crimea-fun.ru

Для чего нужен оркестр в театре. Театр для «чайников»: Оркестровая яма

Оркестр – это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Оркестр отличается от ансамбля наличием целых групп отдельных видов музыкальных инструментов. Довольно часто в оркестре одна партия исполняется сразу несколькими музыкантами. Количество человек в оркестре может быть разным, минимальное число исполнителей — пятнадцать, максимальное количество исполнителей не ограничено. Если вы хотите послушать живой оркестр в Москве, то можете заказать билеты на концерт на сайте biletluxury.ru.

Существует несколько видов оркестров: симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.

В составе симфонического оркестра обязательно должны быть струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Также в симфоническом оркестре могут встречаться другие виды музыкальных инструментов, которые необходимы для исполнения определённого произведения. Симфонический оркестр может быть большим и малым, всё зависит от количества музыкантов.

В камерном оркестре музыканты играют на духовых и струнных инструментах. Исполнять музыкальные произведения этот оркестр может даже во время движения.

В состав эстрадного оркестра помимо инструментов, используемых в симфоническом оркестре, входят электронные музыкальные инструменты. Например, синтезатор, ритм-секция и т. д.

В джазовом оркестре используются духовые и струнные музыкальные инструменты, а также специальные ритм-секции, на которых исполняют только джазовые композиции.

В оркестре народной музыки используют этнические музыкальные инструменты. Русские коллективы используют балалайку, баян, жалейку, домру и т. д.

В состав военного оркестра входят исполнители, которые играют на ударных, а также духовых музыкальных инструментах, а именно на медных и деревянных. Например, на трубах, тромбонах, серпентах, кларнетах, гобоях, флейтах, фаготах и других.

Сегодня почти в каждом музыкальном театре планеты имеется своя оркестровая яма. А ведь бывали времена, когда ее просто не существовало. Задавшись вопросом об истории ее возникновения, вот что удалось разузнать.

Правда ли, что оркестровую яму придумал Рихард Вагнер?

Нет. Великий немецкий композитор Рихард Вагнер был, действительно, реформатором в области музыки, но оркестровую яму придумал не он. Он лишь внес некоторые коррективы с местом ее расположения, задвинув глубже под сцену и скрыв специальным козырьком. Сама яма появилась в ту пору, когда даже понятие «дирижер » еще не существовало.

Когда появилось понятие «ямы»?

В эпоху Возрождения группа музыкантов европейского театра благополучно находила язык с исполнителями и без особого лидера, располагаясь на одном уровне со зрителем нижнего яруса вплоть до третьей четверти XIX века. То место, которое мы сегодня именуем партером, как раз в эпоху Ренессанса и стало называться «ямой». Правда, оно не имело никаких признаков престижа, в нем не было никаких кресел, публике приходилось все действие стоять, а пол часто был земляным, куда обладатели самых дешевых билетов бросали все, что поедали во время многочасовых представлений - скорлупу орехов и корки апельсинов. И рядом с этими «граундлингами », составляющими публику «ямы» за 1 пенни (стоимость порции дешевой говядины), находились и музыканты, подыгрывающие артистам, выступающим на высоком помосте. Лишь в 1702 году это место для музыкантов у помоста для игры стало называться древнегреческим словом «оркестра » (в переводе с греческого «место для плясок »).


Яма у помоста шекспировского театра Глобус

Как появился дирижер?

К началу XVIII века количество участников в оркестре продолжало расти, обнаружив большую проблему сохранения темпа. Отчего возникла необходимость в лидере, способном руководить коллективом во время игры. Им часто становился выходец из музыкантов, исполняющий одну из партий. Главной его задачей было сохранение сильной доли.

