crimea-fun.ru

Ольга ильинская и агафья пшеницына презентация. Презентация на тему ""Обломов" - образ О

Презентация на тему «Женские образы в романах Гончарова»{
Выполнил: студент группы А-62
Тарасов Александр

Гончаров верил во всемогущую силу любви.
«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, подозревая меня в вере во всеобщую, всеобъемлющую
любовь и в то, что только эта сила может двигать миром,
управлять волей людской
и направлять её к деятельности».
Именно любовь, по мнению писателя, способна
кардинально изменить жизнь человека, и именно в
любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Истории любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая часть романа Гончарова

Ольга Ильинская

“Ольга в строгом смысле не была красавица… но
если б ее обратить в статую, она была бы статуя
грации и гармонии. Несколько высокому росту
строго отвечала величина головы, величине головы
- овал и размеры лица; все это, в свою очередь,
гармонировало с плечами, плечи - с станом…
Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную
линию; губы тонкие и большею частию сжатые:
признак непрерывно устремленной на что-нибудь
мысли. То же присутствие говорящей мысли
светилось в зорком, всегда бодром, ничего не
пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз.
Брови придавали особенную красоту глазам: они не
были дугообразны, не округляли глаз двумя
тоненькими, нащипанными пальцем ниточками -
нет, это были две русые, пушистые, почти прямые
полоски, которые редко лежали симметрично: одна
на линию была выше другой, от этого над бровью
лежала маленькая складка, в которой как будто чтото говорило, будто там покоилась мысль.
Ходила Ольга с наклоненной немного вперед
головой, так стройно, благородно покоившейся на
тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно,
шагая легко, почти неуловимо…”

Образ Ольги Ильинской

А.М Пшеницына

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна
в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться
сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а
были на их местах две немного будто припухлые,
лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение
лица; руки белые, но жесткие, с выступившими
наружу крупными узлами синих жил.
платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не
прибегала ни к какому искусству, даже к лишней
юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить
талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она
была без платка, мог бы послужить живописцу или
скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не
нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к
нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо
и поношено”.

Образ А.М Пшеницыной

Ольга

«…бесподобная насмешливая, бойкая
Ольга…видит все смешные особенности героя, не
обманываясь нисколько, играет ими, почти
наслаждается ими и обманывается только в
расчётах на твёрдые основы характера Обломова.»
А.В.Дружинин

Агафья Матвеевна

«…беспристрастный
и не потемнённый теориями
ум выберет, как выбрал Обломов,
Агафью Матвеевну, не потому только, что
локти соблазнительны и что
она хорошо готовит пироги, а потому, что она гораздо больше
женщина, чем Ольга.»
А.Григорьев

Ольга Ильинская Гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума. Яркий и сильный характер. Глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Литературная предшественница Ольги – Татьяна Ларина. Но как героиня иного исторического времени, Ольга более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Н. В. Щеглов. Ольга. 1979


Жизнь словно просыпается в Ольге вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что Ольга «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Ю. С. Гершкович. Обломов и Ольга. 1982


Агафья Матвеевна Пшеницына Вдова чиновника, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить не задумываясь ни над чем, только в умелом ведении дома достигла она совершенства. Любовь Обломова к Агафье Матвеевне выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой. Агафья Матвеевна. Художник Г. Мазурин


Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни. Особенно беспокоят Обломова издержки: новая квартира, экипаж, повар. От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы. Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлекаясь чувством к Ольге, то утопая в житейских проблемах. В конце концов происходит сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой.


Роль Ольги в жизни Обломова Ее любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер, её чувству не хватало непосредственности, и естественности. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял себе в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова, но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ю. С. Гершкович. Ольга у окна «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни». Н.А. Добролюбов


Роль Агафьи Матвеевны в жизни Обломова Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне он нашел Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Здесь, на Верхлевской улице, и доживает свой век Обломов с женщиной, о которой всегда мечтал. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашел свое человеческое счастье и покой.


Ольга и Агафья Матвеевна Внешность «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Социальное происхождение Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Неспособна понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva».

Слайд 1

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891)
Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Слайд 2

Любовь в жизни Обломова
Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти). К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

Слайд 3

Ольга Ильинская
Яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребёнка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Слайд 4

Восприятие девушки в обществе
Ольгу и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и девушка, неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «… В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»

Слайд 5

Любовь в понятии Ольги
Главное свойство Ильинской, присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у неё; она укажет ему цель, заставит полюбить опять всё, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Слайд 6

Чувства к Обломову
Ольга сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей понравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразиться в нём». Жизнь словно просыпается в героине вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга Ильинская словно проверяет на нём свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Её незаурядные ум и душа требуют всё более и более «сложной» пищи.

