crimea-fun.ru

Описание швондера в повести собачье. Швондер (Собачье сердце Булгаков)

Повесть “Собачье сердце”, написанную в 1925 году, М. А.Булгаков так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий вперед и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен. На первом плане в повести эксперимент гениального ученого-медика Преображенского со всеми неожиданными для самого профессора и его ассистента Борменталя трагическими результатами. Пересадив в чисто научных целях собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга, Преображенский, к изумлению своему, получает из собаки человека. Бездомный Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, в считанные дни превращается в человека. И уже по своей инициативе получает человеческое имя Полиграф Полиграфович Шариков.
Повадки остаются у него собачьи, и профессору приходится заниматься его воспитанием. Эксперимент медико-биологический переходит в эксперимент нравственно-психологический.
Филипп Филиппович Преображенский не только выдающийся специалист в своей области. Он человек высокой культуры и независимого

Ума и весьма критически воспринимает все то, что творится вокруг с марта 1917 года. “Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?. Почему убрали ковер с парадной лестницы?. На какого черта убрали цветы с площадок?” “Разруха”, – возражает ему Борменталь. “Нет, – парирует профессор. – Что такое Ваша разруха?. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат “бей разруху!”- я смеюсь. Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой”. Во взглядах Филиппа Филипповича немало общего со взглядами самого Булгакова.
Он-так же скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, и порождает “галлюцинации”, мешающие людям каждому заниматься своим делом. И так же решительно выступает против всякого насилия. Ласка – вот единственный способ, который возможен и необходим в обращении с живыми существами – разумными и неразумными. “Террором ничего поделать нельзя. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый. Террор совершенно парализует нервную систему”. И вот этот консерватор-профессор, категорически отвергающий революционную теорию и практику переустройства мира, вдруг сам оказывается в роли революционера.
Новый строй стремится из старого “человеческого материала” сотворить нового человека. Филипп Филиппович, словно соревнуясь с ним, идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще высокой культуры и нравственности, из собаки. “Лаской, исключительно лаской”. И, разумеется, собственным примером. Результат известен. Попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки встречают со стороны того стойкое и все возрастающее сопротивление:
“.Все у вас как на параде. салфетку – туда, галстук – сюда, да “извините”, да “пожалуйста-мерси”, а так, чтобы по-настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме”. С каждым днем Шариков становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Если бы “исходным материалом” для лепки Полиграфа Полиграфовича был один Шарик, быть может, и удался бы профессорский эксперимент. П
Рижившись в квартире Филиппа Филипповича, Шарик вначале еще совершает кое – какие хулиганские поступки. Но в конце концов превращается во вполне благовоспитанного домашнего пса.
Удивительная вещь, иронизирует автор, собачий ошейник. Когда на Шарика впервые его надели и вывели погулять на поводке, он “шел, как арестант, сгорая со стыда”. Но очень скоро сообразил, “что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встречных псов. У Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его “барской сволочью” и “шестеркой”. “Ошейник – все равно что портфель”, – мысленно острит сам Шарик. А перед операцией он уже подводит под свое новое, официально холуйское положение едва ли не философскую базу: “Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать. Я барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция. Бред этих злостных демократов.” Но по воле случая человечьи органы достались Шарику от уголовника. “Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз – условно каторга 15 лет”. “Сочувствующий”, приговоренный к каторге “условно” – это уже сама действительность вторгается в эксперимент Преображенского.
Вторгается она и по другой линии – в лице председателя домового комитета Швондера. У этого “кадрового” булгаковского персонажа в данном случае особая роль. Он даже статейки в газету пописывает, Энгельса читает.
И вообще ведет борьбу за революционный порядок и социальную справедливость. Жильцы дома должны пользоваться одинаковыми благами. Каким бы ни был гениальным ученым профессор Преображенский, нечего ему занимать семь комнат. Обедать он может в спальне, делать операции – в смотровой, где режет кроликов. И вообще пора уравнять его с Шариковым, человеком вполне пролетарского вида.
Самому профессору отбиться от Швондера удается. Но отбить Шарикова он оказывается уже не в состоянии. Швондер уже взял над тем шефство и воспитывает его на свой лад. То, что происходит с Шариковым в повести, по мере того как с помощью Швондера он становится, так сказать, сознательным участником революционного процесса, в 1925 году выглядело как злейшая сатира на сам процесс и на его участников.
Через две недели после того, как сошла с него собачья шкура и ходить он стал на двух ногах, этот участник уже располагает документом, удостоверяющим его личность. А документ, по словам Швондера, который знает, что говорит, – “самая важная вещь на свете”. Еще через неделю – другую Шариков становится совслужащим. И не рядовым – заведущим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Между тем натура у него та же, что и была, – собачье-уголовная. Чего стоит одно его сообщение о своей работе “по специальности”: “Вчера котов душили”.
Впрочем, Полиграф Полиграфович котами уже не довольствуется. “Ну ладно, – вдруг злобно сказал он, – попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов”. Это – той девушке-машинистке, которая, поверив, что он герой гражданской войны и вообще большой человек, готова с ним расписаться. А профессору – кукиш. А “по адресу опасного Борменталя” – револьвер. История с Шариковым завершается благополучно: вернув собаку в ее исходное состояние, профессор, посвежевший и, как никогда, веселый, занимается своим прямым делом, “милейший пес” – своим: лежит на ковре у дивана и предается сладостным размышлениям.
Но финал повести Булгаков оставил открытым. “Собачьим сердцем” завершился цикл сатирических повестей и рассказов Булгакова. Больше он ни тех, ни других не писал.

