crimea-fun.ru

Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

«Горе от ума» А.С. Грибоедова - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературной и общественной жизни. Проблемы, поставленные в комедии, волновали русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.
В этом произведении отражена эпоха, наступившая в России после 1812 года. В художественных образах она даёт яркое представление о русской общественной жизни.
С огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепостнического общества, в котором люди ценились по числу принадлежащих им крепостных рабов. В этом обществе, лишённом чести и достоинства, задавали тон «знатные негодяи», которые грабительством добывали себе почести и богатство, доносчики загорецкие, распространители сплетен, гонители просвещения.
Пьеса написана автором с соблюдением основных законов классической комедии. В основе сюжета – любовный конфликт. Но произведение создавалось скорее ради конфликта социального и нравственного. Участники конфликта – Александр Андреевич Чацкий, молодой человек с прогрессивными взглядами, и светское общество во главе с Павлом Афанасьевичем Фамусовым.
Люди фамусовского круга – корыстолюбцы, эгоисты – проводят своё время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское, понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими – таковы моральные принципы Чацкого. Подобно самому Грибоедову, Чацкий видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.
Третье действие комедии является кульминацией основного конфликта произведения. Оно посвящено развёртыванию неизбежного столкновения между Чацким и московским обществом. Прямое столкновение Чацкого начнётся с его беседы с Молчалиным. Чацкому кажется, что человека «с такими чувствами, с такой душою» Софья любить не может, а все её похвалы в адрес Молчалина – только способ ввести его в заблуждение.
На вечере в доме Фамусова произойдут встречи Чацкого с каждым гостем. Вначале всё выглядит безобидно. Но затем атмосфера начинает накаляться. Вначале Чацкий вызывает раздражение и озлобление Натальи Дмитриевны беседой с ее мужем, Платоном Михайловичем. С приездом каждой новой группы гостей противостояние будет укрепляться.
Грибоедов показывает, что в фамусовском обществе отнюдь не дружелюбная обстановка, здесь нет душевной близости. Дамы друг другу завидуют, сплетничают, господа рассуждают о чинах и наградах. Но зато мнение о чужаке Чацком оказалось единодушным: он – сумасшедший. После беседы Чацкого с графиней внучкой, когда она выкажет ему свою обиду на молодых дворян, отдающих предпочтение не русским невестам, а французским модисткам, противостояние Чацкого и общества будет развиваться очень стремительно.
Так же стремительно будет развиваться и слух о сумасшествии Чацкого. Его случайной виновницей стала Софья.
Чацкий настраивает против себя Хлёстову, посмеявшись над похвальной речью в адрес Загорецкого. Затем он задевает и самого Загорецкого, также презрительно отзывается о Молчалине. Таким образом, Чацкий, благодаря своей язвительности и дерзости, становится врагом для каждого присутствующего и изгоем в доме Фамусова.
В сцене бала главным становится не любовный конфликт, а социальный. Основным здесь оказывается не поединок Чацкого и Молчалина со Скалозуба за руку Софьи, а поединок Чацкого с обществом. Общество предъявляет Чацкому смешные, нелепые претензии. Действительно, Наталья Дмитриевна возмущена тем, что её мужу Чацкий «совет дал жить в деревне», графиня внучка сообщает, что её он «модисткою изволил величать», Молчалин поражается, что ему Чацкий «отсоветовал в Москве служить в Архивах». И виной безумия молодого человека свет ставит книги и образование:
И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкартачных взаимных обучений.
Отвергнутый любимой девушкой и светом, Чацкий одерживает моральную и духовную победу над обществом. Хотя, с другой стороны, фамусовское общество успешно справилось с главной задачей: дружное участие в клеветническом сговоре помогло избавиться от лишнего и чуждого человека. «Общественное мненье» сыграло одновременно в личных интересах и Софьи, и Фамусова. Пьеса здесь как бы вновь возвращается к исходной ситуации – дом Фамусова без Чацкого.
Финал третьего действия «Горя от ума» завершается ремаркой: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись по карточным столам». Обличительная речь Чацкого не тронула ни одного из присутствующих на вечере. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Чацкий уходит со сцены, но совсем не из жизни.
Справедливо заметил И.А. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где… длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым… не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Разделы: Литература

Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.

