crimea-fun.ru

Питерские митьки. А если активисты доберутся и до песен? Цены на произведения Николая Полисского

Дмитрию Шагину - 60!

«ДШ в ШД». Живопись, керамика, объекты: 25 октября в Шереметевском дворце - Музее музыки - открылась юбилейная выставка Дмитрия Шагина, одного из основателей «Митьков», известной питерской группы художников, образовавшейся в 80-е и переросшей в целое движение.

Из отрывков воспоминаний Дмитрия Шагина, также демонстрируемых на выставке:
«1983-й год, третья выставка ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), наша первая совместная гулянка, белые ночи, берег залива, «Радио Африка» Гребенщикова… Мы жжём костры, поём песни, читаем стихи, практически братаемся, совместно придумывается каноническое митьковское обращение «братушка-сестренка», и тут Шинкарёв говорит: «Я хочу записать все эти забавные словечки, все-все наши выражения»... Шинкарёв решил из этого написать книжку. А само слово «митьки» было придумано в 84-м году».

«Митёк»:

«Митьков много. По-моему, все люди в душе - митьки. Просто боятся показать, что они добрые и нежные, и строят из себя крутых мачо».

«Митьковский Питер»:

Конечно, одной из основополагающих «скреп» митьковского движения был знаменитый и как никогда актуальный тезис: «Митьки никого не хотят победить!»

Еще цитата из митьковских мудростей: «Необязательно всем быть художниками. Рисовать - они все рисуют. А вообще, мне кажется, что для девушки здорово выйти замуж, чтоб семья была, чтоб дети пошли».

«Моряки и девушки»:

Открытость, добродушие, участливость, готовность помочь окружающим и случайным встречным - типичный признак митьковской «идеологии».

«Митьки помогают Левше подковать блоху»:

На выставке много работ с литературными персонажами и их авторами, а также историческими фигурами, дающих повод для сопоставлений и прочих митьковских мудростей и доброй иронии.

«Ну что, брат Пушкин?»:

«На деревню дедушке». Из серии «Шли годы…»:

«У нас тяжело жить. Но помогает то, что много друзей, жена, дети - все здесь. Один бы я не смог. «Митьки» потому и сплотились в свой дружный коллектив, чтобы выживать в таких условиях. А что касается оптимизма и доброжелательности, так каждый по-своему - молодец. И у бомжа жизнь удалась. Он чего-то такого достиг, что нам недоступно. Может, он просто не догадывается, что у него жизнь удалась, а мы догадались. И за него тоже».

«Икарушка»:

«В баню»:

Как отметил на открытии выставки один из «бывших» или настоящих митьков художник Виктор Тихомиров, на выставке Дмитрия Шагина представлены, в основном, картины «митьковского периода». Тем не менее, кроме лубковых и лирических анекдотов митьковского «жития», в музее выставлены также работы Дмитрия Шагина других периодов и жанров, на которые явно и благотворно влияло творчество отца, замечательного и тоже известного художника «Арефьевского круга» - Владимира Шагина. Это, в основном, питерские пейзажи.

«Новая Голландия»:

«Тихий ход»:

«Трамвайная остановка»:

«Рождество в Питере»:

«Оттепель»:

Роспись по мотоциклу:

Роспись по балалайке и «проекты памятников неизвестным рок-музыкантам»:

На открытии выставки:

Дмитрий Шагин и Виктор Тихомиров:

Дмитрий Шагин: «А Гоголя я рисовал с тебя!»

(«Митёк и Гоголь»)

Татьяна Юрьева, директор Музея современного искусства им. Дягилева СПбГУ:

Владимир Рекшан, рок-музыкант (группа «Санкт-Петербург»), основатель «Музея Реалий Русского Рока» в арт-центре «Пушкинская-10», рассказал собравшимся об обряде митьковских приветствий:

Сергей Ковальский, художник и поэт, один из основателей Арт-центра «Пушкинская-10»:

Дмитрий Шагин и Александр Некрасов, директор Государственного музея современного искусства «Царскосельская коллекция», имеющего в хранении работы Дмитрия Шагина и его отца, Владимира Шагина:


Художник Татьяна Шагина, супруга юбиляра:


Пожелаем Дмитрию Шагтну новых художественных юбилеев. И всё той же стойкости, которую, как не многие, проявляет Дмитрий Шагин, храня истинно рыцарский и на сегодня «важнейший из искусств» девиз: «Митьки никого не хотят победить!»

