crimea-fun.ru

Обучение грамоте космос старшая группа. Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе

Конспект занятия по грамоте с детьми стршей логопедической группы. В ходе занятия, дети в увлекательной форме усовершенствуют навыки звукового анализа слов, познакомятся с понятием алфавит, обучатся первоначальным навыкам овладения письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От

Методический кабинет ДОУ № 59 «Аленький цветочек»

Конспект занятия по грамоте

« Космическое путешествие в поисках алфавита с Развивайкой»

в рамках гостевого обмена опыта педагогов

Подготовила

Воспитатель

старшей логопедической группы

Е.В. Краснокутская

Программное содержание:

Развивающие :

Совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие логического мышления, внимания;развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности. Совершенствование мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Образовательные :

Познакомить с понятием алфавит. Учить узнавать буквы, составлять их из элементов. Обучать первоначальным навыкам овладения письменной речью.

Воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии; умение слушать сверстников и воспитателя; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе, воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Оборудование : подушки для конструирования ракеты; электронная презентация «В путешествие с Развивайкой»; презентация «Солнышко лучистое» (кинезиотерапия); скартинка «Запутаные буквы», разрезные картинки элементов букв; слова, поделенные на слоги и соответствующие ним изображения; звуковые пеналы; картинки для составления загадки; журнал «Развивайка в Соледаре»; фонарики с красным и зеленым светом

Ход занятия:

Приветствие:

Волшебный клубочек

Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Звучит музыка, по которой дети догадываются, что к ним спешит Развивайка.

На экране появляется Развивайка, который общается с детьми через систему СКАЙП.

Развивайка: Здравствуйте ребята! Сегодня я получил послание от друзей с планеты Венера, там случилось несчастье. Космические пираты похитили алфавит, если мы не поможете случиться беда. Но без вашей помощи я не смогу им помочь. Ведь мне известно, что вы многому уже научились. Я очень прошу Вас о помощи!»

Развивайка: А вызнаете что такое алфавит?

Предположительный ответ детей: Алфавит это набор букв.

Воспитатель: Развивайка, мы тебя поняли. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно спасать алфавит? Что за беда случиться, если не вернуть алфавит?

Предположительный ответ детей: Без алфавита нельзя читать. В мире больше не будет школ, дети и все взрослые перестанут читать и учиться.

Воспитатель: Ребята, сможем ли мы отыскать его на другой планете, как?

Воспитатель: Как вы считаете, безопасно ли лететь на другую планету, нам неизвестную? Что перед полетом важно сделать, о чем узнать?

Предположительный ответ детей: узнать об этой планете.

Воспитатель: Развивайка, помоги нам, пожалуйста,расскажи об этой планете.

Развивайка предлагает детям посмотреть презентацию о планете Венера

Воспитатель: Что вы узнали об этой планете и как нам нужно одеться, чтобы обезопасить себя?

Воспитатель: Путь нелёгкий, может быть не полетим?

Дети: Полетим.

Развивайка: Какие вы молодцы, вы настоящие друзья!

Дети декламируют речевку

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

Воспитатель: Ну, хорошо. Как раз у нас ракета готова. Проходим на ракету спокойно занимаем места. (Ракета сделана из подушек)

Командиром ракеты назначаю,… Командуй.

Дети: Готов.

Звучит космическая музыка. На экране мелькает Солнечная система. Развивайка комментирует, созвездия, которые пролетаем.

Развивайка: Ну, вот мы и прилители.

Капитан: Экипаж к высадке готов.

Дети: Готов

Воспитатель: Ну, тогда спокойно со мной выходим на планету Венера.

Вдруг раздается предупредительный сигнал «СТОП».

Магнитофонная запись: Внимание, Внимание! Вы кто такие! Откуда вы прилетели и зачем?

Предположительный ответ детей: Мы дети детского сада города Соледара. Развивайка попросил нас помочь жителям вашей планеты вернуть алфавит.

Магнитофонная запись: А может вы хитрые пираты и еще что – то хотите похитить. Мы должны вас проверить. В нашей энциклопедии есть сведенья о вашем городе. Если вы все правильно расскажите, то мы вам поверим и пропустим на нашу планету Венера.

