Методика обучения беглому чтению. Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей Приемы формирования беглости правильности чтения
Правильность
Беглость
Сознательность
Выразительность
Работа над беглостью чтения
Правильность чтения
Искажение звукобуквенного состава:
Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
Вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”.
Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного.
Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию сознательности чтения.
Сознательность – самая важная черта детского чтения. Состоит в понимании читаемого, в раскрытии значения слов, отдельных предложений, всего текста. Развитию этого качества способствуют практически все приемы работы над художественным произведением:
Лексическая работа,
Перечитывание вслух, про себя,
Выборочное чтение,
Составление плана,
Иллюстрирование текста,
Пересказ,
Придумывание названия и т.п.
На первых этапах урока уровень сознательности минимальный, к концу урока формируется более глубокий сознательный уровень.
Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию беглости чтения.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
- При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
- Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
- Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Работа над беглостью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
Под правильностью чтения понимается чтение без искажений и ошибок: правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: «И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку»).
Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.
Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное.
В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:
· выяснение перед чтением лексического значения слова, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;
· предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
· создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий;
· предварительное чтение текста про себя;
· систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
· методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).
Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу 2 класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу 3 класса - 60-75 слов, к концу 4 - 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.
По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически.
Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.
На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.
24. Методика работы над драматическими произведениям на уроках чтения.
Пр. статьи О. В Кубасовой «Приём драматизации на уроках чтения в 1ом классе».
Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:
· Анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
· Постановка индивидуальных и групповых «живых картин»
· Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности (мимика, эесты, движения)
· Чтение по ролям
· Драматизация развернутой формы
1. Анализ иллюстраций
ü Восприятие иллюстративного материала
ü Выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»)
ü Истолкование «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»)
Можно усложнить работу заданием: Попробуйте сделать так же, как на картинке, что вы при этом чувствуете?
2. Постановка живых картин
«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.
«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации целесообразно применять на первых уроках обучения в школе, затем надо переходить к более сложным видам драматизации.
3. Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.
· Воспроизведение текста произведение, который предстоит драматизировать, проверка качества воспроизведения
· Характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ)
· Анализ действий и слов одного из героев в названии У. ситуации.
· Демонстрация поведения героя (со словами)
· Анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника
· Установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению
4. Чтение по ролям
ü Знакомство с текстом, общая проверка восприятия
ü Определение количества действующих лиц
ü Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов
ü Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов за них.
ü Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев
ü Выбор чтецов и певое чтение по ролям
ü Разбор достоинств и недостатков
ü Выбор новых исполнителей и повторение чтения по ролям
ü Подведение итогов и оценки работы
Чтение по ролям возможно при работе с любым произведением, где есть диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.
5. Драматизация развернутой формы
Самая сложная, включает в себя все средства драматической выразительности, вводится постепенно.
В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса, развитие драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком
25. Методика работы над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
1)использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2)применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
Перестановка единиц чтения (буки, слогов, слов);
Вставка произвольных элементов в единицы чтения;
Замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может паи. и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация способность предугадывать смысл еще не I прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь и виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения». Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения»;
3)интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1)несовершенство зрительного восприятия;
2)неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
3)нехватка дыхания;
4)незнание орфоэпических норм;
5)незнание лексического значения слова;
6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения.
Система упражнений должна быть направлена на преодоление
перечисленных трудностей.
Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими пометами:
по д с не ж ни к -
или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами:
поТруДИлиСЬ.
Интересная система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложена Л.Ф.Климановой. Приведем некоторые из них:
1)пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - вечер, трава - травы, вбежал - взбежал;
2)цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух -слух; вьют - вьюн - вьюга;
3)слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол -уголь, галка - галька, полка - полька;
4)чтение цепочек родственных слов: труд трудился - трудящийся; бег бегать - бегство.
(См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Мод ред. М.П.Кашина. -М., 1978.)
Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки, при том детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем -в разговорном, потом в скороговорочном. И тренировке дыхания могут помочь такие задания:
на одном выдохе произнести четверостишие;
считан, на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5...
Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.
Допустим, на уроке в I классе должен читаться рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» (см.: Голованова М.Г., Горецкий ВТ., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. - М., 1992). В нем есть такие длинные слова со стечением согласных: протаптывал, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со щелевым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель может заранее предложить им скороговорку: Под деревом, под тополем тетерев тетерева встретил. С опорой на нее можно поработать и над дыханием.
