crimea-fun.ru

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

Краснодарский край

Россия

2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

Саша, Света…

Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

из предложений? (текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А - О - У - Ы - И.

Как вы догадались ?

Звук А

Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает маленький круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает нижнюю половинку круга .

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает горизонтальную полоску .

Физкультминутка

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок - шмыг-шмыг,

А бельчонок - прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

Какое слово получилось?

Что оно обозначает?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

Сколько гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников -

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

Сколько в этом слове звуков? (3)

Сколько гласных? (1)

Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков А, И, У.

Задачи :

Образовательные :

  • Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки А, У, И и производить их слухо-произносительную дифференциацию;
  • Учить делить слова на слоги и определять ударный гласный звук в слове;
  • Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепить графические образы букв А, У, И.
  • Закрепить понятия «дикие» и «домашние» животные, упражнять в их дифференциации.

Коррекционно-развивающие :

  • Развивать фонематическое восприятие и слух;
  • Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.

Воспитательные :

  • Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией;

Оборудование : собачка-рукавичка, «звукарики», символические обозначения трех поросят, бейджик «сова», три дорожки для шагов, экран с 9 карманами, буквы гласных звуков; картинки демонстрационные: рысь, белка, зайка, барсук, лис, лось; сюжетная картинка (волк лежит у пенька на перднем плане, а на заднем – зайчонок, ежонок и бельчонок идут в школу); картинки раздаточные: лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, волк, волчица, волчонок, конь, лошадь, жеребенок,; материал на каждого ребёнка: по три ритмических рисунка из трех элементов, указка-колечко, буквы А, У, И, пакетики с цветными конфетками, спрятанные в разборный белый шар.

Ход занятия

Дети стоят перед ширмой кукольного театра. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Удивитесь такому событию – У, обрадуйтесь – А, улыбнитесь им – И. постарайтесь больше не отвлекаться, хорошо заниматься, чтобы не огорчать гостей.

Жили-были в лесу три поросенка…

Как вы думаете, так может начинаться сказка или быль?

Почему вы так считаете? (В лесу поросята не живут, потому что это домашние, а не дикие животные или звери, которые живут в лесу).

Так начинается сказка «Три поросенка». А вы любите придумывать сказки? А давайте сочиним сказку, про то, как в одной школе учились вместе детеныши домашних и диких животных.

Где может стоять такая школа? На опушке леса животные устроили школу для своих детенышей.

Кто из домашних животных не боится ходить в лес? (собака) Отважный пес бегал утром по лесу и приглашал зверей в школу. Он так старался, что однажды потерял голос. Может, вы поможете ему громко позвать зверей? Ребенок, надев на руку собачку-рукавичку, уходит за ширму и произносит слово громко, открывая рот собачки на ударный звук: - За йка!

Какой гласный звук прозвучал в слове громче и дольше остальных? (А)

Да, зайка сначала испугался, услышав собаку, и широко открыл рот, но потом понял, что его зовут в школу и, успокоившись, произнес: А.

Ло сь обрадовался, открыл, округлив рот, и произнес: О!

Барсу к удивился и, вытянув губы трубочкой, произнес: У!

Бе лка, сидя высоко на ветке дерева, слегка подразнила собаку, произнеся: Э!

Ры сь, спрыгнула с ветки под ноги пса и чуть не напугала его: Ы!

Лис, хитро улыбнулся, потянув уголки губ к ушам и произнес: И!

Пёс вспомнил, что три поросенка боялись проспать первый урок, и помчалась к их домикам. Вспомните, как зовут поросят и помогите их позвать по кличкам. (дети произносят: Наф!, Нуф! Ниф!) Выбежали из домиков поросята. (выставляются символические поросята) Как же узнать, как кого зовут? (У поросят по-разному открыты рты, как у звукариков).

Поросята завизжали от радости, узнав, что в школе животные собираются изучать гласные звуки, которые есть в их именах. Какие это звуки? (А,У,И) Дети выбирают символы звуков. Давайте и мы сходим с ними в школу на уроки. Дети подходят к партам и садятся. - Сядьте красиво, спинку держите прямо, слушаем внимательно, продолжаем сочинять нашу сказку.

Урок в школе вела мудрая сова: Лиза, давай ты начнешь за сову вести урок. (надеть бейджик) Расскажи, какие это звуки.