Слайд 7

До “нечаянного” признания Обломова После признания Обломова
легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна, “зависима” от Штольца; задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчетлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем.

Слайд 8

Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Илья Ильич постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что девушка «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она ещё ленивее развёртывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Обломов говорит героине, что она умнее его, Ильинская отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений. Она вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по её имению, с одной лишь целью – «… доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадёт с него гнёт, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

Слайд 9

Жизнь. Цель: точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие: сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом - формой для мысли и постоянного анализа. Принципы: “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”. Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез - любовь для Ольги - молчаливое, “разумное” счастье. Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были - настоящие. Отношения с окружающими. “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное - и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно. Больше всего боялась потерять любимых людей.

Слайд 10

Ольга и Штольц
Ильинской необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым Ольга выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчёркивает. К финалу становится ясно, что героиня перерастёт своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери своих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя её мятущейся душе. «Глубокая бездна её души» не пугает, но тревожит Штольца. В Ольге, которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает всё новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с избранницей представляется во многом проблематичным.

Слайд 11

Агафья Матвеевна Пшеницына
Вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

Слайд 12

Психологический портрет героини
«Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительно известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А её усмешка была не более, чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что всё решает «братец», только в умелом ведении дома достигла Агафья Матвеевна совершенства. Всё остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

Слайд 13

Пробуждение чувств
Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрёл он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой Агафьи Матвеевны происходит серьёзнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по освоению и обихаживанию дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В этой женщине начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, всё более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что Пшеницына хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича.

Слайд 14

Пшеницына и Обломов
Чувство героини, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших её и для неё самой. Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, Пшеницына решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Слайд 15

Посвятив себя заботам об Обломове, Пшеницына живёт так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а её избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «… он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Слайд 16

Обломов с сыном и Агафьей Матвеевной

Слайд 17

Жизнь. Цель: конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие: жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!” Любовь. “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”. Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями. Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку. Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

Слайд 18

После смерти Обломова
У Пшеницыной и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, Агафья Матвеевна после смерти Ильи Ильича безропотно отдаёт его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование Пшеницыной новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают её «братец» и его жена. И хотя образ жизни Агафьи Матвеевны ни в чём не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла её жизнь, что Бог вложил в её жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти». Бескорыстие этой женщины дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчёты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведённой Штольцем в порядок. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с Ильёй Ильичом.

Слайд 19

Сведения о презентации
Используемые материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

10 кл – литер – 2 четв Урок №

Тема урока : Женские образы в романе «Обломов». Тема Любви в романе Гончарова «Обломов»

Тип урока: урок-исследование

Цели:

1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви; проследить развитие темы любви в романе.

2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Задачи:

1. проанализировать материал об Ольге Ильинской по плану

2. проанализировать материал об Агафье Пшеницыной по плану

3. определить роль каждой из женщин в судьбе Обломова

4. сделать вывод о том, какую роль в создании образа главного героя играют женские образы в романе

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия

Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности» .

2.Определение темы урока

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(тема любви в романе, женские образы в романе)

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?

(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Слайд 2 Гончаров верил во всемогущую силу любви.

«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня <…> в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людскойи направлять её к деятельности»»

. Слайд3 Именно любовь, по мнению писателя, способна кардинально изменить жизнь человека, и именно любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Слайд 4 Почему, испытывая к Ольге настоящее, глубокое чувство, Илья Ильич отказывается от него и связывает свою жизнь с Агафьей Пшеницыной?

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Проверка домашнего задания.Рассказ о героине по заранее известному плану.Сравнительная характеристика Агафьи и Ольги

Рассказ об Ольге Ильинской

Рассмотреть портрет героини,

отношение к Обломову,

развитие отношений с Ильёй Ильичом,

сферу интересов,

Анал из материала по образу Ольга Ильинской .

СЛАЙД 7 Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии . Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…

Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…

2.1. Назовите основные черты в характере Ольги Ильинской

(Привлекательные черты Ольги - неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками: добродушная насмешка над ленью. Ее любимые занятия - пение, чтение, беседы о прочитанном, прогулки. Ольга – деятельная, страстная натура, многое сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Ольга - целеустремленная, волевая молодая женщина, которая стремится приносить пользу людям, обществу ).