  1. Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести “Собачье сердце”. Эта идея реализуется писателем в аллегорической...
  2. В 1989 году в Киеве на Андреевском спуске, в доме номер 13, знаменитом Доме Турбиных, был открыт литературно-мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Коллекция музея посвящена, в первую очередь, “киевскому Булгакову”....
  3. Человек сочинял легенды, не зная, как объяснить дождь, ветер, солнце, хорошую погоду. Шли годы, эволюционировала Земля. Не понимая, как зарождается любовь, как возникает дружба, как вспыхивает война, человек выдумывал богов,...
  4. В Москве по адресу улица Большая Садовая, д. 10, кв. 50 в 2007 году был открыт первый в России Музей М. А. Булгакова. По этому адресу осенью 1921 года поселился...
  5. “Из всех писателей 20-х – 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его...
  6. Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосер- Дии, меня остро задела статья Ксении Беловой в “Независимой газе- Те” (15 февраля 1995г.) “Месяц – в Освенциме, месяц –...
  7. Белая и Красная армии. Я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходивших в начале XX века,...
  8. Михаил Булгаков, автор, чье творчество многие годы отражает острые проблемы современности, сравнительно недавно стал доступен широкому кругу читателей. И те вопросы, которые в необычной, мистико-фантастической форме поднимает автор в романе...
  9. Это главный герой романа, написанного Мастером. Под этим героем подразумевается библейский Иисус Христос. Иешуа был также предан Иудой и распят. Но Булгаков в своем произведении подчеркивает существенную разницу между своим...
  10. Повесть “Собачье сердце” – одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести...
  11. Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них – это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру,...
  12. На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и...
  13. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером неслучайно происходит в 13 главе романа. В предыдущей главе автор описывает и разоблачает всякую нечистую силу и готовит читателя к тому, что далее будут описываться...
  14. Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, “Роковые яйца”, но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную –...
  15. В основе этой, по словам писателя, “чудовищной истории” сюжетный мотив, восходящий к романтикам (“Франкенштейн” М. Шелли), представленный позднее у Г. Уэллса (“Остров доктора Моро”), у русских символистов (“Республика Южного Креста”...
  16. Такого же рода задачи видели и в сатирической прозе автора “Дьяволиады”. “Булгаков пытается стать сатириком нашей эпохи”, – с чувством изумления обнаруживал критик журнала “Книгоноша” в 1925 году. Роман Булгакова...
  17. Композиция – это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которые обеспечивают единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения, она...
  18. Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного русского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведения не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках. При жизни (а умер он сорока...
  19. В литературе немало произведений, в которых соседствуют миры реальный и фантастический. Это и Илиада Гомера, и Божественная комедия Данте, и романтические баллады Жуковского. Появление реализма (двадцатые годы XIX века) практически...
  20. Сколько блеска, выдумки. в полной лиризма, грусти, гнева истории Мастера и Маргариты, этих верных любовников, не убоявшихся самого Сатаны! И. Виноградов. В Булгакова я влюбилась раз и навсегда. Держала под...

