crimea-fun.ru

Бахчиванджи григорий яковлевич национальность. Мемория

Считаю, что уместно вспомнить и о создателях БИ-1.

Ви?ктор Фёдорович Болхови?тинов (23 января 1899, Саратов - 29 января 1970, Москва) - советский авиаконструктор.
Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1943), доктор технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

В 1939 году руководил постройкой оригинального скоростного самолёта-истребителя «С» с двумя соосными винтами, показавшего при лётных испытаниях скорость 570 км/ч.
Очень интересный был самолёт:



С (Спарка) - скоростной ближний бомбардировщик, двухместный, низкоплан с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л. с., в тандем с механической передачей от обоих на соосные винты (?Спарка?) . Такая установка была принята с целью уменьшить лоб самолета, устранив вредное сопротивление двигателей, заключив их оба в фюзеляж, с тем, чтобы получить рекордную скорость. Спарка была сконструирована и отработана на стенде специально для этого самолета, но пригодна и для других схем.

Двигатели были установлены на общих подмоторных брусьях в тандем, носками в разные стороны. Передача была по идее и конструктивно очень проста, но тяжела - более 150 кг из-за вала с его креплениями и демпфирующими устройствами.

Проектирование самолета было начато с разработки спарки в 1936 г. Опробование спарки на стенде дало обнадеживающие результаты. В 1937 г. разрабатывался проект самолета, в июле 1938 г. началась его постройка, законченная зимой. Летом 1939 г. были начаты испытательные полеты (летчик Б. Н. Кудрин).

Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже - панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м2 состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей - двух боковых, нижней и верхней,- которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена в самолете Ил-28.

В крыле были закрылки Фаулера, без которых посадка была трудна, так как удельная нагрузка на крыло 247 кг/м2 была рекордной. В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.

Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее. Самолет был передан на госиспытания в 1940 г. Летали Б. Н. Кудрин и А. И. Кабанов. Были получены следующие данные: скорость на высоте 4,6 км составила 570 км/ч, разбег при уменьшенной на испытаниях до 5150 кг массе - 863 м (при нормальной массе 5652 кг он был бы 1045 м). Дальность полета по расчетам 700 км. Признано было, что самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных свойств. В то же время отмечалось, что на самолете?С?, по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления и эта задача конструктором практически решена.

Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить на готовом самолете. 3. И. Ицкович, тогда (в 1940- 1941 гг.) работавший у Болховитинова, выполнил это, ?переклеив? профиль. На поверхность цельнометаллического крыла были приклепаны потайными заклепками деревянные рейки и фанерные полозки, а на них наклеена вторая - фанерная - обшивка по верхней стороне крыла. Профиль стал лучше, самолет - также. Но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 г., перед самой войной, когда на том же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.

С целью проверки управляемости, устойчивости самолета и работы механизмов предварительно были проведены полеты на самолете варианта?С? со снятым задним двигателем, с неубирающимся лыжным шасси при взлетной массе 4000 кг.

Можно еще добавить, что вооружение самолета было слабым - всего один пулемет ШКАС в крайней задней точке фюзеляжа, потом замененный двумя пулеметами УБТ с дистанционным управлением от стрелка-наблюдателя, с оригинальным механическим приводом, очень удобным. В фюзеляже - 400 кг разных бомб. Пулемета впереди не было.
Статья о самолёте под спойлером

Родился 20 февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. С 1925 года работал в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.

С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году, имея 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика.

С 1935 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника.

В середине августа 1941 г. отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

Лучшие дня

Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.

28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:

В наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;

Установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;

Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".

Бахчиванджи Григорий Яковлевич (1908-1942).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1973 г.).

Родился 7 февраля (20 февраля) 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.
В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.
С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
С 1932 года член ВКП(б).
В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов.
В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на истребителе МиГ-3 , провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

04.07.1941 г. — Дорнье-217 — лично
05.07.1941 г. — Юнкерс-88 — лично
07.07.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с А.Г.Прошаковым
10.07.1941 г. — Хейнкель-112 — в группе с Кожевниковым
02.08.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с П.Х.Ананековым и Жаровым

В середине августа 1941 года отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого советского ракетного истребителя БИ-1 . 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел… взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.
15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-летчиком А.Г.Кочетковым и другими испытателями.
Похоронен был лётчик под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Награды:
-два ордена Ленина.
-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Г.Я.Бахчиванджи у опытного перехватчика БИ-1.

