность, свобода, альтернативность выборов.

Ранее институт избирательного права регулировался только внутренним законодательством страны. Современное избирательное право исходит из устоявшихся международных стандартов при строгом соответствии Конституции страны. Периодичность выборов устанавливается через законы страны. Иногда проводятся внеочередные выборы, что может быть связано с введением чрезвычайного положения или невозможностью главы государства исполнять свои полномочия (болезнь, смерть).

Весь народ страны в выборах участия не принимает. Существует понятие «избирательный корпус» - это совокупность граждан, по закону обладающих правом голоса. Избирательный корпус и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают по своему объему, т.к. часть граждан по ряду причин лишена права участвовать в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальное основание для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. Не имеют права голосовать: члены королевской семьи; лица, отбывающие тюремное наказание; постоянно или временно лишенные политических прав; банкроты и т.д. Кроме того, существует понятие «электорат» - это часть избирательного корпуса, голосующая за конкретного кандидата или партию.

Выборы в обществе выполняют следующие функции:

1. креативная (создавать) – благодаря выборам создаются представительные органы;

2. выражение воли избирателей – состав парламента отражает политические предпочтения и настроения избирателей;

3. легитимации власти – в результате выборов парламенты становятся и признаются законными;

4. контрольная – периодические выборы позволяют избирателям контролировать избранников и в случае необходимости, могут отказать им в доверии и избрать других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характерные черты очередных (основных) и внеочередных выборов. Особенности выборов при различных политических режимах. Отличия активного и пассивного избирательного права. Правила организации выборов. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Выборы как процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление граждан путем голосования. Социальные функции, виды выборов. Основные демократические принципы избирательного права. Избирательная система как главный регулятор выборов.

    реферат , добавлен 28.03.2010

    Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества. Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее основные стадии и типы. Проблемы современного избирательного процесса. Нормативные источники, регулирующие выборы.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2009

    Понятие и сущность избирательной системы. Основные принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Организация и порядок проведения выборов. Определение результатов голосования. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Роль информатизации в проведении политических выборов. Медитация, компьютеризация, интеллектуализация. Информатизация демократического избирательного процесса, признаки. Символическая форма политического участия. Активизация научно-технической политики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2015

    Понятие и виды избирательных систем и функции выборов. Конституционные положения о президенте РФ. Основные результаты президентских компаний Российской Федерации в 1990-2000 годах, порядок и правила их проведения и формирования критериев оценки выборов.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Избирательные PR-технологии. Механизм их использования для формирования имиджа политика в избирательном процессе на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы 2003 года по 48 одномандатному избирательному округу Красноярского края.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

1)Определение понятия выборы

2)Виды избирательных систем:

Пропорциональная

Мажоритарная

3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:

На пост президента

На пост региональных деятелей

На пост глав местного самоуправления

Выборы в политические партии

4)Система избирательного процесса:

Избирательное право

Избирательный процесс

5)4 действия избирательного процесса:

Подготовительная

Выдвижение кандидата

Предвыборная агитация

6)Возрастные ограничения на выборах:

Право избирать наступает с 18 лет

Право избираться наступает:

а)в органы местного самоуправления с 21 лет

б)в органы регионального управления с 30 лет в)на пост президента РФ с 35 лет

7)Роль выборов политическом процессе в РФ

Политический процесс как совокупность видов

Политической деятельности субъектов

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.

2. Субъекты политического процесса.

3. Стадии политического процесса:

а)выявление и согласование интересов б)формирование цели и программы деятельности в)реализация программы в деятельности социально- политических общностей

г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности

4. Понятие и специфические черты политической

деятельности:

а)ориентация действий на проблемы всего общества б)использование политической власти как главного средства

осуществления целей

в)основным институтом решения проблем выступает государство

5. Политические компромиссы.

