crimea-fun.ru

Обучение детей плаванию в доу. Обучение плаванию в детском саду

Я считаю, каждый человек должен уметь плавать. Купание, плаванье, игры и развлечения на воде – самые полезные виды физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему, прививают детям любовь к воде.

В нашем дошкольном учреждении занятия в бассейне проводим с детьми с двухлетнего возраста.

При обучении плаванию дошкольников в нашем ДОУ, они принимают контрастный душ, умеют ориентироваться на воде, нырять, подныривать под гимнастическую палку, выполнять различные упражнения на воде.

За пять лет работы ДОУ проведено большое количество открытых просмотров, развлечений, праздников.

Плавание прекрасно закаляет детей. Учитывая, что закаливание – достаточно многогранный процесс, он имеет большое значение, в особенности для детского организма. В закаливании участвуют практически вся система регулирования функций организма. Важную роль выполняет кожа, на которую вода оказывает некоторое раздражающее действие.

Плавание прекрасно активизирует работу дыхательных органов у детей

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Следует знать, что вдох затруднен вследствие того, что вода давит на грудную клетку и брюшную полость, а при большинстве способов плавания рот и нос значительное время находятся в воде. С другой стороны, давление воды на грудь и брюшную полость стимулирует выдох. Получается, что хорошая техника дыхания обеспечивает требуемое поступление кислорода. В результате таких процессов укрепляются мышцы всех органов дыхания.

Плавание хорошо исправляет различные нарушения осанки

При плавании тело находится в воде почти горизонтально и в вытянутом положении. Позвоночник принудительно выпрямляется, а мышцы конечностей ритмично то напрягаются, то расслабляются. При разных способах плавания руки активно участвуют в движении. Поэтому ортопеды и детские врачи настойчиво рекомендуют плавание как способ профилактики и лечения нарушений осанки.

Умение плавать обеспечивает безопасность на воде

Совершенно очевидно, что плавание как вид физических упражнений разносторонне укрепляет организм. Поэтому очень важно сделать его доступным для детей как можно раньше. Не владея искусством плавания, человек не только подвергает свою жизнь опасности, но и обедняет ее, лишая себя неповторимых чудесных ощущений.

Рефлекторная дорожка

Помимо того, что сами занятия аквааэробикой несут положительный оздоровительный эффект, для массажа стоп и профилактики плоскостопия я использую рефлекторную дорожку, по которой дети заходят в бассейн. Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:

Резиновых ковриков с шипами;

Мешочков, наполненных камешками;

Тазы с водой разной температуры и содержимым:

Первый таз t воды + 45С (с марганцовкой)

Второй таз t воды + 40С (с соленым раствором)

Третий таз t воды + 35С (с камушками)

Четвертый таз t воды + 30С (с проточной водой)

Праздник Нептуна

В саду необыкновенный день – веселый праздник, праздник силы, смелости и здоровья. В гостях морской царь, повелитель всех морей и океанов, бурь и ураганов.

Работа с моторно-одаренными детьми

В зависимости от индивидуальных особенностей и физической подготовки каждого ребенка, упражнения не могут быть усвоены всеми детьми одинаково, поэтому используются задания с разным уровнем сложности. С моторно-одаренными детьми дополнительно провожу занятия повышенной сложности.

Оздоровительный кружок « Дельфиненок»

Уже в дошкольном возрасте можно выделить детей, которые легко усваивают плавательные движения, обладают хорошей плавучестью. Упражнения, проводимые на секционных занятиях, обеспечивают систематическое совершенствование плавательных навыков, развивают моторику и воспитывают стремление к достижению лучших результатов.

Открытые занятия

В процессе работы совершенствую свое мастерство. Результатом этого явился цикл открытых просмотров на районном и областном уровне.

Ирина Боброва

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения . Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма ; совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды . Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Задачи детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности , начиная с младшего возраста.

Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Купание, игры в воде, плавание благоприятно для всестороннего физического развития ребенка. Ведь не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся глубины, именно поэтому первые шаги в обучении детей плаванию направлены на то , чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Работаю по программе «Детство » и с удовольствием использую методику развивающего обучения плаванию В . Канидовой. Занятия основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений, что способствует развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность.

Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно – оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей, но также предоставление им возможность научиться плавать , преодолеть чувство страха и боязнь глубины. Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько чётко будут соблюдены все основные требования к его организации, обеспечены меры безопасности, выполнены необходимые санитарно – гигиенические правила.

Хочу выделить несколько этапов обучения плаванию в детском саду .

Первый этап начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами. Он продолжается до того момента, когда ребёнок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием . Первое посещение бассейна – это событие в жизни маленького ребёнка и очень важно, чтобы у детей остались только яркие воспоминания.

