crimea-fun.ru

Миниатюра кривина нам кажется по пути. Полусказки

Кривин Феликс Давидович
«Полусказки»

Это подборка коротких философских рассказов от Кривина Феликса Давидовича, который необычно описывает обычные и до боли знакомые каждому вещи, в его рассказах-полусказках вещи оживают, живут своей жизнью, спорят, болеют, сплетничают, влюбляются, вообщем почти, как люди...

Очки это видели своими глазами...
Совсем еще новенькая, блестящая Пуговка соединила свою жизнь со старым,
потасканным Пиджаком. Что это был за Пиджак! Говорят, у него и сейчас таких
вот пуговок не меньше десятка, а сколько раньше было - никто и не скажет. А
Пуговка в жизни своей еще ни одного пиджака не знала.
Конечно, потасканный Пиджак не смог бы сам, своим суконным языком
уговорить Пуговку. Во всем виновата была Игла, старая сводня, у которой в
этих делах большой опыт. Она только шмыг туда, шмыг сюда - от Пуговки к
Пиджаку, от Пиджака к Пуговке, - и все готово, все шито-крыто.
История бедной Пуговки быстро получила огласку. Очки рассказали ее
Скатерти, Скатерть, обычно привыкшая всех покрывать, на этот раз не
удержалась и поделилась новостью с Чайной Ложкой, Ложка выболтала все
Стакану, а Стакан - раззвонил по всей комнате.
А потом, когда Пуговка оказалась в петле, всеобщее возмущение достигло
предела. Всем сразу стало ясно, что в Пуговкиной беде старый Пиджак сыграл
далеко не последнюю роль. Еще бы! Кто же от хорошей жизни в петлю полезет!

(чит. Б.Попов)

Феликс Давидович Кривин (род. 11 июня 1928, Мариуполь (Донецкая область) - российский и израильский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин - автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
Основу сатирического творчество Феликса Кривина составляют аллегорические притчи - миниатюры (полусказки или своего рода басни в прозе).

Пытаться пересказать своими словами лаконичные и предельно завершенные произведения этого писателя - бессмысленно. Да и просто невозможно! Как невозможно передать богатство цветов и оттенков радуга с помощью черно-белой фотографии. Ибо в литературном театре Феликса Кривина нет статистов; здесь каждое слово играет главную роль. Поэтому кривинские притчи и полусказки, подражания и афоризмы надо внимательно читать самому. Или слушать в исполнении очень хорошего чтеца. Но лучше всего - в исполнении самого автора!

Феликс Кривин умело и непринужденно путешествует по весьма отдаленным эпохам и векам. Заглянув в мезозойскую эру, он ненавязчиво интервьюирует меланхоличного Динозавра, в Древней Греции запросто (но отнюдь не запанибрата) беседует с Платоном, Сократом, Архимедом и прочими великими эллинами, свободно и естественно чувствует себя среди бесстрашных мушкетеров. И вместе с автором шагают по ступенькам столетий его благодарные читатели.

Давно люблю и цитирую этого автора. Он пишет и для детей, и для взрослых, и везде с таким тонким подтекстом, что где-то и посмеяться можно, и задуматься. Он - удивительно тонкий философ и пытливый наблюдатель. Помню, как его книжка "Ученые сказки" стала одной из моих любимых и "настольных" еще в 17 лет. А сейчас перечитываю какие-то вещи - и диву даюсь, насколько наблюдения автора созвучны нашей сегодняшней работе.
Судите сами:)

ТРУДНЫЙ ЦЫПЛЕНОК

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное...

ПОГРЕМУШКА

Нужно быть проще, доходчивее, - наставляет Скрипку Погремушка. - Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети и те понимают!

КАРТИНА

Картина дает оценку живой природе:
- Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

ЛОСКУТ

Покрасьте меня, - просит Лоскут. - Я уже себе и палку подобрал для древка. Остается только покраситься.
- В какой же тебя цвет - в зеленый, черный, оранжевый?
- Я плохо разбираюсь в цветах, - мнется Лоскут. - Мне бы только стать знаменем.