6. Политическая борьба как противостояние интересов

политических субъектов:

а) Виды: революционная и реформаторская б) Формы политической борьбы

в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов

7. Основные тенденции в развитии политического процесса

в современной России

Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и Управления

Обществом

1) Структура политической системы и ее элементы а)организационная (институциональная) сфера -



государство, партии и общественно-политические движения б)нормативная сфера - политические, правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи, традиции... в)культурно-идеологическая сфера - политическая

идеология и культура

г)коммуникативная сфера - информационные связи и политические отношения

2) Функции политической системы:

а)определение целей,задач,программ деятельности общества

б)мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей

в)интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей

3) Типология политических систем:

Выборы в Гос. Думу РФ

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов в Гос. Думу РФ

а)Конституция РФ

б)ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального собрания РФ"

в)ФЗ "О выборах"

2. Сущность пропорциональной избирательной системы:

а)партийные списки

б)пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов в)заградительный барьер и его назначение

3. Основные принципы избирательного права в РФ

4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос. Думы:

а)российское гражданство б)достижение возраста 21 года

5. Результаты выборов 2007г. в Гос. Думу РФ


Роль СМИ в политической системе общества

1) Понятие о средствах массовой информации/ СМИ –

четвертая власть в

современной политической жизни./ СМИ – средства создания,

тиражирования и распространения информации.

2) Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной

информации);

б) экспертная (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к политическим

ценностям и действиям);

г) представительство общественных интересов, мнений, позиций;

д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических

действий).

3) Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы).

а) локальная;

б) национальная;

в) международная.

4) Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

6) СМИ в политической жизни РФ.

Разделение властей в РФ

1.Сущность принципа разделения властей.

2. Разделение властей и их функции. Основные положения

теор. разделения властей.

3. Структура закнодат. власти в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Федеральное собрание РФ

б) органы законодательной власти субъектов РФ

4. Структура исполнит власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Президент РФ

б) Гос.Совет

в) органы исполнительной власти субъектов РФ

*председатель Сов.министров*правительство*

*заместители председателя*министры*

5.Структра судебная власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) конституционный суд РФ

б) Верховный суд РФ

в) Высший Арбитражный суд РФ

г) прокуратура

Механизм государственного регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Политическая власть как особый вид общественных отношений

1.Властные отношения как особый вид общественных отношений

2.Виды власти

3.Причины возникновения политической власти

4.Субъекты политической власти а)народ как источник власти

б)политические элиты в современном обществе в)политические лидеры

5.Средства и способы осуществления политической власти

6.Гос-во как носитель политической власти. Особенности гос-

венной власти:

а)обязательность решения для всего населения б)вертикаль власти

в)легальность в использовании силы.

Современные политические идеологии

1)Роль идеологии в политической жизни

2)Основные политические идеологии XX века:

а)либеральная;

б)консервативная;

в)социалистическая и социал-демократическая;

г)идеология фашизма

3)Политическая идеология и политическое сознание:

а)политическая пропаганда

б)СМИ и их роль в современной жизни

4)Развитие политических идеологий в современном мире

Демографическая ситуация в современной России

1.Что такое демографическая ситуация в общем. А)понятие демографического кризиса. Б)современная демографическая ситуация.

2.Демографическая ситуация. А)в прошлые века

Б) в современной России

3.статистика

А)соотношение мужчин и женщин

Б)соотношение между трудящимися и пожилыми.

4.Факторы воздействия на демографическую ситуацию. А)войны

Б)эмиграция

5.Ээконоческие кризисы, нестабильная соц. ситуация

А)проблемы неполных семей

Одинокие люди

Увеличение числа

Тенденции развития демографического кризиса

1.Более позднее рождение детей

2.Сокращение числа на одну семью

3.Соотношение мужчин и женщин

4.Увеличение числа разводов

5.Соц. политика направленная на улучшение демографической ситуации

А)материнский капитал Б)пенсионная реформа В)ипотека

Политическое участие

1. Понятие политического участия

2. Формы политического участия а) опосредованное

б) непосредственное (прямое)

в) автономное участие;

г) мобилизационное участие.

3. Виды политического участия а) активное

б) инициативное в) пассивное г)поддерживающее

4. Мотивы участия избирателя в выборах:

а) интерес к политике;

б) политическая компетентность;

в) удовлетворение потребностей.

5. Политический абсентеизм.

«Формы политического поведения» - Регулирование политического поведения. Почему наличие политических организаций увеличивают возможность регуляции политического поведения? Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? Почему необходимо законом установить границы политической свободы?

«Политическая карта мира» - По форме государственного строя страны бывают: 1. Республика – ? всех стран мира. ВВП 350 долларов. По формам правления. Всего монархий в мире насчитывается: Этапы формирования политической карты мира. Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. При изучении темы «Современная политическая карта мира».