Если вы решите прогуляться по улице Марата, то на карнизе дома № 36 увидите небольшую фигурку кошки – эту хвостатую красавицу в тельняшке зовут Тишина Митьковна Матроскина или ласково Тиша. Хозяева Тиши – известные представители петербургского андеграунда. Их картины видел хоть раз каждый житель Северной столицы, а идеология их искусства давно вышла за пределы их творческого объединения, превратившись во второй половине 80-х в самое настоящее массовое движение. Разумеется, речь идет о знаменитых митьках, «братушках и сестренках», покоривших своей непосредственностью не только Петербург, город мечтателей и бунтарей, но и Москву, имеющую немало своих самобытных андеграундных объединений. Между тем, в прошлом году митькам «стукнуло» тридцать лет – срок для группы художников по-настоящему внушительный. За это время некоторые аспекты их творчества претерпели значительные изменения, но главные принципы остались прежними – доброта, любовь к ближнему и простодушный взгляд на жизнь не имеют срока годности.

Художники по холсту водкой


Именно такое хлесткое определение дала митькам популярная энциклопедия Lurkmore – и доля правды в нем, разумеется, есть. Действительно, если не вдаваться в тонкости еще только зарождающегося в 80-е годы движения «братушек и сестренок», то можно сказать, что стиль жизни художников довольно долгое время представлял собой своеобразную карикатуру на образ русского человека в глазах иностранцев – этакие добродушные пьяницы с душой нараспашку, всегда готовые то ли затянуть хором песню, то ли хлопнуть еще рюмку. Но, ради справедливости, стоит заметить, что в 90-е годы практически все митьки взялись за ум: вечное застолье – это, конечно, практически мечта, но здоровье и творчество все-таки важнее.

Лубочное очарование и верность традициям


Поначалу выставки митьков напоминали скорее «квартирники» – музыканты пели песни, поэты читали стихи, выставленные же картины казались просто благовидным предлогом, чтобы лишний раз собраться теплой компанией друзей и единомышленников. Тем не менее, именно в то веселое время митьки начали оформляться как самобытная группа художников, имеющих схожие взгляды как на искусство, так и на жизнь. К появлению ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), поставившего перед собой цель перенести неофициальное искусство из квартир и мастерских на более цивилизованные площадки вроде Дворца молодежи и ДК им. Кирова, «братушки и сестренки» уже стали достаточно популярны в среде петербургского андеграунда – они нашли свою публику, которой пришелся по душе их консерватизм и несколько лубочная манера живописи.

«Дык-ёлы-палы» петербургского андеграунда


Но настоящая слава к митькам пришла после публикации в 1984 году книги Владимира Шинкарева – художнику пришла в голову идея отразить главные принципы жизни и творчества «братушек и сестренок» в литературной форме. С большой долей иронии он изобразил быт и особенности речи своих коллег по цеху – особое внимание было уделено его товарищу по кисти Дмитрию Шагину. К слову, именно он стал прообразом веселого и простодушного митька – беспечного гедониста и «рубахи-парня».

Книга Владимира Шинкарева стала своеобразной библией новой субкультуры – многие музыканты и художники после её прочтения внезапно поняли: «Ёлы-палы, да мы же тоже митьки!». Когда «замитьковал» практически весь Петербург, художников стали приглашать с выставками в другие города, а смешные словечки и фразы из книги прочно вошли в городской фольклор: «Дык!», «Ну, ёлы-палы», «Дурилка картонная», «сестренка» или «оленька» по отношению к любой представительнице женского пола, «напряг», «оттяг».

Но, конечно, настоящим триумфом митьков стал тур по Европе – видеоматериалы с этих гастролей легли в основу документального фильма Алексея Учителя «Елы-палы, или Митьки в Европе». Правда, сами художники не советуют его смотреть – к сожалению, режиссеру не удалось полностью воплотить в жизнь свою авторскую задумку, в этом ему помешал продюссер фильма Ян Хинтьенс из Бельгии, решивший представить андеграундных художников из Петербурга как неотесанных советских людей, узнающих блага настоящей цивилизации.

Митьки никого не хотят победить…


И поэтому они завоюют весь мир! Этот неформальный лозунг появился в 1992 году после выхода полнометражного мультфильма «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер», по сути, представляющего собой переложение книги Владимира Шинкарёва на язык мультипликации. Одно из главных достоинств этого анимационного фильма – это звучащие в нем песни Бориса Гребенщикова, который, к слову, неоднократно признавался в симпатии к митькам.

