crimea-fun.ru

На эхо об алексеевском монастыре. Игумения юридическая

Московский Алексеевский девичий монастырь – это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского – в честь прп. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.

Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь

Монастырь был основан около 1360 г. по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского, по просьбе его младших сестер Иулиании и Евпраксии (прославлены в лике святых в 2001 г.). Место для устроения первой женской обители выбрали на Остоженке, где находились земли, принадлежавшие Святителю Алексию по праву митрополита Московского. Рядом протекала Москва-река, тогда еще широкая и полноводная, вокруг простирались леса и рощи. Немаловажно, что располагался монастырь недалеко от кремлевских стен, служивших защитой на случай нашествия неприятеля. Было здесь и село Семчинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы.

Вначале в обители был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия. Маленький и тесный, он освещался узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя прп. Алексия человека Божия – Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве – стародевичьим.

В XIV в. жизнь церковная и гражданская составляли одно целое – святую Русь православную. Государи перед смертью принимали схиму, схимники умирали в сражении. Православная церковь блистательно сияла и церковными и государственными заслугами своего Первосвятителя Алексия, почитаемого не только на Руси, но и в Царьграде, и в степных улусах татарских. Русская земля собиралась около московского князя Дмитрия Донского, крепла, устраивалась под его рукою, и плодом этого была славная Куликовская битва.

В новоустроенной обители было введено общежитие. Первой игуменией монастыря стала Иулиания, которая скончалась в 1393 г. К этому времени и Алексий митрополит (1374) и Дмитрий Донской (1389) уже ушли в мир иной. Обитель пережила вместе с Москвой и многими городами опустошительное нашествие Тохтамыша (1382 г.). Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского (1392 г.), как обитель постигла утрата горячо любимой игумении Иулиании. Через год скончалась и ее сестра монахиня Евпраксия.

Погребли преподобных сестер в монастыре. Благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевского Алексеевского стародевичьего монастыря при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

На Остоженке монастырь просуществовал почти 200 лет и пережил немало бедствий: и пожары, и даже землетрясение, во время которого треснули монастырские стены. В 1451 г. обитель разграбили татары.

Упоминание о монастыре встречается в летописи 1473 г. В связи с тем, что по приказу Великого князя московского Иоанна III игумения монастыря была приглашена для облачения в новые ризы мощей Великой княгини Марии (в иночестве Фотинии), супруги Великого князя московского Симеона Гордого, найденных в притворе церкви Спаса на Бору в Кремле.

Сохранилось также завещание князя Михаила Верейского, согласно которому он дарил в 1486 г. одну из своих деревень "к Олексию святому в монастырь…". Этими скудными сведениями и завершается справка о монастыре со дня его основания до 1514 г., т. е. почти до конца первой половины периода княжения Великого князя Василия III.

В летописи под этим годом упоминается о сооружении после опустошительного пожара итальянским зодчим Фрязином Алевизом каменной церкви Алексия человека Божия. А после страшного пожара в 1547 г. царь Иоанн Грозный перевел монастырь ближе к Кремлю в урочище Чертолье (ныне улица Волхонка).

После перенесения обители на новое место на Остоженке осталась небольшая монашеская община, но уже к 1584 г. она была преобразована в Зачатьевский монастырь, у которого своя богатая история и который существует и в наши дни.

Алексеевский монастырь в Чертолье XVI - XVII вв.

Сведения о дате перемещения монастыря с Остоженки в урочище Чертолье противоречивы. В одних источниках это 1547 год, в других – 1571-й. Дело в том, что в период между 1547–1571 годами о монастыре не найдено упоминаний ни в одном документе. Известно только, что после разрушительного пожара 1547 года монастырь по воле Государя Иоанна IV перенесли на Чертольский холм (место, где ныне стоит храм Христа Спасителя).

Отсюда взору открывалось все пространство от Воробьевых гор вдоль по течению Москвы-реки до Кремля и далее к монастырям Андроникову, Крутицкому и Симонову.

Москва теперь была обширная, красивая и богатая. Кремль красовался не только каменными стенами с высокими стройными башнями, но и величественными постройками Иоанна III, каменными соборами, дворцом с Грановитой палатой.

На новом месте – в черте Белого города и около Кремля – монастырь принял характер городского; значительно увеличилось число его посетителей. Однако монастырская слобода стояла на рубеже Москвы опричной, а данное соседство, конечно, не могло быть безопасным для обители.

И на новом месте обитель перенесла немало бедствий. В 1611 году, в Смутное время, Алексеевский монастырь был разорен поляками и сгорел. Казалось бы, история его должна была бы окончиться. Однако Царь Михаил Федорович по совету отца Патриарха Филарета в 1625 году построил на пепелище новую теплую каменную церковь прп. Алексия человека Божия с приделами Тихвинской Божией Матери и Зачатия святой Анны. Обитель была восстановлена. Прошло четыре года, и вновь сильный пожар (1629) уничтожил все постройки монастыря.

В марте этого же года у Царя Михаила Федоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия. Государь опять разрешил возобновить старую обитель на том же месте. Уже в 1634 году каменщики Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре архитектурное чудо средневековой православной Москвы дониконовской эпохи – знаменитый двухшатровый храм, который был освящен во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а другой престол – во имя преподобного Алексия человека Божия (откуда и пошло название монастыря – Алексеевский).

XVII век – время процветания обители. Цари Михаил и Алексей почитали святого Алексия, они усердно заботились о благосостоянии обители, много жертвовали, посещали монастырь, особенно в день прп. Алексия человека Божия. По книгам царских выходов видно, что Михаил Федорович в течение двенадцати лет (1646–1676) был на празднике преподобного восемь раз, а Алексей Михайлович за тридцать лет (1646–1676) – двадцать пять раз.

Алексеевский монастырь славился дарами, преподнесенными обители царской семьей и другими знатными людьми. Так, перед образом св. Алексия висела красивая серебряная лампада, подаренная монастырю в 1629 году первым царем династии Романовых, Михаилом Федоровичем, в честь рождения у него наследника престола, будущего Царя Алексея Михайловича. Дары в Алексеевский монастырь присылали и Патриарх Филарет, и Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, и князь Ромодановский, и безвестные миряне. Это были кресты, утварь, Евангелия, кадила, водосвятные серебряные чаши, облачения. В Алексеевском монастыре находилась чудотворная икона Грузинской Божией Матери, которую ежегодно праздновали 15 октября в память об избавлении Москвы от моровой язвы в 1655 году.