Большинству малышей не свойственна боязнь воды, как это принято считать. Они любят купаться, с удовольствием входят в воду. Все занятия проходят в игровой занимательной форме, с использованием художественного слова. После того, как дети привыкнут к воде, надо приучать их к простейшим передвижениям, к погружению. Ходьба, бег, прыжки в воде знакомят детей с сопротивлением воды. Передвигаясь на разной глубине, они ощущают, насколько труднее двигаться на воде, чем на суше. Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде (ходим «как крокодильчики» ). Широко используется приём образных сравнений, выполняемый в парах («нос утонул» , «глазки в воде» и т. д.).

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе. У детей средней группы закрепляются умения и навыки плавания , приобретённые в младшем возрасте. Упражнения и игры выполняются на большей глубине с помощью кругов, плавательных досок , нарукавников.

Усложняется передвижение в воде , дети ходят в полуприсяде на глубине по пояс, наклонив туловище вперед и опираясь руками о доску, на глубине по грудь пробуют ходить вперёд и назад, делая «мельницу» руками. Новое для детей – научиться открывать глаза в воде. Оно помогает сохранять нужное направление движения, облегчает ориентировку во время ныряния, разыскивания каких – либо предметов на дне. Упражнение на открывание глаз в воде с успехом проводится парами.

Начинается обучение погружению в воду с головой. Дети подныривают под обруч, круг, стараясь оказаться в центре его. Затем дети учатся свободно лежать на воде, что является составной частью скольжения в положении на груди и спине.

В результате третьего этапа дети должны уметь продержаться на поверхности воды, сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания.

В старшей группе осваиваются умения и навыки определённого способа плавания , разучивается техника, продолжают разучивать скольжение на груди и спине с помощью поддерживающих средств. В процессе упражнений движения совершенствуются. Ребёнок непринуждённо лежит на поверхности воды. Чувствуя себя свободно, ребёнок начинает замечать окружающую обстановку, делать произвольный выдох в воду. Движения его свободные, ритмичные. Плавание на спине для многих детей оказывается легче. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают вначале на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом при помощи плавательной доски .

На четвёртом этапе продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания , простых поворотов, элементарных прыжков в воду. В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду . Первые попытки плавания в полной координации рекомендуется выполнять на небольших отрезках дистанции, чтобы не нарушилось согласование движений. Дыхание сначала произвольное, позже вырабатывается определенный ритм дыхания. Плавание на спине в полной координации проводится на таких дистанциях, проплывая которое дети способны сохранить вытянутое положение тела.

В плавании существует присказка : «Плавать умеет только тот , кто владеет дыханием» . Ребёнку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому , чтобы упражнения и игры доставляли детям удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать . При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность пробовать плавать всеми способами – кролем на груди, кролем на спине. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким – либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо обязательно учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно позволить ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше .

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

Опыт работы показывает, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию . Поэтому одной из задач является широкая пропаганда плавания среди родителей воспитанников. Ещё до начала работы бассейна на родительских собраниях родителям сообщаю, что в детском саду буду детей обучать плаванию . Объясняю, как важно, чтобы дети были здоровыми, закалёнными.

Для пропаганды обучения детей плаванию организовываются открытые просмотры занятий, праздников. Желательно, чтобы в подготовке и проведении праздника деятельно участвовали родители. Это поможет им лучше узнать своих детей, сблизиться с ними. Наблюдая приёмы и методы работы, а также реакцию самих детей при различных процедурах и занятиях, родители убеждаются в необоснованности своих опасений. Встречаясь с бывшими воспитанниками, радуемся, когда узнаём, что все они физически крепкие, многие продолжают заниматься плаванием , хорошо учатся в школе.

Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить плавать , тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма .

Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию . Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе . Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение («День Нептуна» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д.). Праздники на воде – прежде всего эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям. Художественное оформление бассейна должно вызывать у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.

Обучая ребёнка плавать , всегда найдётся возможность не только сформировать конкретный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого из своих воспитанников. Последовательность в системе обучения детей помогает успешно овладеть всей предложенной им программой. Привычка ребёнка к регулярным занятиям плавания с целью укрепления здоровья или использования данного навыка для активного отдыха в дальнейшей жизни – самый важный итог всей работы.

Так пусть вода, представляющая естественную стихию, играет в человеческой жизни не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и здоровья.

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета заведующий МДОУ

протокол №_____ «Детский сад компенсирующего

«_____»__________2013 г. вида № 000»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

инструктора по физической культуре (плавание)

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 000»

Иммунология" href="/text/category/immunologiya/" rel="bookmark">иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды; прививает умение и навыки самообслуживания; совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких; укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия; увеличивает работоспособность и силу мышц; гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения; повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.


Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Огромное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным, поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка - СОДЕЙСТВУЕТ РАЗНОСТОРОННЕМУ, ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ, СТИМУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ, ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе , помогать друг другу.

Цель : обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Для достижения данной цели формируются следующиезадачи:

Обучающие:

Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

Освоить технические элементы плавания;

Обучить основному способу плавания «Кроль»;

Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах , в бассейне).

