crimea-fun.ru

Образ Тихона в пьесе «Гроза». Любовь к жене, подчинение матери

Тихон Кабанов в произведении А.Н. Островского является одним из ключевых героев. Это сын жестокой купчихи Марфы, прозванной автором Кабанихой. Образ персонажа Тихона очень удачен тем, что здесь показывается огромное число проблем современного автору общества.

Главная героиня пьесы Катерина - жена Тихона, которой, собственно, и уделено основное внимание. Но сам Тихон — не менее важный персонаж, и не только потому, что он достаточно часто появляется в разных ситуациях, как герой, но и потому, что он существенно влияет на душевное состояние собственной супруги, и это формирует ее мотивации в конечном итоге.

Характеристика героя

Этот мужчина выставлен Островским этаким маменькиным сынком, не смеющим «шагу ступить» самостоятельно. Прежде, чем что-то сделать он должен получить согласие матери. О такой его натуре говорят слова, обращенные к матери: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" Он терпит все выходки своей «маменьки», как и все члены семьи Кабановых - в этой семье все решения принимала женщина, и наш герой привык во всем подчиняться ей.

По отношению к жене он пытается строить из себя грозного мужа, признавая, что своего ума у него нет. От этого мужчина чувствует себя несчастным. Вечно плаксивый, мягкий характером, Тихон живет словно тюрьме, метаясь между женой и матерью. Но мечтая освободиться от влияния матери, он ничего для этого не делает, а уезжая по делам из дома, беспробудно пьет. Послушавшись матери, Тихон даже бьет Катерину, хотя сам признается, что не имеет желания этого делать:

"...А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее...". Этот крайне недостойный поступок говорит не только о душевной слабости персонажа, но и о неспособности искренне и по-настоящему любить. Его любовь остается только на словах, а на деле он самостоятельно толкает супругу к измене и самоубийству.

Этот безвольный человек все же не признает за собой вины. Во всем винит маменьку. Из этого можно сделать вывод, что он не только не имеет собственного мнения и способности делать свой выбор, но и не способен брать на себя ответственность за свои же поступки. Из того, какими словами Островский описывает поведение персонажа, можно сделать вывод, что сам автор дает, скорее, негативную оценку героя:

"...Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить..." - пишет автор словами другого персонажа, и отмечает дополнительно: "...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим...". В этих цитатах других героев просматривается, скорее, личное мнение автора, которое передается читателям. При этом к жене Тихона автор высказывает свою симпатию, но делает это так же осторожно:

"...Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится..." - эти слова подчеркивают не только ее красоту, но и духовность.

Образ героя в произведении

Этот персонаж в пьесе не слишком молод. Он старается жить так, чтобы его никто не замечал. Даже имя автором пьесы дано ему не зря. Тихий, нерешительный характер, как никогда подходит, к этому имени. В нем с детства воспитывались такие черты характера как мягкотелость, беспомощность, отсутствие своего мнения. Эти черты впоследствии превращают его в человека, неспособного что-либо предпринимать самостоятельно.

Будучи добрым по натуре Тихон любит Катерину по-своему, сострадает ей, пытается остановить, когда жена в присутствии Кабанихи кается. Но, его мягкотелость и привычка во всем подчиняться матери лишают мужчину даже подобия воли. Поэтому защитить жену от унижений Тихон не только не может, а даже сам унижает ее по приказу Кабанихи. И хоть он обвиняет мать в смерти жены, продолжает ей подчинятся и дальше, поскольку иначе уже не умеет жить.

Образ этого персонажа примечателен тем, что этот персонаж вместе с негативными чертами отражает переход от патриархальной жизни к новой. Вспомним, что Тихон не считал необходимым следовать старым устоям и правилам. К примеру, при прощании с Катериной он не желал, чтобы Катерина бросалась в ноги мужу. Однако, будучи слишком слабым, Тихон не решился следовать своим взглядам Только после гибели жены он выразил свой слабый протест.

Тихон -- загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам "темного царства". Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении/ внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее.