В 1674 году монастырь получил в собственность земли в пустоши Сетуньского стана. Монастырь имел земли и крестьян в Коломенском уезде. В 1722 году к обители приписали село Дегунино Московского уезда. В обители стегали пуховые одеяла и вышивали затейливые изделия. По учету 1744 года за монастырем было записано 1586 крестьян. Обитель была богата. Однако беды ее не оставляли: в 1737 году, как ни единожды в прошлом, монастырь сгорел, и, как не раз, был снова восстановлен.

В 1764 году с утверждением штатов монастырь был зачислен во второй класс с отобранием земель и крестьян. Древний Алексеевский монастырь имел много преданий – как письменных, так и устных. Известно, что в монастыре приняла постриг под именем Таисия жена будущего Патриарха Никона, когда муж уговорил ее уйти в монахини и принял постриг сам. Здесь же – на монастырском кладбище – инокиня Таисия и была погребена. В монастыре в заключении содержалась княгиня Евдокия Урусова – сестра боярыни Морозовой, поборницы старообрядчества.

В соборном храме был погребен князь А. Шаховской, сподвижник Петра I, князь Щербатов и многие другие известные люди. Во времена нашествия Наполеона неприятельские гренадеры разорили монастырь. Все здания, кроме соборного храма, пострадали от пожара. Церковное имущество было зарыто в трапезной церкви под полом и в келье казначеи. Над ямами, где спрятали имущество, монахиня Магдалина поставила лавки с больными и престарелыми. К кроватям, как известно, враги даже не подошли, испугавшись эпидемии и заразы. Зарытое имущество уцелело. После ухода оккупантов из Москвы обитель сравнительно быстро восстановили и привели в прежнее благолепие, о котором заботился Преосвященный Августин, архиепископ Московский, имевший особенное усердие к дому прп. Алексия человека Божия, тезоименитого ему.

В 1837 году для обители наступил тяжкий час испытаний. Император Николай I решил на месте Алексеевского монастыря построить храм Христа Спасителя в память о победе русского оружия и в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, а монастырь перевести в окраинное Красное село к стоявшей там приходской Крестовоздвиженской церкви. Было приказано снести все постройки, в том числе и уникальный соборный храм. Для древнего Алексеевского монастыря, простоявшего на Чертольском холме 300 лет, предстояло начать все сначала на третьем месте – в Красном селе.

Игумения Антония (Троилина)

В миру Троилина Александра Николаевна родилась 23 мая 1821 года в Москве, в благочестивой семье купца 2-ой гильдии, почётного гражданина Троилина Николая Ивановича и Марии Васильевны Синельниковой. Кроме неё в семье были старшие дети: Николай, Мария и Пелагия. Отец занимался широкой благотворительной деятельностью. Мать отличалась глубокой религиозностью.

Старшая сестра матушки Антонии, Пелагия Николаевна Троилина, в замужестве Прохорова, всегда оказывала ей значительную материальную помощь. Когда Александре было 2 года, умерла её мать. До 11-ти лет девочка воспитывалась в доме, после чего вступила в частный пансион, где была одной из лучших учениц и получила прекрасное образование, в том числе и религиозно-нравственное.

Александра не любила светскую жизнь и стремилась к уединению. К 18-ти годам она решила, что лучшее средство ко спасению и совершенству есть нищенство.

Отец не поддерживал такие рассуждения и не одобрял устремления дочери. По этой причине у Александры случился нервный срыв и она заболела. Во время болезни ей приснился сон, в котором она увидела незнакомую игумению. Черты лица величественной монахини запомнились девушке.

Посетив через три месяца Спасо-Бородинский монастырь, Александра узнала в игумении этой обители матушке Марии Тучковой ту таинственную монахиню, которая ей приснилась. Девушка бросилась к ногам матушки Марии с просьбой принять её в монастырь. Игумения Мария оставила Александру погостить в монастыре и дождаться благословения на монашество отца, не соглашавшегося с решением дочери. Однако, посоветовавшись с митрополитом Филаретом, которого он очень почитал, родитель дал своё благословение.

Александра вступила в число сестёр Спасо-Бородинского монастыря, уйдя из мира, будучи 19-ти лет отроду, в начале 1841 года, получив новое имя Антония в честь прп. Антония Печерского.Она стала келейницей игумении Марии, заменившей ей мать, и несла послушание письмоводителя обители.Духовник Тучковой митрополит Филарет опекал Антонию и наблюдал за её духовным возрастанием.

В 1858 в 37 лет инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевёл монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

22 октября 1861 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монахиня Антония была произведена митрополитом Филаретом в сан игумении и назначена настоятельницей Страстного монастыря, находившегося в то время в состоянии упадка. Заботами игумении Антонии в монастыре были выстроены жилые корпуса и устроена богадельня.

В 1871 году матушку Антонию перевели в Алексеевский монастырь. Первым делом матушка ввела в обители общежительный устав, освободив монашествующих от внешних забот и попечений. В том же 1871 году осенью было открыто училище для южно-славянских девочек. Славянский благотворительный комитет, занимавшийся организацией подготовки народных учительниц для южно-славянских стран, избрал игумению Антонию своим почётным членом по Дамскому отделению.Училище действовало при монастыре двенадцать лет. Воспитанницы были на полном обеспечении монастыря, давая при этом хорошее образование.

За заслуги в просвещении славян сербский князь Милан Обренович пожаловал игумении Антонии государственную награду - орден Такова второй степени. В 1879 и 1882 годах за выдающиеся заслуги по оказанию помощи раненым воинам игумения Антония была награждена двумя знаками Красного Креста.

В 1874 г. был отреставрирован, благоустроен и расписан Крестовоздвиженский храм. В 1878-1879 г.г. стараниями матушки возвели новый двухэтажный корпус с небольшой церковью во имя Архангела Михаила для престарелых сестёр с богадельней и больницей. Попечением матушки Антонии в монастыре построили просфорню, надвратную часовню, обновили и позолотили иконостасы храмов, провели воду.В 1891 году был построен Всех Святых. При обители организовали золошвейную мастерскую, устроили иконописные и чеканные мастерские.

Игумения Антония занималась широкой благотворительной деятельностью. Она помогала арестантам, военным, православным братствам, храмам и монастырям.31 мая 1880г. матушку наградили золотым наперстным крестом с драгоценными камнями. В последствии были ещё награды: всего 4 креста (один от Священнного Синода, три - из кабинета Его Величества).