Цели урока:

  • Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
  • Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
  • Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.

Оборудование и материалы к уроку:

ХОД УРОКА

Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!

И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!

Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.

Слово учителя.

Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:

Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!

Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.

Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод .

На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?

В результате ответов на доске возникает схема.

Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?

Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.

Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.

Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.

Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.

Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.

Запись на выданных листах вывода.

Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?

Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.

Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.

Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?

Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.

Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.

Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?

Ученики: – Еще 2 части.

2) Слух о сумасшествии.

3) Приговор.

Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?

Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.

Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?

Ученик:

1) ирония – скрытая насмешка;

2) сатира – высмеивание человеческих пороков;

4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;

5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.

Учитель после ответов открывает доску с записями.

Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?

Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.

Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)

Гости бала. Конфликт. Приемы

Чацкий Горичи
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. Ирония “Платон Михайлович здоровьем очень слаб”.
“Теперь, брат, я не тот”.

Тугоуховские

Чацкий представлен как жених, но небогатый. Ирония – Богат?
– О, нет.
– Князь, князь, назад.

Хрюмины

“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. Сатира – На ком жениться мне?
– В чужих краях на ком?..
Там женятся … с искусницами модных лавок.

Хлестова

“Не поздоровится от эдаких похвал”. Сарказм “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”.

Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.

Звучит музыка бала.

И мы снова в гостиной Фамусова.

Инсценирование явлений 14-21 действия 3.

Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.

Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?

Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.

Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?

Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.

Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?

Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость - вот причина”.

Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.

Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:

I ч. Вступление

II ч. Основная часть

  1. Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
  2. Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
  3. Композиция эпизода
  4. Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
  5. Сатирические приемы в изображении гостей
  6. Значение слуха о сумасшествии
  7. Смысл приговора

III ч. Заключение

Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.

Ученики:

1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.

2) Современность звучания комедии и ее проблем.

3) Вечная проблема отцов и детей.

Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.

Обсуждение работы учеников.

Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?

Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?

Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?

Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.

Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.

Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени.
Чацкий, главный герой комедии, представляет “новое время”. Он противостоит Фамусову и всему “московскому обществу”. Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича.
Сцена бала – “главное” место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев. Именно здесь автор создает обобщенный портрет “московского общества”. Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает.
Вокруг Хлестовой вьется толпа “почитателей”. Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза.
Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.
Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме…
На первый взгляд, портрет “фамусовского общества” смешон. Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на “мертвецов”. Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство.
И вот в такой мир попадает другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение.
На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед “французиком из Бордо”. Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжен вселять участье…
Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права.
В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого. Тем самым героиня окончательно примыкает к “фамусовской Москве”.
Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.
Причину безумия героя “московское общество” видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова поддерживает его:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы. Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.
Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь “наступает” на Москву. Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все “московское общество”.

Сочинение по литературе на тему: Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Другие сочинения:

  1. Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Read More ......
  2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного Read More ......
  3. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать “ненужный” совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь. При встрече с Платоном Михайловичем Read More ......
  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения Read More ......
  5. Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И. А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова “Горе от ума”, Белинский писал, что она положила “прочное основание новой русской поэзии, Read More ......
  6. Литературное произведение – “сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент”. Драматическое произведение “живет” благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею Read More ......
  7. Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с Read More ......
  8. А. С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Read More ......
Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Учитель: Пасева А.Д.

Класс: 9

Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

Цель урока: составление плана анализа эпизода.

Задачи:

    Образовательные: научить писать сочинение – анализ эпизода.

    Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мыслям и высказываниям другого человека, читательскую культуру.

    Развивающие: развивать логическое мышление(умение анализировать, делать выводы), устную связную речь (правильно строить предложения), произвольное внимание.

Тип урока: урок закрепление.

Оборудование урока: учебник, ноутбук.

Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин

Ход урока:

    Организация начала урока.

    Приветствие.

    Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Настрой на урок.

    Нам предстоит на уроке большая работа. Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: дневник, пенал, учебник и тетрадь по литературе. Настраиваемся на рабочий лад. Все вместе мы преодолеем любые трудности.

    Актуализация ранее изученного.