Глина очень впечатлительна, и всякий, кто коснется ее, оставляет в ней глубокий след.
- Ах, сапог! - киснет Глина. - Куда он ушел? Я не проживу без него!
Но проживает. И уже через минуту:
- Ах, копыто! Милое, доброе лошадиное копыто! Я навсегда сохраню в себе его образ...

МОДНИЦЫ

Мухи - ужасные модницы. Они останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают, спрашивают у добродушного толстяка Паука:
- Почем миллиметр?
И платят обычно очень дорого.

СКРОМНОСТЬ

Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.
- Посмотрите, как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.
- Мы ничего не видим, - отвечают деревья.
- Нам ничего не видно, - отвечает мебель.
- Мы видим только тебя...
- Только тебя...
- Ну что вы, - смущается Занавеска, - не такая уж я красивая...

ПОРТЬЕРА

Ну, теперь мы с тобой никогда не расстанемся, - шепнула Гвоздю массивная Портьера, надевая на него кольцо.
Кольцо было не обручальное, но тем не менее Гвоздь почувствовал, что ему придется нелегко. Он немного согнулся под тяжестью и постарался поглубже уйти в стенку.
А со стороны все это выглядело довольно красиво.

РАДОСТЬ

Котенок проснулся и обнаружил у себя хвост. Это было для него большим открытием, и он посмотрел на хвост недоверчиво, почти испуганно, а затем - бросился его ловить.
И, глядя на веселую, самозабвенную возню Котенка, как- то не верилось, что столько радости может доставить этот грязный, куцый, беспомощный хвостик.

ЛЮБОВЬ

Былинка полюбила Солнце.
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная.

ПРИТЧИ

Полусказки

Трудный цыпленок

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное...

Погремушка

– Нужно быть проще, доходчивее, – наставляет Скрипку Погремушка. – Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети и те понимают!

Патефонная игла

Тупая Патефонная Игла жаловалась:
– Когда-то я пела, и меня с удовольствием слушали, а теперь вот – уши затыкают. Еще бы! Разве это пластинки?! Разве это репертуар?!

Картина

Картина дает оценку живой природе:
– Всё это, конечно, ничего – и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

Творческий метод

Среди цветов – спор о прекрасном. Слово берет Колючка:
– Я никак не могу согласиться с творческим методом Розы. Острота – это да! Проникновение до самых глубин – это я понимаю! Но представлять всё в розовом свете...

Заплата

Новенькая Заплата достаточно ярка, и она никак не может понять, почему ее стараются спрятать. Ведь она так выделяется на этом старом костюме!

Парус

– Опять этот ветер! – сердито надувается Парус. – Ну разве можно работать в таких условиях?
Но пропадает ветер – и Парус обвисает, останавливается. Ему уже и вовсе не хочется работать. А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:
– Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный. Добро бы еще хоть ветра не было...

Несправедливость

– Работаешь с утра до вечера, – сокрушался Здоровый Зуб, – и никакой тебе благодарности! А Гнилые Зубы – пожалуйста: все в золоте ходят. За что, спрашивается? За какие заслуги?

Гипс

Он мягкий, теплый, податливый, он так и просится в руки тех, кто может устроить его судьбу. В это время он даже не брезгает черной работой – шпаклевкой.
Но вот он находит свою щель, пролезает в нее, устраивается прочно и удобно. И сразу в характере его появляются новые черты: холодность, сухость и упрямая твердость.

Глина

Глина очень впечатлительна, и всякий, кто коснется ее, оставляет в ней глубокий след.
– Ах, сапог! – киснет Глина. – Куда он ушел? Я не проживу без него!
Но проживает. И уже через минуту:
– Ах, копыто! Милое, доброе лошадиное копыто! Я навсегда сохраню в себе его образ...

Модницы

Мухи – ужасные модницы. Они останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают, спрашивают у добродушного толстяка Паука:
– Почем миллиметр?
И платят обычно очень дорого.

Портьера

– Ну, теперь мы с тобой никогда не расстанемся, – шепнула Гвоздю массивная Портьера, надевая на него кольцо.
Кольцо было не обручальное, но тем не менее Гвоздь почувствовал, что ему придется нелегко. Он немного согнулся под тяжестью и постарался поглубже уйти в стенку.
А со стороны всё это выглядело довольно красиво.