«Карта мира политическая» - Островные Полуостровные Архипелаги Материковые. Китай -1 Россия - 7. Тема: Политическая карта мира. Типология стран. Группировка стран по площади. Самое большое по площади государство Земли: а) Канада; б) Россия; в)Китай; г) США. Страны. Политическая география. Вывод. Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи.

«Политический экстремизм» - Характерные признаки политического экстремизма. Международный экстремизм государственный экстремизм внутренний экстремизм. Государственный организационно-групповой индивидуальный. Индивидуальный экстремизм. Экстремизм в области культуры. Религиозный экстремизм. Виды политического экстремизма. Экологический экстремизм.

«Человек в политической системе» - Уверенность в правоте собственных идей и агрессивное неприятие чужих. Проявление политической культуры. Осуществляется посредством неполитических агентов социализации. Особенности российской политической культуры. В сфере поведения. Искусственно гомогенная. Функции политической культуры. Осуществляется преимущественно посредством политических агентов социализации.

«Политическая деятельность» - Средства. Цель и средства. Политические действия часто не достигают поставленной цели и приводят к другим результатам! Субъекты и объекты политики. Политическая деятельность. Политическое действие. Объекты. Политика как деятельность. Личность. Формы отношений между участниками политической деятельности.

Цель: Раскрыть процесс формирования и функционирования представительских органов власти.

1. Роль выборов в политической системе.

2. Избирательное право.

3. Избирательная система.

Основные понятия: избирательный процесс, избирательная система, избирательная кампания, избирательная процедура, Выборы, референдум, мажоритарная, пропорциональная системы, электорат, абсентеизм, избирательный ценз, избирательное право.

Литература:

Основная:

1. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – с. 333-349.

Дополнительная:

2. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 452-502, 163-189, 272-291.

3. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 457-568.

1. Избирательный процесс – это многообразие действий, событий, которые инициируются и создаются людьми в процессе подготовки и проведения выборов. В ходе избирательного процесса реализуются нормы избирательного права, раскрывается политическое поведение субъектов политического процесса.

Структура избирательного процесса: избирательная кампания, организационные структуры выборов (избирательные комиссии, штабы), избирательные процедуры (технологии), политический маркетинг, электоральная культура.

Основная цель избирательного процесса – это политические выборы, т.е. способ формирования органов государственной власти и управления общества с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой.

Виды выборов:

Президентские

Парламентские

Куриальные

Муниципальные

Очередные

Внеочередные

Дополнительные

Функции выборов:

Смена власти мирным путем;

Осознание и представление различными группами своих интересов;

Легитимация и стабилизация политической системы и структур власти;

- политическая социализация граждан, повышение их активности;

Рекрутирование политической элиты;

Формирование эффективно действующей оппозиции.

2. Основой всего избирательного процесса является избирательное право, т.е. совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение их, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

В узком значении избирательное право – это право гражданина участвовать в выборах в качестве избирающего (активное избирательное право) или избираемого (пассивное).

Виды избирательного права: активное и пассивное.

Принципы избирательного права:

Принцип всеобщности – означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане имеют право голоса. С этим принципом тесно связаны избирательные цензы (ограничения): возрастной, оседлости, гражданства, образовательный, имущественный, по полу, моральный, религиозный.

Принцип равных выборов:

а.) каждый избиратель имеет равное число голосов;

в.) равные условия для кандидатов.

Принцип прямых выборов, означает, что избиратели прямо без посредников принимают решения. Здесь могут быть косвенные выборы, т.е. выборы через посредников – выборщиков.

Специфическую форму избирательной активности представляет референдум или плебесцит.

Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение населения всей страны. Он может быть конституционным, законодательным, обязательным, консультационным.

3. Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (президента) закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

1. Избирательное право (теоретико-юридический аспект).

2. Избирательная процедура (процесс).

Типы избирательных систем

мажоритарная

смешанная пропорциональная абсолютного

большинства параллельная жестких списков относительного

большинства связанная полужестких списков квалифицированного

большинства свободных списков

Мажоритарная (альтернативная)

Ее достоинства:

Обеспечивает победившей партии большинство;

Предполагает формирование крупных политических партий и блоков;

Способствует установлению прочных связей между избирателями и кандидатами.

