crimea-fun.ru

17 1 коринфянам 9 глава толкование. Библия онлайн

. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

Мы – учителя – не что иное, как слуги; почему же вы, оставив Владыку, называетесь от имени нас – слуг? Назвав апостолов и учителей домостроителями тайн, показал, что не всем без разбора должно преподавать учение, но тому, тогда и так, кому, когда и как должно. Тайны как тайны не должны быть открываемы всем; это не свойственно благоразумному домостроителю.

. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

То есть требуется, чтобы домостроитель не присвоил себе того, что принадлежит господину, не располагал ничем, как господин, но всем распоряжался как чужой, господской собственностью; принадлежащего господину не называл своим, а напротив, свое почитал принадлежащим господину.

. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди.

Коринфяне страдали следующим недугом. Те, которые разделились между собой из-за учителей, как судьи, осмеивали и отвергали мужей благочестивых, за их неученость; напротив, людей порочных принимали к себе за их красноречие, опрометчиво произнося следующие приговоры: такой-то лучше такого-то, этот ниже его, тот превосходнее этого, а этот – того. Итак, когда Павел сказал, что от домостроителей требуется, «чтобы каждый оказался верным» , и этим, казалось бы, дал им повод судить о жизни каждого из них, от чего произошли бы еще большие неустройства, то, для предупреждения сего зла, удерживает коринфян от суда и говорит: «для меня очень мало значит» . Как бы так говорит: подлежать вашему суду я почитаю бесчестием для себя. Потом, чтобы не оскорбить их и не показать к ним презрения, присовокупил: «или как судят другие люди» . Никто, впрочем, да не обвиняет Павла в безрассудстве; ибо это говорит он не о себе собственно (его никто не судил), но, чтобы других не судили, он принимает на себя лицо их и тем совершает, что нужно.

. Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

Не подумайте, говорит, будто я отвергаю ваш суд из презрения к вам или ко всем прочим. Я и себя почитаю неспособным к такому точному исследованию. Не знаю за собой никакого греха, потому что не могу верно и точно судить; «но тем не оправдываюсь» , то есть я не чист от греха; может быть, я и согрешил в чем-нибудь, но сам не знаю об этом. Один Господь может точно и безошибочно судить. Заключай отсюда, сколь точен и обстоятелен суд будущий.

. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь.

Видишь ли, что Павел, запрещая коринфянам судить других, вступается не за себя? Он всегда переносит на свое лицо, то, что касается других, и в своем лице поучает тому, чему намеревается научить.

. Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.

Ныне, говорит, сокрыты дурные дела (они разумеются под выражением «скрытое во мраке» ), и человек нечестивый и развратный часто кажется добродетельным. Но тогда Бог откроет все, обнаружит и самые намерения сердечные. Иной, например превозносит здесь кого-либо похвалами, – доброе дело, но его намерение, может быть, дурно, – может быть, он хвалит не с доброй целью. Другой, напротив, обличает здесь кого-либо, но не с тем, чтобы исправить, а с тем, чтобы обнаружить слабости ближнего. Но все подобные намерения сердца тогда будут открыты.

. И тогда каждому будет похвала от Бога.

Следовало бы сказать: или наказание, или похвала; но апостол обратил речь к лучшей стороне.

. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано.

"Это" , то есть то, что выше сказано было о распрях, и следующее за тем – об осуждении других. Я, говорит, приложил к себе и Аполлосу, чтобы вы от нас научились не умствовать больше того, что написано. А Писание учит нас не превозноситься, когда говорит: «кто хочет быть первым, будь из всех последним» (); также: «кто унижает себя, тот возвысится» (); весьма много есть в нем и других подобных наставлений. А о том, чтобы мы не судили других, говорится так: «не судите, да не судимы будете» ().

. И не превозносились один перед другим.

Это говорит к народу, разнообразя поучение и устремляя речь иногда на учеников, а иногда на учителей и начальников, как и теперь поступает. Ибо коринфяне гордились один пред другим учителями своими, именно: ученик одного учителя превозносился пред учеником другого, потому что предпочитал своего учителя другому. И хорошо назвал такое поведение надмением (φυσίωσιν – опухолью), как бы желваком и опухолью, взяв сравнение от тела, надутого испорченными соками или воздухом.

. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

Опять устремляет речь на учителей и говорит: кто тебя отличил и признал достойным похвалы? Человек? Но суждение человеческое обманчиво. Пусть у тебя и есть что-нибудь достойное похвалы, но это не тебе принадлежит; а тому, кто дал, и ты получил это, а не сам совершил. Если же ты получил, то зачем превозносишься как будто не получил, но приобрел это собственными трудами? Кто получил, тому не должно превозноситься тем, что он получил; ибо это чужое.

. Вы уже пресытились, вы уже обогатились.

Слова, внушенные негодованием. Так скоро, говорит, вы все приобрели! ни в чем не имеете нужды! уже насытились; в короткое время достигли совершенства и получили все богатство познания и дарований! Совершенство достигается в будущем веке, а вы, казалось бы, уже имеете его. В самом деле, ваше тщеславие показывает; будто вы взошли на самый верх совершенства. Сими словами выражает, что они весьма несовершенны, когда ведут себя таким образом.