В эпоху разнообразия скрипичных инструментов (последняя треть XVIII века), когда разнокалиберные виолы сменились альтом, виолончелью, контрабасом руководителем оркестра часто выступал первый скрипач, использующий для управления свернутый в трубку лист белой бумаги. На рубеже XVIII - XIX веков первые дирижеры стояли лицом к зрительному залу по центру оркестра на небольшом возвышении. А оркестр по-прежнему располагался у рампы, на одном уровне с партером. Однако к концу XIX века его положение изменилось. Он встал у ряда первых скрипок, спиной к залу, и мог видеть все происходящее на сцене. Это нововведение принадлежит Рихарду Вагнеру.


Рихард Вагнер (1813 - 1883)

Что еще придумал Рихард Вагнер?

Кроме нового инструмента - басовой трубы, перемещения дирижерского пульта и ряда реформ в композиции, гармонии, действии он переместил оркестр в специальную нишу у рампы, опущенную ниже уровня сцены и укрытую сверху специальным приспособлением. Многие исследователи сакрализуют этот акт, видя в нем проявление воли большого Автора поступить с оркестром так же, как и с нибелунгами, спрятав их в бездне подземелья. Интерпретацию оставим поклонникам вагнеровского таланта, нам же достался реальный факт исчезновения препятствия, отвлекающего от любопытного театрального зрелища под великолепную, неизвестно откуда звучащую музыку.

Из кaкиx инcтpyмeнтoв обычно состоит оркестр?

Традиция сложилась в период так называемой «венской классики» (Гaйдн, Moцapт, Бeтxoвeн), когда были сочинены первые симфонии, давшие название и первым ее исполнителям - симфoничecким opкecтpaм. Сегодня тaкoй opкeстp для исполнения западноевропейской музыки называется «классическим » или «бетховенским » (так как сформировался в партитурах композитора) и cocтoит из чeтыpex инструментальных гpyпп: 1 ) стpyнного квинтета смычкoвыx (1-я и 2-я cкpипка, aльт, виoлoнчeль, кoнтpaбaс); 2 ) пapныx дyхoвыx дepeвянныx (пары флeйт, гoбoeв, клapнeтoв, фaгoтoв); 3 ) дyxoвыx мeдныx (парочка тpyб и 2-4 вaлтopны) и 4 ) ударных (представленные литаврами, однако сегодня дополнительно используется бoльшoй и мaлый бapaбaны, треугольник, оркестровые колокола, ксилофон и даже там-тамы). Изредка привлекают арфу и представителей 5 ) клавишных (орган, клавесин, фортепиано) и другие. Для некоторых произведений композиторов поздней, романтической эпохи потребовалось до ста пятидесяти исполнителей (Вагнер, Брукнер, Малер, Штраус, Скрябин). При этом по сей день популярны благодаря деятельности до симфонического периода (Монтеверди, Генделя и др.) возникшие в XVII веке при дворах королевских и знатных семейств камерные коллективы с численностью от 4 до 12 человек. Иногда их нe прячут в opкeстpoвoй яме, а делают стильной частью сценического действия.

Есть ли инструменты, без кoтopыx никaк нe обойтись?

У каждой эпохи были свои предпочтения, отразившиеся в сoстaвe инстpyмeнтoв и мyзыкaльныx лидерах. В ренессансной музыке нельзя было обойтись без клавишных - органа и клавесина. Удивительно, но точный сoстaв инстpyмeнтoв в мyзыкaльнoм произведении впервые был указан в 1607 году в опере «Орфей » Клаудио Монтеверди (15 виол разных размеров, 2 скрипки, 4 флейты - пара больших и пара средних), 2 гобоя, 2 кларнета, 4 трубы, 5 тромбонов, apфa, 2 клaвeсинa и 3 мини-opгaнa. В середине XVIII возникло четкое деление на камерную и оркестровую музыку. Уже на рубеже XVIII и XIX веков сочинители музыки в самом названии отражали инструментальные предпочтения. В XIX веке роль струнных вновь возросла и стала лидирующей. Композиторы начали писать партии для каждого инструмента, позволяя тому или другому особо зазвучать.

Как оркестр «сверяется» с тем, что происходит на сцене?