Недостатки:

Искажает реальную картину социально-политических сил в пользу победителя;

Может способствовать ослаблению, легитимности власти; вызывать недоверие к существующему строю;

Непосредственная зависимость кандидата от избирателей заставляет его заниматься местными, а не государственными делами;

Пропорциональная система (основана на партийных списках)

Существуют несколько типов списков:

Система жестких списков;

Полужестких;

Свободных.

Ее достоинства:

Отражает фактическое соотношение социально-политических сил в стране;

Обеспечивает представительство всем партиям, способствует многопартийности.

Недостатки:

Слабая связь между избирателями и депутатами;

Зависимость депутата от партийного аппарата;

Сложность при формировании правительства.

Смешанная избирательная система

Ее достоинства:

Способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципов пропорциональности;

Представляет возможность сохранения связей с избирателями.

Избирательная процедура (процесс) – это мероприятия государства по организации и проведению выборов, «избирательный закон в действии».

Избирательная процедура включает в себя: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение, избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты; финансирование или контроль за ним; определение результатов голосования.

Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает выдвижение кандидатов, агитацию за них, выдвижение наблюдателей.

Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов.

Абсентеизм – уклонение избирателей от выборов.

В процессе избирательных кампаний имеют большое значение:

Социально-политические технологии – совокупность конкретных действий и мероприятий последовательно реализуемых для достижения поставленной цели;

Социально-политическое сопровождение – совокупность специальных исследований проводимых с целью сбора информации (рейтинги, мониторинги), формирование денежного фонда.

Стратегия и тактика избирательной кампании:

Разработка предвыборной платформы;

- политический маркетинг;

Стратегия избирательной кампании – это система мероприятий и направлений политической деятельности, направленных на достижение цели;

Агитационно-пропагандистские мероприятия.

Есть другой подход к структуре избирательной компании. Она состоит из этапов:

1. Выдвижение кандидатов и создания основы предвыборной кампании.

2. Выработка стратегии и тактики избирательной кампании.

3. Агитационно-пропагандистская кампания.

^

13.2. Стадии избирательного процесса


Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц.
Организационно-практическая сторона избирательного процесса представлена избирательной процедурой - это мероприятия государства по организации и проведению выборов 6 . От избирательной процедуры следует отличать избирательную (предвыборную) кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработку предвыборных программ, агитацию и другие формы работы с электоратом .
Выделяют несколько стадий избирательного процесса (Аним. 7 ):
1. ^ Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в Законе о выборах.
2. Регистрация избирателей.


  • В современной практике используется несколько форм регистрации:

    • обязательная форма (Россия), что означает, что государство само составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на определенной территории;

    • добровольная форма (США), предполагающая, что избиратель должен сам зарегистрироваться на избирательном участке. Политологи полагают, что подобная практика негативно влияет на электоральною активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные избиратели принимают затем участие в выборах.
3. ^ Установление избирательных округов и избирательных участков.
4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.
5. ^ Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты.

  • Выдвижение кандидата возможно несколькими способами:

    • самовыдвижение;

    • выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата;

    • выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии.
6. Регистрация кандидатов и списков партий.
7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов (Видео (14,8 мб.) ) включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список . Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющих определиться с программами кандидатов, ориентированными на различные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии.

  • Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:

    • реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;

    • агитационная кампания "от двери к двери", которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;

    • встречи кандидата с избирателями;

    • "директ мейл" - адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;

    • листовочная и плакатная агитация, (рис.) , граффити ;

    • проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы в качестве своего символа часто используют живых слонов.
Проведение предвыборной кампании требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и частично государством.

8. ^ Проведение процедуры голосования. Сам термин "голосование" пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений носит и другое название - "аккламация" . Таким способом, например, принимались решения в Византии в VII в., в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Из античных Афин пришла и избирательная урна . В урну греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя "за" или "против" решения (подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смерти Сократа (рис.) ).