. Вы стали царствовать без нас.

И это говорит в том же расположении духа, показывая их бессовестность как бы так: удостоившись таких даров, вы не хотите нас, трудившихся для вашего блага, допустить к общению в оных.

. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

О, если бы, говорит, вы царствовали, то есть достигли совершенства! Потом, чтобы речь не показалась насмешкой, присовокупляет: «чтобы и нам с вами царствовать» , то есть получить те же самые блага. Ибо ваша слава – моя, потому что для всякого учителя вожделенно совершенство учеников его.

. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти.

Слова, свойственные человеку скорбящему, или, лучше, тому, кто хочет привести других в стыд. Как вижу, говорит, из ваших поступков, одним нам, апостолам, положил Бог быть последними из всех и «приговоренными к смерти» , то есть осужденными, готовыми на смерть. В самом деле, из того, что вы уже воцарились, я могу заключать, что нам определено быть последними и как бы осужденными, нам – апостолам, то есть тем, которые столько перенесли страданий за Христа.

. Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

Мы подвергаемся страданиям не в углу где-либо, но по всей земле. И не люди только смотрят на нас, ибо не маловажны наши действия, но и ангелы, потому что наши подвиги так велики, что стоят и ангельского созерцания; ибо мы не с людьми только боремся, но и с силами злых ангелов.

. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе.

И это опять говорит для того, чтобы пристыдить их: Тогда как апостолов били и презирали за Христа, коринфяне были уважаемы и почитаемы мудрыми и хвастали, будто все это во Христе. Посему говорит: как возможно, чтобы такие противоположности совмещались в людях с одинаковым образом мыслей? Нет. Необходимо допустить, что или наш образ мыслей не во Христе, или ваш; но мыслить не во Христе – недостойно апостолов Христовых: следовательно, вы заблуждаетесь.

. Мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Т.е. нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь безопасностью (немощью везде называет искушения). Опять, вы славны и благородны, а мы в бесчестии. Все это говорит по сильному негодованию. Смысл такой: как возможно, чтобы мы злострадали, а вы наслаждались безопасностью и проводили жизнь счастливо? Итак, очевидно что вы не в добром состоянии; напротив, теперешнее поведение ваше бесчестно и недостойно апостолов, следовательно, вы не должны гордиться этим.

. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу.

Что, говорит, припоминать прежнее? Посмотри на то, что теперь есть, – на то, как вы утопаете в удовольствиях, а мы совсем напротив.

И побои.

То есть нас бьют. Это говорит против надменных.

И скитаемся.

То есть нас гонят; мы бегаем. Это – против богатых.

. И трудимся, работая своими руками.

Этим приводит в стыд тех, которые дерзают проповедовать ради прибыли и выгод.

. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.

И, – что, говорит, важнее всего, – мы и не почитаем себя несчастными при таковых бедствиях. А из чего это видно? Из того, что озлобляющим нас воздаем противным. Ибо тех, которые злословят нас, благословляем, и тех, которые наносят нам более жестокие обиды (это значит "хуление" , то есть жесточайшая обида) "молим" , (παρακαλοΰμεν ), то есть за хуление воздаем им словами кроткими и ласковыми (это значит "моление" , то есть речь кроткая). За такое-то поведение почитают христиан безумными!

. Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый (περίφημα ) доныне.

Что такое "сор" ? Все, что выметается или стирается как негодное. Так, если кто скверное что-либо стирает губкой, называют сором. Это же значит и «прах, всеми попираемый " ; ибо попирать (περιφάν ) тоже, что обратить губкой. Итак, апостол говорит: мы достойны того, чтобы нас отвергали и почитали за сор не только вы, но весь мир и все люди, и не какое-то время, но даже и доныне. Заметь, каковым должно быть христианину, заметь, что он обязан подвизаться до самого конца.

. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Не к постыжению вашему, говорит, и не с злым и ненавистным намерением говорю это; но «как возлюбленных детей» (вразумляю), и не просто детей, но «возлюбленных» . Простите же мне, если я сказал что и оскорбительное, ибо это от любви. И не сказал: поношу, но «вразумляю» . Кто же не перенес вразумления отеческого?

. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов.

Что ж, – скажете вы, – другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они – наставники, а я – отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова "во Христе" приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.

. Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа «я родил вас благовествованием» , то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.

. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Подражайте, говорит, во всем мне; ни мудростью, ни богатством не превозноситесь и не враждуйте против братьев, но полагайте и мудрость и богатство в любви ко Христу и к братьям. Заметь доброту сердца: он умоляет, а не повелевает. А предлагать самого себя в образец для подражания – это знак великого дерзновения.

. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына.

Потому, говорит, что я пекусь о вас, как о детях, послал к вам Тимофея. Я сам хотел придти и восстановить, мир между вами: но поскольку не могу исполнить этого, то послал его, «моего возлюбленного сына» . Сказал это для того, чтобы показать, как любит их, когда решился для них разлучиться с Тимофеем, а вместе и для того, чтобы внушить им уважение к Тимофею. «Верного в Господе» , то есть не в житейских делах, но в делах веры Христовой; посему и в том, что касается вас, оно будет служить верно.