Дети рассказывают о своем городе, используя журнал «Развивайка в Соледаре»

Детей пропускают на планету и дают им конверт с нарисованным на нем черепом и костями- послание.

Воспитатель: Как вы думаете,от кого это послание? Почему вы так думаете? Что мы с ним будем делать?

Подводит к необходимости открыть конверт, обсуждают как сделать это безопасно.

Воспитатель читает письмо: Привет земляне! Если вы читаете это письмо, то вы всё-таки добрались до нашей планеты. Знайте, алфавит мы так просто не отдадим, идите по стрелкам и выполняйте все наши задания, а пропускать вас будет индикатор разрешения направляйте его на серебристый свет и если правильно сделаете задание, загорится зелёный свет, а неправильно красный. Желаем неудачи!

Воспитатель: Ребята, что пожелали нам пираты? Хорошо ли желать неудачи? Но мы не будем отступать, потому что такие смелые, дружные, добрые, а таких людей всегда ждет удача.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти стрелки, куда же нас ведут?(вместе с детьми устанавливают маршрут идут по нему и находят конверт с заданием).

Первое задание: « Распутай буквы». Прежде чем нам выполнять это задание давайте вспомним, что такое буква.

Предположительный ответ детей: Буква это то, что мы видим и пишем.

Развивайка: Молодцы. Ну что же на этом плакате запутались буквы. Помогите их распутать.

Дети по очереди называют и показывают буквы.

Воспитатель: Ребята, какие гласные буквы мы отгадали? Какие согласные? (Ответы детей). Молодцы. Давайте посмотрим, куда показывает стрелочка? (Дети показывают) Правильно. Стрелочка нам показывает на столы. На столах ребята лежат элементы букв. Пожалуйста, соберите, как можно больше букв.

Дети собирают буквы.

Развивайка: Ребята, какие буквы вы собрали?

Дети поочерёдно говорят, какие буквы у них получились и исправляют свои ошибки.

Правильность ответа проверяем индикатором.

Дети проходят в центр группы. На ковре лежат картинки, а под ними слова, разделённые на слоги.

Воспитатель: Ребята, что можно собрать из слогов? (Ответы детей) Правильно слово. Соберите слово из слогов, которые лежат перед вами. (Работа в парах)

Дети с помощью разрезанных напополам картинок объединяются в пары, находят слоги, соответствующие слову-названию картинки, собирают и читают свои слова.

Правильность ответа проверяем индикатором.

Развивайка : Ну что ж, молодцы. С этим заданием справились. Стрелочки ведут нас к мольберту, на котором стоит большой лист бумаги с наклееными на него картинками. По первым звукам в названии картинок нужно отгадать слова. Давайте вместе скажем, что изображено на картинках. Если отгадали слово, запомните его.

Работа по подгруппам. (п. «Сказочники» – первые два слова, п. «Путешественники» – следующие три слова)

Волк, свисток, енот, холодильник. (Всех)

Улитка, чебурашка, улитка (учу)

Арбуз (а)

Самолёт, арбуз, матрёшка, арбуз (сама)

Мышь, очки, лестница, чемодан, улитка (молчу).

Развивайка: Ребята это загадка. Всех учу, а сама молчу. Что это? (Дети отвечают) Правильно азбука.

Под листом бумаги написано слово азбука. Сделан звуковой анализ слова.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки.

Предположительный ответ детей: Согласные и гласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Воспитатель: Ребята пираты сделали анализ слова азбука. Посмотрите внимательно. Есть ли ошибки.

Дети исправляют ошибки.

Развивайка: Отлично. Вы справились с очень сложным заданием.

Правильность ответа проверяем индикатором.

На экране появляется картинка, на которой нарисован весёлый человечек.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает этот человечек. Правильно, нам нужно отдохнуть. Поиграть.

Физ. минутка с использованием кинезиотерапии «Солнышко лучистое»

Развивайка: Ребята мы сделали все задания, где же алфавит. Давайте крикнем. Алфавит.

Развивайка: Ребята, вы действительно постарались и недаром весь год набирались знаниями. Я уверен, что теперь вам по силу все преграды и вы готовы к школе. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Ну что настало время возвращаться в детский сад. Командир командуй.