Он говорит: "...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!" Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: "Вы ее погубили!"
Так как пьеса "Гроза" произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Сейчас отношение к использованию фильмов на уроках литературы неоднозначное. Одни считают, что применение кино - дело нужное, а другие обвиняют учителей в том, что вместо того, чтобы прививать детям любовь к чтению, заменили уроки просмотром фильмов. Так как многие дети не очень любят читать, то фильм, на мой взгляд, является неплохим подспорьем книге. Учитывая особенности произведений прошлых столетий, сложный язык, а в старших классах и объем произведения, вызывает страх перед чтением и отбивает у детей желание читать. А уж если и читают, то через строчку, ничего не понимая.

Для сегодняшнего семинара я взяла пьесу известного классика А.Островского «Гроза». Кинематограф не обошел стороной и эту пьесу, которая зацепила режиссера и сценариста прошлого столетия Владимира Михайловича Петрова. В его фильмографию входят работы по произведениям Н.Гоголя, И.Тургенева, И.Куприна и др… В число ведущих советских кинорежиссёров он вошёл после первой звуковой экранизации по пьесе А.Н.Островского ( ) . Это старый фильм, режиссер переносит нас в эпоху середины 19 столетия, точно передает обстановку, быт, костюмы героев и даже актеры – подобие того времени.

Эту историю можно рассматривать в кино как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин (вполне злободневно, не правда ли…). Таким мужчиной является муж главной героини пьесы Катерины Тихон КабанОв. Почему бы не разобраться в мужской натуре середины 19 века? Кстати, в фильме роль Тихона сыграл Заслуженный артист РСФСР ЧУВЕЛЕВ ИВАН ПАВЛОВИЧ .
(просмотр начала фильма) Итак, сегодня мы увидим, как Тихона изобразил кинорежиссер В.Петров. Вы все помните начало драмы А.Островского, а вот сцена свадьбы Катерины и Тихона, которой начинается фильм, в пьесе отсутствует - ее придумал режиссер и включил в сценарий.
После шумной свадьбы наступают обычные будни.

Что мы знаем о Тихоне по пьесе ? (Тихон Иванович Кабанов - сын богатой купчихи Кабанихи, который торгует от нее по доверенности. У него есть сестра Варвара Кабанова. Он женат на молодой женщине).

- Каков возраст Тихона? (Возраст Тихона Кабанова не уточняется Островским, но, судя по фильму, это уже не молодой мужчина). - Каков герой по характеру? ( фильм) (Тихон Кабанов - бесхарактерный мужчина, настоящий "маменькин сынок", он не смеет ступить и шагу без согласия матери и даже пугается ее.)
-Каким человеком сформировала Тихона Кабанова жизнь в доме матери? (Он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Воспитывался Тихон матерью, от которой терпит обиды. Тихон - дурак, глупый человек. В фильме мать так и называет Тихона «дураком». Он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому он во всем слушается матери. У Тихона низкая самооценка. Он скрытный человек. Приспособленец.) И вот мужчина вырывается из-под материнской опеки на свободу. Можете себе представить, чем он занимается вдали от дома. Посмотрим на нашего героя с другой стороны . (фильм)

Как характеризует данная сцена Тихона? ( Нам открывается совершенно новый образ Тихона. В пьесе автор показал Тихона мягким и добродушным, но при этом любителем выпить, что и видим мы на экране. Только так он способен забить пустоту внутри себя и тяжесть на душе. Лишь алкоголь помогает ему забыть все страдания, причиненные ему его матерью. В фильме он еще и любитель женщин.)

Какой Тихон муж? (фильм) Можно сказать, что он не может соответствовать роли мужа в семье, где царит патриархальный лад. Быть властелином, защитником и опорой в семье - это не по его части. Тихон - слабый человек, он незлобивый и добродушный. Все, на что он способен - это метаться между двух огней: материнскими требованиями и состраданием к своей жене.
- Любит ли Тихон свою жену? Ярче всего это проявляется в прощальной сцене Катерины и Тихона. (Тихон любит свою жену, но не так, как любят мужчины с сильным характером, а спокойно и апатично. Его любовь не приносит Катерине эмоций, и это приводит к тому, что она увлекается другим мужчиной.)

Таким образом, в пьесе и в фильме можно сказать, что образ Тихона полон противоречий. С одной стороны, он настолько послушный и почтительный сын, что полностью растворился в личности своей матери, а с другой - человек со своими мыслями, мнениями, желаниями.