. Который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Не сказал: научит, чтобы не оскорбились (ибо Тимофей был юн), но: "напомнит" , – то, что вы уже прежде знали, возобновит в вашей памяти. "Путями" называет соединенные с проповедью распоряжения, правила, обычаи, законы божественные. Вспомянет то, как я веду себя, именно: не надмеваюсь, как вы; не ввожу распрей и разделений. "Во Христе" , то есть в этих путях нет ничего человеческого, но все во Христе, или совершается при помощи Христа. Тимофей скажет вам и то, как я учу во всякой Церкви; ибо я вам не сказал ничего нового, напротив, всем преподаю то же самое. Устыдитесь же, что вы одни из всех Церквей уклонились от путей моих.

. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились.

Сказав: я послал к вам Тимофея, для предупреждения того, чтобы они не сделались от сего беспечнее, присовокупляет: хотя сам я не иду теперь и мое отсутствие подало некоторым повод гордиться, но по этой именно причине приду впоследствии. Показывает детскость их мыслей; ибо только детям свойственно вести себя бесчинно, когда нет с ними учителя. Кто же эти возгордившиеся? Сообщники прелюбодея, который и мудр был и богат, и просто – все, которые превозносились мудростью и богатством. Они-то и гордились, как будто бы не было Павла для их обличения.

. Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу.

Этими словами низлагает гордых и возбуждает их к трезвению. И хорошо присовокупил: «если угодно будет Господу» , ибо все происходит по Его мановению.

. И испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

Коринфяне, надеясь на красноречие, презирали Павла как человека неученого; посему он говорит: буду смотреть не на красноречие ваше, ибо не оно нужно, но на "силу" , обнаруживающуюся в знамениях. Ибо Царство Божие проповедано и утверждено не пышностью слова, но знамениями, совершаемыми силой Святого Духа.

. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

"Жезлом" называет наказание. Итак, говорит: от вас зависит, с тем или другим придти мне к вам. Если останетесь беспечными, то я приду и накажу вас, как Елиму () Если же отрезвитесь, то поступлю с вами по духу кротости. Есть в нем и дух строгости и наказания, но он именует его с лучшей стороны, подобно тому, как и Бога называет щедрым и милостивым, а не карающим, хотя Он на самом деле и таков.

1-Кор. 4:1 . Всякий служащий Христу ответственен перед Ним за свое служение. Слово гиперетас, переведенное как служителей, - отличается от "служители" в 3:5 (греческое слово "диаканои"). "Гиперетас" подчеркивает подчиненность вышестоящему и ответственность перед ним. Под тайнами Божиими понимается мудрость, "слово о кресте", которое делается понятным только при откровении Духа Святого (2:7-10).

1-Кор. 4:2 . Павла весьма заботило, чтобы он сам и другие, подобные ему, служители Христовы, неся миру весть о спасении, хранили верность своему Господну.

1-Кор. 4:3-4 . Сам апостол - несмотря на то, что мир отвергал его, - не изменял своему служению, как и благовестию, которое нес. Даже о мотивах собственных действий не мог он судить с уверенностью и еще меньше - об успешности своего служения. Как же могли бы судить об этом другие?

1-Кор. 4:5 . Таким образом преждевременное суждение, ведет ли оно к превознесению одних служителей (3:21) или к пренебрежению другими (4:10), - неправомочно. Только Бог осветит скрытое во мраке и явит милость Свою, удостоив каждого верного служителя похвалы.

В. О преодолении разделении (4:6-21)

Разобрав со всех сторон вопрос разделения в их церкви, апостол прямо указывает коринфянам на главную их проблему: это - гордыня (стих 6). И тут же он предлагает им как практическое средство исцеления от духовной болезни - подражание ему (стих 16).

1-Кор. 4:6 . Все это время Павел избегал называть виновных по имени. Вместо этого, он называет Аполлоса и себя самого (а еще Петра и Христа - 1:12; 3:4-6,22-23), как бы "прилагая" к себе и к ним проблемы коринфян. Теперь же да послужат им Павел и Аполлос "целительными примерами" людей, которые признают власть над собою и не преступают границу того, что написано (в Библии). Они следуют Слову Божию, а не своим наклонностям или мирским представлениям.

Павел надеялся, что на примере их жизни коринфяне научатся смиренномудрию (здесь глагол машете, переведенный как "научиться"; существительное того же корня - матетес означает "ученик", т. е. "тот, кто делает так, как его учат"). Конечно, это был трудный урок, поскольку греки считали, что смирение - это презренное качество раба, признак слабости, и великим людям оно не может быть свойственно (об этом прямо говорилось в "Законах Платона").

1-Кор. 4:7 . Однако смирение в человеке - это единственное качество, приемлемое для Бога, Который Один и по Своей милости дает людям различные дары (стих 7), а потому только Ему Одному принадлежит слава (1:4-9). Все эти истины подчеркиваются рядом риторических вопросов, из которых состоит стих 7.