Софа Дивановна

По происхождению она – Кушетка, но сама ни за что не признается в этом. Теперь она не Кушетка, а Софа, для малознакомых – Софа Дивановна. Отец ее – простой Диван – всю жизнь гнул спину, но теперь это не модно, и Софа отказалась от спинки, а заодно и от других устаревших понятий. Ни спинки, ни валиков, ни прочной обивки... Таковы они, диваны, не помнящие родства...

Любовь

Былинка полюбила Солнце...
Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка и Солнце!
Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
Красивая Акация, чудесная Акация – кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная...

Феликс Кривин

Кривин Феликс Давидович

Полусказки

Феликс Кривин

Полусказки

Почему полусказки? Потому что если бутылку судят за пьянство, то этого никак правдой не назовешь. Но если бутылка, при ближайшем рассмотрении, вдруг оказывается не винной, - это уже похоже на правду. Пуговка лезет в петлю - это правда. Но из-за неудачной любви? Нет уж, простите, это выдумка. Однако разве в жизни не бывает неудачной любви? Значит, и это похоже на правду.

Итак - полусказки...

* МЕЛОЧИ ЖИЗНИ *

Почему вы не носите очки? - спросили у Муравья.

Как вам сказать... - ответил он. - Мне нужно видеть солнце и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих друзей... Мелочи меня не интересуют.

ТРУДНЫЙ ЦЫПЛЕНОК

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное...

ПОГРЕМУШКА

Нужно быть проще, доходчивее, - наставляет Скрипку Погремушка. Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети и те понимают!

Картина дает оценку живой природе:

Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива. Но ведь нужно же знать какие-то рамки!

ПАТЕФОННАЯ ИГЛА

Тупая Патефонная Игла жаловалась:

Когда-то я пела, и меня с удовольствием слушали, а теперь вот - уши затыкают. Еще бы! Разве это пластинки?! Разве это репертуар?!

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

Среди цветов - спор о прекрасном.

Слово берет Колючка:

Я никак не могу согласиться с творческим методом Розы. Острота - это да! Проникновение до самых глубин - это я понимаю! Но представлять все в розовом свете...

СИЛА УБЕЖДЕНИЯ

Помещение должно быть открыто, - глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь.

Помещение должно быть закрыто, - философски заключает она, когда дверь закрывают.

Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на нее нажимает.

Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. - Вот и хорошо: все-таки веселее в компании. Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:

Ну вот, я же говорила, что в компании веселее!

ДОСТОИНСТВО

По величине Колибри чуть больше пчелы, но все-таки она - птица!

Наши орлы - хорошие ребята, - говорит Колибри.

Так, между прочим, когда к слову приходится.

Новенькая Заплата достаточно ярка, и она никак не может понять, почему ее стараются спрятать. Ведь она так выделяется на этом старом костюме!

Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

РАЗГОВОР С КОЛЕСОМ

Трудно нашему брату, колесу. Всю жизнь трясись по дороге, а попробуй только перевести дух, такую получишь накачку!

Значит, спуску не дают?

Ох, не дают! Да еще того и гляди - под машину угодишь. Вот что главное.

Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?

Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное...

Опять этот ветер! - сердито надувается Парус. - Ну разве можно работать в таких условиях?

Но пропадает ветер - и Парус обвисает, останавливается. Ему уже и вовсе не хочется работать.

А когда ветер появляется снова. Парус опять надувается:

Ну и работенка! Бегай целый день, как окаянный. Добро бы еще хоть ветра не было...

Юбилей Термоса.

Говорит Графин:

Мы собрались, друзья, чтобы отметить славную годовщину нашего уважаемого друга! (Одобрительный звон бокалов и рюмок.) Наш Термос блестяще проявил себя на поприще чая. Он сумел пронести свое тепло, не растрачивая его по мелочам. И это по достоинству оценили мы, благодарные современники: графины, бокалы, рюмки, а также чайные стаканы, которые, к сожалению, здесь не присутствуют.