Развивающие:

Развивать двигательную активность детей;

Способствовать развитию навыков личной гигиены;

Способствовать развитию костно-мышечного корсета;

Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

Формировать представление о водных видах спорта.

Воспитывающие:

Воспитывать морально-волевые качества;

Воспитывать самостоятельность и организованность;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

Воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения учебной программой .

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативной функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон. Занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание закаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие.


Для малыша плавать - средство для всестороннего физического развития и залог безопасности. Обучение способствует выработки у детей навыков сознательного и безопасного пребывания в воде.

В процессе закрепления умений и навыков предлагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. Упражнения используются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

Структура программы:

Программа рассчитана на младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет).

Программа включает:

Ознакомление ребенка с водой;

Овладение детьми навыком скольжения;

Обучение занимающихся плаванию определенными способами;

Совершенствование техники плавания разными способами;

Профилактика различных заболеваний;

Привитие культурно-гигиенических навыков;

Беседы о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма.

Рабочая программа по плаванию составлена на основании:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, . Москва: «Мозаика – Синтез» 2012 г.

- «Программа обучения детей плаванию в детском саду» . Санкт – Петербург: «Детство – пресс» 2010 г.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ

В нашем детском саду функционирует плавательный бассейн. Температура воды поддерживается в пределах – 30-32 градусов, воздуха: 28 – 30 градусов.

Для занятий в бассейне каждому ребенку необходимо иметь:

Халат махровый с длинным рукавом с капюшоном;

Полотенце;

Резиновую шапочку;

Мыло и мочалку.

Плаванию обучаются дети с 3-х лет. Ведущей формой занятий является: групповая. Занятия проводятся в младшей и средней группах – 1 раз в неделю, в старшей и подготовительной группах – 2 раза в неделю. Группы делятся по подгруппам от 6-8 и до 10-12 человек.

Для всех возрастных групп установлена продолжительность пребывания в воде :

Младшая группа - 15 минут;

Средняя группа - 20 минут;

Старшая группа –минут;

Подготовительная группа - 30 минут.

Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.

Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоению в воде техники плавательных движений.

Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания, повторяется пройденное, проводятся игры на совершенствование усвоенных движений.

Заключительный этап - это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).

Если по каким-то причинам плавание не проводится (карантин, техническая неисправность и т. д.), то оно заменяется занятием на суше в игровой форме, но с должной нагрузкой. Комплекс упражнений «сухое плавание» должен соответствовать требованиям программы и подготовить детей к упражнениям на воде. На всех проводимых занятиях обязательно присутствуют элементы игры.

Игра является основной формой обучения в дошкольном возрасте. Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).


Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком "коэффициенте полезного действия" детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения – это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.

Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полувесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – само по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ:

1-АЯ МЛАДШАЯ

2-АЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ПОНЕДЕЛЬНИК

Методический день

Методический день

ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ

1 год обучения

Задачи:

1) Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.

2) Обучить опусканию лица в воду.

3) Обучить различным видам передвижения в воде.

4) Способствовать формированию навыков личной гигиены.

5) Способствовать воспитанию морально-волевых качеств (смелость,

настойчивость, решительность).

Ожидаемый результат:

1) Уметь передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.

2) Уметь опускать лицо в воду.

3) Уметь делать выдох в воду.

4) Погружаться в воду у опоры и без опоры с головой.


2 год обучения

Задачи:

1) обучить выполнению лежания на груди и на спине.

2) обучить выдоху в воду, опуская губы (лицо).

3) обучить умению открывать глаза в воде.

4) обучить движениям ног как при плавании способом кроль на груди и на спине.

5) содействовать формированию правильной осанки.

6) способствовать воспитанию смелости и решительности.

Ожидаемый результат:

1) уметь выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4 секунд.

2) уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо.

3) уметь выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой).

3 год обучения

Задачи:

1) обучить выполнению многократных выдохов в воду.

2) обучить скольжению на груди и на спине.

3) совершенствовать движение ног как при плавании способом кроль на груди и на спине.

4) обучить согласованной работе рук и ног при плавании облегченными способами.

5) способствовать формированию правильной осанки.

6) содействовать развитию координационных способностей.

Ожидаемый результат:

1) уметь выполнять многократные выдохи в воду – 3 - 4 раза подряд.

2) уметь выполнять попеременные движения руками как при плавании

облегченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды).

3) уметь проплыть облегченным способом на груди или на спине

7-9 метров.

4 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи:

1) Обучить согласованной работе рук, ног и дыхания при плавании облегченными способами на груди и на спине.

2) Совершенствовать технику плавания выбранным способом.

3) Способствовать закаливанию организма детей.

4) Содействовать формированию правильной осанки.

5) Способствовать воспитанию целеустремленности и настойчивости.

Ожидаемый результат:

1) Уметь выполнять многократные выдохи в воду 6-8 раз подряд.