2.2. Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы (план анализа образа Ольги Ильинской давался учащимся на дом):

1. Знакомство Ольги и Обломова. Развитие их взаимоотношений. (5-12 гл. 2 части)

2. Характеристика Ольги (5 гл. 2 части)

3. Как отношения с Ольгой повлияли на Обломова? Изменился ли он?

4. «Любовь» в понимании Обломова и Ольги.

5. Ольга об Обломове накануне разрыва с ним. Что она поняла?

6. Рассказывая о зарождении отношений между Обломовым и Пшеницыной, автор говорит: «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес...» Почему?

7. Цель жизни, по мнению Ольги.

8. Почему через полгода Ольга, рассказав Штольцу о своей уже прошедшей любви к Обломову, произнесла:«Ах, какое счастье выздоравливать...»

9. Общая характеристика Ольги и Штольца. Что их сближает?

10. Как Штольц представлял будущее Ольги, если бы она вышла замуж за Обломова? ( 4 глава)

11. Почему Ольга уже после разрыва с Обломовым, став женой Штольца, умоляет мужа: «Ты его не оставишь, не бросишь?» - и просит его взять с собой к Обломову.

12. Какую роль сыграла Ольга в судьбе Обломова?
13. Главное назначение образа Ольги в романе.

Какое впечатление они произвели друг на друга?

(Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым.Обломов был смущен)

- Ольга полюбит Обломова? (да)

- А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)

- Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)

- Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям.

- Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же онсоветует ей?

(забыть все сказанное им)

Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)

- И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)

- Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)

- И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)

- Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)

- Почему не сложилось их счастье?

(Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)

2.3. Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (ч.3.гл11)

- Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)

- Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?- (скорее всего нет)

- Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)

- Давайте _______прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж

за Штольца. Что она чувствовала при этом? (ч.4, гл.4)

- Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)

2.4. Итоги анализа образа Ольги Ильинской.

СЛАЙД 8

2.5.Какую роль в судьбе Ольги сыграл Обломов?

(Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил Ольгу. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.)

3. Анализ материала по образу Агафьи Пшеницыной

СЛАЙД 9

Рассказать об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Рассмотреть портрет героини, отношение к Обломову, развитие отношений с Ильёй Ильичом, сферу интересов,

отзывы других персонажей о героине.

3.1 . Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Пшеницыной, используя вопросы (план анализа образа Агафьи Пшеницыной давался учащимся на дом):

1. Новая квартира Обломова на Выборгской стороне у Пшеницыной. (3 часть)

2. Агафья Пшеницына: внешность, характер, образ жизни

СЛАЙД 10 Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные , как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил .

платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.

3. «Счастье» в понимании Обломова (4 глава 3 части)

4. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной: «Мир и тишина.. Все тихо в доме Пшеницыной…» (9 глава 4 части)

5. Причины сближения Обломова с Пшеницыной.

6. Отношение Пшеницыной к Обломову.

7. Можно ли говорить о том, что идеал жизни Обломова осуществился в доме Пшеницыной? Почему?

8. А.В. Дружинин в статье «Обломов», роман Гончарова» счел Агафью Пшеницыну погубительницей и злым ангелом главного героя. Согласны ли вы с ним?

9. Роль образа Пшеницыной в романе.

- Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

- Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли?

(Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)

- Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)

- Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)

- Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей

- Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)

- Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)

- Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)

- А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению

жизни) - Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

(нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически)

3.2.Итоги анализа образа Агафьи Пшеницыной.

(Описание жизни Обломова в доме Пшеницыной в романе названо «выборгской обломовщиной». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, окончательно погружается в спячку, а затем гибнет физически. Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести)

СЛАЙД 11

3.3.Какую роль в судьбе Агафьи Пшеницыной сыграл Обломов?

(Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца)

4. Обобщение по образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

.

5. Каковы итога жизни Обломова?

(Обломов смог подарить двум любившим его женщинам недолгое, но все-таки счастье любить и быть любимыми. Но при этом он не смог позаботиться ни о них, ни о себе, ни о своем единственном сыне, которого препоручает заботам Ольги и Штольца.)

6 . СЛАЙД 12 Сравните высказывания критиков об Агафье Матвеевне и Ольгеа.. ДРУЖИНИНА,Н Добролюбова, А. Григорьева

    Слайд 13 «… бесподобная насмешливая, бойкая Ольга…видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими, почти наслаждается ими и обманывается только в расчётах на твёрдые основы характера Обломова.» А.В.Дружинин

Слайд 14 «Она готова на эту борьбу,тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб её тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии.» Н.А.Добролюбов

Слайд 15 «…беспристрастный и не потемнённый теориями ум выберет, как выбрал Обломов,

Агафью Матвеевну, - не потому только, что локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга.» А.Григорьев

Слайд 16 письменный ответ на вопрос. С каким из суждений вы согласны? Почему?