Понимая всю важность и ответственность своей жизненной миссии, Часы не шли: они стояли на страже времени.

Сидя на лбу низенького человека, Прыщ с завистью поглядывал на лбы высоких людей и думал:

"Вот бы мне такое положение!"

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

Не все сразу, не все сразу, - недовольно скрипел Пень. - Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ - шагу без меня ступить не могут!

Замерзнет, небось, человек, - беспокоился Хлястик. - Руки, ноги, плечи поотмораживает. За поясницу-то я спокоен, здесь я лично присутствую. А как на других участках?

ПУСТАЯ ФОРМАЛЬНОСТЬ

Гладкий и круглый Биллиардный Шар отвечает на приглашение Лузы:

Ну что ж, я - с удовольствием! Только нужно сначала посоветоваться с Кием. Хоть это и пустая формальность, но все-таки...

Затем он пулей влетает в Лузу и самодовольно замечает:

Ну вот, я же знал, что Кий возражать не станет...

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Работаешь с утра до вечера, - сокрушался Здоровый Зуб, - и никакой тебе благодарности! А Гнилые Зубы - пожалуйста: все в золоте ходят. За что, спрашивается? За какие заслуги?

Покрасьте меня, - просит Лоскут. - Я уже себе и палку подобрал для древка. Остается только покраситься.

В какой же тебя цвет - в зеленый, черный, оранжевый?

Я плохо разбираюсь в цветах, - мнется Лоскут. - Мне бы только стать знаменем.

ПОДСВЕЧНИК

Старый Подсвечник, немало поработавший на ниве освещения, никак не может понять новых веяний.

Конечно, сегодняшние лампочки - светлые головы, - соглашается он. Но в наше время свечи жили иначе. Они знали свое место, не рвались на потолок, а между тем буквально заплывали жиром...

ВОПРОС ЖИЗНИ

Плащ-дождевик недоволен жизнью.

В ясную, солнечную погоду, когда только бы и гулять, его держат под замком, а когда выпускают из дому - обязательно дождь припустит.

Что это? Случайное совпадение или злой умысел?

На этот вопрос не может дать ответа Плащ-дождевик, хотя проницательность его всем хорошо известна.

Он мягкий, теплый, податливый, он так и просится в руки тех, кто может устроить его судьбу. В это время он даже не брезгает черной работой шпаклевкой.

Но вот он находит свою щель, пролезает в нее, устраивается прочно и удобно.

И сразу в характере его появляются новые черты: холодность, сухость и упрямая твердость.

СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Электрический Утюг просил выключить его из электросети, поскольку он переходит на творческую работу.

Свинцовая Пломбочка и мала, и неприметна, а все считаются с ней. Даже могучие стальные замки нередко ищут у нее покровительства.

И это понятно: у Пломбочки хоть и веревочные, но достаточно крепкие связи.

Понимая, что в делах торговли она имеет некоторый вес, Гиря восседала на чаше весов, иронически поглядывая на продукты.

"Посмотрим, кто перетянет!" - думала она при этом.

Чаще всего вес оказывался одинаковым, но иногда случалось, что перетягивала Гиря. И вот чего Гиря не могла понять: покупателей это вовсе не радовало.

"Ну, ничего! - утешала она себя. - Продукты приходят и уходят, а гири остаются!".

В этом смысле у Гири была железная логика.

Каждое утро Ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит.

И каждый вечер Ставня поплотнее закрывает окна: наш свет, как бы другие не попользовались!

ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ

Подумать только, какие безобразия в мире творятся! - возмущается под прилавком Авторучка. - Я один день здесь побыла, а уже чего не увидела! Но подождите, я напишу, я обо всем напишу правду!

А старый Электрический Чайник, который каждый день покупали и всякий раз из-за его негодности приносили обратно, - старый Электрический Чайник, не постигший сложной мудрости кипячения чая, но зато усвоивший житейскую мудрость, устало зевнул в ответ:

Торопись, торопись написать свою правду, пока тебя еще не купили...

ПЕЧАТНОЕ СЛОВО

Старик Фолиант прекрасно сохранился, и, глядя на него, другие книги напрасно пытались угадать, в чем секрет его долголетия.