2) Уметь проплывать облегченным способом на груди или на спине 10-15 метров.

3) Уметь проныривать под водой небольшое расстояние - 1,5-2 метра.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. В условиях дошкольного учреждения, в зависимости от количества занимающихся, занятия могут проводиться от 2-х до 4 раз в неделю. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали, что частые и относительно непродолжительные занятия дают больший эффект, чем занятия, проводимые дольше, но реже.

ДОСТУПНОСТЬ . Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться принципами: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от главного к второстепенному».

АКТИВНОСТЬ . Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра . Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.

НАГЛЯДНОСТЬ . Чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т. д.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ . При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений.

К ним можно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.

ДИАГНОСТИКА ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Для отслеживания результативности своей работы с детьми в бассейне, правильности применения средств и методов физического воспитания, проводится постоянный медико-педагогический контроль. Проверка и оценка овладения двигательными умениями и навыками является важнейшим звеном воспитательно-образовательного процесса, помогает своевременно вносить коррективы в содержание занятий, менять характер педагогических воздействий. Этому служит диагностика плавательной подготовленности детей.

Цель – определение уровней плавательной способности, степени сформированности плавательных умений и навыков.

Задачи:

Выявление плавательных способностей, умений и навыков детей;

Определение стратегических задач по обучению плаванию на учебный год;

Планирование индивидуальной работы с детьми по освоению и развитию плавательных умений и навыков;

Анализ динамики уровня освоения плавательных умений и навыков.

1. Сроки проведения:

Начальная - октябрь;

Заключительная - май.

2. Для выполнения каждого упражнения дается одна попытка. Вторую попытку можно давать только в случае явно неудачной первой.

3. На основании результатов диагностики определяются группы готовности:

«Готов» - ребенок выполнил все нормативы или не выполнил один;

« Условно готов» - ребенок не выполнил 2-3 норматива;

«Не готов» - ребенок не выполнил 4 и более нормативов.

После начальной диагностики инструктор по плаванию планирует свои занятия, составляет коррекционный план на 1-ое полугодие, чтобы усвоение материала проходило лучше, потом на 2-ое полугодие. В конце года проводится заключительная диагностика, где сравниваются результаты на начало и на конец учебного года. Затем выводится процент.

Задача инструктора своевременно выявить детей с низкой результативностью, чтобы помочь им овладеть плавательными навыками, используя индивидуально – дифференцированный подход.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Плавательные доски.

2. Тонущие игрушки.

3. Надувные круги разных размеров.

4. Нарукавники.

5. Мячи разных размеров.

6. Разделительная дорожка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. , «Обучение плаванию в детском саду» Москва «Просвещение» 1991г.

2. «Программа обучения плаванию в детском саду» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2003.

3. М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова «Раз, два, три, плыви...» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, ОБРУЧ, 2010г.

4. , «Фигурное плавание в детском саду» Методическое пособие. Творческий Центр СФЕРА. Москва 2009г.

5. «Плавание и здоровье малыша» Ростов-на-Дону ФЕНИКС 2007г.

6. , «Плавание » Техника обучения детей с раннего возраста. «Издательство ФАИР» Москва 2008г.


7. «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.» Творческий Центр СФЕРА Москва 2012г.

8. Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения» СФЕРА», № 2,3,4 2010 г; № 1,2,3,4 2011г.

9. «Плавание: лечение и спорт» Серия «Панацея», Ростов-на-Дону, ФЕНИКС,2001г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

СЕНТЯБРЬ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ

ИГРЫ

Ознакомить детей с правилами поведения в бассейне и с помещениями (раздевалка, душевая т. д.)

Экскурсия в бассейн. Беседа с детьми.

(для примера использовать куклу)

Посещение занятий в старших группах.

«Соберем куклу на занятия в бассейн».

Дать детям представление о том, как надо готовиться к посещению бассейна, рассказать, как они должны раздеваться, сложить одежду, вымыться под душем до и после посещения бассейна, вытереться, одеться.

Посещение раздевальных и душевой, показ приемов самообслуживания.

«Соберем зайку в бассейн».

Показать основные движения в воде, создать общее представление о плавании.

Посмотреть как старшие дети играют в воде, плавают, ныряют, входят и выходят из бассейна, идут в душевую.

Попробовать повторить движения старших ребят на суше.

«Делай как я»

ОКТЯБРЬ

Научить спускаться по лесенке в воду и выходить из нее, держась за руки преподавателя, попробовать окунуться.

Научить где и как складывать свои вещи, как пользоваться мылом и мочалкой.

Спуститься в воду с преподавателем;

Окунуться в воду;

Свободное купание;

«Поймай рыбку»

Научить спускаться в воду и выходить из нее, держась за перила лестницы. Вызвать интерес к занятию.

Войти в воду, держась за перила лестницы с помощью преподавателя.

Ходить и бегать по дну бассейна;

Окунуться, держась за руки преподавателя;

Свободное купание;

«Пойдем все вместе со мной», «Добежим до переходика».