Характеристика литературного героя Швондер – пролетарий, “выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома”. Автор представляет его как человека, “у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос”. Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он – “общественное лицо”, один из “товарищей”. Автор делает акценты на его ненависти к классовым врагам, то есть

К профессору Преображенскому и доктору Борменталю. Во время своего визита в шестой главе он разговаривает с профессором со “спокойным злорадством”. И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, “голубая радость разлилась по лицу Швондера”.
В философии Ш. краеугольным камнем является документ, бумажка. “Документ – самая важная вещь на свете.” – говорит он профессору Преображенскому и сильно возмущается, когда Преображенский сгоряча называет их идиотскими. “Довольно странно, профессор, – обиделся Швондер, – как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?”. В этом и есть весь Ш., в этом мораль пролетариата, преклоняющегося перед властью, верящего только в силу законов, нормативов, документов, агрессивного и нерассуждающего. Ему не режет слух откровенная глупость и нелепость составленного удостоверения личности Шарикова, которое профессор, светила мировой науки, образованный, тонкий человек не может не признать бредом. Ему не важны масштабы открытия, сделанного профессором Преображенским, он не понимает, что Филипп Филиппович совершил чудо, подобно творцу создав человека. Шариков для него лишь очередной жилец, единица общества, интересующий его только с практической точки зрения. “Что же, дело не сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм… зародившийся в вашей, мол, квартире.” В противостоянии профессора Преображенского и домкома – Швондера отражение основного конфликта повести, конфликта между двумя противостоящими социально-этическими классами.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Швондер (Собачье сердце Булгаков)

Другие сочинения:

  1. Повесть Булгакова “Собачье сердце” представляет собой фантастическое произведение, основанное на реальной исторической почве – послереволюционной Москве. В произведении раскрывается ужас происходящего со страной после захвата власти большевиками. Булгаков выводит перед нами две группы москвичей. Это потомственные интеллигенты, жители Пречистенки. К Read More ......
  2. Профессор Преображенский Характеристика литературного героя Профессор Преображеннский Филипп Филиппович – один из главных героев произведения. Гениальный доктор и талантливый ученый. Именно Ф. Ф. решает провести эксперимент на бродячем псе, заменив его сердце на человеческое. Так вместо доброго и ласкового пса Read More ......
  3. Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века. В основе повести Read More ......
  4. Собачье сердце Зима 1924/25 гг. Москва. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл способ омоложения организма посредством пересадки людям желез внутренней секреции животных. В своей семикомнатной квартире в большом доме на Пречистенке он ведет прием пациентов. В доме проходит “уплотнение”: в квартиры Read More ......
  5. Судьба литературного наследия Булгакова – исторический сюжет редкого драматизма, скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания. Совсем еще недавно Булгаков был хорошо известен и близок сравнительно небольшому кругу специалистов-литературоведов, знатокам театра 30-х годов, помнящим успех мхатовской постановки “Дней Турбиных”, отдельным Read More ......
  6. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме Read More ......
  7. Знаменитая повесть “Собачье сердце”, написанная в 1926 году, – яркий образец булгаковской сатиры Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала-фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как “Дьяволиада” и Read More ......
  8. Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” отражает послереволюционную эпоху 20-х годов – время нэпа. Реалистическое описание советской действительности этого времени сочетается с повествованием о грандиозном фантастическом эксперименте профессора Ф. Ф. Преображенского. В результате операции на собаке с пересадкой ей гипофиза Read More ......
Швондер (Собачье сердце Булгаков) Повесть «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное - когда результатами научных открытий начинают пользоваться люди ограниченные, мелко мстительные, злобные, мыслящие исключительно лозунгами. Таким человеком в повести, безусловно, является председатель домкома Швондер.