Угадать этот секрет действительно было нелегко: Фолиант никому не открывался.

Глина очень впечатлительна, и всякий, кто коснется ее, оставляет в ней глубокий след.

Ах, сапог! - киснет Глина. - Куда он ушел? Я не проживу без него!

Но проживает. И уже через минуту:

Ах, копыто! Милое, доброе лошадиное копыто! Я навсегда сохраню в себе его образ...

Мухи - ужасные модницы. Они останавливаются возле каждого куска приглянувшейся им узорчатой паутины, осматривают ее, ощупывают, спрашивают у добродушного толстяка Паука:

Почем миллиметр?

И платят обычно очень дорого.

ПОРТЬЕРА

Ну, теперь мы с тобой никогда не расстанемся, - шепнула Гвоздю массивная Портьера, надевая на него кольцо.

Кольцо было не обручальное, но тем не менее Гвоздь почувствовал, что ему придется нелегко. Он немного согнулся под тяжестью и постарался поглубже уйти в стенку.

Феликс Кривин. Это имя я открыл для себя достаточно рано, ещё школьником средних классов. В библиотеке моей тёти Натальи Зайцевой была маленькая книжечка его миниатюр. Она называлась «Полусказки» и вышла в Ужгороде в 1964 году. Я прочёл её раз двадцать! Или даже тридцать! Её мудрый юмор сопровождает меня до сих пор. К сожалению, имя Феликса Кривина, оставившего после себя добрых два десятка таких небольших книжечек, мало известно современному читателю. Вот, решил немного расширить круг читателей и почитателей Кривина. Дарю традиционную добрую пятничную улыбку.

ТРУДНЫЙ ЦЫПЛЕНОК

Не успел цыпленок вылупиться, как тот-час получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное…

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«Мы в ответе за тех, кого мы приручили», - сказала овца, воспитавшая волка. Это были ее последние слова…

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Было тихо. Было темно. В темноте - сквозь окно - светились желтые зрачки звезд. В тишине - за окном - притаились какие-то шорохи.

Мышка сказала: «Когда я вырасту большой, я обязательно стану кошкой…»

ЧАСЫ

Понимая всю важность и ответственность своей жизненной миссии, часы не шли: они стояли на страже времени.

СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

Фотопленка слишком рано узнала свет и потому не смогла как следует проявить себя на работе.

СИЛА УБЕЖДЕНИЯ

«Помещение должно быть открыто», - Глубокомысленно замечает дверная ручка, когда открывают дверь.

«Помещение должно быть закрыто», - философски заключает она, когда дверь зарывают.

Убеждение дверной ручки зависит от того, кто на нее нажимает.

ПЕНЬ

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

«Не все сразу, не все сразу, - недовольно скрипел пень. - Приму, сколько успею. Не могу же я разорваться на части! Ну и народ, шагу без меня ступить не могут!»

ЛАМА

В семействе верблюжьих только лама не имеет горба. В семействе верблюжьих тоже не без урода.

ДИСКУССИЯ

Баран выразил общее недоумение, заяц выразил общее опасение. Потом встал лев и выразил общее мнение.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИРАФА

Приходится гнуть шею, когда живешь в таком окружении. И хорошо, когда есть что гнуть.

СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Электрический утюг просил выключить его из электросети, поскольку он переходит на творческую работу.

ХЛЯСТИК

«Замерзнет, небось, человек, - беспокоился хлястик. - Руки, ноги, плечи поотмораживает. За поясницу-то я спокоен, здесь я лично присутствую, а как на других участках?»

КРЕСЛО

Важное кресло, солидное кресло, оно предупредительно поддается, сжимается, к огда на него садятся, а когда встают, - распрямляется, надменно поглядывает вокруг, демонстрируя свое независимое положение.

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

«Работаешь с утра до вечера, - сокрушался здоровый зуб, - и никакой тебе благодарности! А испорченные зубы все в золоте. За что, спрашивается? За какие заслуги?»

КЛЯКСА

Среди однообразных букв на листе бумаги одна клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

ПОГРЕМУШКА

«Нужно быть проще, доходчивее, - наставляет скрипку погремушка. - Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети - и те понимают!»