Скончалась матушка Антония от воспаления лёгких в воскресение в половине шестого утра, 5 октября 1897 года, когда колокол звал к утренней молитве. Тело почившей было перенесено в храм, который не закрывался круглые сутки.

Во всех московских монастырях и во многих приходских храмах служились панихиды. Отпевание и погребение было совершено 7 октября митрополитом Сергием в сослужении многих архипастырей и пастырей православной Церкви. С великими почестями игумения Антония была похоронена у южных дверей Крестовоздвиженского храма, возле алтаря Симеоновского придела.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25: 31-40).

Как вы думаете, почему Господь называет Своих учеников, которых ставит справа от Себя, оправдывает и милует, – овцами? С левой стороны от Него – козлища рогатые, с копытами, неопрятные и неприятные существа, а истинных учеников Он зовет овечками. Почему?.. А какие они, овечки? Любой пятилетний ребенок скажет: «Овечки послушные, беленькие, чистенькие, кроткие». Убегают овечки от пастуха, прячутся от него где-нибудь за деревьями? Нет, как только они услышат звон колокольчика пастыря, сразу спешат к нему.

Вот таковы же и истинные ученики Христовы – послушные, чистые, кроткие. И непременно творящие дела евангельского милосердия, которые нам обязательно нужно запомнить. Что спросит Господь с нас на Страшном Суде? Выучили ли мы второй иностранный язык? Знаем ли мы наизусть таблицу умножения? Об этом папа с мамой нас спросят. А Господь спросит о другом: делали ли мы дела евангельского милосердия?

Первая пара таких дел: голодного накорми, жаждущего напои. Не оставляй человека в беде, не спрашивай его об убеждениях, о вероисповедании; если видишь алчущего и жаждущего – накорми и напои. Когда я был еще молодым священником, две сестры-старушки часто передавали мне деньги в конверте, а на конверте было написано: «В столовую на бедных». Никогда они не упускали возможность передать лепту. Однажды я поинтересовался: «Почему вы именно так жертвуете?». – А они в ответ: «Нас мама приучила. Мы жили в подмосковной деревне, был голод, холод, а мы жили неплохо – отец был труженик (священник). Потом отца расстреляли, а в дверь по-прежнему часто стучали и просили подаяние. Мама была уже частично парализована, лежала и только спрашивала: “Кто там?” Мы отвечали: “Пришли за подаянием, мы отдали им засохшие горбушки, оставшиеся с прошлой недели”. А мама говорила: “Нет, верните его и отдайте свежий хлеб, мы как-нибудь перебьемся”».

Следующие дела милосердия: замерзающего – одень, прикрой наготу, поделись лишней парой обуви; странника прими в дом. Тут, конечно, нужна рассудительность: странники бывают разные, и странные бывают у них привычки. Но эта заповедь касается также и родных, и близких, и друзей. Вот, например, Масленица: некоторые считают, что это время праздника, веселья – а это не совсем так. Масленица – это время, когда мы должны оказывать друг другу особое гостеприимство, общаться, чтобы из наших сердец вышли все занозы. Поссорился с кем-то – пригласи его в гости или в кафе, угости: совместная трапеза смягчает обиды, примиряет людей.


И наконец – больного навести, находящегося в темнице посети, то есть прояви внимание к людям, которые особенно ждут помощи. В древности мамы пекли на праздники куличи, пироги, одевались по-праздничному и вместе с детьми посещали остроги (по-нашему – камеры предварительного заключения). Ребенок брал такой кулич и передавал через решетку заключенному, учился делам евангельского милосердия.

Если день прошел, а мы не совершили ни одного из этих добрых дел, то день прожит почти что зря.

Март 2019 года

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

После поклонения Вифлеемских пастушков новорожденному Богомладенцу и наречения Ему имени Иисус сорокодневный Господь был принесен в Иерусалимский храм.

Здесь встретили Его исполненные благодати Божией старец Симеон и Анна пророчица. По внушению Духа Святого они изрекли о Богомладенце дивные свидетельства как о Мессии Израиля и Спасителе мира...

Кто бы из нас не желал себе в пожилые годы подобного нравственного состояния? Ведь оно предполагает ясность ума, умиротворение сердца, открытость души для восприятия живительной энергии Духа Святого...

Чему может христианская молодежь поучиться у этих ветхозаветных праведников?

Прежде всего - ЧИСТОЙ и безукоризненной ЖИЗНИ. Оба они хранили девство как зеницу ока. Святая Анна, вступив в честное супружество непорочной, была верна своему избраннику и после его кончины.

Святой Симеон, будучи праведен, отличался удивительным долголетием. Это значит, что он словом и делом почитал своих родителей, почему и дожил до преклонного возраста. ПРАВЕДНОСТЬ состоит еще в том, чтобы общение с людьми совершенно растворять жертвенной любовью, никогда никого не обижая и никому не нанося и малейшего ущерба.

Этих святых отличало БЛАГОЧЕСТИЕ, то есть всецелое посвящение себя Богу. Анна угождала Всевышнему ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ, служа в храме день и ночь; Симеон, стяжав дух непрестанной молитвы, главные вехи своей жизни освящал ПОСЕЩЕНИЕМ Иерусалимского ХРАМА, где сподоблялся озарений свыше.

Всё перечисленное сделало праведников НОСИТЕЛЯМИ ДУХА СВЯТОГО, Который освящал их помыслы, руководствовал намерениями, внушал им богоугодные действия, открывая тайны Провидения.

Вот почему святые Симеон и Анна были смиренны и послушливы, кротки и мирны, молчаливы и молитвенны, мудры и мужественны, любвеобильны и радостны, соединяли со внимательностью и проницательностью дар подлинного ясновидения и пророчества...

Позаботимся же, дорогие мои, с юных лет угождать Богу верой и покаянием - и Господь Иисус Христос, по милости Своей, дарует нам маститую старость, изобилующую плодами Духа Святого.

«ВЫ СВЕТ МИРА»

Приближается Христово Рождество, праздник появления на нашей грешной земле Живого Бога... На Него, безгрешного Младенца, указала персидским волхвам чудесная Вифлеемская звезда; к Нему, новорождённому Сыну Марии, были посланы Ангелами пастухи, которые несли свой дозор, оберегая овец от ночных хищников.

Потому так светозарна эта неповторимая ночь, что во все концы вселенной исходят от новорождённого Спасителя Божественное сияние. Это лучи Его совершенств - всемогущества, премудрости, благости... В наших сердцах они отражаются искорками нравственных качеств - добродетелей - светлых мыслей, чувств, слов, поступков. Чем живее наша вера, чище сердце, искреннее молитва, тем ярче разгорается искра той или иной добродетели. Скажем о нескольких из них.