1-Кор. 4:8 . Смирение должно быть присуще всем христианам. В послании к Филиппинцам (2:5-11) Павел представляете этой связи как образец жизнь Христа. Поначалу главной и характерной ее особенностью было смирение, венцом же - явилось вознесение. Но коринфяне, по-видимому, решили, что первое условие им нет необходимости исполнять. Вознесения они хотели теперь же, немедленно, - чтоб не знать более ни болезней, ни страданий, ни горя. В XX в. это не более достижимо, чем в те дни, когда Павел писал это письмо впавшим в самообольщение коринфянам, однако, и сегодня многие мыслят и поступают по их примеру.

Коринфяне полагали, что уже имеют все, что хотели бы иметь (1-Кор. 4:8а), между тем, им следовало бы испытывать голод и жажду по практической праведности, которой им так не хватало (Матф. 5:6). Они думали о себе как о царях, у которых ни в чем более нет нужды, тогда как на деле они были подобны глупому королю из известной детской сказки, который, будучи голым, беспечно шествовал перед своими подданными (Откр. 3:17-18).

1-Кор. 4:9-13 . Что касается Павла, то он не обманывал себя. Его тоже не радовали страдания. И в этом смысле он хотел бы, чтобы коринфяне были правы в своих суждениях. Но они правы не были. Сами апостолы следовали за Христом дорогой скорби и унижений. Как Он торжественно шел к Своей смерти, так и они (сравните 2-Кор. 2:14). Как Христос страдал, будучи гоним и подвергаясь клевете, так и они, слуги Его, и, руководимые Духом Господним, они терпели и прощали (Лук. 23:34).

В этом-то качестве Господь как бы выставил их на обозрение ("позорище" - старославянское слово в русской Библии - надо понимать как "зрелище") перед всем миром - перед ангелами и людьми. Апостолы жили проповедью о кресте. А вот коринфяне в самодовольстве и ложном чувстве безопасности наслаждались своим "богословием царей" (сравните Ам. 6:1-7).

1-Кор. 4:14-17 . Движимый чувством любви, предостерегал Павел коринфян. Все те, исполненные горькой иронии слова, которые он высказал выше, были написаны не просто для того, чтобы пристыдить коринфян. Однако лишь в том случае, если бы сердца их окончательно очерствели, не ощутили бы они стыда при чтении их. Цель же апостола заключалась в том, чтобы привести к изменению состояние их сердец и образ жизни. И руководила им любовь - такая же, как любовь отца по отношению к его детям. Хотя у коринфян было много наставников и учителей, но только Павел посеял у них семя, давшее им жизнь.

Более, чем любой из упомянутых им "наставников" (Гал. 3:24), Павел принимал к сердцу их интересы. Поэтому-то и призывал коринфян подражать ему (1-Кор. 4:16; сравните стих 9:13). Был у него духовный сын, который так и поступал, а именно - Тимофей (Фил. 2:19-20). Он мог наставить коринфян, напомнив им о путях апостола во Христе Иисусе, ибо, призывая их подражать ему, Павел, в свою очередь, подражал Господу.

1-Кор. 4:18-21 . Павел предвидел, что не на всех коринфян подействуют его увещевания. Некоторые, по всей вероятности, не названные им вожди церковных группировок (стих 5) или "наставники" (стих 15), исполнились высокомерия ("возгордились") и тем послужили поводом к раздорам в церкви. Увещевания на них едва ли произвели бы впечатление. По отношению к ним нужно было действовать. А Павел знал, что сможет явить им силу Святого Духа (Деян. 13:9-11). Когда он проповедывал коринфянам, то полагался не на свои способности именно на силу Духа (1-Кор. 2:4-5).

И на эту же силу он положился бы при наведении порядка в их церкви (2-Кор. 10:4-6). Ибо этой силою правил Бог (Деян. 5:3-11). Хотя Павел любил коринфян, он хорошо знал, что любящий отец не остановился бы в случае нужды перед наказанием (Евр. 12:7). Если потребуется, и он готов прийти к коринфянам с жезлом (т. е. с палкою). Этот "жезл" (по-гречески рабдос) был у греков и римлян символом карающей власти. Самого Павла не однажды подвергали телесному наказанию (Деян. 16:22-23; 2-Кор. 11:25). И все-таки апостол предпочел бы прийти к коринфянам с любовью и духом кротости.