Упражнения в чтении слов также должны составляться с ориентацией на читаемый текст. В данном случае это могут быть цепочки слов: сторож - сторожил - насторожился; готов - готовил -приготовил; топтать - топтал - топтался -растоптал.
Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста детей следует познакомить со значением и правильным произношением слов: индус, хобот, поднял, на спину, отдал.
Таким образом, в предварительную работу по подготовке детей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система исправления ошибок.
При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.
Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ребенка к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:
Постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;
Составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;
Чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;
Печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
Перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.
Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложен учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой атмосфере, которая необходима на уроке в ходе этой работы.
Беглость -такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать и памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
Вообще, все упражнения, направленные па отработку правильности чтения, в ТО же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой, И.Л. Рапопортом, И.З. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990):
Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель пли хорошо читающий ученик; чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озвучивается);
В среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»);
В «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения; проводится только после медленного чтения);
Чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);
Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).
После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение текста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.
В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения, младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:
1)на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;
2)тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э; а, и, у, о, э;
3)чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;
4) после этого - чтение слов и предложений: электрификация,
портфель; В январе много снегу во дворе.
5) чтение диалога:
- Собака, что делаешь? - Волков пугаю.
- А что хвост поджала?
- Волков боюсь.
Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка, а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пирамидок»:
бури
ветры
ураганы
разыграйся
заморозить
выхолаживая.
В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознавать, что предложить такие приемы можно только чтецу, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие:
-«чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет);
- «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);
Чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации).
Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых постепенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.
Известное письменное упражнение, когда дети должны вставить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.
Работая так или иначе над совершенствованием навыка чтения, и в частности над правильностью и беглостью, учитель должен помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для слежения строчки, на правильную посадку; если текст читается не по учебнику хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы текст был напечатан на белой бумаге № 1), размер нолей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не) предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение тексте и иллюстраций (60%: 40%).
Существуют приемы, направленные на отработку правильности и беглости чтения, имеющие два направления: а ) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; б) применение при чтении худож-ных произведений принципа многочтения , состоящего в том, что при анализе текста ребенок постоянно обращается учителем к перечитыванию произведения или его отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым обеспечивается проникновение в смысл отдельных слов или словосочетаний, а затем -в идею произведения, а также учитель добивается правильного (а со второй половины 2-го класса - беглого) чтения.
Так как правильность чтения – это чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого, то учитель обязан знать типы возможных ошибок при чтении:
1. Искажение звуко-буквенного состава : пропуски букв, слогов и даже строчек; перестановка при чтении букв, слогов, слов; замена одних единиц чтения другими(н-р,удивленно – удивительно).Большей частью причинами подобных ошибок являются несовершенство зрительного восприятия, или неразвитость артикуляционного аппарата, или «чтение по догадке». Наличие повторов , заключающееся в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Причиной этого является желание неопытного читателя удержать в памяти прочитанное. При начальном становлении навыка чтения повторы неизбежны и иногда даже положительны. Поэтому учителю не стоит торопиться пресекать их, чтобы не помешать ребенку спокойно и естественно перейти с аналитического навыка чтения на синтетический..
2. Нарушение норм литературного произношения . Здесь имеют место следующие ошибки: а) собственно орфоэпические (н-р, неправильное ударение); б) орфографическое чтение вместо орфоэпического; в) интонационные ошибки (неправильное логическое ударение или неуместные в смысловом отношении паузы.
К подобным ошибкам ведут следующие факторы: а) несовершенство зрительного восприятия; б) нехватка дыхания; в) незнание лексического значения слова; г) «чтение по догадке». Поэтому система упражнения должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.
Для совершенствования зрительного восприятия используется или предварительное чтение слов с графическими пометами (по/д/с/не/ж/ни/к), или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами (поТруДИлиСЬ).
Возможна и система упражнений, которые тренируют зрительное восприятие, предложенная методистом Климановой и Горецким. Н-р, а) пары слов отличаются одной буквой: козы – косы, ветер – вечер; б) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух – глух, вьют – вьюн – вьюга; в) слова, в которых согласные, парные по твердости/ мягкости выполняют смыслоразличительную функцию: ест – есть, галка – галька; г) чтение цепочек родственных слов: труд – трудовой – трудился – трудящийся; д) чтение слогов с сочетанием нескольких согласных (стро – стру – стра), а затем чтение слов с данными сочетаниями (стройка, струна, страна и т.п.); е) для расширения поля чтения учитель может использовать специальные картоночки с вырезанными в них в разных местах дырками для чтения определенных слогов (дырок может быть 1-3). Ребенок водит по строчке этой табличкой и с ее помощью схватывает не одну букву, а целый слог или группу букв.
