crimea-fun.ru

Что такое частица не. Учим русский язык

    Частицы являются служебной (можно сказать - вспомогательной) частью речи.

    Не имея лексического значения, они придают словам различного рода оттенки.

    В русском языке существует множество частиц, которые подразделяются на:

    • словообразующие частицы. К ним относятся частицы: нибудь, либо, то и тд;
    • формообразующие частицы. К ним относятся следующие частицы: пускай, пусть, давай и тд;
    • модальные или же смыслообразующие частицы.

    Они (модальные частицы) подразделяются в свою очередь на:

    • отрицательные (не, ни);
    • вопросительные (разве, ли и тд);
    • утвердительные (точно, да, так и тд);
    • усилительные (еще, просто, даже и тд);
    • уточняющие (вот, вон и тд);
    • восклицательные (то - то, ну и и тд);
    • сравнительные (словно, будто, вроде и тд);
    • выражающие сомнения (едва ли, вряд ли и тд).
  • В русском языке под таким понятием как частицы подразумеваются именно служебные и совместно с этим вспомогательные часи речи, способствующие большей выразительности и эмоциональности речи.

    Так вот частица могут быть отрицательными (это не, а также ни)

    Частица могут ещ быть формообразующими (пусть, давай, бы)

    Так же модальными с указанием (вон, там), с вопросом (неужели, что), с восклицанием (как), с сомнением (едва ли), с ограничением (только, исключительно), с усилением (же, вс-таки).

    А вот о модальных подробнее:

    Частицы являются частью речи. Они могут служить для образования форм слова или вносить эмоциональные оттенки в предложение.

    Могут быть написаны раздельно или через дефис.

    Частицы делятся на разряды:

    • формообразующими (сослагательными),
    • модальными,
    • отрицательными,
    • характеризующими признак (действие или состояние).

    Частицы классифицируются по значению на первообразные и непервообразные.

    Делятся по составу на составные, простые, нерасчленияемые, расчленяемые.

    В русском языке частицы это одна из частей речи, а именно служебная.

    Принято длить все частицы на три группы, или разряда.

    1). Формообрающие частицы. Они участвуют в образовании форм:

    а) глагола повелит. накл. (пусть, давай),

    б) форм глагола условн. накл. (бы и б),

    в) форм степеней прилагательного и наречия (более, менее).

    2). Всем известные частицы НЕ и НИ образуют группу отрицательных наречий.

    3). Модальные, или смысловые, частицы, это большая группа частиц с разными оттенками значений.

    Примеры предложений с модальными частицами:

    Разве тебе было плохо, что ты вызвала маму?

    Вон сколько игрушек разбросал, неужто лень убрать?

    Что за подарок?

    Частица - одна из служебных частей речи. Она вносит в предложение дополнительные оттенки значений, а также может образовывать формы слов.

    Формообразующие частицы : пусть, пускай, да, давайте -- образуют вместе с глаголом форму повелительного наклонения, например: пусть бегут, давайте мириться, да будет мир.

    Частица бы образует форму условного наклонения глагола: хотел бы, сказал бы, отправилась бы.

    Частицы, вносящие различные смысловые оттенки, подразделяются на

    утвердительные (да, так, точно, ну да),

    отрицательные (не, ни),

    вопросительные (неужели, ли, разве, а, что ли),

    сравнительные (как, словно, будто, точно, как будто, вроде, как бы),

    усилительные (даже, еще, ведь, уже, все, вс-таки, просто, прямо),

    указательные (вон, это, вот),

    уточняющие (именно, как раз, подлинно, ровно),

    выделительно-ограничительные (лишь, только, хоть, всего, исключительно),

    восклицательные (что за, то-то, как, ну и, ведь),

    выражающие сомнение (вряд ли, едва ли).

    Частица - это, пожалуй, наиболее морфологически коварная служебная часть речи, которая способна образовывать новые слова, формы слов или привносить в контекст новые смысловые оттенки. Коварство частиц заключается в том, что в различных предложениях в них могут превращаться другие части речи.

    Словообразующие .

    Это такие частицы как то, нибудь, кое, либо, не, ни и другие. На школьном уровне их часто считают морфемами: суффиксами и приставками. В этом и сложность.

    Формообразующие .

    Давай, давайте, бы, пусть, да, пускай. Они образуют формы условного и повелительного наклонений глаголов.