В 4 главе 1 Послания к Коринфянам Апостол Павел заканчивает тему единства в церкви, тему строительства на едином основании.
«Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1Кор.4:1,2) . Слова о «домостроителях тайн Божиих» послужили основанием того, что священника считают «тем, кто свершает таинство», нечто таинственное и непонятное, но Священное Писание трактует само себя. Из контекста видно, что автор подводит итог всему, что писал выше: Павла, Аполлоса, Кифу, да и пастора своей церкви нужно воспринимать, как служителей, через которых Господь приводит к Себе других людей.Домостроители тайн Божиих, которые строят церковь, строят ее на едином основании, вести о том, что Бог искупил грех человека, пройдя через распятие на Голгофском кресте и воскресение, подарив вечную жизнь каждому, кто примет этот дар. В этом заключается великая тайна, которую Господь открывает Духом Святым каждому, кто принимает Евангелие. Пример для подражания, истинный Пастырь - Христос, и только за Ним нужно следовать, у Него учиться.
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор.4:3) . Павел говорит, обращаясь к церкви, что мнение прихожан не является определяющим для него, он не будет совершать те или иные поступки, чтобы заслужить одобрение или избежать порицания от тех или иных членов общины. Как служитель, Апостол несет ответственность только пред Богом и не зависит от мнения людей. Значит ли это, что Павел не оценивает своего поведения? Нет. Это значит, что, оценивая свое поведение, автор послания не выносит себе определенный вердикт. Нам же свойственно «навешивать ярлыки» людям, а не их поступкам. Для нас склонность судить естественна, при чем не только других людей, но и себя. При чем, суд в отношении себя обычно бывает самым строгим и безапелляционным. И это одно из искушений, возникающих в жизни христианина. Признав себя недостойным спасения, человек перестает порой стремиться к Богу, ходить в церковь, молиться и совершать какие бы то ни было шаги для исправления ситуации. Для такого человека велика вероятность уйти от Господа вовсе, на радость врагу рода человеческого.
Итак, должны ли мы оценивать поведение людей и свое собственное? Да. Должны ли мы оценивать людей, и себя в том числе? Нет. Фраза: «Бог ненавидит грех, но любит грешника» очень резко находит реальное отражение в практической жизни. Еще Блез Паскаль заметил, что человек, слишком много судящий о себе, со временем может впасть в одно из двух состояний, оба из которых губительны. Такой человек или становится гордецом, чувствуя свою исключительность, или ничтожеством, что тоже пагубно отражается на его дальнейшей жизни.
«Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:4,5) . Другими словами, не судите, потому что не настало время. Жизнь человека непредсказуема и не стоит на месте. Тот, кто сегодня производит впечатление «хорошего человека», через 10 лет может под влиянием обстоятельств превратиться в человека, обладающего прямо противоположными качествами, и наоборот. То есть, мы выносим приговор тому или иному конкретному человеку, исходя из его сегодняшнего состояния, мы как бы делаем фотографию, а жизнь - это не статика, а движение. Наш разум не способен проанализировать движение, а Бог видит нашу жизнь от начала до конца.
И второй момент: знаете ли вы о сердечных намерениях человека? Мы судим обычно людей, чьи грехи видны. Зависть, лицемерие, гордость, не прощение, злой умысел невозможно увидеть человеческим взглядом. Когда мы начинаем очень большое внимание уделять внешней стороне, внутри рождается много проблем, и люди их часто не замечают. Об этой ситуации сказал Иисус: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам [гробницам, склепам], которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:25-28) . Господь судит сердечные намерения, а не просто внешнее поведение человека. Бог оценивает наши мотивы, поэтому данному вопросу надо уделять особенное внимание.
«Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1Кор.4:6) . Павел говорит, что все вышеизложенное он рассказал церкви применительно к себе и к Аполлосу, как к служителям, чтобы люди в общине научились не мудрствовать сверх того, что написано и не превозносились один над другим. Это наставление актуально для нас и сегодня, поскольку в современных церквях существует множество преданий. У каждой конфессии есть свои непререкаемые авторитеты: в православии это святые отцы, у адвентистов - Елена Уайт, у баптистов - свои авторы. Фразы из их произведений цитируются, вывешиваются в церквях, как девизы. Важно помнить, что привязанность к любому человеческому авторитету - источник проблем, даже если авторитетом обладает Божий человек.
Почему человеческий авторитет для нас так хорош? Потому что жить, руководствуясь четкой инструкцией, и ни о чем не задумываться легче, чем осознавать свой выбор и свою ответственность за последствия принятых решений. Некоторые люди нуждаются в том, чтобы кто-то четко регламентировал их жизнь. Для них послушать мнение авторитетного человека проще, чем искать ответы на волнующие вопросы в Священном Писании и просить водительства Святого Духа.
Апостол так же предостерегает Коринфскую церковь, чтобы никто не превозносил себя относительно других. Гордость - очень опасная вещь. Когда человек превозносится, плодом этого порой являются страшные события в его жизни. Когда человек начинает гордиться, он становится слепым. Яркий библейский пример последствий человеческой гордости - история вавилонского царя Навуходоносора. Как только он возгордился, Господь лишил его разума, сделав подобным животному, пока царь вавилонский не осознал свою неправоту перед истинным Творцом.
«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор.4: 7,8) . Другими словами, люди в церкви возомнили себя царями. О, если бы это действительно было так! Если ты получил дар от Бога, почему гордишься, как будто не получал, как будто это изначально было твоим? Бог одаривает не для того, чтобы гордиться, а для того, чтобы делиться этим даром с другими людьми. Господь дал, Он может и забрать.
«Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем [зрелищем] для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих» (1Кор.4:9-14) . Апостол противопоставляет себя прихожанам церкви. Если первые почитают себя царями, то Павел говорит о гонениях, насмешках и неуважении, выпавших на долю Апостолов и о терпении и смирении, с которым посланники Божии переносят тяжелые будни.
«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:15,16) . В этих словах Апостол подводит итог первым четырем главам Послания, посвященным теме разделений в церкви. Павел обращается к церкви не как пастор, а как отец, который «родил во Христе» Коринфскую общину верующих. И он обращается к людям, как к детям, говоря: «я помог вам придти к Богу, поэтому умоляю вас, подражайте мне, как я Христу». Другими словами, «как я почитаю себя ничем, так и вы не возвышайте сами себя». «Как я считаю себя служителем, так и вы считайте себя служителями». «Как я не ищу человеческого одобрения, так и вы стремитесь, прежде всего, к Богу».
«Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1Кор.4:17) . Павел посылает в Коринф Тимофея, чтобы и он наставил церковь в вопросе подражания Христу.
«Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1Кор.4:18,21) . Апостол говорит, что после его ухода из Коринфа многие прихожане церкви «надулись» (как пузыри). Если угодно будет Господу, я приду и испытаю не слова этих «надувшихся пузырей», которые наполнились своей гордостью и тщеславием, но силу, «динамис», испытаю реальную жизнь. И дальше Павел спрашивает: «Чего вы хотите? С палкой придти к вам или в духе любви и кротости?»
Заканчивая тему разделения в церкви, Павел говорит людям о том, что надо следовать за Христом. Каждый из нас имеет много черт, которые позволяют чувствовать себя ничтожеством. И, в то же время, в каждом присутствуют качества, позволяющие чувствовать себя в чем-то лучшим, чем другие люди. Апостол предостерегает: не человеческий авторитет лежит в основе церкви. Бог Сам приводит к Себе людей. Те люди, которые служат Богу, - это помощники, которых Господь посылает Своим детям, чтобы они указывали на Христа, как единственное истинное основание для строительства церкви.
Подводя итог первым четырем главам 1 Послания Апостола Павла к Коринфянам, можно сказать, что автор предупреждает нас: не избирайте себе авторитетов среди людей, считая, что они непогрешимы. Это часто становится поводом для гордости.
Обладая особым даром или знанием, люди, как правило, не спешат делиться с другими, а воспринимают как знак особого отличия, делающий их выше, лучше других. В Библии есть очень хороший пример такого восприятия - Ветхозаветный Израиль. Что стало с этой нацией, представители которой были избраны Богом? Что этот избранный народ сделал со Христом? Написано, что Израиль - народ священников, призванный служить примером для окружающих народов, чтобы привести их к Господу. Израильский народ посчитал себя лучше всех народов в мире, единственным народом, с которым общается Бог. В результате эти гордые люди отвергли и распяли Христа, Того, Кто сделал их избранным народом.
Это предупреждение для каждого из нас. То, что мы - народ Божий, не спасет никого, если осознание своей избранности будет поводом возгордиться, а не служить окружающим людям, приводя их к Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. Пусть благословит нас Господь, чтобы мы понимали то основание, на котором стоим, чтобы красивый не гордился своей красотой, умный - умом, а духовный - своей духовностью, но чтобы мы воспринимали Божии дары как инструмент для служения своим ближним. И единственный достойный пример для подражания в этом - Иисус Христос, наш любящий Господь.