Чем же занимается этот человек? Будучи председателем домового комитета, он не считает нужным следить за порядком и чистотой в доме. Не зря, узнав о вселении «жилтоварищей», профессор Преображенский сетует: «Пропал Калабуховский дом! Придется уезжать, но куда, спрашивается? Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее». Эта линия поведения, следовательно, стала у таких людей, как Швондер, привычной: не выполнять свои прямые обязанности, а заниматься произнесением революционных фраз. Дискуссии, собрания, переливание из пустого в порожнее - все это бюрократическая стихия Швондера.

Уже с первого появления Швондера в квартире профессора Преображенского понятно, что это человек глубоко некультурный: он ходит в грязных сапогах по персидским коврам. Но если бы только это! Он обращается к профессору Преображенскому с абсурдным требованием «уплотниться»: общее собрание решило, что профессор вполне может отказаться от двух комнат - столовой и смотровой, в результате чего профессор должен был бы принимать пищу в спальне и оперировать там же, где режет кроликов. Характерно, что Швондеру такое положение кажется вполне естественным, так же как и то, что потребности человека определяет не он сам, а общее собрание. Уравниловка, неуважение к индивидуальности - таковы жизненные принципы Швондера.

Первый приход Швондера в квартиру Преображенского заканчивается посрамлением Швондера и его присных. Однако появление Шарикова делает профессора уязвимым и вызывает приступ буйной деятельности у Швондера. Прежде всего он пишет заметку в газету, где объявляет Шарикова незаконным сыном профессора, так как его (Швондера) ограниченный ум не в состоянии вместить в себя мысль о чем-то необычном, непредсказуемом.

Швондер становится идеологом Шарикова, его духовным пастырем. Воспитание «нового человека» он начинает, опять-таки, абсурдно. Его совершенно не волнует, что Шариков бросается на каждую кошку, лузгает семечки и нецензурно выражается. Главное - чтобы Шариков знал азы новой идеологии, и он дает ему почитать переписку Энгельса с Каутским, из чтения которой Шариков делает радикальный вывод о том, что все надо поделить поровну.

Более того, Швондер фактически уравнивает в социальных правах профессора с

С мировым именем и вчерашнего дворового пса. «Документ - самая важная вещь на свете», - говорит Швон-дер. Документ превращает Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, дает ему возможность стать начальником подотдела очистки, то есть стать полноправным членом человеческого общества.

Но Швондер не понимает, что, опекая Шарикова, он сам себе роет могилу. Профессор Преображенский совершенно справедливо замечает: «...Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня... если кто-то, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки» Швондер не способен, таким образом, даже исходя из собственной абсурдной логики, хоть что-то предвидеть, вообще подумать о последствиях собственных поступков. Им движет лишь стремление «все поделить», и значение его образа в повести - вскрыть истинную природу социальной системы, которую он олицетворяет, и показать, что для того, чтобы быть полноправным членом этой системы, вполне достаточно научиться говорить и избавиться от хвоста.

Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а впервые опубликована только в 1968, да и то в далеком зарубежье. Отечественные читатели увидели ее лишь в 1987-м. За столь короткое время (от первого издания до наших дней) текст прижился в цитатах (справедливости ради стоит заметить, что во многом за это благодарить надо фильм Владимира Бортко). Образ Полиграфа Полиграфовича вместил все недостатки представителей низшего социального класса, а в его взаимоотношениях с окружающими продемонстрирована автором судьба современной ему России (тогда, конечно, Советского Союза). Чем отличается Шариков от Швондера, Преображенского и Борменталя и почему его имя успело стать нарицательным?

Напомним сюжет повести: профессор Преображенский в рамках эксперимента по «улучшению человеческой породы» пересаживает с помощью ассистента Борменталя беспородному псу Шарику гипофиз и семенники погибшего алкоголика Клима Чугункина. Вследствие уникальной операции животное за несколько дней эволюционирует в омерзительное существо, унаследовавшее некоторые привычки собаки, а характер и менталитет – человека-донора. Начальник домоуправления Швондер пытается воспитать из нового жильца представителя пролетариата, что приносит чудовищные плоды: бывший пес становится гражданином Шариковым Полиграфом Полиграфовичем и требует соблюдения своих прав, какими он их представляет. В итоге, после возникновения ощутимой угрозы со стороны своего детища, Преображенский поворачивает эксперимент вспять и возвращает к жизни обычную собаку.

Сравнение

Очевидно, что одно из главных отличий Шарикова от остальных персонажей – его искусственное происхождение. Он появился в результате эксперимента, в результате эксперимента же был уничтожен (пса ведь нельзя считать человеком). Это существо живет инстинктами и привычками, доставшимися от двух доноров, и не имеет собственного опыта.

Интересно рассмотреть, в чем отличие Шарикова от Швондера. Их принято считать отрицательными персонажами и противопоставлять положительным – Борменталю и Преображенскому. Однако на самом деле начальник домоуправления, несмотря на отношение профессора, всего лишь средство для укрепления в обществе таких же чудовищ, как новоявленный гражданин. Швондер – олицетворение новой власти, заносчивой и некомпетентной, и функция у них одна – наделять правами. Кого? Таких вот шариковых, возникших из ниоткуда и способных только разрушать.

Швондер и Шариков

С присутствием Швондера профессор Преображенский смиряется, хотя успешно противостоит ему в вопросе с комнатами квартиры. Позиция интеллигента – «делайте что хотите, только не мешайте работать». Конечно, он не одобряет новые порядки, замечает разруху и ее источники, но не боится и не слишком переживает, несмотря на украденные калоши. Страх ему внушает Шариков, причем далеко не иррациональный. В этом образе видится новый полноправный гражданин молодой страны – люмпен, живущий инстинктами, необразованный, агрессивный, не чувствующий и не несущий никакой ответственности, словом – «хам и свинья».


Товарищи из домоуправления

В отличие от Шарикова, Швондер и его коллеги – люди идейные, хотя идеи их довольно жалкие. Они действуют по букве новых законов и в духе нового времени, к физическому насилию не призывают и предпочитают агитацию. Шариков же признает только воздействие силы, причем направленной обоюдно: собачья натура при угрозах со стороны Борменталя «поджимает хвост», но находит возможность исподтишка «изгрызть калоши» хозяевам. Коммунистические идеи для него – средство получения материальных благ и только.


Преображенский и Шариков

В чем разница между Шариковым и Преображенским с Борменталем? Последние – высокообразованные, интеллигентные, культурные люди, специалисты в своей области. Появившийся в результате эксперимента гибрид – «нахватавшийся» газетных заголовков и штампов бездельник, способный лишь уничтожать кошек, да и то благодаря еще не изжитым собачьим инстинктам. Ученые пытаются не воспитывать, а дрессировать свое создание, объясняя ему элементарные правила поведения. Однако это не помогает Шарикову стать культурнее: даже развлечения и еду он выбирает плебейские.