Одним глазом глядя в ноты, вторым музыканты следят за дирижером, который ими руководит. Никакого кстати косоглазия. О том, что происходит на сцене, ни один из них обычно не догадывается. Правда, слышат все превосходно. И неожиданный грохот или неправильную ноту заметят своевременно, но из-за великолепного воспитания и жесткой дисциплины вида не подадут.


Дирижер оркестра Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис

Что такое «оркестровая яма» сегодня?

Углубление в разделительной линии между публикой и сценическим действием, предназначенное для расположения музыкантов, чей аккомпанемент необходим сопровождению сюжета.

Почему помещается внизу, что это дает?

Ради экономии зрительского и сценического пространства и чтобы не мешать зрительскому взору видеть все, что творится на плоскости сцены.

Каковы стандартные габариты?

Прямоугольное отверстие в сцене шириной 1,2 - 1,8 метра, длиной от 6,1 до 12 метров и от 1,8 до 3,0 метров в глубину. Эта последняя величина стала причиной случающегося травматизма публики.

Чем оснащена?

Ямы имеют следующие системы оснащения:
1 . Место для дирижера, обращенного лицом к сценическому пространству, чтобы видеть происходящее и организовать единый музыкальный организм.
2 . Систему подсветки, позволяющую читать ноты с листа и видеть дирижера даже в условиях полного затемнения.
3 . Акустическую защиту самой коробки, чтобы музыканты не оглохли друг от друга, с системой микрофонной подзвучки, передающей звук через трансляторы, расположенные по всей зрительской части.
4 . Гидравлический подъемник или винтовой домкрат, реечную или ножничную систему поднимания и опускания секций, или лифт.
5 . Перекрытие - в случае, когда яма не используется, ее закрывают разного рода материалами.


Джеймс МакБей. Скрипач. 1932

Прилично ли заглядывать в яму в антракте?

Вряд ли там можно увидеть что-то интересное. Единственное известное место, где происходит нечто экстраординарное - оркестровая яма фестивального театра в Байройте (Германия), построенного при жизни и под руководством Р.Вагнера (1872-76) и ежегодно летом отмечающего праздник его музыки оперным фестивалем. Именно тут яма скрыта козырьком и спускается ступенями в глубину под сцену, так, что ее совершенно не видно публике. Из-за того, что оперы немецкого композитора считаются самыми длинными в мире, почти все музыканты в жаркие летние дни форума предпочитают легкую форму одежды - шорты и майки. Однако это не увидят даже те счастливцы, что отстояли длинную очередь в десять лет за билетами и попали на фестивальный спектакль. Во всех остальных случаях dress-code траурно парадный - все в черном, но бывают ситуации, когда мужчинам позволяют под пиджаком или смокингом носить белую сорочку. В антракте же музыканты, как и публика, отправляются на отдых с глаз долой.

Что бывает, если кто-то из музыкантов заболел?

Ничего заметного. Ряды крепчают и сплачиваются. А при массовой эпидемии некоторые произведения еще и заканчиваются быстрее. Вглядываясь в историю симфонической музыки, когда оркестр состоял из небольшого числа инструментов, начинаешь порой скучать по лаконизму и явности различия тембров и оттенков голосов. Хотя есть любители, «чтобы погромче и пошумнее». Для них существует специальная радость - жанр марша. Кому-то нравится военный, кое-кому - свадебный, а некоторым и траурный, что, впрочем, тоже большое, хотя и печальное дело. Главное, не слушать их часто по ночам.

Можно ли кидать в яму цветы и подарки?

Это примерно так же, как бросать бычки на балкон ниже. Разве что у редких, знающих грамоту гопников подобное поведение не вызывает конфуза. В театре такого метателя непременно заметят и побьют окутают испепеляющим взором. Еще не стоит играть в боулинг или городки, метясь букетом в голову даровитого оркестранта. Вот не надо! Воспользуйтесь услугами капельдинера, знающего нетравматичный способ попасть в оркестровую яму. Он может передать ваши цветы и подарки с вложенной в них открыткой «От чьего Лица » в руки именно тому музыканту, которого вы возжелали напугать подношениями. Всему свое время и место.