Звуки А, У, И – гласные звуки. Они поются голосом, воздушная струя не встречая преграды, свободно проходит через рот.

Продолжит вести урок сова – Арина. (надеть бейджик)

Из звуков состоят слова. Звук в слове может находиться в начале, середине или конце слова. Какой из этих звуков есть в слове книги? Где он находится? (урок, школа).

Звуки А, У, И, как и все гласные, можно тянуть и произносить коротко. Пододвиньте к себе такие же дорожки. Наденьте на указательный палец красное колечко и проведите по верхней дорожке звук А, по средней звук – У, а по нижней дорожке звук - И. Дети выполняют задание, проводя пальчиком по схемам.

Никита продолжи урок, расскажи, о чем нам говорят схемы в этой клетке?

Слова делятся на части (слоги). В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

В слове важен гласный звук –

Это знают все вокруг.

Он с согласными играет,

В слоги их объединяет.

Слова делим мы на слоги

По дорожкам дружно ходим!

Возьмите в руки картинки с портретами животных (лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, конь, лошадь, жеребенок, волк, волчица, волчонок) и подойдите к дорожкам.

Встаем у ковра, расстилаем на ковре дорожки с клетками.

Мамы и папы решили проводить своих малышей в школу. Малыш шагал по центральной дорожке, слева от него шел папа, а справа – мама. Подойдите к началу дорожек представители лисьей семьи, прошагай по дорожке папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок. Положите картинку справа от дорожки.

Подойдите к дорожкам представители волчьей семьи прошагайте по дорожке, положите картинки. Заем кошачьей и лошадиной семьи.

Кто больше лис или лисенок?

Какое слово длиннее лис или лисенок?

В каком слове больше слогов, чем в остальных?

Собери, Максим, картинки с домашними животными, а Даша, с дикими.

Зазвенел в классе звонок, позвал животных на урок.

Раз, два, три, четыре - зверей грамоте учили.

Прочитайте букву с той интонацией, о которой сообщает нам знак после буквы. У! А? И.

Восклицательный стоит – звук громко, радостно кричит! (прочитай Даша (Илья) У!)

Изогнулся вопросительный – спросить, о чем-то, не хотите ли? (прочитай Максим (Аркаша) А?)

Спокойно что-то скажет звук, значит, точка стоит тут. (прочитаем все вместе И.)

Три поросенка сели в ряд – свои буквы изучать. (Надеть маски)

И сказала им сова, очень мудрые слова:

Это дети буква И, ты, Ниф-Ниф, ее бери. (выходит ребёнок с маской Ниф-Нифа и берёт буква И)

Это всем известно – А, она, Наф-Наф, твоя. (выходит ребёнок с маской Наф-Нафа и берёт буква А)

Нуф-Нуф сказал: «Осталось У, я её себе беру!» (выходит ребёнок с маской Нуф-НУфа и берёт буква У)

Если буквы встанут в ряд - можно слово прочитать.

Те поросятки встаньте в ряд, чьи звуки в слове Иа звучат. (Держа буквы встают Ниф и Наф. Дети проверяют, правильно ли составлено слово).

Все в лесу АУ кричат, встаньте буквы в новый ряд. (Встают Наф и Нуф. Дети читают получившееся слово.)

Перемена. (проводит Соня, показывая движения по тексту)

Три смелых поросенка купаются в пруду:

Три пухлых поросенка играют в чехарду.

Три ловких поросенка роют пятачком,

Затем они виляют хвостиком-крючком.

Три умных поросенка на урок идут

Весело шагают и песенку поют:

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…

Зазвенел звонок опять, надо научить зверей предложенья составлять.

Гласные А,И,У могут быть отдельными словами, пусть маленькими, но очень нужными помощниками для объединения значимых слов в предложение.

Рассказать у какой мамы кто детеныш нам поможет слово-гномик У. Дети составляют предложения по схеме с предлогом У в начале предложения. (У лисы лисенок.)

Подружить слова в предложении нам помогает слово-гномик И.

Дети по картинке составляют предложение, отвечая на вопрос:

Кто идет в школу? (Зайчонок и ежонок идут в школу.)

Слово-гномик А, наоборот любит сравнивать. Посмотрите на картинку и расскажите, что делает бельчонок, а что делает волк?