Во-первых, это самая вера - убеждённость ума и сердца в том, что Господь видит и слышит нас, непрестанно подавая нам Свою невидимую помощь. Для того чтобы вера была живой, зрячей, горячей, нужно постоянно мысленно обращаться к Богу («Господи, помоги, вразуми, помилуй, наставь!»), как к дитя к отцу, с доверием и благоговением.

Во-вторых, доброта, милосердие, сострадание к людям. Взращивая в своём сердце участливость и заботливость, радушие и гостеприимство, мы незаметно для себя приблизимся к Богу и будем постоянно ощущать Его поддержку.

И наконец в третьих - целомудрие. В наше время особенно важно подрастающему поколению хранить себя от растления, блюсти чистоту души и тела. Родителям - держаться супружеской взаимной верности, избегая греха прелюбодеяния. Нравственная и духовная жизнь возможна лишь при строгом соблюдении целомудрия. Кто не устоял в нём, призван исправить свою жизнь, пройдя исповедь с участием православного батюшки - священника.

Для того чтобы Христовы лучи веры, милости и чистоты сияли в нас, не будем забывать о смирении - сознании своей ограниченности и немощи... «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», - гласит Священное Писание.

Пусть же, дорогие читатели, души наши будут светлы и радостны - и мы встретим Рождество Спасителя в сиянии Божией благодати!

Протоиерей Артемий Владимиров,

духовник Алексеевского женского монастыря,

педагог, член Союза писателей России

"Грешочки в горшочках".

Урок в школе при Алексеевском монастыре. 18.10.2018 г.

Какое неприятное открытие! В сердечке у первоклассников, в горшочках, растут злые колючки – самодовольство, непослушание, обзывательство, неряшливость... Нужна срочная операция по удалению! Будем учиться оказывать себе и друг другу эту медицинскую услугу. И пусть всё будет хорошо!

"Служение России в монастырской школе".

Урок в школе Алексеевского монастыря. 20.09.18.

Вызовы современной истории, история Алексеевского монастыря, задачи учеников и пути их решения.

ДМИТРОВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Для нашего народа, крещенного во имя Троицы, особенно святы дни поминовения усопших.

Дмитровская панихида была установлена по почину преподобного Сергия Радонежского в память русских воинов, павших на поле Куликовом в 1380 году.

С тех пор в этот день мы с особым благоговением молимся об упокоении воинов России, отдавших жизнь за веру, царя и Отечество.

Церковь всегда приравнивала их подвиг к мученичеству за Христа. Защищать Родину в годину войны - священный долг настоящего мужчины. Обращать внимание на физическую подготовку, взращивать в себе мужество и готовность к жертвенному служению ближним - неотъемлемая от ученических лет задача.

Каковы качества подлинного защитника Отечества?

Это, во-первых, умение преодолевать малодушие и страх. Сохранение хладнокровия на поле боя, смекалка и рассудительность спасительны. И напротив, паника в большинстве случаев губит солдата. Христиане черпают нравственные силы в молитве, которая помогает сохранять ум светлым, концентрирует волю и вселяет в сердце благую уверенность в помощь Отца Небесного.

Во-вторых, русский воин силен чувством братского единения с боевыми товарищами. Взаимная поддержка, слаженность общих действий, готовность прийти на помощь собрату - одно из главных условий победы.

И наконец, великодушие, благородство и милосердие. Война - жестокое дело. Как важно не потерять человеческого образа участнику сражения, не превратиться в зверя, когда речь идет об отношении к военнопленным! Христианин всегда помнит о том, что Господь заповедал нам любовь. Она учит жизнь свою полагать на поле брани в бесстрашной борьбе с врагом, но та же любовь побуждает проявлять милосердие к людям, которые уже не могут оказать нам сопротивления.

Поминая души воинов на соборной молитве в родительские дни, будем, дорогие мальчики и юноши, делать это с благоговением - и отдавшие свою жизнь за Родину поделятся с нами своей доблестью, чтобы никому из нас не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»...

ПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВА ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Дорогие мои юные друзья!

Вы знаете, что на заре отечественной истории ладьи языческого славянского войска были разметаны бурей, разыгравшейся на Босфоре.

Выжившие русские князья - Аскольд и Дир - приняли святое крещение, познав в своем поражении крепкую руку Всевышнего, Которому с великой верой молились тогда осажденные греки. С этого времени наши предки и стали почитать Взбранную Воеводу - Пречистую Деву Марию. Ведь, как известно, именно Ей посвящен второй Рим - город Константинополь.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,- гласит Священное Писание. Мало-помалу Промысл Божий стал возвышать Русь, покуда не привел её к великой славе, соделав мощным и цветущим царством.

На долю нашего народа впоследствии неоднократно выпадали тяжкие испытания. И всякий раз, когда русские люди смирялись перед постигшими их бедствиями, Господь вновь возвышал наше Отечество, даруя ему высокое предназначение - возвещать миру правду и любовь Христовы.

Сегодня Россия переживает непростые времена. Ей предстоит оправиться после страшного потрясения девяностых годов, когда из-за безбожия распалась советская держава.

Эта катастрофа стоила многих миллионов жизней наших соотечественников. Сама страна наша оказалась на краю пропасти. Но Бог возвиг державных мужей, задавшихся целью восстановить попранное.

Именно вам, поколению двухтысячных годов, надлежит быть участниками мирового исторического процесса на благо нашей Родины. Вот почему юношам и девушкам России XXI столетия нужно много учиться и трудиться, чтобы стать достойными своих великих предков.

Но главное - с юности взрастить в своем сердце православную веру, горячую и зрячую, которая могла бы двигать горами.

Постоянно принося искренние молитвы Божией Матери, прося Ее о помощи и заступлении, как зеницу ока храните, дорогие мои,

чистоту души и тела.

Знайте, что от человека нецеломудренного и пошлого отходит благодатный покров Создателя. Тот, кто грешит сквернословием или нечист на руку, бесцельно часами просиживает перед компьютером и просаживает драгоценное время, без сожаления убивая его в виртуальных сетях, пронизанных соблазнами, духовно слепнет.

Таких людей называют обывателями, «юзерами и лузерами», неудачниками в жизни. Не того ожидает от нас Провидение.

Пречистая Дева и святые Русской Земли призывают нашу молодежь к поистине великим свершениям...

Однако быть избранником Божественной воли может только искренне верующий, добрый и кроткий, целомудренный человек.