В состав симфонического оркестра входят три группы музыкальных инструментов: струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), духовые (медные и деревянные) и группу ударных инструментов. Количество музыкантов в группах может быть разным, в зависимости от исполняемого произведения. Нередко состав симфонического оркестра расширяют, вводят дополнительные и нетипичные для него музыкальные инструменты: арфа, челеста, саксофон и т.д. Численость музыкантов симфонического оркестра в некоторых случаях может превышать 200 музыкантов!

В зависимости от количества музыкантов в группах различают малый и большой симфонический оркестр, среди разновидностей малого существуют театральные оркестры, участвующие в музыкальном сопровождении опер и балетов.

Камерный

От симфонического такой оркестр отличается существенно меньшим составом музыкантов и меньшим разнообразием групп инструментов. В камерном оркестре так же сокращено количество духовых и ударных инструментов.

Струнный

Этот оркестр состоит только из струнных смычковых инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Духовой

В состав духового оркестра входят разнообразные инструменты группы духовых - деревянных и медных, а так же группа ударных инструментов. Духовой оркестр включает в себя наряду с музыкальными инструментами характерными для симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба), и специфические инструменты (духовой альт, тенор, баритон, эйфониум, флюгельгорн, сузафон и др.), которые не встречаются в других видах оркестров.

В нашей стране огромной популярностью пользуются военные духовые оркестры, исполняющие наряду с эстрадными и джазовыми композициями особую прикладную военную музыку: фанфары, марши, гимны и так называемый садово-парковый репертуар - вальсы и старинные марши. Духовые оркестры значительно мобильнее симфонических и камерных, они могут исполнять музыку во время движения. Существует особый жанр выступления - оркестровое дефиле, в котором исполнение музыки духовым оркестром совмещено с одновременным выполнением музыкантами сложных хореографических постановок.

В крупных театрах оперы и балета можно встретить особые духовые оркестры - театральные банды. Банды участвуют непосредственно в самой сценической постановке, там, где по сюжету музыканты являются действующими персонажами.

Эстрадный

Как правило это особый состав малого симфонического оркестра (эстрадно-симфонический оркестр), в котором присутствует, помимо прочего, группа саксофонов, специфические клавишные, электронные инструменты (синтезатор, электрогитара и т.д.) и эстрадная ритм-секция.

Джазовый

Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм секции.

Оркестр народных инструментов

Одним из вариантов народного ансамбля является оркестр русских народных инструментов. Он состоящит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки. В состав таких оркестров не редко вводят и инструменты, типичные для симфонического оркестра - флейты, гобой, валторны и ударные инструменты. Идея создания такого оркестра была предложена балалаечником Василием Андреевым в конце XIX века.

Оркестр русских народных инструментов не единственный вид народных ансамблей. Существуют, к примеру, оркестры шотландских волынщиков, мексиканские свадебные оркестры, в которых присутствует группа разнообразных гитар, трубы, этническая перкуссия и др.

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них - это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый - это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII - начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы.

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом - около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры - полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века - это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз - это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию - заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Слово «оркестр» известно давно. В древнегреческом театре «орхестрой» называли место перед сценой, где располагался хор во время исполнения трагедии. Позднее так стали называть большой инструментальный ансамбль в отличие от маленького – камерного (от латинского «камера» - «комната»). Большие инструментальные ансамбли сопровождали музыкально-театральные представления, или выступали самостоятельно. В современном понимании оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных инструментах. От подбора инструментов зависит тип оркестра.

Оркестр народных инструментов . У разных народов инструменты различны, поэтому составы и звучание подобных оркестров заметно разнятся между собой. Неаполитанский оркестр состоит из мандолин и гитар, оркестры национальных инструментов Африки и Индонезии состоят в основном из ударных инструментов. В составе оркестра русских народных инструментов играют домры, балалайки, гусли, свирели, жалейки, рожки, баяны, бубны. Таким его создал в конце XIX века Василий Васильевич Андреев . Сейчас в оркестр русских народных инструментов входит группа деревянных духовых инструментов, значительно расширена и группа ударных. Исполняют такие оркестры обработки русских народных песен, произведения, специально написанные для этого состава.