    А все остальные частички можно сгруппировать и назвать смыслообразующими. И потом, в зависимости от образуемых ими оттенков, можно снова разделить их на несколько небольших подгрупп, которые, как правило, выглядят приблизительно так:

    1. вопросительные: ЛИ (тебе ли говорить?), РАЗВЕ (он разве не понимает?), НЕУЖЕЛИ (я неужели должна рассказывать ещ раз?), А (а, не поняла?);
    2. восклицательные: ЧТО ЗА (ну что за чушь такая!), НУ И (ну ты и прохвост!), КАК (как здорово-то, а!), ИШЬ КАК (ишь как она скачет!), ЕЩ БЫ (ну ещ бы он по-другому говорил!);
    3. утвердительные: ДА (ну да, конечно), ТАК (так, хорошо), ТОЧНО(только в значении ДА);
    4. усилительные: ДАЖЕ (глянь, даже и не думает!), ЖЕ (он же глуп, как пробка), И (да и пусть), ВЕДЬ (вот ведь нахал), НИ (в значении усиления отрицания или утверждения);
    5. отрицательные: не, отнюдь не, вовсе не; здесь вс видно и без примеров;
    6. указательные: ВОТ (вот наш Егорушка), ВОН (вон за той сосной), ВОТ И (вот и солнышко выглянуло), ЭТО;
    7. уточнительные: как раз, точно, ровно, именно;
    8. ограничительные: лишь, почти, только, исключительно;

    В данном списке не все, а самые употребительные частицы.

    Частица - это прежде всего часть речи, она не имеет самостоятельного лексического значения, но придает словам различные оттенки например выразительность, эмоциональность или конкретность, ниже описано понятие о частице,

    надо заметить что частицы бывают тоже разные.

    Это служебная часть речи, которая сообщает предложению дополнительные значения, оттенки значений, служит для образовании формы слова, может участвовать в словообразовании.

    Частицы бывают отрицательные, усилительные, формообразующие

    Частица - это часть речи. Не имеет самостоятельного лексического значения , придают словам различные оттенки (выразительность, конкретность, эмоциональность)

    Частицы не изменяются . Частицы не являются членами предложения (но могут входить в состав других членов предложения). При синтаксическом разборе предложения частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще .

    Частицы могут состоять из одного слова (такие частицы называются простыми) - например, Ведь.

    или из двух (очень редко из более, чем двух) слов (такие частицы называются составными) - например, Если бы.

    При этом, некоторые частицы можно разделять словами (например, Вот бы), а некоторые нельзя (например, Вряд ли).

    Частица - это служебная, вспомогательная часть речи, которая способна сделать речь выразительнее, эмоциональнее. В первую очередь частицы делят на разряды:

    • 1-ый разряд: отрицательные частицы (не, ни);
    • 2-ой разряд: формообразующие частицы (давай, давайте, пусть, пускай, бы (б), да);
    • 3-ий разряд: модальные частицы, они, в свою очередь, бывают с разными оттенками значения:

    указание (вон, а вон, вот, а вот);

    вопрос (разве, ли (ль), неужели, неужто, что (например: что, разве это плохо?);

    восклицание (как, что за);

    сомнение (едва ли, вряд ли);

    ограничение/выделение (особенно, исключительно, лишь, только, почти);

    уточнение (как раз, именно);

    усиление (все-таки, же, и, даже, уж, ведь, -то);

    и, наконец, смягчение требования (-ка).

Служебная. Она предназначена для обозначения различных эмоциональных и смысловых оттенков. Также с ее помощью образуются совершенно новые слова, их формы.

Все частицы в русском языке делятся на два больших разряда:

1) те, которые выражают оттенки разнообразных смыслов и эмоций (модальные);

2) формообразующие и словообразующие.

Такое деление основывается на том, какое значение и какую роль выполняет эта часть речи в предложении.

Модальные частицы в русском языке

В зависимости от выражаемых ими оттенков смыслов и эмоций, частицы в свою очередь подразделяются на такие группы:

1) побудительные: пусть, ну, -ка, а ну, давайте, давай;

2) отрицательные и утвердительные: нет, да, не, точно, отнюдь не;

3) восклицательно-оценочные частицы: ну и, еще бы, что за, ишь как, ишь какой;

4) вопросительные: а что, неужели, разве, ли;

5) усилительные частицы: да и, и, же, даже;

6) уступительные хотя бы, все-таки, все же;

7) сравнительные: как, будто, как будто, точно, словно;

8) выделительно-ограничительные частицы: только, единственно, лишь, исключительно, почти;

9) уточняющие: как раз, именно, ровно, точно;

10) указательные: вот и, вон и, вот, это, вон, то.