Ребёнок: Экипаж к старту готов?

Дети: Готов.

Ребёнок: Включить моторы. Ракета взлетает. Отсчёт 54321 поехали.

Воспитатель: Ракета набрала высоту и поднялась вверх. Ну, вот мы и прилетели.

По возвращению дети обнаруживают конверт, в котором находят именные пригласительные в школу.

Итог занятия. Рефлексия

На картинках с изображением Звезды, изображены –глаз (что видели), ухо (что слышали), мозг (что узнали).

Дети выбирают из шкатулки картинку (ухо, глаз, мозг). По соответствующему знаку, дети формируются в три подгруппы. Каждая подгруппа выполняет свое задание.

Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы.

Прощание «Спасибо за приятное занятие».

Воспитатель говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».


Елена Шаповалова
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие на планету Абвгдейки»

Цель : выявление уровня знаний детей, готовность к школе.

Обучающие :

Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение» ; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать характеристику звукам речи.

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов.

Развивающие :

Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие :

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Формировать чувство товарищества.

Оборудование : компьютер, телевизор;

Материал : гласные, согласные буквы; звезды со слогами; карточки и фишки для слогового анализа; схемы предложений; звезды со словом «Азбука» ;

1. Эмоциональная настройка.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг

другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Дружно будем мы играть

слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с

огромной скоростью приближается к неизвестной планете . Она

большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как

она называется, я не знаю»

– Ребята, а вы знаете, как называется эта планета ?

– А кто живёт на планете Земля ?

– Земляне.

– Ребята, как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие ?

Дети (хором) : – Ракете!

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Абвгдеец говорит , что в космос могут отправиться только

подготовленные дети. Вы сможете? У нас есть буквы, вы должны разложить их на гласные и согласные, тогда вы попадете на корабль.

Что означает буква? (это знак, символ, которым обозначают звуки на письме)

Подойдите к столу, возьмите каждый по одной букве и положите на разнос, где стоит синий флажок – согласные, где красный – гласные.

1. Игра «Разложи гласные и согласные буквы» .

(проверили, правильно разложены буквы)

Чем отличается гласный звук от согласного?

Молодцы, ребята, занимайте места на космическом корабле и в путь . (звучит космическая музыка , сменилась картинка)

Ребята, смотрите, появились яркие звезды. А вот и первое испытание, нужно разделить слова на слоги.

2. Игра «Раздели слова на слоги» .

Зем-ля, Ве-не-ра, Марс, Ю-пи-тер, Плу-тон, У-ран, Неп-тун, Мер-ку-рий, Са-турн.

Молодцы, ребята, мы справились с этим испытанием и у нас есть первая буква «А» .

Ребята, наш корабль затягивает в черную дыру, нам нужно преодолеть притяжение и набрать скорость. Я буду называть слова со звуком «С» , а вы должны сказать, где находится звук «С» вначале, середине или конце.

3. Игра «Поймай звук «С» ».

Солнце, восток, Марс, космос , космонавт , скафандр, астроном.

Мы набрали скорость, молодцы, ребята, появилась еще одна звезда, у нас есть вторая буква «З» .

4. Игра «Составь слова из слогов» .

Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами (подвешены звёзды со слогами) . Прочитайте слоги и придумайте слова, которые с них начинаются : МА, РО, ЛЕ, МЕ, УТ, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова) .

Молодцы, ребята, у нас еще есть одна буква «Б» .

Ребята, я предлагаю подзарядиться космической энергией .

Физминутка.

(звучит космическая музыка )

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься : (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра, Всех возьмут нас в космонавты ! (руки на поясе) .

Ну, что ж, ребята, а теперь давайте займем свои места для выполнения следующего задания.

5. Игра «Зашифруй слово» .

(звуковые домики)

Нам нужно зашифровать слово «дружба» и отправить жителям АБВГДейки , предупредить, что мы уже близко.

Возьмите карточки и обозначьте слово «дружба» фишками.

Давайте, проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Молодцы, ребята, жители планеты АБВГДейки теперь будут знать , что мы уже близко, и у нас есть еще одна буква «У» .