Константин Чумаков

Павел настоятельно просит коринфян не думать об Аполлосе, о Кифе, и о себе самом как о руководителях партий, но думать о них как о служителях Христовых. Для выражения понятия "служитель" Павел употребляет интересное слово - хиперетес, первоначально означавшее гребца, сидящего на нижней скамье триремы. Некоторые комментаторы подчеркивали именно это, с тем, чтобы изобразить картину, на которой Христос является лоцманом, направляющим путь судна, а Павел слугой, получающим указания лоцмана и работающим лишь по указаниям своего Господина.

Потом Павел употребляет другую аллегорию. Он представляет себя и других своих собратьев-проповедников домостроителями тайн Божиих, которые Бог хочет открыть людям. На домостроителя возложена была ответственность и управление всем домом или имением; он контролировал работу всего штата слуг и выдавал припасы; несмотря на это, он все же оставался рабом там, где дело касалось господина. Какое положение человек ни занимает в церкви, какою властью он в ней ни обладает, каким уважением он ни пользуется, - он все же остается служителем Христовым.

Это приводит Павла к мысли о суждении. Важнейшей чертой домостроителя ойкономос, является его верность. Уже то, что он располагает такою независимостью и ответственностью, требует, чтобы господин мог полностью доверять ему. Коринфяне же, разделившись на группы, присвоив себе имя одного из учителей Церкви, вынесли свое суждение относительно каждого из них. И поэтому Павел говорит о трех суждениях, выпадающих на долю каждого человека:

1) Осуждение своих собратьев. Павел не придает ему большого значения. Но человек не может полностью игнорировать суждение своих собратьев. Как это ни странно, даже при многих серьезных ошибках, осуждение со стороны собратьев часто бывает верным. Это объясняется тем, что человек инстинктивно восхищается основными человеческими качествами: благородством, чувством чести, честностью, верностью, щедростью, великодушием, жертвенностью, и любовью. Философ-циник Антисфен любил говорить: "Только два человека могут сказать правду о тебе - выведенный из себя враг и обожающий тебя друг". Конечно, человеческие суждения никогда не должны отвлекать нас от истины. Но также верно и то, что в человеческих суждениях часто бывает больше правды, чем бы нам того хотелось, потому что люди инстинктивно восхищаются благородными чертами характера.