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Лучше недоесть, чем переесть. Поэтому кошка съедает мышку, а не наоборот.

ЗДОРОВЫЙ ОПТИМИЗМ

Мушка верит в мушку, мошка верит в мошку. А мышка верит в мышку и совершенно не верит в кошку.

ПТИЦЫ

В каждом зяблике погибает орел. От сознания, что он не орел, а зяблик.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И подколодную змею можно довести до того, что она запустит в тебя колодой.

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ

Собака - друг человека, но надо посмотреть еще, какой человек.

РОЖДЕННЫЕ ПОЛЗАТЬ

Для того, чтобы подняться в небо, не обязательно отрываться от земли. Рожденные ползать достигают вершин как раз благодаря умению не отрываться от твердого грунта.

ЗДОРОВАЯ ЗАВИСТЬ

И так этот термос сохранял кипяток, что стаканы буквально лопались от зависти.

СТАВНЯ

Каждое утро ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит!

И каждый вечер ставня поплотней закрывает окно: наш свет, как бы другие не попользовались!

ЗАНОЗА

«Нам, кажется, по пути, - сказала заноза, впиваясь в ногу. - Вот и хорошо: все-таки в компании веселее».

Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и заноза заметила с удовлетворением: «Ну вот, я же говорила, что в компании веселее!»

ПРЫЩ

Сидя на лбу низенького человека, прыщ с завистью поглядывал на лбы высоких людей и думал: «Вот бы мне такое положение!»

КАРТИНА

Картина дает оценку живой природе: «Все это, конечно, ничего - и фон, и перспектива… Но ведь нужно же знать какие-то рамки!»

ЛОСКУТ

«Покрасьте меня, - просит лоскут. - Я уже себе и палку подобрал для древка. Остается только покраситься».

«В какой же тебя цвет - в зеленый, черный, оранжевый?»

«Я плохо разбираюсь в цветах, - мнется лоскут. - Мне бы только стать знаменем».

ОКРУЖЕНИЕ

Говорят, все зависит от окружения. Мол, какое у нас окружение, такими мы и вырастаем. Но это Не всегда так.

У дырки, например, окружение может быть золотым, может быть бриллиантовым, а она все равно пустое место.

ИЗ ЖИЗНИ ТАБЛЕТОК

«Куда ни ткнешься, каждый норовит тебя проглотить» В здоровом обществе подобного не бывает.

ИЗ ЖИЗНИ ЯИЦ

Сами-то они холодные, где им друг друга согреть. Поэтому им всегда нужна либо наседка, либо сковородка.

ПЕДАГОГИКА

Ни одно яйцо не любит, когда его слишком высиживают.

ИЗ ЖИЗНИ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

Один очень умный заяц потратил жизнь на то, чтобы изобрести аппарат по переработке зайчатины в волчатину. Ему не хотелось оставаться зайчатиной. Но такие аппараты, оказывается, уже были, и заяц превратился в волчатину без помощи своего гениального изобретения.

ИЗ ЖИЗНИ СОРОКОНОЖЕК

Где уж тут шагать в ногу со временем, когда попробуй шагать в ногу с самим собой!

РАКООБРАЗНЫЕ

Такое количество ног, такие средства передвижения - и все это для того, чтоб пятиться назад!

СЕКРЕТ КЛЕВА

В современных водных условиях рыба хватается за крючок, как утопающий хватается за соломинку.

НАШИ ВЕТЕРАНЫ

Еще тогда, когда не было динозавров, инфузория уже была инфузорией. И теперь, когда давным-давно нет динозавров, инфузория по-прежнему инфузория.

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

И у рыбы бывают минуты тоски, когда ее вдруг мучительно потянет на сушу.

ПРИМЕР ЗМЕИ МУССУРАНЫ

Змея муссурана питается исключительно змеями и видит в этом своего рода патриотизм. А собственно - почему мы должны есть чужих? И почему нас должны есть чужие? Разве у нас некого есть? Разве у нас некому есть? На эти вопросы отвечает змея муссурана.

