crimea-fun.ru

Описание портрета боровиковского мария лопухина. Владимир боровиковский, "портрет лопухиной"

Был далёкий 1797 год. Художник, снискавший славу гениального портретиста, работает над портретами императорского семейства. Внезапно он получает новый заказ. Один егермейстер пожелал запечатлеть свою восемнадцатилетнюю невесту. Впрочем, некоторые источники говорят, что она сама захотела свой портрет в исполнении Боровиковского. Вопреки воле родителей, которые не признавали в нём художника.

Прекрасная княжна произвела на мастера такое впечатление, что, презрев все каноны живописи, художник изобразил героиню на природном фоне, дабы полнее раскрыть её внутренний мир. В те времена, портреты должны были указывать на социальный статус, вот почему большинство такие мрачные. Только не портрет Марии!

Когда работа была завершена, княжна вышла замуж. К сожалению, счастья ей не досталось. Деток у них с Лопухиным не было, а спустя несколько лет Мария умирает от чахотки. И вот тут начинается самое любопытное!

Юная девушка так загадочно смотрела с картины, ну точно, как живая! И люди стали искать мистическую подоплёку. Тем более, особенно стараться им не пришлось. Отец княжны, Иван Толстой, состоял в обществе масонов. Он даже занимал пост магистра. Угадаете, что придумали сплетники?

Злые языки поговаривали, что горюющий отец «заманил» душу дочери в портрет. И что будто бы из-за этого, Мария такая красивая. Но на этом они не остановились! Салонные кумушки создали целую легенду. По ней выходило, что всякая молодая девушка, взглянувшая на портрет, даже мельком, непременно умрёт! Общественная версия гласила, что картина погубила не менее десятка красавиц.

Всё это время портрет хранился в доме племянницы Марии, и почитался как семейное достояние. До тех пор, пока однажды его не увидел известный меценат Павел Третьяков. Великолепная работа так понравилась ему, что он выкупил её для своей коллекции. Даже не спрашивайте, каких трудов ему это стоило.

Привёз он своё приобретение в галерею и стал подыскивать ему подходящее место. О! А тут как раз рядом с портретом князя Куракина свободно. Оба портрета написал один художник, и Третьяков счёл разумным повесить картины рядом.

Всё было спокойно. До утра! Приходит коллекционер в галерею, а там портрет Куракина валятся на полу. И мало, что упал, так ещё и рама развалилась. Заинтересовало Третьякова поведение строптивой красавицы, и провёл он расследование. Оказалось, что ещё при жизни Мария не переносила стареющего князя, имевшего скверную привычку волочится за женщинами. Пришлось искать другое место для ловеласа.

Поскольку после размещения портрета в галерее особой смертности юных посетительниц не наблюдалось, слухи о её роковых способностях стихли. Там она и находится до сих пор. Вот такая вот у нас «русская Мона Лиза». Загадочная, неповторимая и удивительно прекрасная.

Владимир Ильич Боровиковский - Портрет Марии Лопухиной, 1797

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.


Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной - егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери наделил знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом Павлом Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Владимир Боровиковский - Портрет Марии Лопухиной
Фильм из серии "Третьяковская галерея. История одного шедевра"

Поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на в...

Владимир Боровиковский, "Портрет Лопухиной"

От Masterweb

04.06.2018 20:00

В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на владельцев, натурщиков или самого мастера. Объяснить столь странную точку зрения логически нельзя, но...

Такая сомнительная слава было у картины Владимира Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной". Давайте приоткроем завесу тайны этого шедевра, изучим историю его создания и проанализируем манеру письма художника.

История создания портрета

Картина Боровиковского "Портрет Лопухиной" была написана с образа дочери отставного генерала Ивана Толстого - графиня Мария Лопухина позировала художнику. Только что вышедшей замуж девушке было 18 лет. Заказчик портрета - ее муж, служивший егермейстером при дворе Павла I. Юная графиня была красивой, здоровой, излучающей счастье, спокойствие и нежность. Но через пять лет после создания картины девушку одолела чахотка, и она скончалась...