6. Игра «Составь предложение» .

Ребята, нам пришло сообщение, оно зашифровано - это схемы.

Что они означают?

Сколько слов в предложении?

Что означает вертикальная линия?

Что означает точка?

А теперь давайте придумаем предложение из двух слов, из трех слов, а кто придумает предложение, в котором больше слов.

Ну что ж у нас есть еще одна звезда с буквой «К» .

Ребята, давайте проверим, все ли у нас буквы есть?

Попробуйте составить главное слово.

Какой буквы не хватает? (А)

Я думаю, мы найдем ее, если прочитаем волшебные строки.

Молодцы, ребята, у нас есть последняя буква «А» , и мы составили главное слово «азбука» .

Ребята, пираты вернули «Азбуку» жителям планеты АБВГДейка , они вам очень благодарны за помощь. Уметь читать, это здорово!

В чем вы затруднялись?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята, вы помогли жителям планеты Абвгдейка .

Почему мы справились с трудными заданиями?

Что нам в этом помогло?

Публикации по теме:

«Космическое путешествие на планету ритмов». Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста ход занятия. Музыкальный руководитель: Я рада видеть вас в хорошем настроении! Давайте поприветствуем друг друга с помощью жестов. 4 хлопка+.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» Тема: Путешествие в Звукоград Цель: показать результат коррекционной работы логопеда МБДОУ, чему научились дети на логопедических занятиях,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в тридевятое царство» Конспект итогового занятия за 1 квартал 2016 года по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в тридевятое.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево НОД «Путешествие в страну волшебных.

Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком» Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком в сказочную страну» Программное содержание: 1. Познакомить с буквой.

Невретдинова Халида Ибрагимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №281 ДО №4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.
Тема: "Космическое путешествие"
Дата публикации: 11.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению

грамоте «Космическое путешествие».

(подготовительная к школе группа).

Составила: воспитатель

Халида Ибрагимовна Невретдинова

Цель: развитие интереса детей к учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Закреплять умение определять место звука в слове; работать над предложением и

его схемой;

Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слов.

Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква, слог, слово и т. д.)

2. Развивающие:

Развивать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;

Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух,

память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Развивать умение находить решение и делать выводы;

Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.

Методы и приемы

Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, средств ТСО,

музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка

деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения,

обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия .

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры,

упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.

Оборудование

Для украшения музыкального зала - звезды и планеты, глобус, различные игрушки,

карточки с «полубуквами», слогами, словами; плакаты с написанными

предложениями; плакат с изображением Солнечной системы; карточки для

индивидуальной работы, счетные палочки, фишки на каждого ребенка, схемы

предложений, конверт с заданиями, коробка с сюрпризом; аудиоаппаратура, запись

музыки на «космическую » тематику.

Ход занятия

1 часть. Вводная

Дети входят в зал. Раздается телефонный звонок. Воспитатель разговаривает по

Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит?

Инопланетянин: Здравст–вуй–те! С ва-ми на свя-зи кос-мос! Го-во-рит жи-тель кос-

ми-чес-кой пла-не-ты! Я при–гла-шаю вас в гос-ти на на-шу пла–не-ту! Я хо-чу поз-

на-ко-мить-ся с ва-ми и при-го-то-вил для вас кос-ми- чес-кий сюрп-риз.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в космическое путешествие?

2 часть. Основная

Воспитатель: Дети, инопланетянин приготовил для нас сюрприз. Надо и нам что –

то подарить ему, ведь в гости с пустыми руками отправляться некрасиво. Что бы вы

хотели подарить инопланетянину?

Дети: конфеты, игрушки

Воспитатель: Я предлагаю подарить ему глобус – маленькую модель нашей Земли.

Инопланетянин будет смотреть на него, и вспоминать нас. Вы согласны?

Воспитатель: Тогда отправляемся!

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Все вы за руки возьмитесь,

В круг скорее вы садитесь.

Внимание! Всем приготовиться к полету!

Звучит космическая музыка, дети сидят в кругу.

Воспитатель: Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги,

все тело становятся тяжелыми. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии

невесомости. Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и приземлились. Мы проделали с вами долгий путь.