    Проверка домашнего задания.

    Дома вам нужно было выучить наизусть монолог Чацкого и заполнить таблицу. (3-4 учеников читаю наизусть, собираю таблицы). Слушайте внимательно своих товарищей и приготовьтесь анализировать чтение ребят.

    Микроитог.

    Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии - бал в доме Фамусова, - мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.

(У каждого ученика раздаточный материал)

Как писать сочинение-анализ эпизода
Анализ эпизода - разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода - обязательная составная часть любого школьного сочинения.
Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).
Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану:
Анализ эпизода.
План:
I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).
II. Основные герои.
1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?
2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?
а) Способы создания образа.
б) Художественные особенности языка, их значение.
III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

    Составление плана.

- Я предлагаю вам простой план анализа эпизода «Бал в доме Фамусова».

II. Вечер в доме Фамусова.
1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.
2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).
3. Дерзкий смех Чацкого.
4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.

- Давайте попробуем вместе составить цитатный план.

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН
I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?
II. «Мильон терзаний...»
1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»
2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»
3. «Завистлив, горд и зол!»
4. «С ума сошел!»
5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»
6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»
III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:
- поступки;
- взаимные характеристики героев; самохарактеристика;
- взаимоотношения с другими персонажами;
- речь;
- ремарки (манера поведения);
- «говорящие» фамилии.

    Постановка проблемы.

    Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

    Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

    Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»?

П/О: В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.

    Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.

    Выбор эпиграфа сочинения.

    Эпиграф - это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.

    Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).

    Рассмотрим трагедийный аспект темы. Прочитаем эпиграф к уроку. Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа, но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.

    Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

П/О: Самому хозяину не нравится в нем то, что молодой человек слишком вольнодумен, не стремится к низкопоклонничеству, выслугам в чины или хотя бы продвижению по военной карьерной лестнице. Он резок, дерзок, имеет свое собственное мнение, не боится его выражать, да еще и напрашивается в зятья. Чем мешает отцу Софьи реализовать планы касательно "генеральши Скалозуб", ведь Фамусов хочет выдать дочь за ныне полковника. Так же в лице Чацкого и Фамусова описано противостояние прогрессивной молодежи и закостеневшего московского общества. Софья этому лишь усмехается: "Гоненья на Москву! Что значит видеть свет!"

Софья Павловна отчасти мстительна за то, что Чацкий уехал "повидать свет" на целых три года и "не писал трёх слов". Она не долго хранила место в сердце для Александра Андреича и отдала его Молчалину. Отчасти она злится за отношение Чацкого к Алексею Степановичу. Чацкий не уважает и высмеивает Молчалина за чинопочитание и прислужничесвто. Софья не внемлет голосу разума, она лишь слышит, как кто-то критикует ее возлюбленного.

Ну а Молчалин видит в Чацком отрицание всего своего мировоззрения. Они - полная противоположность друг другу. У них нет ни одной точки соприкосновения, чтобы плюс притянулся к минусу. Возможно, Молчалин где-то в глубине души и хотел бы иметь вольнодумство Александра Андреевича, но он настолько труслив, что ему проще ненавидеть недостижимое, нежели становиться похожим на него.

II. Вечер в доме Фамусова. 1. Предчувствие разрыва.
Как связаны 1-3 явления с общественным конфликтом комедии?

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).
П/О: В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.
Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.
а) Портретные зарисовки гостей Фамусова.
б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество?

П/О: Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София - хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба - вероятного жениха Софии - своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка - злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова - он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.
3. Дерзкий смех Чацкого.
а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах?

П/О: В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».
4. Слух о сумасшествии.
а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?
б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого?

в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого?

П/О: Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.
г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется?

П/О: В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.
д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.
а) Как дальше развивается общественное мнение?

П/О: Мнение о сумасшествии Чацкого единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».

б) Спор гостей.

    Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -
восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!
в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии?

П/О: Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.
6. Одиночество Чацкого.
а) Чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...» (стр. 131).

    В чем смысл этого монолога?

П/О: Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.

    Поединок благородства и низости.

Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему.
III . Домашнее задание.
Написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает кульминации в сцене бала.