Формообразующие и словообразующие частицы в русском языке

В качестве последних выступают:

1) частицы ни и не, если они используются в роли приставок для образования имен прилагательных, существительных, наречий, а также местоимений (неопределенных и отрицательных): неправда, некто, ничто и др.;

2) частицы -либо, -нибудь, -то, кое-. Они употребляются в роли аффиксов. Образуются с их помощью неопределенные местоимения и наречия: что-нибудь, где-либо, кое-где и др.

Формообразующая частица - бы. С ее помощью наклонение глагола можно изменить на сослагательное: помог бы, победил бы.

Частицы в русском языке. Классификация по происхождению

В русском языке одни частицы берут начало от разнообразных частей речи, другие же - нет. На этом основании и производится следующая их классификация на:

1. Производные. Они могут происходить от наречий: едва, прямо, только и др.; от глаголов: давай, пускай, вишь и др.; от местоимений: -кое, всё, -то, что, оно и др.; от союзов: и, да, же, а, ли, -либо и др.

2. Непроизводные частицы. Их происхождение не связано с какими бы то ни было частями речи: -ка, вон, вот и др.

Частицы в русском языке. Правописание "не" слитно со словами

Безударная частица не употребляется, когда намереваются выразить отрицание. Она пишется слитно со словами только в следующих случаях:

а) если служит приставкой для существительных, наречий и прилагательных: неласковый, невесело, неудача;

б) если слово без неё в употреблении не встречается: нелепый, невпопад, неряха;

в) если формы неопределенных и отрицательных местоимений беспредложные: некому, некто, нечем, некий;

г) если при полном причастии нет зависимых слов: негреющее солнце, неисправленная ошибка.

Частицы в русском языке. Правописание "ни" слитно со словами

Эта безударная частица используется для выражения усиления. Она пишется слитно со словами в тех случаях, когда выступает в роли приставки:

а) в отрицательных наречиях: никак, ниоткуда, нигде, нимало, нисколько, ничуть, никуда;

б) в отрицательных местоимениях (в их беспредложных формах): не довелось никого провести в дорогу.

В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.

Например:

1. Только ты нужна ему .

Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.

2. Пусть будет так, как ты хочешь.

При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .

Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:

1. Не ветер шумит за окном и не дождь.

Частицы необходимы:

Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;

Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;

2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;

3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.

Роль таких частиц близка к роли морфем.

Значения частиц

Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.

Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?

Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!

Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!

В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:

1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.

2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.

В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!

Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.

В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.

К этому разряду частиц относятся:

Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.

Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .

Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!

Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.

§1. Общая характеристика частиц

Частица - это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова - большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы - отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

1) не изменяются сами,
2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).
От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)
Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)
Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

§2. Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.
Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим - это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы - это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

§3. Смысловые частицы. Разряды по значению

Основную массу русских частиц составляют смысловые частицы. Поскольку они могут выражать широкий спектр значений, то важно знать, на какие разряды по значению они делятся.


Разряды по значению:

  1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
  2. Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)
  3. Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)
  4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
  5. Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
  6. Восклицательные: что за, ну и, как
  7. Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а
  8. Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

Не путай:

1) Частицы и, а, да - омонимичны сочинительным союзам.
И не говори! И не проси! И не жди! (здесь и - усилительная частица)
Да не говори! Да не проси! Да не жди ты его, не приедет он! (да - усилительная частица)
А , будь что будет! (а - усилительная частица)

2) Частица -то омонимична суффиксу -то в неопределённых местоимениях: кто-то, какой-то и т.п.
Он-то знает, что говорит! Мы-то знаем… Иван-то знает... (здесь -то - частица)

3) Частица как омонимична местоимению как .
Как хорошо дышится после грозы!, Как это ужасно!, Как мне плохо! (здесь как - восклицательная частица)
Как пишется слово? (вопросительное местоимение)
Я не знаю, как пишется это слово. (относительное местоимение)

Внимание:

Некоторые частицы могут относиться не к одному, а к разным разрядам, например: ли, ни и др. Сравним:
В доме ни души (= никого, отрицательная) ≠ В комнате не было ни души (усилительная)
Скажи, звонил ли кто-нибудь? (вопросительная) ≠ Зайдёт ли он сегодня? Успеет ли ? (сомнение)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать частицы самостоятельной частью речи?

  2. Изменяемая ли часть речи частицы?

  3. Могут ли частицы входить в состав членов предложения?

  4. Какие частицы могут входить в состав членов предложения?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  5. Какие частицы помогают образовать формы повелительного и условного наклонений?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  6. Формообразующими или смысловыми являются частицы не и ни ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими
  7. Формообразующими или смысловыми являются частицы: бы, пусть, пускай, да, давай - ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.

Загрузка...