Нам встречались в космосе разные планеты. Скажите, сколько всего планет в

Солнечной системе?

Дети: Девять

Воспитатель: Назовите их

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: Какая планета самая большая в нашей Солнечной системе?

Дети: Юпитер

Воспитатель: А самая маленькая?

Дети: Плутон

Воспитатель: Назовите вторую планету от Солнца

Дети: Венера

Воспитатель: Марс, какая по счету от Солнца планета?

Дети: Четвертая

Воспитатель: Смотрите нас кто – то встречает (входит инопланетянин)

Дети: Здравствуйте!

ты. Рад ви-деть вас на на-шей пла-не-те. Спа-си-бо, что при-ле-те-ли! Я при-го-то-

вил вам кос-ми-чес-кий сюр-приз, но за-брать е-го вы смо-же-те, ког-да вы-пол-ни-

те мо-и за-да-ни-я, ко-то-ры-е на-хо-дят-ся в кон-вер-те

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы выполнить задания?

Инопланетянин передает конверт с заданиями воспитателю. Воспитатель

открывает конверт и достает первое задание.

Воспитатель: Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду называть вам звуки, а вы

мне должны назвать планету, на которую мы прилетели - М, А, Р, С.

Дети: Марс

Воспитатель: Как называются жители планеты Марс?

Дети: Марсиане

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля

Воспитатель: А как называются жители Земли?

Дети: Земляне

Воспитатель: Послушайте слоги и назовите транспорт, на котором мы совершили

полет в космос : «КЕ - ТА - РА».

Дети: Ракета.

А сейчас нужно правильно передать на Землю радиограммы из следующих слов.

(Каждое слово ограничивать взмахом руки.)

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. Посмотрим,

какое следующее задание приготовил нам марсианин. Достает из конверта задание

на карточке.

Ребята, следующее задание называется «Буква сломалась». Ребята, попробуйте

назвать буквы, в которых после космического шторма осталось только по

«полбуковки».

Перед собой вы видите элементы букв. Нам надо узнать, какая буква написана,

назвать ее и дописать (на мольберте расположены элементы букв, ребенок называет

недописанную букву, подходит к мольберту и дописывает ее)

Воспитатель: Отлично, дети! Вы выполнили и это задание.

Воспитатель достает из конверта следующую карточку. Ребята, а здесь задание

«Внимательные глазки». Вам нужно на столе построить из палочек все буквы,

которые изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за две

минуты? (дети составляют буквы, изображенные на картинке П, Т, Н, Г, Х, К, М,

Воспитатель: Дети, скажите, как назвать общим словом все составленные вами

Дети: Согласные

Воспитатель: Дайте характеристику звуку «Г»

Дети: Согласный, звонкий (такая же работа проводится со звуками К, Т)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Четвертое задание … (воспитатель достает

задание из конверта). Дети, да это игра! Проводится физкультурная минутка.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами.

Воспитатель: А сейчас ребята нам предстоит отгадать загадки.

Воспитатель: Ребята, а теперь следующее задание. Перед вами лежат карточки с

космическими словами(космос , Марс, Луна). Составьте звуковые схемы этих слов.

Дети красными и синими фишками выкладывают на карточке заданные слова.

Воспитатель: Дети определите местонахождение буквы «Р» в слове «марс»

Дети: Буква «Р» находится в середине слова

Воспитатель: Как мы можем определить, сколько слогов в слове «космос »?

Дети: Прохлопать слоги; сколько гласных, столько слогов в слове; подставить руку

под подбородок, сколько раз подбородок опустится, столько слогов в слове

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились и с этим заданием. Достает

следующую карточку. А сейчас нам предстоит узнать какая картинка лишняя.

Проводится игра «Четвертый лишний». Дети называют, какая картинка лишняя и

почему (игра проводится в устной форме; называются следующие ряды слов:

Марс, Уран, Земля, Солнце;

Чкалов, Гагарин, Терешкова, Титов;

Воспитатель: И последнее задание от марсианина.

Вспомните правила написания предложения и составления его схемы. Вы видите

написанные предложения, прочитайте их (дети читают «Ракета летит»,

«Космическая ракета летит», «Ракета летит в космос »). А рядом схемы этих

предложений, они перепутаны. Найдите к каждому предложению его схему.