  • Современное голосование производится различными способами:

    • поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления);

    • самый распространенный способ - на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак;

    • с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (последний способ используется в США).
В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы) . В некоторых странах используются косвенные выборы . То есть граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем выбирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показательными в этом отношении являются выборы президента в США.
Президентская кампания в США проходит в несколько этапов.
Первый этап - выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система выдвижения кандидатов достаточна сложна, т.к. не прописана в конституции и определяется законодательством каждого штата. После второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), посредством которых сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на всеобщие выборы либо голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть дух типов: "закрытые" - в их работе принимают участие только зарегистрированные члены этой партии; "открытые" - сторонники одной партии могут принимать участие в праймериз другой партии. "Открытые" праймериз позволяют учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз, существует и второй способ определения делегатов на национальный съезд партии - проведение многоступенчатых партийных конференций.
Второй этап - проведение национальных съездов партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большую пропагандистскую нагрузку и по форме напоминают театрализованный митинг. Съезды дают старт основной президентской кампании.
Решающий этап - национальные выборы, которые позволяют определить победителей - президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года (в 2000 г. они проходили 7 ноября). Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех выборщиков данного штата (по принципу "победитель получает все"). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) пересчета голосов в штате Флорида в ноябре 2000 г., на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в пользу А. Гора (рис.) . Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша (рис.) . Перевес в пользу выборщиков-республиканцев составлял 0,5%, что по законодательству требует пересчета голосов.
Следующий этап - голосование коллегии выборщиков (декабрь). Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов выборщиков (не менее 270 из 538 голосов). Списки с итогами голосования направляются председателю Сената (по конституции им является вице-президент).
Заключительный этап - совместное заседание обеих палат Конгресса (январь следующего за выборами года), на котором оглашаются списки коллегий выборщиков. Конституция предусматривает, что если ни один из кандидатов не получил большинства голосов выборщиков, президент будет определен голосованием палаты представителей 7 .
Президентские выборы в США, проведенные в 2000 г., стимулировали обсуждение со стороны американской общественности вопроса о целесообразности сохранения подобной практики косвенного голосования, в частности о том, насколько его итоги отражают реальные предпочтения избирателей. Одни политологи видят в практике передачи голосов всех выборщиков штата одному кандидату выражение процедурного консенсуса , когда проигравшая сторона соглашается признать свое поражение. Другие рассматривают в подобной практике существенные изъяны - в истории США наблюдались ситуации (в том числе выборы 2000 г.), когда президентом становился кандидат, набравший меньше, чем его соперник, голосов избирателей, но которого поддержало большее количество выборщиков.
9. Подсчет голосов и установление итогов голосования (Видео (4,2 мб.) ).
10. Разбор жалоб и разрешение споров.
11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.
12. Введение в должность победивших кандидатов.

5. Основные функции выборов

Одна из важнейших функций выборов – создание функционирующей представительной системы . Выборы в органы власти создают отношения представительства граждан в этих органах и позволяют влиять на их деятельность. Представительная система власти, воздействуя на общество, модифицирует его в соответствии с интегральными интересами представителей его социальных групп, обеспечивая процесс общественного развития.

Выборы являются особым механизмом артикуляции интересов различных социальных групп. Период выборов вызывает обостренное осознание людьми жизненно важных проблем. Люди сравнивают свои интересы с тем, как их понимают и предлагают осуществить кандидаты в органы власти. Выборы представляют собой настоящий политический рынок, на котором кандидаты в обмен на свой имидж и свои предвыборные программы получают доверие и полномочия, имеющиеся у избирателей. Однако наибольшую цену здесь имеют только наиболее интересные для избирателей программы.

Поскольку интересы различных социальных групп могут не только отличаться, но и быть противоположными, выборы выполняют функцию мирной конкуренции интересов различных групп населения. Раньше, в “довыборную эпоху” различие интересов социальных групп, с одной стороны, приводило к конфликтам, с другой – рождало общественную потребность создавать организации представляющие интересы социальных групп и , которые пользуясь преимуществом организованности могли значительно легче навязать свою волю другим социально-политическим силам в отстаивании интересов социальных групп. При этом возникают политические партии, переводящие социальный стихийный конфликт в фазу с определенной коллективной дисциплиной. Таким образом партии превращаются в представителей различных социальных групп, находящихся в конфликте между собой, а конкуренция между ними на выборах в органы власти превращается в механизм мирного разрешения социального конфликта. Логика предвыборной борьбы заставляет крайние политические позиции заменять более умеренными, поскольку последние находят поддержку у основной массы населения. В этом смысле выборы представляют собой один из способов институционализации и разрешения социального конфликта. При этом конфликт происходит открыто, публично, а все общество выступает судьей, разрешающим его. Выборы в отличие от насильственных революций – эффективный социальный клапан, позволяющий выпустить пар социально-политической напряженности в приемлемых для общества формах.