КРОКОДИЛЫ

Не страшно, когда молодо - зелено. Вот когда старо и по-прежнему зелено, это по-настоящему страшно.

СВОЕ МНЕНИЕ

Наконец и воробей получил возможность высказать свое мнение.

«Чик-чирик, - сказал воробей. - Чик. Чирик. Этого - чик, этого - чирик. А чего с ними чикаться?»

ОПЫТ ЖИЗНИ

В жизни каждого кулика наступает такая пора, когда он уже не хвалит свое болото.

ДОСТОИНСТВО

По величине колибри чуть больше пчелы, но все-таки она - птица!

«Наши орлы - хорошие ребята», - говорит колибри.

Так, между прочим, когда к слову приходится.

ВОДА И ЛЕД

Лед легче воды. Превращение воды в лед представляет поучительный и печальный пример: как часто попытка проявить твердость, дабы придать себе вес, кончается конфузом и неудачей.

ПЬЕДЕСТАЛЫ И ПАМЯТНИКИ

Жил-был пьедестал. Он и жил, и был дольше самого памятника, потому что никогда не стремился достигнуть вершин.

ОСЕНЬ

Чувствуя, что красота ее начинает отцветать и желая как-то продлить свое лето, березка выкрасилась в желтый цвет - самый модный в осеннем возрасте…

И тогда все увидели, что осень ее наступила.

КОСМИЧЕСКИЙ ВЕК

Снежинка, медленно опускаясь на землю, спрашивает у встречных кустов: «Это Земля? Скажите, пожалуйста, какая это планета?» «Да, кажется, это Земля», - отвечают кусты. Но в голосе их не чувствуется уверенности.

МУРАВЕЙ

«Почему вы не носите очки?» - спросили у муравья.

«Как вам сказать… - ответил он. - Мне нужно видеть солнце и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки моих друзей. Мелочи меня не интересуют…»

Неначатые рассказы

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

… но увидев слезы у нее на глазах, лук от волнения забыл, что его режут.

ЗРЕЛОСТЬ

… и теперь, выйдя на широкую дорогу, он уже не рвался в краеугольные камни, а довольствовался скромной ролью камня преткновения.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

… вот, например, ложка: она ведь тоже не всегда бывает в своей тарелке, но это нисколько не мешает ей работать с полной отдачей.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

… но - ох, и до чего же трудно быть изюминкой! Особенно в ящике с изюмом.

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ

… и потому, что он в жизни всегда проигрывал, слушать его было особенно интересно.

РЕФЛЕКСЫ

… когда идет облава на волков, первыми разбегаются зайцы.

ПРОБЛЕМЫ

… тут важно, кто ездит, куда ездит, зачем ездит!..

«И на ком ездит», - вставил верблюд.

КАЖДОМУ СВОЕ

… что остается кенгуру? Ходить с сумой по свету.

РОДОСЛОВНАЯ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

… и так, пресмыкаясь, огромные ящеры превратились постепенно в маленьких ящериц.

ШКОЛА ЖИЗНИ

… но прежде чем птицы научились летать, сколько им пришлось пресмыкаться!

ВОЛКИ И ОВЦЫ

… и когда волки были сыты и овцы целы, возникла проблема: как накормить овец?

УРОВЕНЬ СВОБОДЫ

… вероятно, все же наибольшая свобода для птиц - это свобода, когда хочется, посидеть в клетке.

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ

… а корова, привычная и к соломе, и к воде, никак не дойдет до того, чтобы тянуть воду через соломинку.

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

… но для бабочки, живущей всего один день, совсем не безразлично, какая нынче погода.

ИЗ ЖИЗНИ МИКРОБОВ

… и очнувшись через миллион лет, микроб видит, как сильно все изменилось вокруг: на земле появилось много новых микробов.

ИЗ ЖИЗНИ ТРАВ

… было бы кому кланяться, а кому кланяться найдется.

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

… и если ветви одного дерева расходятся вверху, то ветви разных деревьев тянутся друг к другу.

КЛИМАТ

… одним не хватает южного тепла, а другим - северного сияния.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ

… заморили червячка. Голодом.