3 часть. Заключительная

Марсианин. Мо-лод-цы, ре-бя-та! Вы о-чень хо-ро-шо спра-ви-лись со все-ми за-да-

ни-я-ми. Я ви-жу, что на Зем-ле жи-вут ум-ны-е и со-об-ра- зи-тель-ны-е де-ти. Те-

перь вы по-лу-чи-те кос-ми-чес-кий сюр-приз. Отдает коробку с сюрпризом

воспитателю. Воспитатель открывает ее.

Воспитатель: Дети, в коробке изображения маленьких ракет. Давайте посмотрим.

Дети рассматривают ракеты и находят внутри шоколадные конфеты.

Воспитатель: Ну ты и шутник, марсианин. Спасибо тебе за такой сюрприз. Дети

тоже благодарят марсианина.

Воспитатель: Пора отправляться домой.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

Дети: Земля

Воспитатель: Попрощайтесь с марсианином

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! Встаньте в круг и

полетели (звучит космическая музыка)

Воспитатель: Вот ребята, мы и дома. Что вам особенно понравилось и запомнилось

в нашем путешествии? Какие задания показались интересными? Какое задание

было самым трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, спасибо, вы меня порадовали своими

ответами, надеюсь, наше путешествие было не только интересным, но и

Цель: Подготовка детей к школе.

Коррекционные задачи:

  • уточнить произношение звука [к]
  • развивать фонематический слух
  • развивать фонематическое восприятие (определять место звука) .

Развивающие задачи:

  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза слова КАП
  • закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, глухие
  • развивать слуховое внимание
  • упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа
  • развивать память, зрительное восприятие, логическое мышление, общую моторику, активизировать словарь.
  • развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.
  • развивать быстроту двигательной реакции.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание активно работать на занятии
  • воспитывать чувство сопереживание.
  • воспитывать у детей трудиться сообща в парах.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
  • рассматривание иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
  • создание мини - музея по теме «Космос» .
  • раскрашивание картинок с космической тематикой.
  • разучивание подвижной игры «Космонавты»

Оборудование:

Демонстрационное оборудование: Мультимедийное оборудование, экран, столы, обручи, звезды для украшения зала,

Раздаточный материал для индивидуальной работы: схемы для звукового анализа слова КАП, тарелочки, прищепки (1 красная и 2 синих) , разрезные картинки (ракета, телескоп, космонавт, спутник) , звездочки (красные и синие) , картинки – раскраски для развития зрительного восприятия.

I.Организационный момент.

Логопед предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

Создание мотивации.

Раздается сигнал SOS. (Слайд 2)

Это наши друзья Алиса и её папа просят помощи, они отправились в космическую экспедицию на Третью планету. (Алиса в видеообращении) . (Слайд 3)

На жителей Третьей планеты напали космические пираты, они захватили их планету, нам одним не справиться. Помогите им.

Поможем друзьям?

Для этого мы с должны полететь в космос.

II. Создание проблемной ситуации.

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

На объекте воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на... (ракете)

А как по-другому назовем ракету – космический корабль.

Назовите первый звук в слове корабль. (К)

Как вы думаете, с каким сегодня звуком мы будем знакомиться?

III. Сообщение темы занятия.

Будем работать со звуком К,будем учиться слушать и находить этот звук словах.

Наш космический корабль будет стартовать с космодрома. А можем мы полетим в космос в наших костюмах? Нет, нам нужен специальный костюм – скафандр. Вот теперь мы готовы.

Внимание, приготовьтесь к полету. 5,4, 3, 2, 1. Пуск! (Слайд 4) Мы летим с огромной скоростью на нашем корабле. - Вот мы и оказались на Третьей планете, кто это? (Слайд 5)

Пират: Я – главный пират. Что, прибыли на помощь?

Пират: Для начала выполните мои задания, они очень сложные.

Логопед: Дети попробуем выполнить задания главного пирата.

IV. Развитие зрительного восприятия. (зашумованная картинка – спутник, комета, космонавт, космический корабль, телескоп.)