В ходе выборов реализуется и такая социальная функция, как институционализация отношений представительства . Теоретически каждый член общества, способный адекватно выражать интересы какой-либо социальной общности, может быть ее представителем в органах власти. Однако в действительности это удается далеко не всем. Формирование представителем собственной базы поддержки является одной из центральных проблем избирательного процесса, решение которой предполагает налаживание различного рода каналов коммуникации и взаимодействия с избирателями. Только тот из политиков, кому удалось это сделать наиболее успешно, проходит сквозь “сито естественного отбора” и вливается во властвующую элиту. Тем самым в демократическом обществе выборы выступают как центральный механизм политического процесса и способствуют рекрутированию в политическую элиту лучших представителей общества.

С позиций права выборы представляют собой наиболеелегитимный способ формирования государственных институтов . Для гражданского общества, выборы являются одной из фундаментальных составляющих основ организации и функционирования демократизма. Легитимность, т.е. подлинность демократического получения мандата на власть от избирателей, волеизлияние которых свободно и в гражданско-юридическом, и в политическом, и в социально-психологическом отношении.

К функциям выборов следует отнести также активизацию политического участия населения в период избирательной кампании и происходящую в это время политическую социализацию и ресоциализацию личности. Избиратель во время выборов часто пересматривает или уточняет свои политические позиции, идентифицируя себя с теми или иными социально-политическими силами. Выборы, таким образом, выступают механизмом политического развития общества.

Исходя из вышесказанного становится очевидной важнейшая функция выборов в соответствии с общественным договором – Конституцией – трансформация политической системы в направлении поиска для страны оптимального политического курса.

^ 1. Особенности выборов при различных политических режимах

В мире трудно найти страны в которых не проводились бы выборы в органы политической власти. Однако далеко не все выборы можно отнести к демократическим. В этом разделе мы постараемся осуществить своего рода “входной контроль”, позволяющий отличить демократические выборы от недемократических. Для этого выделим типы выборов в зависимости от характера взаимодействия государства и гражданского общества .

Так, выборы, при которых гражданское общество подчинено государству , характерны для различных авторитарных режимов. Все основные решения о составе депутатов, о содержании предвыборных программ принимаются заранее политическим руководством страны (хунтой, олигархией, монопольной партией и т. п.). Кандидаты, как правило, анонимны, так как избиратели не знают ни их самих, ни их программ. Они выступают не как представители избирателей, а как представители правящих партийно-государственных структур. Тоталитарная политическая система, за идеологическими прикрытиями прячет свое действительное содержание и претендует на выражение народной воли, воплощение демократии высшего типа. Она использует так называемые безальтернативные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реального влияния на процесс принятия решения.Классическим примером функционирования избирательной системы в условиях авторитарного государства является практика существовавшая в течении десятилетий в СССР. Всеобъемлющее планирование, социальный контроль, не оставляющий места для индивидуальной автономии и свободы, всесильная и абсолютная власть КПСС пронизывала все сферы жизни общества. Поскольку монопартия контролировала в первую очередь властные структуры, то естественно, что в СССР существовала жесткая система формирования представительных органов власти всех уровней. Скрытый от глаз большинства населения механизм заключался в том, что несмотря на наличие формального права избирательной инициативы у трудовых коллективов и формального права выбора, реальное право избирательной инициативы, а, соответственно, и выбора кандидатов находилось у партийной бюрократии.

Осуществление такой практики было типичным не только для политических режимов – стран бывшего “социалистического лагеря”, а также для Пакистана, Индонезии, Филиппин и ряда стран с тоталитарными и авторитарными режимами власти. Здесь выборы представляют квазидемократическую декорацию, скрывающую действительный механизм формирования правящих элит. Кроме того, авторитарный режим, будучи не склонный делиться реальной властью, может, прибегая к обещаниям демократических перемен, намеренно скомпрометировать движение за демократические выборы, выявить демократическую оппозицию, чтобы впоследствии расправиться с ней.