Как уже говорилось выше, митьки никогда не ограничивались одной лишь живописью – примером выхода за границы изобразительного искусства можно считать их музыкальные альбомы, в записи которых принимали участие такие именитые рок-музыканты, как Борис Гребенщиков, Умка, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Дюша Романов и Сергей Чиграков из группы «Чиж & Co». Правда, музыкальные эксперименты митьков не пользовались особо большой популярностью – нельзя преуспеть во всем.

В 90-е годы митьки стали настоящим брендом Петербурга – о них регулярно писали СМИ, они стали героями документального сериала «Митьки. Полет Икара», закадровый текст в котором читал небезызвестный Михаил Боярский, какое-то время даже выходила «Митьки-газета», в издании которой большое участие принимал Владимир Шинкарёв, главный «летописец» движения «братушек и сестренок». В 2000-е годы художники, наконец, обрели постоянный дом на улице Марата – не без помощи журналистов, яро выступавших в их защиту. К концу 2000-х отношения в творческом объединении постепенно охладели – его главные идеологи, Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарёв, решили двигаться в разных направлениях, поэтому объявили о распаде группы. Первый продолжил нести в массы идеалы движения «братушек и сестренок», второй – не без некоторого трагизма объявил о «конце митьков», написав в подтверждение этому даже целую книгу, в которой объяснялись причины разлада между ним и Шагиным.

Действительно ли, митьки «закончились» или нет – ответить совсем непросто, и возможно здесь даже нет правильного ответа. Одно сказать можно с полной уверенностью: эта самобытная группа художников безусловно оставила по-настоящему яркий след как в истории петербургского андеграунда, так и в истории самого города.

Митьки! Кто такой митек!

Теоретически "митёк " - это свободная высокоморальная личность, мировоззрение которой тяготеет к формуле: православие, самодержавие, народность. Митек отрицает все, что выходит за рамки его добродушной вселенной, где каждый друг другу братушка и сестренка. Однако на практике митек настолько легкомысленен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митек никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агрессивен.

Митьки!

«Митьки» - неформальная группа художников, образованная в 1984 в Ленинграде.

Митьки - это и движение в среде российской интеллигенции, объединяющее в своих рамках, представителей неофициального искусства художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих».

Митьки. История появления митьков.

Группа «митьки» сформировалась, как объединение ленинградских художников, в начале 1980-х годов. Первоначально их было около 10 человек. Группа получила свое название по имени одного из её лидеров Дмитрия Шагина.

А началось всё с дружбы двух живописцев - Дмитрия Шагина и Владимира Шинкарева, встретившихся на полуофициальной выставке в ДК им. Калинина в Ленинграде в 1978 году. Примерно в то же время Дмитрий Шагин познакомился с Александром Флоренским, внучатым племянником православного философа-визионера Павла Флоренского.

В 1983 году, на другой экспозиции, состоялось ключевое для Митьков "братание" Шагина и Шинкарева. Тогда же у последнего появилась идея записать любимые словечки своего друга.

В 1984 году в эстонском посёлке Усть-Нарва в Доме Культуры состоялась выставка "15 ленинградских художников”, которая считается одной из первых "митьковских".

В том же, 1984 году, Владимир Шинкарев написал книгу-манифест "Митьки", ставшую самиздатовской сенсацией. Иллюстрации для неё создавал Павел Флоренский. В 1987 году текст опубликовала парижская "Русская мысль", а потом и популярный перестроечный журнал "Юность". И Митьки прославились всенародно.

В манифесте Шинкарев с самого начала предлагает основать новое молодежное движение наподобие панков или хиппи, участников коего называть митьками, по имени "классического образца - Дмитрия Шагина (однако образ Шагина отнюдь не исчерпывается содержанием движения)".

В 1992 году по книге был снят полнометражный анимационный фильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер».

Идеи и мировоззрение группы «митки» быстро получили популярность в молодежной среде, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих», что привело к формированию новой неофициальной субкультуры в СССР.

Живопись «Митьков» 1980-х - это «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Петербург на их картинах предстаёт то наивным, как на детских рисунках, то романтичным, то напоминает агитплкаты советских лет.

