crimea-fun.ru

Имена числительные обозначающие целые числа. Имя числительное

Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Числительные отвечают на вопросы: сколько? или какой?

Числительные делятся на количественные и , изменяются по и могут быть разными членами предложения (). В научной лингвистической литературе нет единой точки зрения в определении объёма слов, относящихся к числительным, также нет единого мнения в выделении семантических .

Виноградов В. В. подчёркивает, что в современном русском языке категория имён числительных ещё не достигла той степени абстрактности, которая характерна для западно-европейских языков. По происхождению числительные являются разными частями речи.

Некоторые известные отечественные лингвисты не считают имя числительное самостоятельной частью речи. Например, Пешковский А. М. относил слова четыре , пять , шесть к счётным ; четвертый , пятый - к счётным ; дважды , трижды - к счётным .

Виноградов В. В., Гвоздев А. Н., Розенталь Д. Э. относят к числительным такие слова, как много , мало , немного , столько , сколько , несколько и др. Поэтому можно говорить о широком и узком понимании числительных как части речи.

Узкое понимание числительного как части речи у Галкиной–Федорук Е. М.: «К имени числительному относятся только количественные числительные, порядковые - исключаются». В «Грамматике - 80» исключаются и .

При широком понимании к числительным причисляются:

  1. количественные числительные (3 группы, как и при узком понимании);
  2. порядковые числительные: второй , десятый , пятнадцатый ;
  3. неопределённо–количественные слова: много , мало , столько , сколько .

Существует еще одна проблема: куда относить порядковые числительные?

I точка зрения:

Востоков А. Х., Пешковский А. М., Виноградов В. В., авторы «Грамматики - 70, 80», Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что порядковые числительные - это : по значению выражают отношение к числу, имеют словоизменительную , и падежа также, как прилагательные. В предложении являются согласованными определениями. Кроме того, некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение: первый сорт , второй сорт , на вторых ролях .

II точка зрения:

Овсяннико-Куликовский Д. Н., Шахматов А. А., Гвоздев А. Н. рассматривают порядковые числительные как разряд числительных.

Признаки, которые позволяют рассматривать порядковые числительные как особый разряд числительных:

  1. имеют числовое значение;
  2. имеют структуру (как и количественные числительные могут быть составными): сорок пятый , восемьсот двенадцатый ;
  3. тенденция к употреблению количественных числительных в значении порядковых: дом двадцать шесть - дом двадцать шестой .
Категориальное значение числительного:
  1. обозначение отвлечённого числа: двадцать , тридцать ;
  2. количество предметов: три окна , шесть ламп ;
  3. порядок при счёте: первый , второй , пятый .

Имя числительное делится на множество разновидностей. Основной группой можно считать количественные - а их, в свою очередь, можно условно разделить на целые, дробные и собирательные.

Рассмотрим, какие именно слова включает в себя количественная группа, в каких случаях речь идет о целых или дробях - и какие числительные объединяет собирательная разновидность.

Целые и дробные числительные

Уловить суть количественной группы очень просто. Как следует из названия, она объединяет в себе слова, сообщающие о количестве объектов или людей. Например, «пять», «двадцать», «триста», «миллион».

Внутри единой группы слова разделяются на два разряда.

  • Целые. Если речь идет о некоем целом числе - «двадцать», «триста», «четыреста двадцать три» - значит, и относится слово именно к этой группе.
  • Дробные. Как ясно из названия, слово должно описывать некое дробное число, состоящее из числителя и знаменателя. Например, дробными будут - «одна целая семь десятых», «три четвертых», «пять восьмых». Отличительная особенность - то, что дробные числительные невозможно записать одним словом, они всегда представляют из себя целое словосочетание. Единственным исключением будет «полтора».

Как правильно их склонять? Это тема для отдельной большой статьи, однако мы попробуем охватить суть.

  • Обычные количественные числительные, обозначающие некое целое число, склоняются по родам и падежам как в единственном числе, так и и во множественном. Например, если взять числительное «один», то склоняться оно будет так: «одного» - «одному» - «один» или «одного» - «одним» - «об одном». Или, соответственно, во множественном числе - «один» - «одних» - «одним» - «одни» или «одних» - «одними» - «об одних». В женском роде меняются окончания, средний род «одно» существует лишь в именительном и винительном падежах.
  • Другое дело - если числительное дробное. В этом случае его часть, отвечающая за числитель, склоняется по правилам для количественных числительных, а вот знаменатель рассматривается только во множественном числе и по правилам склонения для порядковых числительных.

Собирательные числительные

Осталось кратко отметить еще одну группу - числительные собирательные. К ним относятся слова «трое», «пятеро», «семеро» и так далее. Всего таких числительных существует одиннадцать, они употребляются вместе с существительными и характеризуют некое количество похожих существ или предметов - например, «пятеро учеников».

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

II. Знакомство с новой темой.

Откройте тетради и запишите дату.

Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

Слово учителя.

Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

III. Изучение нового материала.

(Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

  1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
  2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

  3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
  4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
  5. Словарное слово – пьедестал.

  6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
  7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

    Глагол: утроить, удесятерить.

    Имя числительное: шестнадцать, четыре.

  8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

– На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

Карточка №1.

Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

– Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

– Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

– Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

– Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

– Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

Деловой человек поднял голову.

– Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

– Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

V. Итог урока.

В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

Блиц-опрос:

1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

4. Что обозначают количественные имена числительные?

5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

6. Что обозначают порядковые имена числительные?

7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

VI. Оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

  • В какой колонке выделенные слова обозначают:
    1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
    2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
    3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
  • Определите падеж выделенных слов.

Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре .

Разделите шесть на три .

Мы живём на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

  • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
  • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

Расписка

Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.

Обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые (первый , второй , сотый ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «Скольки?» и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3)
  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

Правописание числительных

1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

Другие виды числительных

Склонение имён числительных

В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Молотовск
  • Сарапул

Смотреть что такое "Имя числительное" в других словарях:

    имя числительное - сущ., кол во синонимов: 1 числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    имя числительное - Часть речи, характеризующаяся: а) обозначением отвлеченных чисел или количества предметов и их порядка по счету (семантический признак); б) почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования… … Словарь лингвистических терминов

    имя числительное - Знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов существующую в данном языковом обществе счетную систему, в которой каждое числительное выражает элемент этой системы – числовое понятие (число, количество… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Имя числительное - см. Числительное …

    имя числительное - грамм. Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные числительные) или по родам, падежам и числам (порядковые числительные) … Словарь многих выражений

    Числительное - Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

    ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

    числительное - сущ., кол во синонимов: 1 имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Имя существительное в русском языке - является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    Числительное - знаменат. часть речи, представляющая собой непополняемый класс слов с количественно счетным знач. Обычно выделяют пять разрядов Ч.: 1) количественные, 2) собирательные, 3) порядковые, 4) дробные, 5) неопределенные. Количеств. Ч. обозначают кол во … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Купить за 200 грн (только Украина)
  • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…
Загрузка...