Как отнесся Тихон к смерти жены? ( Режиссер не показывает отношение Тихона к смерти жены.) Фильм заканчивается трагично: Катерина бросается в Волгу. Режиссер сознательно изменил концовку, наверное, для того чтобы зритель сам мог домыслить: осудить Тихона или он тоже является жертвой домостроевского режима. В пьесе же Тихон, стоя над трупом Катерины, встает против матери и обвиняет ее в смерти жены.

Таким образом, Тихон - это образ, с помощью которого автор показал мужскую доброту, но в то же время и мужскую слабохарактерность. Как видим, это иногда может привести к плачевным последствиям.

Заключение: - Злободневна ли эта тема для сегодняшних дней? Встречаются ли такие Тихоны в наше время? Каково влияние матери на воспитание сыновей? Думаю, что на эти вопросы каждый ответит для себя.

образ Тихона по пьесе "Гроза"

  1. Просто забитый человек, подкаблучник! Грустно!
  2. Тихон тих (плоть от плоти своих предков и целиком во власти темного царства) . Тихон с детства приучен к беспрекословному подчинению, он во всем слушается ее, безропотно делает все, что она ему прикажет. и с радостью сбегает с дома при первой возможности, хоть на немного сбрасывая ярмо со своей шеи. он по-своему любит жену, но развиться чувству не дает страх перед матерью, характер он проявляет только после Катерины, обвиняя мать в смерти жены. Но скорее всего это временное явление, воспитание возьмет свое и он опять превратится в безропотного пресмыкающегося перед матерью сына
  3. Данный образ полон противоречий. С одной стороны, он кажется послушным и почтительным сыном, полностью растворившимся в личности и морали своей матери. С другой стороны, у него есть и собственные мысли, мнения, желания. Он даже готов был бы простить неверную жену, поскольку он добрый и великодушный. Но привычка к подчинению так глубоко в нм засела, что он стараясь быть добрым и снисходительным к своей "заблудшей" супруге не заметил вовремя е душевного состояния и не смог ей помочь. Он пытается бежать в алкоголь от тирании своей матери, радуется. когда по делам должен уехать из дому, радуется оттого, что некоторое время над ним "грозы не будет". Он любит жену, но как-то слишком апатично и спокойно отчего не способен ни понять е вполне, ни оградить е от бед, ни хотя бы эмоционально поддержать. Даже е измену он воспринимает не с точки зрения предательства любимого человека, а с точки зрения материнской морали (как позор семейной чести) . Тихон-человек слабый, несамостоятельный, но в самом крайнем случае способный на кратковременный бунт.
  4. тряпка
  1. Загрузка... Баллист-трассолог. кто такой? Учный, эксперт или специалист, работающий в областях баллистики и трасологии (с одним С) . Сомневаюсь, что такие эксперты-универсалы существуют в...
  2. Загрузка... окислительно восстановительные реакции? Окисли#769;тельно-восстанови#769;тельные реа#769;кции, ОВР, редокс (от англ. redox #8592; reduction-oxidation окисление-восстановление) это встречно-параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих...
  3. Загрузка... как сделать самолёт военый с пультом управления Как сделать самолет на радиоуправлении Вам понадобятся: Потолочная плитка без рельефного рисунка, фанера толщиной 3 мм, клей...
  4. Загрузка... Письменность что это такое? Пи#769;сьменность графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка.Типы письменности человеческих языков: * Идеографический (пиктографический) письменный знак привязан...
  5. Загрузка... Что значит Ахиллесова Пята уязвимое место послегомеровский миф (переданный римским поэтом Гигином) , повествующий о том, как мать Ахилла (Ахиллеса) , Фетида, захотела сделать...

Кабанов Тихон Иванович - один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано - «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т. по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Ка-линова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Т., Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

Т. ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином, но также опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям: «Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» - говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать», - отвечает Варвара. Для Т. вырваться из-под опеки матери на волю значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

Вместе с тем Т. любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Кабаниха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», - не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Т. к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Т. испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Т. в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все», И только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.

Загрузка...