Преображенский и Борменталь

Мы видим, как власть профессионального авторитета и честных денег (Преображенского) уступает и совсем уступит власти доноса и револьвера (Шарикова). Хирург осознает, что теряет свое влияние, и ему приходится прибегнуть к насилию и даже символическому убийству, преступлению, хотя Чугункин давно мертв, а пес Шарик остается в живых и даже счастлив.

Помимо очевидной принадлежности к разным социальным группам и происхождения (Полиграф Полиграфович все-таки бывшая собака), отличие этих образов проявляется в гораздо меньшей карикатурности и собирательности Преображенского и Борменталя. Считается, что прототипами Филиппа Филипповича были несколько выдающихся ученых того времени, в том числе Иван Павлов. У Шарикова же прототипа быть не может – это образ героя нового времени, который только еще виделся Булгакову. Маргиналы, конечно, были во все времена, но обладающие властью и оружием маргиналы – признак России, в которой преображенских победили швондеры.

В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Швондер далеко не главный герой, однако, роль его заметна и отчасти именно он становится причиной развязки и возвращения Шарикова к его «природному» облику.

Вместе с тем сам автор в образе этого пролетария постарался объединить черты множества «общественных лиц», полагавших именно себя в то время вершителями судеб человеческих и ненавидящих все, что выходит за рамки их пролетарского мировоззрения.

Характеристика героя

(Роман Карцев в роли председателя домкома Швондера в кругу "общественных лиц", х/ф "Собачье сердце", СССР 1988 )

Внешность, черты характера и все, что помогло бы читателю составить представление о Швондере, как о человеке, автор набрасывает схематически. Он не видит за ним человека, но скорее один из элементов нарождающейся социалистической системы, стремящейся как можно тщательнее и основательнее разрушить прежний порядок. А если для этого потребуется уничтожить кого-то, то… так тому и быть.

Когда Шарикову потребовалось внедриться в общество, Швондер оказался для него тем самым проводником, без которого сделать это было бы крайне затруднительно. Председатель домкома самым важным полагает документ. Он так прямо и говорит Преображенскому, а несогласие профессора воспринимает, как оскорбление. Швондер преклоняется перед новой властью, свято верит в то, что заменило прежних богов, - нормативы и документы. Он агрессивен и не склонен к рассуждениям. Очевидная нелепость заполненного удостоверения, которое выдано Шарикову, от председателя ускользает, хотя Филипп Филиппович убежден в обратном - для него подобные «документы» сущая чушь.

Суть переворота в науке, сделанного Преображенским, для пролетария не имеет ровно никакого значения. То, что вчерашняя дворняга стала человеком, не воспринимается как чудо. Шариков - это единица общества. Поэтому Швондера он волнует с сугубо практической точки зрения. Новому жильцу нужна регистрация в квартире, а эта самая жилплощадь волнует председателя куда как больше любых научных открытий. В определенном смысле противостояние между Швондером и Преображенским и есть важнейшая направляющая сюжета повести и суть социального конфликта, раскрываемого писателем.

Образ героя в произведении

Свою роль руководителя жилищного товарищества Швондер несет с гордостью, и намерен исполнять в точности так, как предписано нормативными документами. Нежелание профессора войти в положение трудящихся воспринимается резко негативно, ведь это идет в разрез с тем, что нужно жилищному товариществу.

Как только на сцене появляется Шариков в своей человеческой ипостаси, председатель тут же внушает ему мысль о необходимости бороться не просто за прописку в профессорской квартире, но и на часть ее. А чтобы подопечный как можно скорее проникся «правильной» пролетарской философией, ему выдается полезная литература. И дело пошло, вскоре бывший пес занимает некую руководящую должность. Когда же Преображенский возвращает все на круги своя, Швондер является с милицией, ведь он полагает Шарикова убитым. В его глазах это отличный шанс завладеть квартирой, упускать который не следует.

Булгаков нарисовал образ беспринципного, жестокого, лишенного моральных и духовных ценностей человека. Настоящий «винтик» молодого пролетарского общества, идеального исполнителя для зарождающейся советской власти.

Загрузка...