Да благословит вас Господь, дорогие наши школьники, на труды праведные во славу Его святого имени под светоносным покровом Царицы Небесной!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской обители, педагог, член Союза писателей России

"Тятя, тятя, в наши сети притащило мертвеца".

Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре. 29.12.16.

Батюшка рассказывает об опасностях, которые ожидают неопытного путешественника в пространстве социальных сетей, призывает родителей, учителей и священников к борьбе за чистоту детских душ, выявляет те способы и механизмы, которыми "компьютерное зазеркалье" улавливает в свои сети неокрепшую детскую психику.

МИР ВАМ, ШКОЛЬНИКИ!

Дорогие друзья, вновь к нам приходит осень, а с нею - и новый учебный год...

Всё больше появляется желтеющих крон, становятся холоднее вечера, август, последний летний месяц, передаёт эстафету сентябрю.

Но это нисколько не повод для грусти, отнюдь нет... Жизнь мила нам своим разнообразием и переменами. Пора учения воистину прекрасна! Почему? Потому, что каждый из нас одарён способностью и одновременно потребностью познавать. Тот, кто лишён возможности учиться или добровольно отказывает себе в учении, - несчастен. Как птица скучает по воздушной стихии, а цветок - по солнечному свету, так наш ум тянется к познанию окружающего мира и главных законов бытия.

Подобно губке, вбирающей в себя воду, душа ребёнка жаждет новых впечатлений и сведений, навыков и умений, самые ценные из которых собраны людьми в науках и искусствах.

Школа и призвана отворить вам дверь в неведомый, но притягательный мир знаний.

Прежде всего хочется сказать об УРОКАХ ЖИЗНИ, добра и правды, веры и любви, которые каждый педагог, каждый родитель должен преподавать делом и словом, служа детям благим, назидательным примером. Учитесь, мои друзья, этим урокам всегда, стараясь подражать

всему хорошему, что вы видите вокруг себя, и отвращаясь от дурного и соблазнительного.

Надеюсь, вы уже нашли дорогу в ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, где совершаются таинства Исповеди и Причащения. Верю, что для многих из вас Евангелие стало настольной книгой, а образ Господа нашего Иисуса Христа, словно живой, запечатлелся в сердце.

Наука из наук - НАВЫК МОЛИТВЫ, когда мы испрашиваем поутру благословения Отца Небесного на добрые дела, а вечером каемся в невольно совершенных грехах и ошибках ушедшего дня.

Очень важны для нас уроки РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Без них невозможно научиться правильно думать и выражать свои мысли в слове. Если вы, дорогие мои, не полюбите серьёзное чтение, не познакомитесь с прозой и поэзией великих отечественных писателей, то останетесь неграмотными и ущербными людьми. Пусть Александр Сергеевич Пушкин станет вашим высоким другом и покровителем...

Берегите чистоту своей речи, избегайте грязных слов и пошлых выражений! Знайте, что земное, человеческое счастье во многом зависит от того, насколько целомудренны наши мысли и слова. Пусть же литературные персонажи - от былинных богатырей до героев книг о Великой Отечественной войне - будут вашими всегдашними спутниками.

Изучая ИСТОРИЮ, мы учимся любить наше Отечество. Без знания его святынь, главных исторических вех в судьбах Родины невозможно стать настоящими людьми, достойными своих великих предков. Россия - удивительная страна, которой свыше дано нести народам земли веру и правду. Служить России - высочайшее призвание, делающее человека счастливым.

Не забывайте, друзья, что королевой всех точных наук является МАТЕМАТИКА. Постигайте, с терпением и постоянством, её законы и правила, чтобы образовать ум, сделать его сильным и проницательным, научиться мыслить логически. Точные науки - лучшие союзники человека, который стремится упорядочить свою жизнь, хочет действовать успешно, «с чувством, с толком, с расстановкой»...

Не будем лениться и в изучении ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Они понадобятся нам как инструмент в общении с людьми иных стран и культур, сделают это общение плодоносным и приятным.

МУЗЫКА очень важна для развития гармоничной личности. Тот, кто не только овладел игрой на музыкальном инструменте, но и радует ею окружающих, равно и полюбивший ПЕНИЕ, будет всегда душой общества, человеком, дружбу с которым оценят многие...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - залог вашего здоровья во все последующие годы. Стыдно быть рохлей, не способным переносить физические нагрузки. Кто будет уважать человека расслабленного и ленивого? Поистине, «солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Приучайте себя с детства к здоровому образу жизни, занимайтесь спортом - и доживёте до 100 лет...

Мальчики - вы будущие защитники Отечества, девочки - вы будущие матери! Берегите своё здоровье, оно есть драгоценный дар Божий.

Мы, взрослые, конечно, знаем о вашей тяге к интернету. Но он очень опасен, если не уметь им разумно пользоваться, увлекаясь играми и нехорошими сайтами.

Изучайте ИНФОРМАТИКУ, чтобы пользоваться компьютером во благо - для извлечения и собирания действительно необходимых сведений. Но помните: никакой гаджет никогда не заменит вам книгу, а арифмометр - собственный ум с его способностью запоминать, вычислять и решать творческие задачи.

Пусть же Господь благословит всех, и учителей, и учеников, на начало учебного года! Верю, что он будет для нас полнозвучным, красочным и радостным. До встречи в школьных коридорах и классных комнатах, в спортивных и актовых залах, дорогие школьники!

Ваш протоиерей Артемий Владимиров, педагог, член Союза писателей России

Как помочь ребенку мегаполиса в XXI столетии выжить и спасти свою душу? (12.04.2018 г.)

Беседа с педагогами и родителями учеников школы при Алексеевском монастыре в Четверг Светлой Седмицы.

«Бойцовские качества русской души». Урок протоиерея Артемия Владимирова

Урок, задача которого – вывести детей из состояния расслабления, заставить задуматься о ценности времени, определить жизненные приоритеты и цели, сосредоточиться на путях их достижения.

Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре со средними и старшими классами (21.04.2016 г.).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие друзья! Слова этого пасхального приветствия пронизаны поистине Божественной силой и неоскудевающей радостью.

Когда произносишь их с верой в Бога и любовью к людям, каждый раз происходит чудо, внятное уму и сердцу, –душа как будто обретает крылья!

Окутывающие сознание суетные мысли мгновенно исчезают, как туман, тающий и бесследно растворяющийся в воздухе при первых лучах летнего солнца.Сердце высвобождается из-под гнета печали и уныния, раздражительности и пристрастия к земному.