НОЯБРЬ

Побуждать самостоятельные, активные передвижения детей в воде в определенном направлении; вызывать у них чувство радости от действий в воде.

Войти в воду самостоятельно, выполнять задания.

Упражнение «Все, все подойдите ко мне»;

«Принеси рыбку, мячик, обруч, «киндер» т. д.

Приучать детей самостоятельно передвигаться в воде в различных направлениях.

Войти в воду и сразу же всем окунуться.

Похлопать ладошками по воде;

Бросить мяч и догнать его;

Принести мяч преподавателю;

Свободные игры в воде;

«Сделаем дождик», «Хоровод», «Кораблики».

ДЕКАБРЬ

Приучать детей не бояться воды, передвигаться группой, взявшись за руки.

Войти в воду и ходить, взявшись за руки, взявшись за руки присесть.

Дойти до противоположного края бассейна, взять игрушку и принести преподавателю;

Свободная работа;

«Попрыгаем как зайчики», «Рыбки, домой», «Бегом за мячом».

Продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в разных направлениях, развивать координацию.

Выполнять задания в воде.

Упражнение «Фонтаны»;

Свободные игры с предметами;

Ходьба в присядку «Утка и утята»;

«Маленькие и большие ноги», «Догони меня»

Уроки плавания для детей

Консультация для родителей.

Навык плавания для любого человека настолько же природный, как ходьба, бег, прыжки. Достаточно вспомнить, что еще в утробе матери ребеночек уже находится в водной среде, то есть, в свободном плавании – в прямом смысле. И поэтому также считается, что обучение малыша плаванию желательно начинать как можно раньше, пока привычка к перемещению в водной среде не утрачена полностью. Замечено, что чем старше человек становится, тем более усиливается его страх перед водой. И тем сложней с возрастом научится на воде держаться, не говоря уж о плавании полноценном. Тем более, рационально начинать обучение плаванию ребенка уже с раннего возраста – уже даже до первого его похода в школу.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста не только даст ребенку один из очень ценных навыков, которые потом не раз ему пригодятся в жизни. Плавание – это еще и полноценная физкультура, полезные физические нагрузки, такие полезные для растущего организма. Пребывание в воде и на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания . Обучение плаванию детей дошкольного возраста, и последующее их свободное уже самостоятельное плавание, способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на дыхательной системе малыша.

Во время нахождения в воде, разгружается позвоночник ребенка, что немаловажно для профилактики сколиоза и формирования правильной осанки. Во время плавания для передвижения в воде задействуются те группы мышц, на которые в повседневной жизни нагрузка приходится незначительная. Таким образом, обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует также и формированию хорошей фигуры, улучшению тонуса мышц. Благотворно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка , оказывает положительное влияние на нервную систему. Так, во время плавания обеспечивается своеобразный водный «массаж», за счет чего снимается напряжение (как нервное, так и физическое) и утомление, улучшается сон и отлаживается эмоциональный фон.

Немаловажно и то, что обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует нормализации обменных процессов, за счет чего ребенок чувствует себя намного лучше – здоровье улучшается, а иммунитет укрепляется . Специалисты отмечают, что обучение плаванию, а затем – и регулярные занятия плаванием приводят к тому, что ребенок становится более устойчивым к распространенным детским заболеваниям и болеет гораздо реже сверстников.

Определенную роль в этом играет и перепад температур, воздушные и солнечные ванны, обеспечиваемые в ходе обучения плаванию детей дошкольного возраста (если обучение происходит вне границ бассейна в открытом водоеме). Причем, обучение детей дошкольного возраста погожим летним днем где-нибудь на озере возле дачного участка все-таки более «здорово» и показано, нежели приобретение навыков плавания в бассейне. Тем более, родители в этом случае могут самостоятельно заниматься с ребенком – малыш всегда больше доверяет маме с папой, нежели тренеру. В то же время, обучение плаванию детей дошкольного возраста в бассейне при помощи специалиста также имеет ряд преимуществ: профессионал всегда знает, как в идеале должна проходить тренировка, умеет при необходимости оказывать первую помощь, а количество и разнообразие бассейнов дает возможность подобрать наиболее подходящий для обучения ребенка того или иного возраста.

Если все-таки родители заинтересованы в самостоятельном обучении плаванию ребенка, следует придерживаться определенных для этого правил.

Учиться плавать необходимо на неглубокой воде, дно водоема при этом должно быть твердым, без возможного наличия ям или омутов. Главное – преодолеть страх ребенка перед водой (если таковой присутствует, ведь в большинстве своем дети воды не боятся, и даже воду любят). Для этого можно с ребенком играть в «войнушки» водой, поднимать брызги руками. Если все-таки опаска воды у ребенка присутствует, заходить в водоем следует потихоньку, держа малыша за руки в позиции лицом к лицу.