Для тренировки артикуляционного аппарата дети работают со скороговорками и чистоговорками, произнося их вначале в очень медленном темпе, затем – в разговорном, потом – в очень быстром, скороговорочном.
В тренировке дыхания помогают такие занятия: а) на одном выдохе произнести четверостишие, б) считать на одном дыхании как можно дольше: один, два, три, в) надуть воображаемый шарик; г) игра «Задуй свечу»: выдохи от слабого до сильного и т. п.
Такие упражнения могут проводиться и в виде физминуток, Но подбираться материал для них должен с учетом того текста, который будет изучаться на уроке.
Если дети не знают нормы произношения или лексических значений определенных слов в читаемом тексте, то следует до его чтения детьми познакомить их с произношением и лексическим значением, Н-р, в рассказе Б. Житкова «Как слон спас хозяина» (2-й класс) необходимо дать лексическое значение слова «индус» и обратить внимание на ударение в словах «по днял», «на спину», «о тдал», которое ставится в данном случае на предлоге и приставках.
Так предупреждается ошибочное чтение. Для исправления ошибок учитель может прервать ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же вполголоса исправляется учителем во время чтения и ученик перечитывает это слово ) и для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (ученик должен перечитать это слово). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения такими приемами: а) постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания; б) составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова; в) чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное; г) печатание ошибочно прочитанного слова на доске; д) перечитывание отрывка для ответа на вопрос с употреблением такого слова и т.п. Следует помнить, что любое исправление учителя должно быть тактичным и доброжелательным.
БЕГЛОСТЬ – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормы беглости указаны в Программе чтения по годам обучения. Оптимальная беглость – 120-130 слов в минуту. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения – это такой отрезок текста, который чтец охватывает взглядом за один прием, после чего следует остановка (фиксация ). Во время этой остановки и происходит осознание прочитанного, то есть закрепление прочитанного и его осмысление. Опытный чтец делает 3-5 остановок на строке. Чем меньше опыта чтения (мало развит навык чтения ), тем больше остановок и повторов. Отсюда ясно, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает и над правильностью, и над беглостью чтения. Здесь помогут следующие приемы:
Совместные групповые чтения небольших отрывков текста, (чтение за звуковым сигналом или ведущим) когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик(учитель читает чуть громче, а дети стараются читать вслед за ним в его темпе) ;
Чтение небольших отрывков текста в разном темпе: медленном, разговорном, скором;
Ежеурочное пятиминутное чтение («базарчиком»);
Чтение на время и т.п.(после чтения на время обязательна проверка понимания прочитанного;
Для увеличения поля чтения , а значит, и беглости, как уже предлагалось выше, учитель может использовать специальные картоночки с вырезанными в них в разных местах дырками для чтения определенных слогов (дырок может быть 1-3). Ребенок водит по строчке этой табличкой и с ее помощью схватывает не одну букву, а целый слог.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ чтения в общем виде может быть определена как понимание прочитанного . Во-первых, это понимание большей часть слов в прямом и переносном значении, понимание отдельных предложений и смысловой связи между ними, понимание отдельных частей текста и их взаимообусловленность и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Во-вторых, это уяснение идейной направленности произведения, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ чтения. Здесь полезны такие приемы: беседа, рассказ учителя, словарная работа, предварительное рассматривание иллюстрации, работа с названием произведения , вычленение из текста ориентирующих слов .
В беседе следует опираться на читательский опыт детей и их личный жизненный опыт. Н-р, перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Котенок» уместно попросить детей рассказать о своем домашнем животном, как дети ухаживают за ним и относятся к нему.
Рассказ учителя целесообразен, когда предстоящая тема чтения незнакома детям (н-р, исторические темы). Возможно сочетание беседы и рассказа , н-р, при знакомстве с новым фольклорным жанром – былиной. Сначала дети вспоминают, что знают об устном народном творчестве и его жанрах, а потом учитель рассказывает о былине как об особом фольклорном жанре.
Словарная работа – обязательный вид деятельности на уроке чтения. Она может проводиться или на подготовительном этапе (перед чтением), или на этапе анализа произведения (после чтения). Некоторые методисты считают, что смысл непонятных слов можно выяснять прямо во время чтения (н-р, слова в сносках в самом низу страницы). На подготовительный этап отбираются трудночитаемые слова (длинные или со стечением согласных – но это только на начальном этапе становления навыка чтения); слова с неизвестным лексическим значением, могущие повлиять на понимание читаемого.
Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения о теме предстоящего чтения. Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в учебнике: разделен ли он на части, снабжен ли заголовками, есть ли к нему вопросы.
Беседа по содержанию прочитанного (сюжетная канва) и аналитические задания по выявлению и осознанию общей темы и идеи произведения.
Прием антиципации (угадывания сюжета или последующих действий по названию произведения, по началу или отдельному абзацу, по вопросам в конце произведения.
Пересказ текста или его отдельных частей.
Озаглавливание отдельных частей текста или составление плана.
Чтение по ролям – при работе с текстами, насыщенными диалогами, также сказок и басен.
Последний вид работы – чтение по ролям – предполагает также работу над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ чтения, то есть способностью средствами устной речи передать слушателям свае отношение к идее произведения и отдельным его героям . Это показывает теснейшую связь выразительности чтения с сознательностью. Выразительное чтение – это прежде всего чтение с определенными интонациями и паузами, повышением и понижением тона . Есть и дополнительные средства выразительности, которым тоже нужно учить. Это мимика, жест, мизансцена .
Следует знать условия работы над выразительностью чтения:
1. Обязательно демонстрируется образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителя или актерское чтение в записи.
2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать анализ произведения, а это означает, чтовыразительное чтение проводится на заключительном этапе работы с текстом.
3. Работа над языком произведения (изобразительно-выразительные средства).
4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение учащихся, то есть на их умение представить картину жизни по словесному описанию. Воссоздающее воображение можно тренировать графическим и словесным иллюстрированием, составлением диафильмов, написанием киносценариев, чтением по ролям, драматизацией.
В выразительное чтение входят такие элементы чтения, как интонация, логические паузы, понижение и повышение тона, расстановка логических ударений в строке (стихотворение) и в законченной фразе (повествовательные тексты).
5.Обязательным условием работы над выразительным чтениемявляется также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение или часть его, а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении
6. Очень хорош прием разночтения : учитель просит детей прочитать вслух одно и то же произведение (или отрывок) с разными чувствами: грустно, весело, со скукой и т. п.
Совокупность всех пяти навыков чтения: способа чтения , правильности, беглости, выразительности , осознанности – является качествами полноценного чтения, чего учитель должен добиваться все годы обучения детей.
Этапы становления навыка чтения .
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными,
2) отбор текстов должен производиться с учетом психологических особенностей детей и особенностей самого текста,
3) должна вестись работа по предупреждению ошибок в чтении,
4) система исправления ошибок при чтении должна быть целесообразной и не обижающей ребенка,
5) навык чтения должен формироваться по ступеням: чтение шепотом – беззвучное чтение с артикулированием губами – тихое чтение – чтение про себя.
Работа над правильностью и беглостью чтения : (назовите приемы )
Одним из наиболее успешных приемов в формировании навыка чтения является прием многочтения . То есть дети читают один и тот же текст несколько раз за урок с разными целями. Вначале это ознакомительное чтение, то есть первичное восприятие произведения. Дети могут читать по цепочке, по отрывкам с называнием фамилии чтеца учителем, комбинированным чтением (учитель – ученики).
При анализе произведения учитель должен так составить систему вопросов и заданий, чтобы дети постоянно возвращались к тексту: назовите непонятные слова; найдите и зачитайте портрет героя; почему герой сказал такие слова? Найдите их в тексте; в каком предложении автор высказал главную мысль? какими словами автор рисует состояние героя? и т.п. Должны перечитываться фрагменты важные для осознания идеи произведения. И в то же время это перечитывание помогает добиваться правильного и беглого чтения. (Почему это происходит?)
Правильность чтения – это (развернуть ответ ).
Типы ошибок при первичном этапе обучения чтению :
1) искажение звуко-буквенного состава;
2) наличие повторов;
3) нарушение норм литературного произношения (орфоэпические ошибки).
Учителю необходимо знать причины ошибок в чтении и правильно применять методику исправления таких ошибок. (назовите причины ): 1) несовершенство зрительного восприятия; 2) неразвитость артикуляционного аппарата; 3) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова; 6) чтение по догадке. (Работа по составлению приемов исправления подобных ошибок ). Ведущим учительским правилом должно быть минимальное вмешательство учителя в процесс чтения ученика. Прервать ученика можно только в двух случаях: а) для устранения орфоэпической ошибки (перечитывается сразу же правильно), б) для исправления ошибки, ведущей к искажению смысла читаемого (просит перечитать слово или задает вопрос, который заставляет перечитать слово)
Приемы исправления ошибок : 1)постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания; 2) составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова (1-й класс), 3) чтение цепочки слов с доски, где есть и нужное слово, 4) перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос, поставленный к ошибочно прочитанному слову и т.п..