Понятно, что невелика роль выборов и в тех странах, где механизм выборов подчинен силе патриархальной традиции, которая определяет и способ голосования и выбор кандидатов. В этих условиях выборы являются лишь формой общинных и клановых механизмов мобилизации социальной активности.

Второй тип выборов, при неустойчивом равенстве сил государства и гражданского общества . Он часто встречается в странах, где демократические режимы еще не имеют глубоких корней, а демократические устремления лидеров государства наталкиваются на противодействие антидемократических сил. При этом избранные народом представительные органы власти нередко прекращают свое существование в результате насильственных действий.

Анализ опыта мирной демократизации в южно-европейском и латиноамериканском регионах, показывает, что наиболее вероятный способ успеха заложен в “серии мелких реформ” и в готовности оппозиции делиться на первых порах ограниченным полем действия, предоставляемой ей авторитарной системой в начальной фазе процесса. Преимущества такого процесса заключаются в том, что конкурирующие силы получают время, чтобы привыкнуть к атмосфере демократических выборов, а оппозиционные партии и политики получают возможность обрести собственное политическое лицо, вкусить конкуренции и управленческой работы на местном уровне. В то же время, авторитарные режимы, как только они признают демократию наиболее легитимной формой правления и конечным результатом планируемой политической эволюции, тем самым сразу же подрывают базу своей легитимации. Таким образом переход общества от авторитаризма к демократизму связан с решением политической дилеммы: постепенность перехода прежнего режима к новому в условиях потери поддержки населения. Решение этой непростой задачи требует оптимизации перехода через ряд этапов, через политические технологии в том числе и через многократно повторяемый избирательный процесс. Постепенный переход к демократии связан с выборами в органы государственной власти различных уровней:

– избрание местных структур самоуправления;

– формирование политической арены предвыборной борьбы на местном и региональном уровнях путем создания партий и движений, и выборы их руководящих органов;

– избрание руководителей исполнительной власти.

Итак, технология развертывания гражданского общества происходит через демократические выборы. Продолжительность же перехода от авторитаризма к демократии исчисляется десятилетиями, поколениями и сериями демократических выборов. Чем меньше практического опыта многопартийности, чем неблагоприятнее социально-демократические условия, способствующие выработке политической терпимости, тем необходим больший временной интервал. Поспешность некоторых стран, считающих что переход к демократии – происходит в мгновение, которое нельзя упускать, зачастую приводит к скорому восстановлению авторитаризма в квазидемократическом виде.

Кроме того, несовершенное законодательство, отсутствие демократических традиций и механизмов общественного контроля за ходом выборов, характерное для стран с неустойчивым равновесием между государством и гражданским обществом, могут приводить к многочисленным фальсификациям результатов голосования. Для таких стран каждые действительно демократические выборы представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства.

Третий тип выборов при демократических режимах, когда государство подчинено гражданскому обществу .

Условием развития гражданского общества выступает равновесие, равенство прав, равное развитие государства, общества и индивида. Все вероятные конфликты межу ними регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подотчетна созданными ею законам.

Можно выделить и несколько общих характеристик, обусловленных природой демократии как основанного на выборах политического соперничества. Это: взаимное доверие между претендентами на власть, традиционное уважение правил формирования властвующих элит через свободные демократические выборы.

Поведение избирателей и кандидатов в депутаты в странах с развитой демократией характеризуется как автономное и целерациональное. В то же время, общественное мнение не всегда в состоянии воздействовать на государство и высших должностных лиц, которые устанавливают различные цензы, правила и способы проведения выборов. В такого рода обществах выборы выступают как реальный механизм формирования политических элит. Они позволяют населению воздействовать на официальный политический курс, модифицируя его в соответствии со своими потребностями. Здесь выборы в органы власти представляют собой легитимные каналы взаимодействия официальных и неофициальных субъектов, в ходе чего достигается общественный порядок и социальная стабильность.

В конституционном обществе (правовом государстве) развит либерально-демократический или конституционалистский тип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, формировании отношений государственного представительства путем выборности всех центральных органов власти народом. Этот тип легитимности – результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, выступает сегодня ведущей тенденцией мирового развития.

Загрузка...