Чацкий – революционер, типичный представитель молодёжи 10-20-х годов XIX века. Он хочет добиться перемен в стране, улучшения системы образования, выступает против чинопочитательства. Он открыто противопоставлен Фамусову, который обладает житейским умом и ему ничего не нужно, кроме высокого чина, выгоды в замужестве Софьи, да жить в угоду себе.

Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.

Светское общество, как стадо неразумных животных, похоже в целом, но отличается мельчайшими деталями, которые Грибоедов подчеркнул в описании этих людей. Первыми на сцену выходят Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи. Она доминирует в паре, руководит податливым мужем и забоится о нем, будто это не взрослый мужчина, а дитё: «Мой милый, застегнись скорей». Она отвечает на все вопросы, а муж лишь твердит: «Теперь брат, я не тот…». Чацкий удивляется такой перемене в образе жизни своего бывшего товарища. Грибоедов постоянно подчеркивает, что мужчины в светском обществе зависимы от женщин, они не стремятся быть главными в семье.

Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Дочки не отличаются друг от друга, это можно понять даже по их ролям, которые им присвоил Грибоедов: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Они глупы и говорят лишь о рюшечках, да одежде. «Ах! Прелесть!» - восклицает одна из них, а остальные лишь повторяют, словно отражения. Княжна Тугоуховская заботится только о том, как и куда пристроить своё потомство. Только завидев Чацкого и узнав, что он холост, Наталья посылает мужа к нему, расспрашивая Наталью Дмитриевну: «Какое звания?», «Богат?». Но ответы не удовлетворили княжну и она, не задумываясь, кричит мужу: «Князь! Назад!». Князь Тугоуховский плохо слышит и не особо умён, он отвечает лишь краткими фразами-междометиями: «У-хм?».

Приехали и графини Хрюмины: бабушка и внучка. Бабушка – типичная светская женщина. Даже на волосок от смерти она ходит на балы и играет в карты, ест, да пьет. Внучка же зла от того, что не вышла замуж. В беседе с графиней-внучкой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в России манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы.

Тут на сцену входит Антон Антоныч Загорецкий. В ту же минуту, пытаясь услужить Софье, он заговаривает о завтрашнем спектакле, говорит, что достал для нее билет, хотя это было очень трудно. Платон Михайлович говорит Чацкому о Загорецком, мол, он: «Отъявленный мошенник, плут». Хлестова подтверждает, что: «Лгунишка он, картежник, вор», но в то же время Антон Антоныч «мастер услужить», ведь для нее он на ярмарке достал двух арапченков.

После выхода Загорецкого появляется Хлёстова – тетка Софьи, шестидесяти пяти лет. Она имеет большой авторитет в обществе Фамусова. Сам хозяин дома знакомит её со Скалозубом, чтобы она оценил выбор мужа для Софьи. Молчалин же, присаживаясь к Хлёстовой, хвалит её прекрасного шпица и предлагает сыграть в карты.

На балу Чацкий чувствует себя «не в своей тарелке», он одинок как никогда. Люди не понимают его модернистических взглядов, а он не понимает, как можно жить без образования и развития. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Это и создает конфликт между Чацким и обществом. Все реплики, все монологи героя, направленные на изменения в обществе, пока что безуспешны. Но общество должно прогрессировать и в этом ему должны помочь люди-революционеры. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».

Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они «век нынешний» и «век минувший». Люди в этом обществе пустые, не желающие перемен в своей жизни. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, так остро воспринимается ими. Из-за этого слух о безумии Чацкого, который пустила Софья, так рьяно был принят гостями Фамусова. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. Их рассуждения от чего Чацкий мог сойти с ума, делятся на три ветви: пьянство, наследственность и образование. Из-за образования они начали шуметь, словно рой разъяренных пчёл. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», - вторит Фамусов. Ему поддакивает Хлёстова, а княгиня рассказывает о своём племяннике Фёдоре, который: «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».

Они приняли сумасшествие Чацкого легко, даже объяснили причины, потому что иначе все, что говорил Чацкий, было бы правдой, а это недопустимо для устоев светского общества XIX века, ведь они не потерпят изменений в системе.

Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.

Загрузка...