Демоны –невидимые глазу падшие бесплотные духи –при первом же упоминании славной победы, одержанной Господом Иисусом над смертью, бегут прочь от ученика Христова.

Пасхальное приветствие помогает нам возвыситься над собственными страстями, умягчает и просвещает сердца ближних, привлекает к людям ангелов Божиих. Оно низводит на христиан светоносное облако Духа Святого, хранит их от бед и напастей, исполняет чувством великой благодарности Создателю за Его благодеяния роду человеческому.

В приветствии «Христос воскресе!» заключена суть Евангельского благовестия, проповеданного во всех уголках вселенной.

Не стыдитесь же, дорогие друзья, этого свидетельства всемогущества, премудрости и благости Божиих. При встрече и расставании, утром и вечером, в храме и дома не уставайте освящать свои уста словами:

«Христос воскресе! Воистину воскресе!» Аминь.

"Как не попасть в пасть компьютерной зависимости". Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре.

Батюшка рассказывает, к чему приводит неосторожное и неумеренное общение с "виртуальным миром", о тяжёлом душевном состоянии попавшего в зависимость и о средствах, которыми дети и родители должны совместно противостоять "компьютерной болезни".

КРЕСТОПОКЛОННАЯ СЕДМИЦА

Срединная неделя Великого поста освящается изнесением из алтаря распятия, полагаемого на середину храма. В понедельник, среду и пятницу на утренней службе совершается уставное поклонение кресту со знакомым нам пением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Подходя к орудию нашего спасения, мы лобызаем стопы изображенного на нем распятого Спасителя. Со креста струится живительная благодать Духа Святого. Перед нами – само древо жизни, насажденное посреди Рая Божия! Любовь, распятая и воскресшая, израстила для каждого из нас дивные плоды – Пречистые Тело и Кровь Христовы, вкушение которых дарует верным ученикам Иисусовым жизнь вечную.

С благоговением приобщаясь Источника бессмертного, мы становимся теми «птицами небесными», которые укрываются в вечнозеленой листве этого райского древа. Друзья, приступайте чаще к причащению Святых Христовых Таин, предварительно очистив совесть тщательной исповедью!

Кто из вас не хотел бы обрести белоснежные крылья молитвы и любви? Кто не желал бы подняться в небо чистых и светлых мыслей?

Отходя ко сну, не забывайте с теплой благодарностью целовать нательный крестик, который хранит христианина от всех бед и напастей. Крест Господень – источник мира и радости, грозное оружие против лукавых страстей и падших нечистых духов. Истово осеняя себя крестным знамением, мы привлекаем к себе Ангела Хранителя, становимся любезными Божией Матери и получаем от Господа силу нести свой крест с терпением, надеждой и радостью.

Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия!

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий Пост - особая, благодатная пора, которую иногда сравнивают с легким дыханием весны.

Только войдешь в храм «во дни печальные» святой Четыредесятницы - и, кажется, видишь перед собой полноводную реку с прозрачной и прохладной водой...

Величественно и неспешно катит она свои хрустальные волны в вечность, увлекая с собой бессмертные человеческие души.

Сердце сразу успокаивается, затихает, ум освобождается от дурных и суетных мыслей. В душе незаметно начинает журчать ручеек молитвы...

С трудом мы понуждаем себя войти в храм, а уходить уже не хочется... Так в нем хорошо!

Вот у аналоя с крестом и Евангелием стоит батюшка в подряснике, в епитрахили и поручах. Тотчас хочется подойти к нему и рассказать все свои грехи. Священник почитает над нами молитву - и на душу сойдет благодать. «И верится, и плачется, и так легко, легко!»

А в конце службы из алтаря вынесут святую Чашу с Причастием. Сложим руки на груди и с детской верой подойдем к батюшке, чтобы принять Тело и Кровь Христовы.

После причащения за спиной как будто вырастают крылья, все люди кажутся добрыми, а жизнь - прекрасной, чудом из чудес!

И постная еда за трапезой такая вкусная, что всегда хочется просить добавки.

Но самое замечательное, что впереди - Пасха, Светлое Христово Воскресение! Дожить бы до нее...

Ну а пока первые дни Великого поста. Есть время для исправленья и ученья.

Здравствуй, весенняя Четыредесятница!

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Дорогие труженики нашей школы, учителя и ученики! Сердечно поздравляю вас со светлыми рождественскими днями!

Всякий раз мы не без трепета ждем наступления Рождественской ночи. Более двух тысяч лет назад свершилась «великая тайна благочестия - и Бог явился во плоти».

Входя в храм, украшенный еловыми ветвями, взирая на праздничную икону, мы чувствуем и осознаем, что нас благословляет Сам Богомладенец Иисус!

Новорожденный Спаситель есть Сила и Премудрость Небесного Отца, как именуют святые апостолы Сына Божьего.

Для того Он стал Человеком, чтобы освятить главные вехи нашей жизни - младенчество и отрочество, юность и мужеский возраст...

Милые отроки и отроковицы! Поклоняясь Господу и принося Ему хвалу, помните, что Спаситель принимает от нас дары только при одном условии.

Нам должно иметь светлые мысли и чистое сердце. А с уст пусть сходят лишь правдивые и добрые слова, и никакая грязь никогда не касается нашего языка.

У истинного христианина и тело чистое, и дела праведные; подобно Самому Господу, Его верный ученик всем изливает любовь, всех радует, всем служит...

Мне бы очень хотелось, чтобы празднование Светлого Рождества нас с вами сплотило в единую семью и помогло забыть и изгладить обиды и взаимные огорчения; взрослых сделало бы детьми, а подрастающее поколение приобщило бы даров смирения и кротости, мудрости и любви!

До встречи, дорогие друзья, в храме нашей обители! Пожалуйста, не забудьте взять с собой свои чудесные, радостные улыбки!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник школы при Алексеевском женском монастыре.

СЛОВО ДУХОВНИКА К УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ ПРИ АЛЕКСЕЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ

Дорогие наши дети, ученики общеобразовательной школы при Алексеевской обители!

Знаете ли вы, что в том самом корпусе, куда вы ежедневно приходите учиться, в XIXстолетии было учреждено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей духовенства?

Школьницы обучались гуманитарным и точным наукам, но прежде всего приобретали правый образ мысли и жизни, то есть постигали основы Православной веры и благочестия.
Преподавание вели имеющие педагогические знание и опыт сестры обители.