Пребывание ребенка в воде должно быть ограниченным – начиная с 5-10 минут. При этом желательно, чтобы температура воды составляла не менее 20-24 градусов, в то время, как температура окружающей среды – 25-30 градусов. Ребенок в воде не должен мерзнуть, при малейшем на это подозрении (малыш побледнел, губы приобретают синий оттенок), ребенка из воды нужно выводить. Уже во время захождения в воду, малыша следует водой обтереть – лучше, если он это сделает самостоятельно, пропуская воду сквозь пальцы и привыкая к ней.

Лучше, если первый «сеанс» обучения плаванию детей дошкольного возраста впервые происходит на море: соленая морская вода лучше «держит» и малышу в ней легче научится передвигаться. Но есть при таком обучении и минус – в соленой воде не особо поныряешь, ведь соль раздражает глаза. А погружаться в воду, нырять малыш должен учиться в процессе общего обучения плаванию.

Погружение в воду в виде нырков осваивать также нужно постепенно: сначала малыша погружается в воду до шеи, со временем – чтобы вода покрыла рот, затем нос. Можно предложить ребенку поиграть в «поплавки», сначала продемонстрировав, как «поплавок» выглядит со стороны. Для этого родитель подтягивает колени, обхватывает их руками, задерживает воздух, нагибает голову к груди, и таким образом погружается в воду. Затем предлагает повторить упражнение малышу, при этом, слегка поддерживая его, тем самым, придавая уверенности. Со временем, когда малыш более-менее освоит навыки плавания, можно будет предлагать ему поиграть в «водолазов»: собирать в воде разбросанные на небольшой глубине игрушки. Или в «дельфинов» – положив на воду круг, предложить ребенку поднырнуть под него.

Надувные элементы в процессе обучения плаванию вообще сослужат очень хорошую службу. Рекомендовано использовать самые разные элементы, удерживающие ребенка на воде – нарукавники, круги, мячи, пенопластовые доски. Ребенок может за них держаться, и в то же время отрабатывать движения руками или ногами.

Движения эти малышу нужно показать еще на суше, например, с использованием скамеечки. Дети обычно радостно повторяют за взрослыми движения, посему, проблем с обучением ребенка гребкам руками и махам ногами, которые потом он будет воспроизводить в воде, возникать не должно. Так, повторов несколько раз «плавательные» движения на суше, нужно попросить ребенка повторить их в воде. Делать это он может, сначала находясь в надувном круге. Со временем можно ребенку предложить от круга отказаться – вместо него поддерживать малыша в воде родитель будет на руках. Важно, чтобы ребенок почувствовал, какие усилия ему нужно приложить, чтобы находится в воде самостоятельно.

Обучение плаванию в бассейне детей дошкольного возраста проходит под руководством инструктора по плаванию.

Делится на несколько этапов:

  • Первый этап – выполнение упражнений на суше, которые способны имитировать плавательные движения. К таким движениям относятся гребки с поворотами головы, прогибы в позвоночнике в положении лежа, махи прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, а также многие другие.
  • Второй этап – ребенок должен привыкнуть к пребыванию в воде и освоить плавательные движения теперь уже не на суше, а в бассейне. Сначала ребенок учится правильно держаться на воде при нырянии и скольжении, во время чего инструктор поддерживает его за руку или за ногу. Уроки плавания для детей также способствуют усвоению такого навыка, как выполнение выдоха в воду медленно и постепенно. На начальном этапе обучения плаванию – это самая сложная задача, поэтому упражнение выполняется по команде инструктора «выдох». Что же ребенок будет уметь в результате освоения второго этапа? Это выдох в воду и скольжение по воде с отталкиванием ногами от бортика бассейна.
  • Третий этап - это освоение детьми движений ногами при плавании вольным стилем, инструктор во время таких занятий поддерживает ребенка за руки. Кроме того, необходимо проследить за тем, чтобы ребенок не закрывал глаза и смотрел прямо перед собой. После приобретения данных навыков начинается обучение плаванию при помощи движений рук и дыхания с поворотами головы на вдохе.
  • Четвертый этап - полная координация плавательных движений при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием.

Также существует ряд требований непосредственно для бассейна, в котором будет проходить начальное обучение плаванию детей:

  • Безопасность (как правило, это бассейн-лягушатник, глубина которого составляет 90 см);
  • Комфортная температура от +32 до +34 градуса

Обучение плаванию детей в бассейне проходит в игровом режиме, что помогает малышам легче усвоить начальные навыки плавания. Для этого используются различные игры на воде, например, «Лягушка» (прыжки в воде) или «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием по пояс).

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.


Существуют следующие советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста дос­таточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеничес­кими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного уч­реждения.

Задачи обучения плаванию следующие:

Содействие укреплению здоровья;

Закаливание;

Привитие гигиенических навыков пользования водой;

Адаптация к водной среде;

Расширение фонда двигательных умений и навыков;

Обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочета­нии с рациональным режимом активности и отдыха детей.