Духовой оркестр коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, так называемая банда ) и ударных инструментах. Духовой оркестр способен выступать в любых условиях – в помещении, на открытом воздухе, и даже в движении. Благодаря этому духовой оркестр издавна используется армиями многих стран. Духовой оркестр зародился в далеком прошлом. Еще в Древнем Египте, Персии, Греции, Китае, Индии торжественные религиозные обряды и военные действия сопровождались ансамблями духовых и ударных инструментов. Первые духовые оркестры появились в Европе в XVII веке. Во второй половине XVIII века они пополнились инструментами «янычарской» (турецкой) музыки – большим и малым барабанами, тарелками и другими. Духовой оркестр и сегодня непременный участник культурно-массовых или спортивных мероприятий.



Джазовый оркестр . Джаз - особое явление в музыке XX века. Он родился из соединения двух культур – европейской и африканской. Первые джаз-банды появились в Америке в 10-е годы XX века. Любимыми инструментами этих коллективов были: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, банджо. Вообще, джаз охотно использует любые инструменты. Строение большинства джазовых пьес напоминает вариационную форму: в начале весь ансамбль играет тему, затем идет ряд вариаций-импровизаций, а в конце опять проводится тема. Искусство импровизации, причудливый ритм – свинг («качание»), особая манера исполнения, словно танцуя, - все это в свое время ошеломило и покорило публику. До сих пор на слуху имена знаменитых джазовых музыкантов: певца и трубача Луи Армстронга, певицы Эллы Фицджеральд, кларнетиста Бенни Гудмена, пианиста Дюка Эллингтона.

Эстрадный оркестр – использует самые различные типы составов, включая и те, что характерны для джаза. Самый распространенный тип - эстрадно-симфонический оркестр. Эстрадная инструментальная музыка отличается от джазовой большей простотой и мелодичностью, отсутствием импровизационности. Эстрадные оркестры исполняют часто музыку танцевальную, развлекательную, обработки песен, переложения классических произведений.

Симфонический оркестр сложился во второй половине XVIII века. Музыканты долго искали наилучшее сочетание и соотношения инструментов. Сначала подбор их в оркестре не был точно установлен и мог значительно меняться. Основателями классического симфонического оркестра стали

Й. Гайдн и В. А. Моцарт, в творчестве которых он оформился как объединение четырех инструментальных групп: струнной смычковой , деревянной духовой , медной духовой и ударной . Основа оркестра осталась неизменной до сегодняшнего дня, но за прошедшие столетия его состав постоянно обогащался новыми инструментами, а уже известные все время совершенствовались. У симфонического оркестра самые широкие выразительные возможности.

Любой оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, их слаженная игра невозможна без дирижера (от французского «направлять, управлять»). Перед его глазами партитура – ноты, в которые вписаны партии всех инструментов . По партитуре дирижер показывает музыкантам время их вступления, отсчитывает доли, объединяя всех в единый ансамбль, представляет свое понимание содержания произведения. В руках дирижера не всегда была легкая палочка. Сначала дирижеры громко отбивали такт баттутой (палкой), некоторые стучали ногой, или свернутыми нотами. Часто оркестром управлял первый скрипач - капельмейстер , используя для этого смычок. Дирижерская палочка появилась в руках дирижера в начале XIX века. А первым повернулся лицом к музыкантам Рихард Вагнер.

Задания:

1. Какой оркестр часто звучит на открытом воздухе, почему?

2. Какой оркестр сформировал В. Андреев?

3. В каком оркестре может быть любой состав исполнителей,

а главное – импровизация и свинговый ритм?

4. Какой оркестр исполняет симфонии, симфонические поэмы,

сюиты, увертюры?

5. Зачем оркестру нужен дирижер?

Загрузка...