2) Суждение человека о самом себе. Павел и этому суждению не придает особого значения. Он хорошо знал, что суждение человека о самом себе часто искажено самодовольством, гордостью и тщеславием. Но каждый человек обязательно судит о себе. Один из основных этических законов древних греков гласит: "Человек, познай себя". Циники утверждали, что "способность ладить с самим собой" характеризует настоящего человека. Человек не может расстаться с собой, и, если он потеряет самоуважение, жизнь его становится невыносимой.

3) Он должен будет предстать перед судом Божиим. В конечном счете, именно этот суд является единственно правильным. Важным для Павла было не суждение каждого человеческого дня, но, именно, суждение в День Господа. Суд Божий является окончательным по двум причинам: а) Лишь Богу известны все сопутствующие обстоятельства. Он знает, какую борьбу человеку пришлось вести. Он знает те тайны, которые человек не может поверить кому-либо. Он знает, насколько этот человек мог погрязнуть в грехе, и Он также знает, как высоко он мог бы подняться. б) Лишь один Бог знает все мотивы и побуждения. "Человек видит деяния, а Бог - намерения". Многие деяния, кажущиеся с виду благородными, были совершены из самых эгоистических и неблагородных побуждений, а многие деяния, кажущиеся плохими, могли быть выполнены из самых благородных побуждений. Лишь Он, Кто сотворил человеческое сердце, знает его и достоин судить его.

Было бы хорошо, если бы мы всегда помнили две вещи: во-первых, даже если мы избежим всех других суждений и осуждений, или закроем на них глаза, мы не сможем избежать Суда Божьего. И, во-вторых, суд - дело Бога, и нам лучше всего не судить других людей.

АПОСТОЛЬСКОЕ УНИЧИЖЕНИЕ И НЕХРИСТИАНСКАЯ ГОРДЫНЯ (1 Кор. 4,6-13)

Все, что говорил Павел о себе и Аполлосе, верно не только по отношению к ним, но и по отношению к коринфянам. Не только он и Аполлос должны держаться покорно и скромно, помня, что не суд и суждение человеков ожидает их, но суд Божий. Коринфяне должны соблюдать такую же покорность. Павел выбрал очень учтивую манеру, включив себя самого в свои предупреждения и осуждения. Настоящий проповедник редко употребляет местоимение вы, а вместо него мы; он не говорит свысока, а так, будто сидит вместе с ними, и будто у всех такие же чувства и страсти. Если мы действительно хотим помочь людям и спасти их, мы должны не проклинать, а умолять их, и относиться к ним не критикански-придирчиво, а с чувством сострадания. Когда Павел говорит, что коринфяне не должны мудрствовать сверх того, что написано, он говорит не свои слова, а повторяет слова Божьи, осуждающего гордыню.

После этого Павел задает коринфянам самый главный вопрос, имеющий непосредственное к ним отношение: "Что ты имеешь, - спрашивает он, - чего бы не получил?" В этом предложении Августин видел все учение о милосердии. Одно время Августин мыслил в свете человеческих свершений, но потом переменил свои взгляды. "Для решения этого вопроса мы много трудились, чтобы решить вопрос о свободе воли человека, но милосердие Божие одержало верх". Никто ничего не узнал бы о Нем, если бы Бог не явился людям; никто не заслужил бы спасения; человек не может спасти себя, его спасение от Бога. Стоит лишь подумать о том, что мы сделали, и что Бог сделал для нас, и гордыне не остается места, а пребывает лишь покорная благодарность. Главная ошибка коринфян состояла в том, что они забыли, что их души принадлежат Богу.

Далее следует один из тех взлетов, которые мы вновь и вновь встречаем в посланиях Павла. Он изливает на коринфян едкую иронию, сравнивая их гордыню, их самодовольство, их чувство превосходства, с жизнью апостола. Он выбирает для этого яркую картину. Римскому полководцу, одержавшему значительную победу, устраивался триумфальный парад. Он проходил со своей победившей армией по улицам города со всеми захваченными трофеями. В конце парада находилась небольшая группа пленников, обреченных на смерть; после их выводили на арену цирка, где они должны были драться с дикими зверями и умереть. Коринфяне, в их вопиющей гордыне, подобны победоносному полководцу, демонстрирующему трофеи своей доблести, а апостолы - маленькой группе обреченных на смерть пленников. Христианская жизнь в представлении коринфян заключалась в бахвальстве своими привилегиями и в ведении счета своим свершениям; для Павла же она означала скромное служение Христу и готовность умереть за Него.

Перечисляя трудности и унижения, выпадающие в жизни на долю апостолов, Павел упоминает два очень важных факта:

1) Они терпят побои - колафщесфай. Это слово употреблялось специфически при наказании рабов. Плутарх пишет о том, как один свидетель в споре о принадлежности раба определенному человеку, основывался на том, что он бил этого раба. При этом Плутарх употребляет именно это слово. Ради Христа Павел был готов выносить все, что приходится выносить рабу.

