crimea-fun.ru

Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах. Духовные искания онегина Привязанность к модным тенденциям в одежде

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.

Прежде чем рассматривать образы главных героев, нужно понять, что для романа Пушкина главным приемом их создания служит типизация. Литературный тип - это не просто образ героя, отмеченный неповторимой индивидуальностью, в нем особым образом - через черты характера, через ту же индивидуальность, - воплощены черты, присущие не только самому человеку, но и определенной социальной группе, "порождением" и представителем которой он (в социально-психологическом плане) является. Именно так созданы образы героев романа, и особенно заметно это в образе главного героя - Евгения Онегина.

Как человек Онегин очень необычен, индивидуальность его неоспорима, но... он же и очень типичен, не случайно же о нем один из "проницательных читателей"" - А. А. Бестужев - отозвался так: "Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Традиционное для своего круга воспитание, традиционное времяпрепровождение, традиционные интересы, "тоскующая лень", взывающее, демонстративное пренебрежение интересами окружающих - вот основные черты, характеризующие не только Онегина, но и значительную часть "молодых людей" того времени, которые позже, после появления романа, будут названы "лишними людьми". Однако можно ли винить только Онегина в том, что он таков? Наверное, нет, потому что каждый человек в большей или меньшей степени несет в себе черты той среды, к которой он принадлежит, и Онегин не исключение. Поэтому "лишним", то есть ни к чему не приспособленным, можно признать и тот социальный круг, к которому принадлежит герой и "законы жизни" которого он блестяще усвоил и по которым до поры до времени спокойно живет.

Однако "Онегина душа" далеко не так проста и однозначна, как об этом можно было бы судить по его поведению. Образ Евгения Онегина в романе "Евгений Онегин" очень противоречив, внутренний конфликт в нем очевиден, и наиболее полно это проявляется в его отношениях с Татьяной. Тот Евгений, который "дает уроки" Татьяне, совсем не похож на Евгения, автора письма к по-настоящему любимой им женщине, которая для него теперь недоступна - хотя и продолжает его любить... Попытаемся понять причины "преображения" главного героя, историю возрождения его души - именно "возрождения", потому что любовь возрождает человеческое даже в душе самого, казалось бы, закоренелого эгоиста.

Оказавшись в деревне, Онегин надеялся, что "перемена мест" поможет ему избавиться от скуки, и, на самом деле, "два дня" ему казалось, что это так, но "на третий" день он убедился, "что и в деревне скука та же". Это естественно, ведь причины "скуки" в нем самом, здесь внешние факторы мало что значат. Провинциальное дворянство, примитивное по уровню духовной жизни, не могло вызвать интерес у него, а его попытки "порядок новый учредить" привели к тому, что "И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак". Один только Ленский оказался не то чтобы близок Евгению, но "они сошлись", причем Пушкин едко замечает, что это была дружба "от делать нечего". Восторженность Ленского и скептицизм Онегина - это и в самом деле "лед и пламень", но других "достойных" его внимания людей вокруг Евгения Онегина просто нет... Пожалуй, главное, что отличает героев, - это способность ощущать любовь и все, что с этим чувством связано.

Для Ленского любовь - это чувство, в которое он играет по законам романтизма, он создает себе придуманный, идеальный образ Ольги, настолько далекий от реальности, что становится непонятно: неужели можно быть таким... не понимающим самых очевидных вещей? Однако поэт-романтик и в жизни играет в романтику, он строит ее так, как будто пишет "оду", вот только "читать" эту "оду-жизнь" ему приходится самому... Онегин же очень точно и глубоко понимает людей, ему удается проникнуть в душу каждого, с кем его сводит судьба, однако его поведение, его отношение к людям может вызвать только осуждение. Все понимая, он затевает игру с Ольгой, нанеся тем самым душевную травму влюбленному Ленскому; осознавая глупость дуэли, он, думая о том, что его могут высмеять, принимает вызов Ленского, потакая этим тем же самым нравам, которые так открыто презирает: "Но шепот, хохотня глупцов..." - и это после того, как достаточно строго "отчитывает" себя за свое поведение: "но Евгений Наедине с своей душой Был недоволен сам собой "... И даже тогда, когда ещё можно было что-то исправить, понимая, что лучше всего будет "разойтись им полюбовно", Онегин не делает первым шаг навстречу Ленскому, потому что "дико светская вражда Боится ложного стыда". Поэтому, когда он пишет в письме Татьяне "Несчастной жертвой Ленский пал", он, по совести, должен уточнить, что Ленский стал жертвой его, Евгения Онегина, ложного самолюбия, его неумения возвыситься над обстоятельствами, по самому большому счету - его эгоистического отношения к окружающим.

Это же чувство мешает ему понять по-настоящему и Татьяну, получив письмо которой, "Онегин живо тронут был". Встретившись с ней, он ведет себя так, как должен вести себя герой "модного романа", внутренне наслаждаясь ролью "учителя", но при этом любуясь собой и не желая понять, что чувствует и без того обескураженная своим "проступком" Татьяна. Продолжение "игры" с влюбленной в него девушкой следует на именинах, где "как-то взор его очей Был чудно нежен", и "взор сей нежность изъявил: Он сердце Тани оживил". Однако гибель Ленского разлучает героев, следующая встреча которых состоялась тогда, когда Татьяна была уже замужней дамой, и именно эта Татьяна вызвала в душе Евгения Онегина бурное чувство, которое он считает любовью. Он преследует Татьяну, пишет ей письма, укоряет ее в том, что она не отвечает на его чувство, забывая при этом, что в ее нынешнем положении она, собственно говоря, и не может ответить на них иначе, как нарушив свой супружеский долг, что для Татьяны, "русской душою", неприемлемо изначально. Разумеется, Онегин искренно страдает, однако имеет ли он моральное право писать ей: "Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви..."? Кому, как не ей, знать это?..

Финал того периода жизни Евгения Онегина, который нам показывает в романе Пушкин, - это подлинное крушение. Поняв, что именно он потерял в лице Татьяны, он оказывается перед необходимостью навсегда вычеркнуть ее из своего сердца, и это сейчас, когда она заняла в нем такое большое место... Чем и для чего жить дальше? Какой может быть эта "постылая свобода", из опасения потерять которую он когда-то был так слеп и глух? Герой не может не вызвать сочувствия, и как-то не очень успокаивает то, что он, в общем-то, заслужил то, что преподнесла ему судьба, заслужил своим равнодушием к себе и людям, которое в конце концов и отомстило ему так жестоко.

Много спорили о том, можно ли считать Евгения Онегина человеком, близким к декабристам, но, думается, сам Пушкин не ставил такой цели перед собой, он не стремился создать образ декабриста, он писал роман, в котором "отразился век И современный человек Изображен довольно верно", и с этим не поспоришь: как социально-психологический тип Онегин, конечно, не вызывает никаких сомнений, он более чем убедителен в качестве представителя своего времени и своей социальной группы.

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьяну – замужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

Почему Евгения Онегина называют "лишним человеком"?

Показать текст целиком

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой. Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию. Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян. Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин - светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга. Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман и бред;
В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие. Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

Загрузка...