В пушкинские времена бытовало мнение, что один взгляд любой красотки на этот портрет приведет ее к смерти. В столичных салонах говорили, что холст Владимира Боровиковского "Портрет Лопухиной" унес жизни около десятка девушек на выданье. Среди суеверных людей ходило мнение, что картина наполнена духом графини Лопухиной, забирающим души юных прелестниц.

Описание картины Боровиковского «Портрет Лопухиной»

В очень поэтичном произведении художника Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной" явно прослеживаются нотки сентиментализма. Очаровательную молодую женщину мастер изобразил в уединенном уголке парка с элементами русской сельской природы. Поза Лопухиной томная и ленивая, девушка облокотилась на садовый парапет. Мечтательно настроенной молодой женщине прекрасно подходит пейзаж, подчеркивающий близость к природе.

Мы можем любоваться задумчивым взглядом графини, нежной улыбкой, свободной, чуть усталой позой Марии Ивановны. Рука художника изобразила плавные линии, мягкие округлые формы, нежные оттенки. В глаза бросается голубой пояс на платье, сиреневый шарфик, розы, пепельно-русые волосы, бледная зелень листвы, на дальнем плане - легкая дымка. Портрет получился очень чувственным.


Самое поэтичное создание из всех портретов В. Боровиковского

Художник очень тонко и деликатно изобразил не только фигуру девушки, но и ее душевный мир с задумчивостью и печалью. В облике Лопухиной воплощены чувства, но в целом картина и образ девушки излучают простоту и единение человека с природой. Художник не использовал для работы роскошные аксессуары, дорогие драгоценности и перья. Девушка одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шарфом. На голове красавицы нет шикарного парика, есть только красиво уложенные собственные локоны. Такая лаконичность и простота присущи искусству того времени - сентиментализму.

Средства выражения в картине

Мечтательную настроенность молодой женщины художник Боровиковский подчеркнул с помощью фона. Образ гармонично сочетается со средствами выражения. В портрете все согласовано: от тенистого уголка парка, васильков среди колосьев спелой ржи до слегка увядающей розы. Завораживает непринужденная поза графини, ее прелестное лицо. Проглядывается подлинная красота в томном взгляде, утренней свежей коже, мечтательной улыбке и даже в не совсем правильных чертах лица Лопухиной.

Боровиковскому был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо далеко не идеал красоты, но в нем полно очарования, душевной прелести. Художник с любовью изобразил нежную, меланхоличную и мечтательную молодую женщину. В образе Марии отсутствует жеманство и кокетство, только спокойствие и естественность. Заметна ее горделивая поза, умение держать себя, что вырабатывалось у девочек с ранних лет.

В чем прелесть портрета Марии Лопухиной?

Портрет считается самым удачным произведением Боровиковского. В облике юной женщины чувствуется магнетический шарм и небольшой драматизм в лице и взгляде. Технике проработки взгляда художник обучался долго: глаза у девушки наполнены светом, легкой кокетливостью, сознанием собственного очарования. Взгляд у девушки не задумчивый, а слегка рассеянный: кажется, что она озабочена собственными мыслями, своим внутренним миром. Ее одухотворенное лицо говорит о том, что героиня не только красива внешне, но и обладает большим сердцем и умом. Чувствуется, что Боровиковкий вложил часть своей души в этот шедевр.

С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. В этом художнику помогла лессировочная техника, которая заключается в том, что сквозь верхние слои краски просвечиваются глубокие основные мазки. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность. Цветовой строй картины очень гармоничен: блеклые и пастельные, нежно-зеленый тон фона и нежно-лиловый оттенок шали, голубой пояс и белое платье. С помощью этих важных деталей художник передает жизненные реалии, глубокие чувства и необычайную поэтичность своей героини.


Жемчужина Третьяковской галереи

Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского "Портрет Лопухиной" забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.

Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.


Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255


Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.


Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.


А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.



Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.


В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.


Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного - колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние - с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.


Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.



Боровиковский, Владимир Лукич


В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.


Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.


Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.


Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.


Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.


В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.



Лизынька и Дашинька


Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.



Портрет Е.А.Нарышкиной


За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…


Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.


А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

Загрузка...