Как вы можете догадаться, учащиеся той эпохи были далеки от пороков, которые, к сожалению, весьма распространены в наши дни у подрастающего поколения: я имею в виду своеволие и воровство, сквернословие и нецеломудренные мысли, часто обуревающие ленивцев и невежд...

Главной особенностью учебного процесса в монастырской школе была полная занятость детей в течение дня и мудрая организация их досуга. Никто не бездельничал и не слонялся без дела. Помимо уроков, учащиеся помогали сестрам обители в золотошвейных мастерских, овладевали различными ремеслами, готовя себя к взрослой жизни. Конечно же систематическое чтение было одним из главных занятий, оно развивало ум, способствовало овладеванию русским литературным языком. В воскресные и праздничные дни школьницы посещали храмы обители и молились вместе с ее насельницами, приступали к таинствам Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин...

Я очень хочу, друзья, чтобы вы, учась в нашей замечательной школе, не теряли времени даром, но разумно использовали каждый час и каждый день для приобретения столь нужных вам знаний. Старайтесь не только не поддаваться соблазнам, но и других останавливать и осекать, если кто-то из школьников ведет себя неподобающим образом.

Мало сегодня хорошо учиться, нужно еще быть крепким в вере и утвержденным в добре человеком, чтобы служить России та´к, как это всегда было свойственно ее истинным сыновьям и дочерям.Возгревайте же в себе искорку любознательности, с радостью открывайте новые горизонты, углубляйте познания, сочетая ученические труды с искренней молитвой Господу нашему Иисусу Христу!Помните, что годы ученичества – самые радостные и счастливые в жизни. «С молитвой к Богу и любовью к людям» – наш девиз!

Уже сегодня вы должны размышлять, кем хотите стать в будущем; еще пребывая в школе, нужно стараться найти свое призвание и определиться с выбором профессии. Счастье в том и заключается, чтобы через служение Богу и Отечеству найти себя, в полноте раскрыв свои таланты и добрые качества души.

Призываю на вас, мои маленькие друзья, Божие благословение!

Педагоги заботливо пересчитывают милых их сердцу «цыплят», вытянувшихся, загорелых и все таких же озорных и непоседливых.

Родители с радостью взирают на своих отпрысков, по-парадному одетых, готовых к началу нового учебного года.


Сегодня мы снова соберемся в здании школы одной большой семьей, чтобы мало-помалу приступить к главному делу нашей жизни – подвигу учения.

А он от нас потребует многого: и сознательной дисциплины, и умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками, и бережного отношения к учебникам, форме, школьному имуществу; контроля над своим словом, внимания и прилежания, а главное – нелицемерного благочестия.

С молитвой к Богу и любовью к людям – вот наш девиз!

Пусть же сегодня благодать Божия осенит всех вас, взрослые и дети, педагоги и ученики, а мы, все вместе, потрудимся, чтобы превратить школьные будни в подлинный праздник дружбы, знаний и совместного творчества.


Сердечно поздравляю вас с началом учебного года!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник обители и школы, член Союза писателей России.

26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошли торжества по случаю престольного праздника.

В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона небесного покровителя обители - преподобного Алексия, человека Божия.

Утром в храме Воскресения Христова его настоятель протоиерей Александр Дасаев и духовник Алексеевской обители протоиерей Артемий Владимиров отслужили молебен перед иконой прп. Алексия. За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения (Чернега) с сестрами, а также духовенство и прихожане обители.

После молебна протоиерей Александр Дасаев приветствовал игумению Ксению, духовенство и сестер обители, отметив, что в этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова стали «побратимами» ввиду состоявшегося обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар упомянутому храму древний образ Спаса Смоленского с предстоящими - точная копия того образа, который некогда находился на Спасских воротах Кремля. Протоиерей Александр Дасаев вручил игумении Ксении и сестрам обители праздничную просфору.

Затем украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь.

В перенесении иконы участвовало духовенство Алексеевского монастыря и храма Воскресения Христова: старший священник обители протоиерей Артемий Владимиров, игумен Тихон (Марилов), протоиерей Александр Симаков, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, иерей Евгений Головин. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек.

В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане.

Божественную литургию в монастырском храме Всех святых возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон .

Его Преосвященству сослужили старший священник Алексеевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, протодиакон Валерий Щеглов.

Перед причастием духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров обратился к собравшимся с проповедью, в которой поздравил всех с престольным праздником обители и возвращением иконы прп. Алексия, человека Божия.

По окончании Божественной литургии игумения Ксения обратилась с приветственным словом к владыке Пантелеимону, поблагодарив его за участие в торжественном богослужении по случаю престольного праздника. Слова благодарности были сказаны и в адрес настоятеля храма Воскресения Христова протоиерея Александра Дасаева и причта данного храма за долговременное хранение дорогой для обители святыни. Игумения Ксения отметила, что возвращение иконы имеет большое значение для дальнейшего духовного созидания обители и является связующим звеном с предшествующими поколениями ее насельниц.

Владыка Пантелеимон поздравил обитель с возвращением святыни, передал благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумении Ксении и сестрам обители на дальнейшее укрепление и процветание монастыря. Поздравляя присутствующих с праздником, Его Преосвященство, предположив, что святые есть и среди присутствующих, но Господь хранит это до времени в тайне, призвал не искать в окружающих внешней высоты и красоты, отдавая каждому дань любви и уважения.

В завершение праздника по приглашению игумении Ксении и сестер обители в монастырской трапезе приняли участие владыка Пантелеимон, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, клирики монастыря, прихожане и гости обители.

Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX в. сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома.

С 2002 года сначала приход, а затем монастырь ходатайствовал перед Священноначалием о возвращении иконы в родную обитель.

25 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал резолюцию о возвращение иконы.

Возвращение в обитель образа ее небесного покровителя прп. Алексия, человека Божия, в Неделю Всех святых, от века Богу угодивших, стало еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим Алексеевского монастыря, исторически старейшего в Москве и одновременно самого молодого на сегодняшний день в столице.