(Бельчонок идет в школу, а волк лежит под деревом.) Поросята хотят учиться, а волк любит … (лениться)

Сделаем волка из пальцев рук. Рассердился волк: Я злой и страшный серый волк, зубами щёлк!

Закончились уроки, побежали поросята домой, напевая свою песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…» По дороге они решили поиграть в снежки. А один снежок нам с вами бросили, давайте посмотрим, что там внутри. (пакетики с конфетками: 2синие, 1 красная, 1 зеленая).

Вспомните первое слово в песенке поросят. (НАМ) Составьте схему слова НАМ. Назовите первый звук в слове. (Н) Он какой? (согласный, звонкий твердый) Какого цвета кружок мы поставим первым? (синий) После звука Н в слове НАМ слышится какой звук? (А) Он какой? (гласный) Кружок какого цвета мы поставим вторым? (красный) Какой звук последний в слове НАМ? (М) Он какой? (согласный, звонки, твердый) Кружок какого цвета поставим третьим (синего) Сколько звуков в слове НАМ? (В слове нам три звука) Какого цвета круг остался? (зеленого). Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (мягкие) Какое слово получится, если заменить твердый звук Н на мягкий НЬ? (НЯМ).

Итог: Эти конфетки в пакетиках поросята дарят вам, в благодарность за помощь. Понравилась вам наша сказка? После занятия можно будет съесть конфетки, только не забудьте вымыть руки, мы же не поросятки. Занятие закончено, всем спасибо.

Маски-подвески поросят (Наф, Нуф, Ниф)

Модели «Звукарики» (гласные звуки) с магнитными ручками

Экран с карманами для схем, используемых в ходе занятия

«Снежок» с конфетками для звукового анализа слов

Литература:

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.

3. Три поросёнка. С. Михалков.

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

3. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

Аналогично с другими гласными звуками.

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

Физминутка.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №10 .

Тема. Гласные и согласные звуки .

Цель : дать понятие о гласных и согласных звуках , учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков ;

развивать фонематический слух.

Работать над артикуляцией звуков .

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Игра «Назови одним словом» .

Из чего состоит наша речь? А предложения?

Кого вы видите на картинке? (ужа.)

Составьте предложение с этим словом.

О ком вы составили предложение? Что обозначает это слово?

Из чего состоит это слово?

Посмотрите в зеркальца. Произнесите слово уж. Понаблюдайте при помощи чего вы его произнесли?

(Все слова мы произносим при помощи органов речи : губ, языка, зубов, нёба.)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы узнаем, что звуки речи бывают разные . Разделим их на группы , дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями .

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую модель этого слова .

Что для этого нужно?

Произнесите первый звук . При помощи чего вы его произнесли?

Что заметили?

Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ у] .

Обозначим его на модели.

Продолжаем произносить слово (ужжжж) . Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха? Обозначим схематически звук [ ж] .

Мы закончили звуковой анализ ? Сколько звуков в слове уж ?

При произнесении какого звука воздух свободно проходи через рот?

А какое препятствие встретил звук [ ж ] ?

2. СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Звуки речи бывают разные . Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своё пути никаких преград. Эти звуки называются г л а с н ы м и. при произнесении других звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, зубы, нёбо, язык. Но эти звуки не «огорчаются» , они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название с о г л а с н ы х.

3. ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.

ВОЗДУХ СВОБОДНО ИДЁТ ЧЕРЕЗ РОТ,

ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ .

А СОГЛАСНЫЕ… СОГЛАСНЫ

ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

Физкультминутка. Игра «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

5. Знакомство с условными знаками.

Чтобы различать гласные и согласные звуки , будем обозначать гласные чёрным кружком . Согласные – чёрной чёрточкой .

Тогда какой вид будет иметь модель слова уж?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Кто изображён на каждой картинке? Назовите первый звук каждого слова . Какой он : гласный или согласный ? Докажите.

2. Игра «Учитель» .

Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите картинки с изображением предметов. Я обозначу первый звук каждой картинки условным значком. Ваша задача – проверить правильность выполнения этого задания. Как вы будете это делать?

3. Проверка выполнения работы.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

Я буду называть слова, а вы –выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –выкладывает схематически слова.

Игра «Подбери действие» .

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Подбери признак» .

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

7. Итог занятия

Что нового вы узнали о звуках ?

Почему гласные и согласные так называются ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

Загрузка...