Наиболее удобное время проведения занятий:

утром, до завтрака, - с 7.30 до 8.30;

после завтрака - с 9.30 до 12.30;

после дневного сна - с 15.30 до 16.30.

Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависи­мости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе - 6-8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10-12 человек. Продолжительность одного занятия - от 15-20 до 30 мин.

Плавание в общеобразовательной школе

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламенти­ровано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обяза­тельную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами спо­собствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения законо­мерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обста­новку в большинстве регионов Российской Федерации, обуче­ние плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.


12 Плавание

Нове составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

Урок плавания в школе. Обучение плаванию в общеобразо­вательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:

Высокие требования к оборудованию мест занятия;

Высокие требования к технике безопасности занимаю­щихся;

Преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

Относительно небольшое количество занимающихся в од­ной группе;

Эффективный индивидуальный подход;

Высокая моторная плотность урока (главная причина - значительные потери тепла);

Необычные условия работы анализаторных систем, а от­сюда - точность подаваемых команд и распоряжений (речь пе­дагога должна быть кратка и лаконична);

Широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится фун­кцией зрения;

Высокая эффективность игрового метода;

Быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сен­сорных воздействий;

Строгий учет состояния здоровья занимающихся на теку­щий момент;

Хорошее знание преподавателем личностных качеств
каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особен­
ностей.

Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, помо­жет успешно решить поставленные задачи.

Плавание в профессиональной школе

Плавание - неотъемлемая часть физического воспитания учащейся молодежи, овладевающий профессией в различных типах учебных заведений. Оно призвано обеспечить необходи­мые физические кондиции учащихся, студентов, курсантов, приобретение ими профессионально важных двигательных уме­ний и навыков. Особенно важна профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов морского и речного флота,


рыболовных хозяйств, геологов, спасателей и т. д., т. е. тех про­фессий, где умение плавать жизненно необходимо.

Одной из важнейших задач физического воспитания в про­фессиональной школе остается задача укрепления здоровья, повышения физической работоспособности.

Плавание организуется в зависимости от имеющихся условий.

Занятия проводятся в группах. На одного преподавателя не должно быть более пятнадцати занимающихся. Группы форми­руются с учетом состояния здоровья, общей физической и пла­вательной подготовленности учащихся и студентов. В каждой из групп решаются свои задачи: в одних - задачи начального обучения плаванию, в других - совершенствования в технике спортивного плавания, в третьих - повышения спортивного мастерства спортсменов-разрядников. На специальном учебном отделении плавание используется как оздоровительное и гиги­еническое средство. К занимающимся предъявляются соответ­ственно разные контрольные нормативы и требования. Они отражены в рабочих программах.

Плавание в детско-юношеских спортивных школах

ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повы­шению их физической работоспособности, воспитанию личнос­тных качеств.

В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы: 1) начальной подготовки; 2) учебно-тренировочные; 3) спортив­ного совершенствования; 4) высшего спортивного мастерства.

Перед каждой группой для соответствующего этапа много­летней подготовки сформулированы свои задачи.

На основе нормативных документов, регламентирующих работу ДЮСШ, составлена программа. Она определяет стра­тегическую направленность плавания и является основным документом, ориентирующим тренеров и учащихся на мно­голетнюю подготовку. Для каждого периода подготовки в про­грамме существуют свои задачи. При правильно организован­ном учебно-тренировочном процессе норматив мастера спорта



Девушки должны выполнить в 15 лет, юноши - в 17; норма­тив мастера спорта международного класса - девушки в 18 лет, юноши - в 20 лет.

В основе принципов построения спортивной тренировки ле­жат педагогические принципы обучения и воспитания.

Многолетняя подготовка учитывает:

Строгую преемственность задач, средств и методов спортив­
ной тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спортс­
менов;

Неуклонное возрастание объемов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми посте­пенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной подготовки и уменьшается - общей физической;

Непрерывное совершенствование техники спортивного плавания;

Планирование тренировочных и соревновательных нагру­зок с учетом биологического возраста занимающихся;

Одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных физических качеств в наиболее благопри­ятные (сенситивные) периоды развития организма.

Как показывает практика, ДЮСШ - наиболее эффектив­ное звено в системе обучения плаванию: отличный кадровый состав, неплохая материально-техническая база и многие дру­гие составляющие обеспечивают высокое качество подготов­ки спортсменов.

Занятия плаванием и водные процедуры в группах здоровья

Группы здоровья создаются на предприятиях, в учебных за­ведениях, в спортивно-оздоровительных клубах, на спортивных базах, в домах отдыха.

Местами для занятий могут быть крытые плавательные бас­сейны и открытые водоемы.

В воде можно выполнять разнообразные физические упраж­нения. С оздоровительными и лечебными целями могут быть использованы следующие виды тренировок: купание и плава­ние, гимнастика и игры в воде, различные водные процедуры.