Д.Пещикова― Тут «Новая газета» пишет об еще одной интересной истории, о том, как РПЦ пытается получить здание НИИ в центре Москвы, чтобы построить на его месте, конечно же, церковь. Знаете вы об этом, наверное? Что-то слышали?
А.Кураев― Насколько я понимаю, речь идет об Алексеевском монастыре. Напомню, настоятельницей этого монастыря является игуменья Ксения Чернега, она же руководитель Юридической службы патриарха. Когда-то это был просто приходской храм, где служил замечательный московский священник и проповедник отец Артемий Владимиров. Сейчас он там никто и звать его никак на фоне новой игуменьи и ее порядков. В данном случае, как я понимаю, речь идет о здании, которое было построено просто на фундаменте монастырского когда-то корпуса. Корпус был снесен, и само здание…
Д.Пещикова― Но там сохранилась небольшая часть стены, совсем маленькая, и фундамент, да.
А.Кураев― Ну да. Сложная ситуация. Ученые говорят, что аппаратуру тяжело будет перевозить куда бы то ни было. Я просто плохо представляю себе местную географию, в какой степени необходим этот корпус, и такой ли уж там наплыв насельниц и так далее. Это не очень понятно. И это - самое важное.
Вот, скажем, Херсонес. Там тоже когда-то был монастырь. Когда? Да, собственно, самый конец XIX века и до революции в начале XX-го. Там не было никакой древней монашеской традиции. Но вдруг вспомнили в 1880 году «Ой, кажется, где-то здесь крестилась Русь», то решили впервые за всю историю России решили праздновать 900-летие крещения Руси (1888). И по этому поводу решил основать там монастырь. Монастырь поставили прямо на раскопках, на древних археологических руинах. Монастырь, естественно, революцию не очень пережил. В начале нашего тысячелетия, в нулевых годах была попытка воссоздать монастырь в Херсонесе, один монах там был, кончилось полицейским скандалом с наркотиками, поэтому никакого монастыря ныне там просто нет. А есть обычный приходской храм.
И вот здесь всегда возникает вопрос. Понимаете, для того, чтобы монастырь нормально жил, нужна не кадастровая выписка, а нужна личность человека, к которому бы шли, который был бы таким светлячком. Как тот человек, с которым прощалась наша церковь на минувшей неделе. Удивительный человек архимандрит Кирилл Павлов, духовник всея Руси. Вот такой человек мог бы жить просто где угодно – хоть в пустыни, хоть в каком-нибудь микрорайоне Новых Черемушек, а к нему бы люди шли, чтобы просто, видеть его глаза, прикасаться к его руке и утешаться той атмосферой мира, которая от его души исходила.
Вы знаете, когда я был семинаристом, мы к отцу Кириллу ходили по вечерам, особенно в дни Великого Поста, и он читал нам страшную книгу. Эта книга называется Библия, Ветхий Завет. Он его прочитывал вслух за время Великого Поста. А почему страшную? Потому что это, в основном, книги исторические и очень неудобные – кто кого убил, кого вырезали и так далее. И, конечно, наше юношеское неофитское сердце с этим трудом соглашалось. Но когда видишь, что этот текст читает человек, который сам - синоним слова «любовь», становилось понятно: значит, возможно, другое переживание этих текстов и этих событий, и нам надо дорасти до этого понимания.
Вот такой человек может вокруг себя собирать людей, для него можно заранее скупить целый микрорайон вокруг - и будет вокруг него новая Лавра, Новый Афон. А когда речь идет просто о бюрократах типа монахини Ксении, то много ли девочек пожелает вот пойти туда, что стать такими же целожизненными бумагоносителями по патриархийным канцеляриям? И нужен ли для них новый корпус общежития такой ценой строить? То же самое – и про Херсонес, где монахов и близко нету.
Д.Пещикова― Просто вообще создается ощущение, что происходит какое-то самоутверждение, что ли, РПЦ. Вот, просто декларирование себя: «Мы есть, вот мы обозначаемся вот этой церковью, вот этим вот собором. То есть строим государство внутри государства со своим имуществом, соответственно, со своими какими-то зданиями».
А.Кураев― Известно, что каждый генерал готовится к прошлой войне. Такое ощущение, что и наши епископы готовятся к повторению советской истории. Такое ощущение, что, несмотря на все их уверения в показном оптимизме, что Святая Русь возродилась и всем даст по зубам, они живут в ожидании того, что вот-вот начнутся новые гонения, а гонения, опять же, обернутся тем, что у церкви будут отнимать недвижимость. Поэтому как можно больше недвижимости надо набрать.
Д.Пещикова― Чтобы хоть что-то осталось.
А.Кураев― Да, да. Вот, только так можно, честно говоря, это объяснить. Запастись не сознательно верующими и доверяющими им людьми, а недвижимостью. А уж тем более странно, что эти новые скандалы в Херсонесе или в Алексеевском монастыре происходят на фоне неокончившейся истории с Исаакиевским собором. Как, скажем, и крайне странно сегодняшнее заявление пресс-службы Патриархии о том, что Патриарх в ближайший четверг передаст Высокопетровскому монастырю Влахернскую икону Божьей матери, которая ныне хранится в запасниках кремлевских музеев.
Так поданное сообщение вновь выводит в топ больную тему «музей и церковь» – она тем самым, как бы, обостряется. А в данном случае на пустом месте, потому что данная икона давным-давно уже не в музее, а в Симоновом монастыре в действующем храме. И просто из одного действующего храма в другой по благословению Патриарха она будет перенесена в другой. Вот и всё. Но тогда в этом нет ничего сенсационного.
Д.Пещикова― А зачем тогда заострять внимание, если и так?..
А.Кураев― Это вопрос к профессионализму нашей патриаршей пресс-службы, к сожалению. Таких вопросов к ней много.
Д.Пещикова― Но это вопросы к РПЦ. А вопросы к властям у вас не возникают, почему так щедро поступают чиновники, те, кто отвечают за все те вопросы, спокойно передают здания, земли, даже там заповедные земли, дворцы?
А.Кураев―С одной стороны у них есть известный аргумент еще с 90-х годов, государство сбрасывает с себя социальную нагрузку: «Берите все эти заброшенные пионерские лагеря, детские сады и делайте с ними, что хотите, а нам налоги с этого платите». То есть тот объект, который ранее был для госбюджета убыточный, будет теперь прибыльным.
Не исключено, что в некоторых случаях, когда какие-то руинки под храмы передаются, эта логика имеет место. Но кроме того, конечно же, есть и какой-то политический расчет, что вот чем сильнее будет церковь, сильнее будет влияние ее на народ, тем сильнее она сможет поддержать власть в годину тяжкую очередных выборов или недовыборов.
Этот расчет по-моему, довольно-таки наивен, потому что события столетней давности показали, что голос настолько прикормленной церкви просто не учитывается людьми, у которых вдруг обозначились свои собственные интересы, отличные от интересов правящей верхушки.

***
Ситуация оказалась не вполне такой, как было описано в"Нового газете".

Загрузка...