Игровой, порой наивно философский характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» считали своими учителями.

С начала 1990-х годов группа «Митьки» получает широкое признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

В 1992-1993 годы, в Петербурге периодически выходила и «Митьки-Газета».

Постепенно вокруг группы «Митьки» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляли себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого направления и стиля - доброта и жалостливость, любовь к ближнему, предельная простота в речи и манере одеваться.

Среди огромного списка выставок Митьков особо значимой является "Ретроспективная выставка к 10-летию движения", прошедшая в 1993 году в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге (Россия), которая показала, что творчество этой группы уже заняло свое почетное место в истории русского искусства.

В 2000 году прошла выставка "Митьки в ООН", Штаб квартира ООН, Нью-Йорк.

Сами того не ожидая, Митьки спустя десятилетия превратились в противоположность своего мифа «беззаботных шалопаев» в заслуженных деятелей искусства, которых ценят музеи, о которых пишут статьи и книги критики.

Движение митьков в российской интеллигенции!

Движение «митьков» спонтанно расширилось и за границы Санкт-Петербурга, и начало формировать новые группы творческой интеллигенции. Это, прежде всего, «московские митьки» (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки.

Митьки продолжают активно существовать, рождают новые произведения, осваивают литературное искусство, музыку, кинематограф.

Каждое из новых «поколений митьков» расширяет словарь митьков и представление о них.

Митьки питерские и митьки московские!

Излюбленные фразы митьков!

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Дык? заменяет слова: как, кто, почему… Но чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? Дык! — чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. Дык… — извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

«Ёлки-палки» (чаще «ну, ёлы-палы») - выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

«Улёт, убой, обсад или крутняк» - похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный».

«Оттягиваться» - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего - напиться.

«Разделить по-братски» - митёк выпивает большую часть.

«Разделить по-христиански» - митёк выпивает всё сам.

Митьки́ — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).

Митьки в общей тельняшке. С.Петербург, июль, 2008 г.

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века.

Живопись «Митьков» 1980-х — «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков — частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.

В 1992—1993 гг. периодически выходила «Митьки-Газета».

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки. Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

Сленг митьков

Дык — слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Дык? заменяет слова: как, кто, почему… Но чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? Дык! — чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. Дык… — извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-па́лки (чаще «ну, ёлы-па́лы») — второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:
— Дык!
— Ну, ёлы-палы!…
— Дык!
— Ёлы-палы!
Такой разговор может означать многое, однако чаще не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говно́м (кого-либо) — обидеть кого-либо, упрекнуть.

Оття́гиваться — заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька; чаще всего — напиться.

Оття́жник — кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напря́г — полная противоположность оттягу.

В полный рост — очень сильно. Например, оттянуться в полный рост — очень сильно напиться.

Улёт, убо́й, обса́д или крутня́к — похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок — полный убой (улёт, обсад, крутняк)».

Дури́лка карто́нная — ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Сестрёнка, а также о́ленька — ласковое обращение к любому лицу женского пола.

Можно хоть раз в жизни спокойно?. . — предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло́, лома́ет, влом — нежелание делать напря́жные вещи. Также употребляется ролевиками.

Заподлицо́ — излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! — часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией — выражение небольшого упрёка; с резкой, срывающейся на хрип или визг — выражение одобрения.

А вот так! — то же, что восклицательный Дык, но более торжествующе.

Вида́к — видеомагнитофон.

Шмуда́к — техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трём типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:
Разделить поровну — вино разливается поровну.

Разделить по-братски — митёк выпивает большую часть.

Разделить по-христиански — митёк выпивает всё сам.

Игорь Чурилов. В тишине петербургских дворов 2007 г.

Александр Горяев. Зима 2008 г.

Андрей Филиппов. Река Екатерингофка 2008 г.

Андрей Кузнецов. Вид на Троицкий собор 2008 г.

Г.А.В.Траугот. Первая богема 2008 г.

Иоанна Мартьянова. Река Оккервиль 2008 г.

Дмитрий Шагин. Василеостровский двор 2008 г.

Юлия Горская. Ботанический сад 2008 г.

Светлана Баделина. Одна читает 2010 г.

Светлана Баделина. У подъезда 2010 г.

Дмитрий Шагин и Татьяна Шагина. Митьки пишут письмо... 2004-2005 г.г.

Загрузка...