Прием душа. Эта водная процедура - составная часть пла­вания при пользовании бассейном. Исследования показывают, что во время этой процедуры происходит существенное увели­чение ЧСС. Поскольку сама процедура, а также температурные


условия влияют на сердечный ритм, то ее не только можно, но и следует обязательно использовать, применяя душевые устрой­ства различных конструкций.

Гимнастика в воде. Применяются дыхательные упражнения и гимнастические упражнения. Это могут быть имитационные движения руками и ногами, элементы ходьбы, бега на месте и в движении. Возможны упражнения на различных снарядах, находящихся в воде, с использованием плавающих приспособ­лений (доски, круги, палки, плотики, надувные камеры и т. д.). С помощью таких упражнений легко дозировать нагрузку, вы­полняя упражнения в разном темпе, чередуя их с продолжи­тельным и непродолжительным отдыхом.

Купания и плавание. Используется плавание произвольным способом, можно без выноса рук из воды, в умеренном темпе, с ос­тановками для отдыха 20-30 с через каждые 10, 20, 30, 40, 50 м.

Игры на воде: водное поло, волейбол, баскетбол, бадминтон.

Оздоровительное плавание и водные процедуры проводятся под наблюдением инструктора. Использование плавания в ка­честве лечебного средства возможно только по назначению и под наблюдением врача.

Плавание в спортивно-оздоровительном лагере

Решение проблемы массового обучения плаванию возможно через систему работы спортивно-оздоровительного лагеря. Как правило, в летние месяцы многие дети выезжают для отдыха за город в летние спортивно-оздоровительные лагеря, многие из которых оборудованы стационарными или сезонными плава­тельными бассейнами. При условии теплой солнечной погоды и температуры воды 20-24°С занятия по плаванию можно про­водить ежедневно в течение оДной лагерной смены. За это вре­мя ребенка можно обучить уверенно держаться на воде, проплы­вать облегченными способами от 15 до 25 м. Уже умеющие плавать дети могут в условиях спортивно-оздоровительного лагеря совершенствовать свои навыки в плавании, обучиться технике спортивных способов.

Для успешного проведения работы по плаванию необходимо проделать большую подготовительную работу, начиная с оборудования мест занятий и комплектования учебных групп.

Комплектование учебных групп начинается с выяснения плавательной подготовленности детей. Их делят на три груп­пы: в первую включают тех, кто вообще не умеет плавать; во

вторую- детей, которые могут держаться на воде и проплыть любым способом 10-15 м; в третью группу включают тех, кто плавает относительно хорошо. Желательно комплектовать груп­пы отдельно для мальчиков и девочек, с учетом их возраста и физической подготовленности. Количество занимающихся в одной учебной группе - 10-12 человек.

Время занятий плаванием - ежедневно с 10.30 до 13.30 и с 16.30 до 18.30.

Температура воды для занятий старших детей не должна быть ниже 18°С, для всех остальных - не ниже 20°С; темпера­тура воздуха должна быть выше температуры воды на 4-5°. Продолжительность занятий в начале лагерной смены для младших детей не должна быть более 5-7 мин, для старших детей - 10 мин. В дальнейшем, в зависимости от температур­ных условий, закаленности детей, количества проведенных занятий, продолжительность пребывания в воде увеличивает­ся, достигая 30-45 мин.

Наиболее эффективная форма работы - групповые занятия. Они помогают развивать у детей чувство коллективизма, взаи­мопомощи, стимулируют активность. Групповые занятия все­гда проходят более эмоционально, чем индивидуальные, спо­собствуют, более быстрому освоению учебного материала.

Работа по плаванию осуществляется под руководством инст­руктора, его задача - организация обучения, обеспечение бе­зопасности при проведении занятий на воде. Обязанности инструктора:

Составить план работы и утвердить его на лагерной ко­миссии;

Подготовить места занятий;

С началом работы лагеря проводить инструктаж с вожа­тыми и воспитателями отрядов по правилам организации и про­ведения купания детей;

Обеспечивать безопасность проведения занятий;

Проводить методические занятия с вожатыми и активом;

Готовить помощников инструктора;

Вести учет и контроль всей работы по плаванию.

Инструктором по плаванию могут быть утверждены специа­листы-инструкторы, тренеры, студенты педагогических вузов и колледжей (не моложе 18 лет), прошедшие специальную под­готовку, владеющие способами спасения, оказания первой помощи пострадавшим.

Проводят занятия вожатые и воспитатели. Они обязаны уметь хорошо плавать, знать приемы спасения тонущих.


На время обучения плаванию дети освобождаются от всех других видов занятий (кружковой работы, походов и т.д.).

В спортивно-оздоровительном лагере может работать секция плавания.

Каждая смена заканчивается подведением итогов работы лагеря по плаванию в виде водно-спортивного праздника. В его программу включаются соревнования, на которых дети имеют возможность выполнить контрольные нормативы и разрядные требования.

Загрузка...