1 задание: Определите, какие предметы захватили пираты? (Слайд 6)

Посмотрите на картинку и назовите, что захватили пираты.

Назовите все одним словом, к чему все отнесем. (Космос) .

Если задание выполним правильно, пират исчезнет. Проверим, правильно мы выполнили.

2 задание: Определите, какой один звук встречается в каждом слове. (К) (Слайд 7)

V. Характеристика звука по схеме.

3 задание: Дайте характеристику звука К по схеме. (Слайд 8)

  • Посмотрите друг на друга и произнесите звук К-К-К.
  • Когда мы произносим звук К губы сомкнуты или разомкнуты (разомкнуты) ;
  • Язык опускается или поднимается (опускается) и задняя часть спинки языка отодвигается и смыкается с нёбом;
  • воздушная струя идет спокойно или ей что-то мешает (язычок мешает, т.к. он отодвинулся к горлышку и закрыл проход воздуху)
  • воздушная струя разрывает эту преграду, если воздух встречает преграду, то звук какой? (Согласный)
  • Попробуем его спеть. Поется? (нет)
  • Тянется? (нет)
  • Руку тыльной стороной приложите к горлышку, определите, горлышко спит или работает. (спит) Если горлышко спит, значит звук какой звонкий или глухой. (глухой)

Вывод: Звук К – согласный, глухой.

Молодцы, с этим заданием справились.

VI. Развитие фонематического слуха.

А сейчас трудноевам задание.

4 задание: Игра «Сигнальщики» . Поднять руку, когда услышите звук К. (Слайд 9)

А) Звуковые цепочки.

Б) Слоговые цепочки.

5 задание: Определите, какой предмет лишний. Обратите внимание, в каком слове нет звука К. (Слайд 10)

Космонавт, комета, телескоп, солнце.

Спутник, космический корабль, скафандр, инопланетянин.

VII. Физминутка. (Слайд 11)

Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.

Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

VIII. Развитие фонематического восприятия.

6 задание: Определите место звука М в словах. (Слайд 12)

Приготовим левую руку, начало кисти – начало слова, середина кисти – середина слова, кончики пальцев – это конец слова. Указательным пальцем правой руки двигаемся до тех пор, пока не услышим звук К. (комета, спутник, телескоп)

7 задание: Составить звуковой анализ слова КАП. (Слайд 13)

Смотрите, пошел дождь, капли стучат – кап-кап. Подойдите к столу, на тарелочках у каждого лежит схема и прищепки синего и красного цвета, с их помощью будем составлять звуковой анализ слова КАП.

IX. Развитие грамматического строя речи.

Посмотрите, остался последний пират, он предлагает вам игру «Определите, чего много» .

8 задание: Я назову один предмет, а вы определите чего много. (Слайды 14-15)

Космический корабль – космических кораблей

Комета - комет
Скафандр - скафандров
Телескоп - телескопов
Спутник - спутников

Посмотрите, со всеми заданиями пиратов мы справились. С каким звуком работали? Смотрите, к нам идет Алиса. (Слайд 16)

(Выходит Алиса) Инструктор по ФК

X.Развитиедвигательной реакции.

Ребята, какие вы молодцы, вы помогли спасти третью планету от пиратов. Вы настоящие космонавты, а хотите полетать на ракетах.

Ответ детей: да.

Давайте поиграем в игру.

П/Игра «Космонавты» .

По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:

Ждут нас быстрые ракеты.
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!

Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое.

В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

А кто опоздал на ракету, тот выполняет задание, в парах собирает разрезные картинки.

ХI. Релаксация. «Возвращение домой» (Выполняется на мягких ковриках) , используем музыкальное сопровождение.

ХII. Рефлексия.

Кем вы сегодня были?
-Кому вы сегодня помогали?
-Какой звук изучали?

А сейчас при помощи звезд определим, кому занятие понравилось. Если занятие понравилось, берем красную звезду, если не понравилось – синюю звезду. Вы молодцы мне понравилось сегодняшнее путешествие, я вижу вы настоящие космонавты.

Чтобы вы не забыли наше сегодняшнее путешествие я даю вам картинку, для того чтобы вы её раскрасили.

Спасибо за занятие.


Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

Загрузка...