2) Он говорит далее: "Злословят нас - лоидоресфай, мы благословляем". Мы, может быть, просто не можем себе представить, насколько поразительным было такое заявление для язычника. Аристотель заявляет, что высочайшей добродетелью человека является мегалопсухиа - великодушие, то есть добродетель человека, имеющего благородную душу; и он определяет эту добродетель как неспособность выносить оскорбление. Для античного мира такая христианская скромность была совершенно новой добродетелью. Такое поведение, конечно, казалось людям безумно глупым, хотя именно это безумие и является мудростью Божией.

ОТЕЦ В ВЕРЕ (1 Кор. 4,14-21)

Этим отрывком Павел заканчивает часть послания, касающуюся, собственно, споров и разногласий в Коринфе. Он пишет так, как пишет отец. Само слово, употребленное Павлом в стихе 14 для передачи значения вразумляю - ноуфетейн, употреблялось в значении предостережений и наставлений, которые отец дает детям (Еф. 6,4). Если даже при этом он говорит сурово, это не та суровость, с которой карают провинившегося раба, а с которой направляют блудного сына на путь истины.

Павел понимал, что по отношению к Коринфской церкви он занимал особое положение. Наставник - педагогос (сравни Гал. 3,4) - детоводитель, не был учителем ребенка, а был им старый и доверенный раб, который провожал ребенка в школу, наставлял его в вопросах морали, заботился о его характере, стараясь сделать из него человека. Ребенок мог иметь много наставников, но лишь одного отца. В будущем у коринфян, может быть, будет еще много наставников, но никто из них уже не сможет сделать того, что сделал Павел: никто из них уже не сможет более родить их к жизни во Христе Иисусе.

После этого Павел говорит поразительную вещь. Она сводится к следующему: "Я призываю детей следовать за отцом". Редкий отец может вымолвить это. Чаще всего надежды и молитвы отца сводятся к тому, чтобы его сын стал тем, чем ему самому никогда не суждено было стать. Большинство из нас, обучающих других, не может сказать: "Делай, как я делаю", а лишь: "Делай, как я говорю". Павел же, не от гордыни, а с уверенностью может призвать своих детей следовать ему в вере.

Потом он делает коринфянам тонкий комплимент. Он пишет, что послал к ним Тимофея, "который напомнит вам о путях моих во Христе Иисусе". В сущности же он говорит, что все их ошибки и заблуждения вызваны не сознательным бунтом, а забывчивостью. Это так типично для человеческой природы. Часто мы вовсе не восстаем против Христа, а просто забываем о Нем. Часто мы вовсе не преднамеренно отворачиваемся от Него, а просто забываем, что Он вездесущ. Большинству из нас нужно, прежде всего и больше всего, одно - жить в постоянном присутствии Иисуса Христа. Не только во время богослужений, но в каждый момент каждого дня Иисус Христос говорит нам: "Помни обо Мне".

И Павел продолжает вызовом. Пусть они не говорят, что он не придет к ним, потому что он посылает к ним Тимофея. Он придет, если угодно будет Господу; и тогда он испытает их. Да, коринфянам хорошо говорить, но их возвышенно звучащие слова ничего не значат, значение же имеют их деяния. Иисус не говорил: "По словам их узнаете их", а "По плодам их узнаете их". Мир полон разговоров о христианстве, но одно деяние стоит тысячи слов.

В заключение Павел спрашивает коринфян, прийти ли ему для того, чтобы назначать наказания, или же для того, чтобы проводить с ними время в любви. Любовь Павла к своим чадам во Христе звучит в каждом его послании, но это не слепая сентиментальная любовь. Любя, он понимал, что наказание может быть необходимостью, и был готов назначить его. Бывает любовь, которая приводит человека к краху. Она игнорирует его недостатки. Но бывает любовь, способная изменить человека, исправить его, разглядывая его светлыми глазами Христа. Любовь Павла подсказывала ему, что иногда нужно причинять боль человеку для исправления его.

Павел разбирал вопрос о ссорах и разногласиях в церкви Коринфа, а теперь он переходит к разбору определенных практических проблем и серьезных проблем внутренней жизни церкви, новости о которых дошли до него. Этот раздел охватывает главы 5 и 6. В 5,1-8 Павел касается блуда. В 5,9-13 он определяет наказание за блуд и иные грехи. В 6,1-8 Павел говорит о том, что братия Коринфской церкви обращаются в суд неверных по делам между собой, а в 6,9-20 он подчеркивает необходимость непорочности.

Коринф, славившийся большим богатством, и мудростью, хотя уверовал во Христа, но, уверовав, находился в опасности отпасть от Христа. Ибо богатые составляли свои партии, а мудрецы – свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека. Кроме того, один из них смесился с мачехой; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред эллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались. Причиной же всех этих беспорядков была внешняя мудрость; ибо она есть мать всех зол для тех, которые верят ей во всем. Посему Павел пишет послание в Коринф с целью исправить все это. Поскольку же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия; то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему-то высшему. Поэтому Павел и начинает следующим образом.

Загрузка...