Домашнее задание.

Проанализировать материал по образу Андрея Штольца, используя план:

1. Рассказ о Штольце (1-2 главы 2 части)

2. В чем, по мнению Штольца, состоит «нормальное назначение человека»?

3. Что Штольц ставил выше всего в человеке?

4. «Как такой человек мог быть близок Обломову? – спрашивает автор. Что он сам на это отвечает?

5. Чем заканчивалась каждая встреча Обломова и Штольца?

6. Финал последней встречи.

7. Роль Штольца в судьбе Обломова.

8. Штольц после смерти Обломова берет его сына на воспитание. Почему?

9. Брак Штольца с Ольгой. Счастливы ли они?

10. В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

11. Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

12. Что видит и ценит Штольц в Обломове?


Конспект урока по литературе
«Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Женские образы» Выполнила: студентка 5 курса филологического факультета очного отделения Брюхнова Мария Борисовна Коломна, 2013
Класс: 10 «Б» Тема:
Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов», женские образы
Тип урока: комбинированный Цель: 1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. 2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь. Оборудование: доска, текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент  Приветствие  Проверка готовности класса к уроку  Слушаем меня внимательно!  Садитесь 2. Основная часть урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема любви в романе, женские образы в романе)  Записываем тему в тетрадь  В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?
(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)  Какое впечатление они произвели друг на друга? (Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым. Обломов был смущен)  Ольга полюбит Обломова? (да)  А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)  Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)  А вам ее план никакой миф не напоминает? (миф о Пигмалионе и Галатее)  Вспомните этот миф, о чем он? (послушать ответы учеников)  Сделайте вывод, исходя из мифа. Кем является Ольга по отношению к Обломову и наоборот? (Ольга является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, то есть Ольга любит будущего Обломова, сделанного ее руками)  Но в Ольге все-таки просыпаются чувства? Найдите это в тексте (ч.2, гл.9)  Ребята, теперь я даю вам возможность отдохнуть и прослушать арию «Casta Diva» (слушаем)  Почему я поставила именно это произведение? (во-первых, Обломов любил это произведение, во-вторых, он все больше влюбляется в Ольгу)  Давайте прочитаем этот эпизод (читаем стр.175)  Вы сейчас послушали данное произведение. Как вы думаете, легко ли его исполнять? (нет)  Какой мы можем сделать из этого вывод? (Ольга по-настоящему талантлива. Звучит ее душа)  А Штольц ли это замечал? (нет, а Обломов смог это прочувствовать)  Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)  Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям. Стр.185)
 Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же он советует ей? (забыть все сказанное им)  Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)  И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)  Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)  И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)  Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)  Почему не сложилось их счастье? (Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)  Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (стр.333, ч.3.гл11)  Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)  Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? (скорее всего нет)  Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)  Давайте прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж за Штольца. Что она чувствовала при этом? (стр.379. ч.4, гл.4)  Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)  Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Давайте найдем портрет Пшеницыной (стр.266)  Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли? (Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)
 Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)  Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)  Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей (стр.265, стр.273, стр.282)  Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)  Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)  Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)  А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению жизни)  Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически) 3. Домашнее задание: Собрать материал про Захара
Самоанализ проведенного урока
Урок состоялся 8 октября 2015 года. Был посвящен теме «Любовь в романе «Обломов» и женские образы». Сейчас, анализируя этот урок, я могу сказать, что он получился отнюдь неплохим. К нему я готовилась долго: перечитывала главы, посвященные Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной, составляла опорный конспект, искала материал для презентации и в конце делала саму презентацию. Поскольку у меня нет достаточного опыта, и я только учусь, естественно, не обошлось без некоторых ошибок и помарок, которых впоследствии старалась избегать.
Во-первых, не смогла справиться с волнением и поэтому урок проводила в убыстренном темпе. Во-вторых, боялась делать паузы. Мне казалось, что если я сделаю паузу, то это будет наоборот считаться за ошибку. В-третьих, меня немного подвела аппаратура. Необходимо было включить прослушать арию «Casta Diva», но презентация не сработала вовремя и данная ария оборвалась на половине. Несмотря на все недочеты, я считаю, что урок получился хорошим. Каждый опыт ценен. Ребята смогли самостоятельно обобщить все сказанное и сделать определенный вывод. В дальнейшей своей работе я старалась избегать этих ошибок, внимательно уже выслушивала ответы учеников.

Загрузка...