Приемы работы над формированием навыка беглого чтения .
Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие текста. Беглость зависит от поля чтения, т.е. такого отрезка текста, который взгляд чтеца охватывает за один раз, после чего следует остановка (фиксация). Тренировки в расширении зрительного восприятия увеличивают поле чтения. Приемы формирования беглого чтения :
1) Совместные групповые чтения за ведущим;
2) чтение небольших отрывков в разных темпах (методика работы со скороговоркой );
3) чтение отрывков на время (сколько прочитал за это время ), но обязательно проверяется вопросами осознание этого текста;
4) практические разминки в чтении: чистоговорки, чтение слогов с изменением гласных или согласных,
5) чтение небольших отрывков в разных темпах (от медленного до быстрого);
6) чтение слогов с увеличением их буквенного состава;
7) чтение многосложных слов с этими слогами; 8) чтение диалогов; 9) чтение цепочек однокоренных слов;
10) чтение через решетку (догадывание остальной части);
11) чтение со звуковыми помехами; 12) таблицы Федоренко, «быстро найди слово» и т.п.
Значение чтения в жизни современного человека. Понятие «навык чтения». Качества полноценного навыка чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность. Общая характеристика качеств
Книга играет большую роль в жизни детей,
но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать.
В.А. Сухомлинский
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный ребенок в условиях господства телевидения, радио и кино потерял интереса к чтению книг. Но если говорить о талантливом читателе, то мнение может быть противоположным, что нам с вами необходимо доказать. Важно не забывать о том, что книги способны обогатить внутренний мир личности, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
Все дети процессом чтения овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках обучения грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, т. е. чтения, по выражению Д.Б. Эльконина, как «воссоздания звукового облика слова по его буквенной модели».
В букварный период ребенку достаточно научиться хотя бы этому, но задача учителя значительно шире : необходимо сформировать у детей сознательное , а не «озвучивающее» чтение. Речь идет не только о первичном навыке чтения, а о функциональной грамотности: чтение – это не только самостоятельный процесс, но как необходимое жизненное условие , которое обеспечивает свободную ориентировку в различных жизненных ситуациях. Поэтому нам очень важно помнить слова Ш.А. Амонашвили: «Научить ребенка читать – дело чести педагога». Профессионален тот учитель, который быстро и с радостью открывает ребенку мир письменной речи – делает его читающим.
Понятие навык чтения охватывает целый комплекс умений и навыков.
Умение – это способность осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания.
Навык – умение, достигшее уровня автоматизма и выполняемое без особого напряжения умственно-контролирующего порядка.
Развивая навык чтения (НЧ), учитель должен знать его сущность, его природу. В школьном обиходе комплекс умений и навыков для удобства называют навыком чтения, который имеет 2 стороны: техническую и смысловую.
Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, беглость, выразительность.
Смысловая – это понимание учащимися таких положений, как:
Значения большей части слов (прямого и переносного);
Основного смысла всего содержания текста, высказывания своего отношения к прочитанному.
Когда учитель готовит детей к выразительному прочтению текста художественного произведения, он большое внимание уделяет осмыслению его.
Исходя из этого, мы можем прийти к мысли о том, что навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение.
Но, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Навык чтения – сложный навык, который требует длительного времени для своего формирования. Поэтому в методике (Т.Г. Егоров) выделяют 3 этапа процесса формирования НЧ: аналитический, синтетический (этап возникновения и становления целостной структуры действия) и этап автоматизации.
Аналитический – это период обучения грамоте, который характеризуется звуко-буквенным анализом и чтением слова по слогам.
Синтетический – это чтение текста целыми словами. Зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Автоматизация этого вида чтения происходит в последующие годы – в течение всей жизни.
Относительно способа чтения учителю необходимо иметь, что существует продуктивные и непродуктивные виды чтения. К непродуктивным относится побуквенное чтение и отрывистое слоговое. К продуктивным – плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.
В.А. Сухомлинский, исследуя причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Поэтому одной из актуальных тем в начальной школе является формирование техники чтения. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и способствует совершенствованию учебного процесса. В.Н. Зайцев пришел к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание всех процессов, необходимых для решения математических задач.