МНЕНИЕ ПРОЛЕТАЮЩЕЙ МУХИ…

жжжить - жжжуть!

НОША

… тяжелей всего камни - за пазухой.

НЕКРОЛОГ

… он сгорел, как свеча в эпоху сплошной электрификации.

ДЕТЕКТИВ

… тщательное расследование показало, что преступление совершил человек, пожелавший остаться неизвестным.

ПРОГРЕСС

… таким образом, эта маленькая страна, производившая только пуговицы и зубочистки, теперь производит все - от пуговиц до зубочисток включительно.

ТЕМПЫ РОСТА

… от никого к Робинзону, от Робинзона - к Пятнице… Таков прирост населения необитаемых островов.

ЗДОРОВЫЙ СОН

… и если лев в окружении жирафов спит до двадцати часов в сутки, то жираф в окружении львов - не более двадцати минут. Нельзя дремать, когда живешь в таком окружении. Дремать - это привилегия сильного.

ОБОРОНА И НАПАДЕНИЕ

… когда в животном (да и в человеческом) мире безобидный прикидывается хищником, это средство обороны, а когда хищник прикидывается безобидным - это средство нападения.

ЗАПАХ КРОВИ

… пескари уплывают от запаха крови, акулы приплывают на запах крови, но большинство рыб на запах крови не реагирует. Пахнет? Ну и пахнет. Течет? Ну и течет. В воде все течет, но ничего не меняется.

РОДИНА ПОМНИТ, РОДИНА ЗНАЕТ

… и лишь после того, как тасманийский волк был полностью уничтожен у себя в Тасмании, он попал в герб этого государства.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

… ну, допустим, слон. Или лев. Но вот что имеет жалкий, никому не заметный микроб? А ведь и он находит, что передать по наследству.

СИЛА ПРОТЕСТА

… и по-прежнему тигры уничтожают зебр, и по-прежнему зебры выражают свое возмущение. «Черти полосатые!» - возмущаются тиграми зебры.

РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

… в заключение был дан обед. Лягушка съела мушку, уж съел лягушку, еж съел ужа. Обед прошел в обстановке взаимного понимания.

СКАЗКА

… а так как Золотой Рыбке было мало ее морей, у старика отобрали последнее старое корыто.

ИЗ ЖИЗНИ ТРУДЯЩИХСЯ

… работа не волк, в лес не уйдет, не надейся.

ИЗ ЖИЗНИ ЖУРНАЛИСТОВ

… никакая наша пресса не обходится без пресса.

ИЗ ЖИЗНИ ОТДЫХАЮЩИХ

… у нас человек на работе имеет возможность отдыхать, но ведь и платят ему, как за отдых, а не как за работу.

ИЗ ЖИЗНИ ПОКУПАТЕЛЕЙ

… в столице с продуктами временные перебои, а в провинции - постоянные недобои.

ИЗ ЖИЗНИ ЮБИЛЯРОВ

… полвека - это еще далеко не потолок. Пол и потолок - вещи принципиально противоположные.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

… хоть и без царя в голове, но зато с парламентом и президентским советом.

ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ

… наконец пришло время козла отпущения: его отпустили в другой огород, на историческую родину… Вот когда пожалела Сидорова коза, что не вышла за него замуж!

КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

… но что же делать маятнику, если ему и здесь, и там плохо?

ПУБЛИКА

… и все были разочарованы, что он не смог исполнить на бис свою лебединую песню.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

… а что до лысины, то ей главное, чтоб сверху блестело.

Эти рассказы взяты из сборника Феликса Кривина «Брызги действительности», вышедшем в Ужгороде в 1996 году. Часть из них знакомы мне по тому самому сборнику «Полусказки», часть сам прочёл впервые.

Ну, что, понравился Феликс Кривин? Читали ли вы его произведения раньше? Буду благодарен, если в комментах подскажете писателей, чьё творчество похоже на работы Кривина. Заранее спасибо. Я люблю такие короткие мысли в духе записных книжек Ильфа, «Непричёсанных мыслей» Станислава Ежи Леца…

P.S. Несколько миниатюр Феликса Кривина в исполнении его близкого друга Льва Луцкера

Загрузка...