Список источников:
Бахчиванджи, Григорий Яковлевич. Cайт «Герои Страны».
В.Мишин. Полет в реактивную эру.
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

В восточной части города взметнулся в небо краснозвездный истребитель. Кажется, пройдет мгновение – самолет взлетит в небо. Это памятник первому испытателю реактивных самолетов, уроженцу станицы Бриньковской Григорию Яковлевичу Бахчиванджи,погибшему в 1943 году при испытании новой реактивной машины.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Г.Я. Бахчиванджи родился 20 февраля 1909 года в станице нашего района Бриньковской в многодетной семье слесаря-механика Якова Ивановича Бахчиванджи. Рано началась трудовая жизнь Григория: с 1925 г., после окончания семилетней школы работал на заводе в Мариуполе. В 1931 г. его призвали в армию.

С юношеских лет у Григория Бахчиванджи была заветная мечта – стать летчиком. По рекомендации армейских командиров он направляется на учебу в Оренбург, где в 1933 г. успешно окончил курсы авиационных техников по вооружению и в 1934 г. – военную школу летчиков.

Становление летчика – испытателя Г. Бахчиванджи прошло в славном коллективе таких выдающихся летчиков-испытателей, как В.П. Чкалов, С.П. Супрун.

С 1934 по 1939 годы Г.Я. Бахчиванджи выполняет большой комплекс научно-испытательных работ по новейшей авиационной технике.

С первых дней Великой Отечественной войны капитан Г.Я. Бахчиванджи воевал на фронте в 402-м истребительном авиаполку, сформированном из летного и инженерно-технического состава НИИ ВВС. Капитан Бахживанжди был командиром звена, а затем командиром эскадрильи. На его счету 65 боевых вылетов, участие в 26 воздушных боях, лично и в группе сбито 5 самолетов противника, в том числе 3 бомбардировщика.

В августе1941 г. капитан Г.Я. Бахчиванджи с группой летчиков-испытателей по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего отзывается с фронта в НИИ ВВС для продолжения испытаний новой авиационной техники.

Первый полет отечественного высотного скоростного истребителя-перехватчика БИ-1 состоялся 15 мая 1942 г. Каждый полет являлся новым шагом в освоении ракетного принципа полета. В задачу Бахчиванджи входило практически реализовывать и экспериментально исследовать летно-технические характеристики самолета БИ-1 на больших скоростях полета.

27 марта 1943 года в седьмом полете Г.Я. Бахчиванджи должен был достигнуть максимального значения горизонтальности скорости полета самолета: он произвел взлет, сделал разворот на 180 градусов и на горизонтальном участке траектории полета стал выводить машину на режим максимальной скорости. Однако самолет внезапно вошел в пикирование и, не выходя из него, врезался в землю. Летчик погиб…

В 1973 году Г.Я Бахчиванджи было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В память о летчике установлены мемориальные доски на административном здании войсковой части, где он служил, и на доме в военном городке, где он жил. В части создана галерея портретов десяти Героев Советского Союза, и удостоенных этого почетного звания за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. И за подвиги, совершенные при испытаниях новой авиационной техники. Первым в галерее Героев представлен портрет Г.Я. Бахчиванджи.

На родине Г.Я. Бахчиванджи в станице Бриньковской в 1984 г. был сооружен мемориальный комплекс, в центре которого воздвигнута фигура летчика, слева установлен полноразмерный макет самолета БИ-1, справа – сверхзвуковой истребитель Миг-21, а также открыт музей.

Именем Бахчиванджи названы: один из кратеров на Луне, платформа на Ярославской железной дороге, улицы в нескольких военных городках авиационных гарнизонов. Выпущен почтовый конверт с портретом Г.Я. Бахчиванджи и кратким рассказом о его подвиге. Ежегодно на родине Григория Яковлевича устраиваются торжественные вечера, митинги, встречи с космонавтами, однополчанами. Станичники помнят и чтят память о своем земляке.

В субботу, 29 сентября 2007 года, в центре улицы Красной – главной в станице Бриньковской, был открыт обновленный после основательного ремонта, величественный мемориал Г.Я. Бахчиванджи. По периметру обширной реконструированной и вымощенной новой плиткой площади мемориала выстроились тысячи людей, которые собрались на торжественный митинг, посвященный 65-летию первого полета на реактивном самолете. Глава нашего района подчеркнул великое значение подвига нашего земляка, открывшего путь к звездам.

15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полет на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации.


Родился 20 февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. С 1925 года работал в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.

С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году, имея 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика.

С 1935 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника.

В середине августа 1941 г. отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.

28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:

В наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;

Установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;

Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".

Загрузка...