В учебно-методических материалах для начальной школы по всем УМК мы встретим требование, связанное с темпом чтения в 1 минуту: ребенок должен читать не ниже 100 слов в минуту. По классам такое распределение нагрузки: 1 класс – 25 – 30 слов; 2 класс – конец I полугодия – 30 – 40 слов, II полугодие – 40 – 50 слов; 3 класс – I полугодие – 50 – 60 слов, II – 65 – 75 слов; 4 класс - I полугодие – 75 – 80 слов, II – 85 – 90 слов.
До 2010 года начальная школа России должна будет перейти на Стандарты II поколения, где обязательно 6-летнее начальное образование: 1-ый год – работа со старшими дошкольниками, а в 5 классе учитель начальных классов условно именуется «классной нянькой» (которая помогает ребенку одеваться на прогулку).
В начальной школе учащийся должен овладеть 3 видами деятельности:
1) познавательная (уметь отличать учебные тексты, художественные и научные);
2) речевая (ребенок должен выйти на монолог и уметь вести диалог;
3) организация собственной деятельности (владение техникой чтения – вслух и про себя).
В новых Стандартах под техникой чтения подразумевается правильное и осознанное чтение без замера скорости чтения – с учетом психотипа (М. Безруких). Все скоростные показатели убраны. Не нужно скорость чтения превращать в критерий оценивания. Технику чтения можно проверять, но без критики.
Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей
Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Педагогическая проблема состоит в том, чтобы обучение чтению с самого начала было функционально ориентированным делом. Решение этой проблемы осложняется многими факторами, в том числе психофизиологической зрелостью учеников, разнообразием дидактических средств, особенностями методики. Качественное обучение чтению возможно при хорошем понимании учителем этого психофизиологического явления. Чтение – сложный вид деятельности, который совершается благодаря взаимодействию различных сторон психики: памяти, мышления, эмоций. Особенно велико значение внимания : без умения сосредоточиться правильное чтение невозможно. Следовательно, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.
Пока не ясно, как накапливается особый опыт чтения-озвучивания, который обеспечивает оперативное схватывание значений слов и смыслов. Предполагается, что это схватывание возникает в результате титанической работы по перебору возможных вариантов осознания прочитанного. Психическим механизмом понимания выступает закон угадывания, предвосхищения. Известно, что во фразе первые два слова задают не только смысл, но и грамматическую сторону. Осознав слово и его форму, ученик открывает для себя тайну рождения смысла. Важно помнить, чтобы действие чтения изначально задавалось именно как действие сознания.
Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+ (-) 2 единицы хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, слово, фраза, идея. Поэтому, чтобы эффективность чтения повысилась, необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).
Основой включения психических процессов служит физиология, сенсорика, т. е. комплекс чувственных данных: - зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Они поставляют информацию, которая обрабатывается сознанием. Решение этой проблемы зависит от множества факторов. В настоящее время установлено, что физиологическая сторона чтения, основанная на хорошем запоминании букв и быстром установлении их звукового значения, обеспечивается следующими явлениями:
а) обучение чтению должно опираться на развитый фонематический слух, который выражается в умении анализировать и синтезировать устную речь;
б) согласно слоговому принципу письма, обучение чтению должно в качестве единицы чтения использовать слог: согласный может быть прочитан только в слоге, т. е. в сочетании с другими буквами;
в) плавность чтения обеспечивается особым качеством зрения, которое называется полем чтения . Это понятие означает «площадь одновременно видимой строки с отчетливо распознаваемыми буквами». У первоклассников поле зрения ограничено. При неподвижном взгляде на строку ученик воспринимает сочетание из 2 – 3 букв, поэтому важно учитывать эту физиологическую особенность чтения;
г) в чтении участвуют слуховые и речедвигательные анализаторы, которые «находят» значения для читаемых слов. С этой целью орфографическое чтение нужно перевести в орфоэпическое: воробэй – варабэй. Поэтому на первых порах нужно обязательно задавать громкое чтение с совместным проговариванием, но постепенно переходить на молчаливое чтение. К жужжащему чтению отношение методистов неоднозначно: в среднем звене школы дети превращаются в «шептунов»;
д) из-за несформированного умения удерживать строку зрительно необходимо использовать физическую опору для строки, которая передвигается горизонтально.
Все эти условия важно учитывать не только при первоначальном обучении чтению в букварный период, но и в последующем.
Похожая информация.